Сказки на православную тему

                ПРЕДИСЛОВИЕ

  «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания»,  - писал своему брату Льву Александр Сергеевич Пушкин - великий Пушкин,  выпускник лучшего учебного заведения  России – Царскосельского лицея.   Даже он, обладавший  энциклопедическими знаниями, считал, что без знания  народных сказок его блестящее воспитание и образование  неполноценно…Что уж говорить  о моем  деревенском  воспитании и провинциальном образовании?!

     И все-таки, несмотря на это, по благословению моего духовного отца  в феврале 2014 года я написала свою первую сказку на православную тему. Конечно,  у меня далеко не энциклопедические знания, и школу я заканчивала самую обычную – даже не среднюю, (а «восьмилетку»  по тому времени, да еще в российской глубинке), но сказка написалась как-то легко, сразу же вторая, третья…  Первую оценку им дал батюшка: «…жизненно важные сказки…».   Такая поддержка укрепила меня  в намерении продолжать писать сказки,  как для детей, так и для тех взрослых, кому интересна эта тема и форма преподнесения.   Каждое слово, уложенное в текст, я посвящаю моему доброму наставнику и духовному отцу. Это он своей любовью к церкви-матушке, ее канонам и уставам, ее светлым и неповторимым по духу праздникам воспитывал меня в Любви и Истине, в Любви к Богу,  Богу – Слову. 

                «В начале  было Слово,

                и Слово было  у   Бога,

                и Слово было Бог».

                (Евангелие от Иоанна,1;1)
 
 С самых первых мгновений появления на свет человек становится на путь жизни, ему не ведомый, сокрытый по воле Божией и Его милосердию,  путь – тропинку, которая приведет к  Истине и пониманию смысла жизни. Тогда он, не ограниченный в свободном своем выборе, сможет снискать душевный покой и умиротворение. Такой тропой становится для каждого человека

                дорога к храму

У одной девочки в старой коробке жили два давнишних друга: Карандаш и Альбом. Частенько Альбом подсовывал один из своих листов поближе к Карандашу  и тот  с удовольствием рисовал на нем. Вот и сегодня Карандаш остро отточил свой носик и провел на листе Альбома две извилистые линии, почти сблизившиеся в правом верхнем углу.

-Ой-ой-ой!.. Больно!.. Что ты делаешь?

-Как что? Рисую. Ты альбом, а я карандаш, поэтому я рисую на твоем листе.

-А что ты рисуешь?

-Что я рисую? Дорогу.

-А куда ведет это дорога?

-Гм-гм, я пока еще не придумал.

-Но ведь любая дорога должна куда-то привести.

-Да-а, давай подумаем вместе. Может, в лес?

-Или на лужайку с вкусными ягодами и пахучими цветами.

-Верно: на лужайку…Хотя – нет! Я вижу вон там , вдали, синюю маковку храма.

-Где-где? Я ничего не вижу!

-Да ты вглядись повнимательнее в макушки тех сосен на горизонте.

-А-а-а... Да-да, там нечто особенное, не похожее на кудрявые сосновые верхушки. Да!  Вижу! Это купол храма с крестом.

-Вот и хорошо, что ты увидел. Ведь если дорога не ведет к храму, она ведет в никуда.

  Мой дедушка говорил, что дорога в храм – самая спасительная для души человека.

-Только для человека? А как же мы?

-Мы? У нас нет души, но есть способность запомнить и записать на долгие годы, как  происходит очищение души человека в храме.

-О-очень остроумно! Это же никому не видно!

-Согласен. А ты посмотри на лица людей, которые возвращаются из храма. Какие это лица?

-Э-э-э, счастливые почему-то… Люди улыбаются… Друг с другом почти не общаются, а улыбаются… Смешно.

-Ничего  смешного нет. Видишь вот ту женщину? Помнишь, какое у нее было лицо, когда она шла в церковь? Грустное. А сейчас? Идет и улыбается чему-то внутреннему, чего мы не видим.  И  лицо ее сияет, как ясное солнышко в пасмурную погоду.

