Как Изюмка решил научиться читать

Занятия Гнома Гномыча со своими подопечными не прошли даром. Изюмка и Фадей научились считать до десяти и обратно, а потом и до ста, освоили сложение и вычитание, сравнение чисел.
Изюмка, он ведь был постарше, схватывал все быстрее Фадея. А потом посмеивался над ним, когда хомячок отставал от поросенка в решении примеров. Зато усидчивости Изюмке не хватало. Бывало, решит один пример и бежит заниматься своими делами. А на следующий день забывает какая цифра что означает или даже знак «минус» со знаком «плюс» путает.
Фадей наоборот. Хоть медленно задачки решает, зато старается все запомнить. Один пример разберет и просит Гномыча еще задачку задать, чтобы лучше разобраться.
Ну, так или иначе, удалось старому гному научить ребят азам арифметики. Решил он продолжить обучение и взяться за буквы, чтение и чистописание.
Снова достал Гномыч свою толстую тетрадь с рецептами, вырвал несколько чистых страниц. Разрезал на листочки и написал на них буквы. Причем каждую букву написал по нескольку раз, чтобы из них можно было слова составлять.
Вечером, когда как обычно все домочадцы собрались на занятия, Гномыч достал листочки с буквами и сказал:
– Цифры вы освоили, теперь пора за буквы приниматься.
Когда Гномыч разложил по порядку буквы на столе, так что получился алфавит, Изюмка недовольно захрюкал:
– Это что? Это я должен вот столько букв запомнить?
– Да, – подтвердил гном. – В алфавите 33 буквы, и, чтобы научиться читать, нужно их все запомнить.
– Ну вот еще! – запротестовал поросенок. – Я еле-еле десять цифр выучил, а тут целых тридцать три буквы!
– Изюмка, ты опять учиться отказываешься? – нахмурил брови Гномыч.
– Да. Отказываюсь! – заявил Изюмка. – Я понимаю, числа знать надо. Считать уметь, чтобы, например, желуди посчитать можно было. А читать уметь зачем? На желудях буквы не написаны. Корешки я могу и без всяких букв выкопать.
– Хорошо, – сказал гном. – Но не проси меня потом научить тебя читать.
– Вот еще! – Изюмка гордо вскинул голову и отправился играть в солдатиков, сделанных Гномычем из сухих кукурузных початков.
– Ну а ты, Фадейка, – спросил Гном. – Хочешь научиться читать?
– Конечно, хочу! – ответил хомячок.
У мышки Кишмишки было несколько книжек со сказками, в которых были удивительно красивые картинки. Фадейка, когда они приходили с Изюмкой в гости к Кишмишке, любил листать эти книжки, рассматривать картинки. Но понять, о чем была та или иная сказка только по картинкам было сложно, а читать Фадей не умел. Иногда Кишмишка, которая научилась читать в школе, брала книжку и читала хомячку одну или даже две сказки. Теперь же Гномыч предлагал самому Фадею научиться читать. Мысль о том, что он сам сможет читать сказки, приводила хомячка в восторг.
– Конечно,  хочу! – повторил Фадей.
– Вот и отлично, – заключил Гномыч.

По осени на пустыре в конце Ромашковой улицы, где регулярно организовывали разные выставки, проводили ярмарку с аттракционами, представлениями и выступлениями. А в этом году еще и бродячий цирк приехал, причем артисты цирка решили провести выступление для ребят абсолютно бесплатно. Об этом сообщил дядюшка Грач, навестивший своего старого друга Гномыча.
– А ты, Гномыч, еще не записал своих ррр-ебят на бесплатное пррр-едставление? – осведомился Грач.
– Да, честно говоря, я и не знал, что цирк приехал, – ответил гном. – Закрутился совсем с делами.
– Хотим, хотим на представление! – хором закричали Изюмка и Фадей, хватая Гномыча за рукав.
Гном выглянул в окно, где моросил осенний дождик, вздохнул – уж очень не хочется в такую сырую погоду выбираться из сухого теплого жилища. Потянулся гном за плащом, чтобы идти записывать ребят на представление.
– Не беспокойся, мой дррр-уг, – сказал Грач. – Я все ррр-авно лечу в ту сторону и запишу твоих ррр-ебятишек на пррр-едставление!
Дядюшка Грач, как и обещал, записал ребят, но билеты забрать не успел, и сказал, что получить их можно будет прямо на ярмарке. 

