Сказка о встрече Льва Толстого и Андрея Вышинского

Сказка о встрече Льва Толстого и Андрея Вышинского


Лев Толстой прочитал новую биографию драматурга Александра Николаевича Островского. Биография новая, но обстоятельства жизни, в основном, известные. Допустим, маленький Александр с маменькой осматривал Москву.

«Действительно», - подумал Толстой. – «В Москве много достопримечательностей. Почему бы мне и не пройтись?..»

Идет Лев Толстой по Москве и видит. Навстречу ему где-то, еще довольно далеко, идет Андрей Вышинский.

Толстой подумал: «Присяду я на скамейку и немного подремлю. Несколько минут».

Присел. Прикрыл глаза. И, в самом деле, задремал.

Приснилось ему, что Толстой Пётр Андреевич прибыл с визитом к царевичу Алексею Петровичу, уехавшему из России за границу. Граф предлагает царевичу перекинуться в картишки. Царевич соглашается. Петр Андреевич выиграл у царевича несколько золотых монет и поехал в Россию. В России его встречает царь Петр Алексеевич и спрашивает: «Привез, Пётр Андреевич, царевича?» Пётр Андреевич отвечает, что царевич разговаривать на тему о возвращении в Россию не желает. Таковы обстоятельства. Царь в гневе смотрит на Пётра Андреевича. И – в очень плохом настроении Лев Николаевич очнулся от дремы.

Встал со скамейки. Вдруг видит – в двух шагах от него Андрей Вышинский. Оказалось, пока Лев Толстой видел неприятный сон, Вышинский как раз и подошел.

Лев Толстой подумал со вздохом: «Кажется, он был в студенческой фуражке?» Это – о какой-то прошлой встрече.

Лев Толстой вздохнул второй раз и говорит: «Андрей Януарьевич! Разные люди читают мой роман «Война и мир». У меня с собой есть экземпляр. Дарю Вам его».

«Подпишите, Лев Николаевич!»

Лев Толстой написал «Андрею Януарьевичу Вышинскому…» и на секунду задумался: что добавить? Но вздохнул в третий раз и ничего не добавил. И расписался.

«Спасибо, Лев Николаевич! Весьма Вам благодарен! Если бы у меня был с собой экземпляр моего труда по вопросам государства и права, я бы, конечно, его Вам подарил. Но – не захватил… Строгий пропускной режим. Лишние вопросы… Приношу извинения».

Лев Толстой промолчал. Слегка поклонился и пошел дальше.

Андрей Вышинский подумал: «Не случайная, наверное, встреча. Петр Андреевич был известным дипломатом. Не пора ли мне сменить род деятельности? Покажу сегодня во время доклада подписанный экземпляр и вспомню, - случайно, - о Петре Андреевиче, дипломате весьма выдающемся…» Положил экземпляр романа в портфель и продолжил свой путь.


31 мая 2018 г. 14:33


Рецензии