-Да, в этом есть что-то таинственное... Хороший у тебя рисунок получился.

-Тебе  нравится? Тогда в другой раз я нарисую тебе еще что-нибудь. Только ты не кричи так громко, а то я сегодня напугался. Хорошо?

Довольный, Карандаш улегся рядом с Альбомом и задремал, а его друг еще долго любовался зеленью сосен, красотой  синего купола с золотистым крестом над ними и этой прекрасной дорогой,  которая ведет к храму…
                «… Да будут светила на тверди небесной                               
                для отделения дня от ночи…». И появилось Солнце,

                Луна и звезды во всем своем величии и красе.

Богом сотворен прекрасный мир, где даже каждая малая звездочка сочтена и  выполняет свою, Богом назначенную  функцию. И на протяжении своего существования человек пытается взглянуть  в самую глубину и  разгадать великую Тайну Мирозданья, придумывая телескопы, отправляя космические корабли в плавание по безвоздушному пространству…  Но  никогда до конца не постигает всей Премудрости Божией!

А вот Звезда, как часть творения Бога,  может … улыбнуться Человеку и поддержать его своим божественным мерцанием…

               

                НЕОБЫЧАЙНАЯ ЗВЕЗДА

 Яркое солнышко пригрело раскрытую страницу Альбома, он открыл глаза и потянулся: «Хорошо-то как! - подумал он. – Только пусто почему-то на сердце. Движения что ли не хватает? Надо  ведь трудиться: движение – это жизнь. А тут лежишь –лежишь… Надоело!»

Альбом решительно подвинулся к своему другу Карандашу:

- Ты так давно не щекотал мои бока своим грифелем, что я успел соскучиться.

- Извини, Альбомчик, - вышел из задумчивого состояния Карандаш. - Я был занят. За это время, что мы не виделись с тобой, я подарил в Картинную Галерею три рисунка. Хочешь, и тебе подарю?

- Очень хочу! Только ты рисуй и рассказывай, чтобы мои друзья…

- У тебя появились новые друзья?
-  Со мной познакомились трое мальчиков. Они стали ходить в художественную школу и частенько рисуют во мне. (на моих страницах)

-Вот здорово! Значит, и  мои рисунки ты тоже им можешь подарить?

- Конечно, да. Они будут очень рады.

- Тогда смотри. Видишь, на крылечко этого дома вышел мальчик? Заметил, что у него в руках?

-Ух, ты! Это же мой брат  Альбом Младший! Подожди-ка,  да ведь мальчик  точь-в-точь повторил один из твоих рисунков! Вот дорога, поле, лес и купол храма вдали. Людей только нет. Но зато какая большая луна на темном небе!. Ее желтый свет отражается даже на снегу, особенно под окном дома! Я такого желтого снега раньше не замечал нигде.

- Конечно: особенно желтым снег под окном  кажется потому, что от лампочки падает свет.

- Это не лампочка, я думаю. В доме горит большая свеча, свет от нее падает на снег и он    кажется желтее обычного! От лампочки свет резче, неприятнее.

- Здесь, наверное, живут богобоязненные люди…

- Почему ты так решил?

- Да ты сам подумай: ночь, тишина, все спят, а в комнате горит свеча.

- Согласен. Там живут люди, которые любят Бога и боятся Его обидеть. Они, вероятно, всегда перед сном разговаривают с Ним. Молятся…

 Ненадолго воцаряется молчание. Оба друга пристально всматриваются в рисунок и вдруг  в один голос  произносят:

-Какая таинственность!

Потом Карандаш добавил:

- Неясные очертания дома в ночи, темные большие деревья и кругом желтый свет! Он как будто разлитый, настолько он мягкий, ровный и …теплый.

- Ну ты и сказал!..  Г-м-м… Теплый…

- А ты отойди подальше и посмотри еще раз. Что чувствуешь?