Изюмка и Фадей еле дотерпели до воскресенья, когда было назначено цирковое представление. Утром в воскресенье они втроем с Гномычем отправились на Ромашковую улицу. Благо дождя не было, светило солнышко. Они без приключений добрались сначала до остановки полевого автобуса, а потом на автобусе до самой ярмарки в конце Ромашковой улицы.
Изюмка открыл рот от изумления. Он первый раз был на ярмарке, и то, что он увидел, его поразило. Тут были разные аттракционы: качели и карусели, тир и батут. Тут были торговые ряды с овощами и фруктами, сладостями и игрушками. А в центре возвышался купол циркового шатра.
Гномыч подвел ребят к билетной кассе. Старая курица билетерша, оторвала взгляд от вязания. Посмотрев на Изюмку и Фадея через толстые стекла очков, она прошамкала:
– Пригласительные билеты – именные. Ищите билет со своим именем.
Билеты были разложены в алфавитном порядке.
– Фэ, – нашел нужную букву хомячок. – Фа-дей, – прочитал он по слогам.  – Вот мой билет!
Изюмка стоял в нерешительности, умоляюще поглядывая на Гномыча. Но тот даже ухом не повел.
– Ну а ты что? – спросила билетерша. – Ищи свой пригласительный.
– И-зюм-ка, – прочитал хомячок. –  Изюмка, вот твой билет!
Взяв пригласительные билеты, Гномыч отвел ребят к шатру цирка, сказав, что встретит их после представления. А сам направился в кафе, попить лимонада, да поболтать со своими старыми приятелями кротом Киреем и барсуком Бернардом.
Изюмка и Фадей заняли свои места, и представление началось. Чего тут только не происходило! Жонглеры подбрасывали и ловили кольца и булавы, жонглировали сразу десятками разноцветных шаров. Гимнасты выделывали такие кульбиты под куполом цирка, что дух захватывало. Фокусник казалось из воздуха доставал кроликов и голубей, а потом заставил исчезнуть целого слона! А больше всего Изюмке понравился клоун в шляпе с красным носом, уморительной улыбкой и почему-то немножко грустными глазами.
Когда представление подходило к концу, на арену выбежал полюбившийся Изюмке клоун, везя за собой тележку, накрытую покрывалом.
– Ну что, понравилось представление?! – спросил клоун.
– Да-а-а!!! – хором раздалось со всех сторон.
– Но это еще не все. Мы приготовили для всех наших зрителей подарки.
Клоун отдернул покрывало, и все увидели, что тележка заполнена игрушками, детскими книжками и кулечками с конфетами. Клоун снял шляпу и подбежал к зрителям.
– А ну-ка, складывайте свои билетики в мою шляпу!
Когда билеты оказались в шляпе клоуна, он вернулся к тележке.
– Чтобы никому не было обидно, я сейчас буду выбирать подарок. А мой помощник, будет доставать из шляпы билет и читать имя того, кому подарок достанется. Кто хочет быть моим помощником?
– Я, я! – со всех сторон ребята тянули руки.
И только Изюмка не рвался вперед. Он даже попытался вжаться в кресло, чтобы стать менее заметным.  Что если его вызовут? Он же не умеет читать! Он же опозорится перед всеми: перед Кишмишкой, Миней, Зайчиком Филей, перед бельчатами Буней и Веней, которые все были на представлении.
– Ты, – позвал клоун, и сердце Изюмки ушло в пятки – ему показалось, что клоун указал на него.
Но оказалось, что клоун позвал Фадея. Хомячок гордо вышел на середину арены.
– Ты такой маленький, а уже умеешь читать? – удивился клоун.
– Да, умею, – подтвердил Фадей.
И началась раздача подарков. Клоун выбирал подарок, а хомячок доставал из шляпы билетик и громко читал имя. Под барабанную дробь счастливый обладатель подарка выходил на середину арены и торжественно получал гостинец из рук клоуна. Самому Фадею достался настоящий футбольный мяч, а Изюмке кулек вкусных-превкусных конфет. В другой ситуации поросенок был бы страшно рад такому подарку. Но сейчас ему было бесконечно стыдно. Все вокруг, включая малыша Фадея, умеют читать, и только он один – уже довольно взрослый поросенок, даже не знает букв.
На выходе из цирка их встретил Гномыч.
– Что, не понравилось представление? – спросил гном, посмотрев на хмурого Изюмку.
– Понравилось, – пробурчал поросенок.
Пока они добирались до дома, хомячок без умолка рассказывал о представлении, о том, как его выбрал клоун, и как он помогал дарить подарки. А хмурый Изюмка не проронил ни слова.
Вечером, когда Гномыч с Фадеем сели заниматься, Изюмка подошел к старому гному и молча уставился в пол.
– Ну, что скажешь? – спросил гном.
– Гномыч... Я, это... Неправ был...
– И что?
– Я тоже хочу научиться читать.
– Изюмка, я разве тебе не предлагал?
– Предлагал.
– А я говорил, что второй раз предлагать не буду?
Изюмка вздохнул и повернулся было уходить.
– Ладно, – сказал Гномыч. – Садись. Мы с Фадеем сейчас буквы повторять будем, и заодно тебя научим.
Изюмка так и засиял от радости.
– Упрямый ты поросенок, – пожурил его Гномыч. – А упрямство до добра не доводит, ты это и без меня не раз на себе ощущал. Но хорошо, что ты свои ошибки признаешь. Вот еще бы тебе свое упрямство и лень победить – и был бы золото, а не поросенок!


Рецензии