- Э-э-э, и правда: теплота. А отчего?

- Вероятно, этому мальчику удалось подобрать гамму красок, выдержать пропорции и в центре рисунка именно «разлить» желтизну света от луны и свечи. Сливаясь, они обеспечивают эту мягкость и таинственность.

- Да-а-а. Рисунок ему удался. Наверно, тоже хочет кому-то подарить, поэтому и на крылечко дома вышел.

- А я не согласен. У него в руках не только альбом, еще и кисточки торчат. Вышел порисовать.

- Давай и мы помолчим немного. Не будем ему мешать. Я тоже постараюсь закончить тебе свой подарок.

 Тихонько вздохнув, Альбом улегся поудобнее. Карандаш еще некоторое время водил своим остреньким носиком, заканчивая рисунок, а его друг Альбом уже спал.

  И снился ему желтый мерцающий свет на снежной поляне, а высоко в небе он видел звезду. Это была необычная звезда: она то приближалась к нему, то удалялась; то горела ярче, то становилась совсем незаметной.  Она словно о чем-то неведомом шептала ему,  отчего в бумажной  душе его рождалось какое-то новое чувство,  названия которому он не знал ранее. «Бог есть Любовь», -  вдруг вспомнил он слова из Библии, которую в детстве читала ему Бабушка, и  понял, что таинственность рисунка -  в Божественной Любви Мирозданья.
 
Человек приходит в мир совсем крошечным и беззащитным…  Сколько же нужно сил, терпения и любви, чтобы воспитать его и сделать сосудом Божественной благодати!   А  до тех пор  несмысленыш познает мир под неусыпным наблюдением родителей, бабушек и дедушек.  Так приобретается жизненный  опыт.   Но,  бывает, что  он предпринимает и самостоятельные  шаги («…я сам…»),  и тогда шишки, ссадины и  ошибки неизбежны.

                ОПЫТ ПОЗНАНИЯ

-Фунтик, Фунтик…Кис-кис-кис…Бабушка, скажи Фунтику, чтобы ко мне пришел, - просит четырехлетняя внучка свою бабушку, чем-то занятой на кухне по хозяйству.

-Внученька, коты не понимают человеческого языка. Им невозможно приказать, но я попробую:

-Фунтик!..- серый с большой головой и лоснящейся шерстью кот слегка повел ушами, прислушиваясь. – Иди к Маше. Она с тобой хочет поиграть.

Секунду – другую кот смотрит в бабушкину сторону и важно, словно снисходительно, направляется в другую комнату, где Маша готовит «обед» на детской подаренной батюшкой плите. Некоторое время в квартире затишье: оба довольны – Фунт  «послушался» и пришел, Маша – оттого, что есть кого накормить приготовленным блюдом. И вдруг затисканный кот, не выдержав посягательств на свою свободу, стремительно несется на кухню, угрожающе задрав хвост-трубу; а в комнате раздается истошный крик: «Бабушка, Фунтик меня оцарапал!»

-Фунтик, - строго «обращается» к нему бабушка. – Ты зачем Машу оцарапал?! Независимый взгляд кота выражает виноватость  а сам принимает угрожающую позу с метанием  искр из косых, ставших почти темными кошачьих глаз…Хвост-труба громко и ритмично бьет по полу….

-Видишь, Машенька, Фунтик сердится. Ты его, вероятно, обидела…

-Нет, я хотела влить ему в рот «суп», а он меня оцарапал, - хнычет внучка.

-А ты его погладь по шейке снизу. Он больше не будет… Погладь, погладь, не бойся…. Видишь, он уже и мурлычет.

Довольная, Маша ложится рядом с ним и , прижимая  морду кота к себе, приговаривает: «Фунтяра, миленький…». Бабушка наливает в блюдечко молока, кот лакает, а Маша умилительно смотрит на его розовый язычок, которым он захватывает молоко, и понимает, что коты пьют и едят совсем не по-человечески.

В комнатах ненадолго воцаряется тишина.


Рецензии