Как Изюмка буквы учил

Туго шло обучение Изюмки алфавиту. То он путал букву «Ж» с «Ш», то «Ц» с «Щ», то «О» с «С». То забывал как выглядит буква Т или принимал П за Н. Если Фадей брал усидчивостью, то поросенок начинал нервничать, а один раз в сердцах даже разбросал листочки по всему дому.
– Изюмка! – сказал тогда Гномыч. – А ну-ка быстро встал и все собрал!
Старый гном так строго посмотрел на поросенка, что тот пулей вылетел из-за стола и вмиг собрал листочки.
– Еще раз так себя поведешь, – предупредил Гномыч, постучав пальцем по столу. – Во-первых останешься без сладкого на неделю, а во-вторых буквы будешь учить самостоятельно.
Если уж рассердить Гномыча – то тут шутки плохи. И Изюмка это хорошо знал. Если сказал гном, что без сладкого оставит на неделю, то так и будет. А вдруг потом забудет, что пора сладкое возвращать? Так и целый месяц без конфет просидеть можно.
Поэтому Изюмка теперь старался держать себя в руках. А если уж совсем невмоготу становилось от того, что ничего не получается, то поросенок выбегал из дома-тыквы и со злостью пинал забор. Впрочем, и это он вскоре перестал делать, после того как выскочил из домика в настоящий ливень, промок до нитки, да еще отбил ногу слишком сильно пнув по столбу.
– Ничего у меня не получается! – прохрюкал Изюмка в очередной раз перепутав букву «М» с «Н».
– А ты старайся, – ответил гном.
– Я стараюсь, стараюсь, а ничего не получается! – поросенок обреченно уронил голову и захныкал.
– Изюмка, перестань, – стал утешать его Гномыч. – Посмотри, даже Фадей буквы запомнил, а он насколько младше тебя!
– Да как их все запомнить можно?! – всплеснул копытцами Изюмка.
– А я не просто так буквы запоминал, – сказал хомячок. – Я запоминал, на что они похожи.
– Как это? – удивился Изюмка.
– Вот смотри, – начал объяснять хомячок. – Буква «Д», например, похожа на дом. Вот у нее крыша, а в середине как будто окно. А буква «Ё» похожа на ёжика – вон у нее глазки сверху.
– Точно! – обрадовался поросенок.
– Видишь как просто, – улыбнулся Гномыч. – Теперь давай ты, Изюмка, посмотри на буквы и подумай, на что они похожи.
Поросенок склонился над листочками, разложенными на столе.
– Ну... Ну, например..., – в нерешительности начал он. – Например, буква «Ж» похожа на жука. Вон у нее лапки как у жужелицы!
– Молодец, – похвалил Гномыч.
– А буква «Ф» – на фонарик, – продолжил Изюмка. – У нее как будто свечка внутри вставлена!
Так дело и пошло. Изюмка придумывал, на что похожа буква, и так ее запоминал. «А» у него была похожа на шалаш, «Б» пузатая как большой барабан, а «П» была похожа на турник.
Гномыч сказал, что Изюмка запоминает буквы с помощью ассоциаций. Кто такие «ассоциации» Изюмка не знал, но был рад, что они помогают ему учить алфавит.

Но оказалось, что выучить буквы не значит научиться читать. Ведь слова состоят из многих букв. Поросенок, прочитав все буквы в слове, никак не мог сложить их вместе. То забывал те буквы, которые прочитал раньше, то путал их местами.
– Опять у меня ничего не получается!
– Изюмка, – подсказал гном. – А ты попробуй петь слова.
– Как это? – удивился поросенок.
– Видишь ли, буквы делятся на гласные и согласные. Гласные буквы музыкальные их можно пропеть. Например: а-а-а, о-о-о, у-у-у. А согласные не поются. Благодаря гласным буквам слова не только делятся на части, которые называют слогами, но гласные буквы позволяют пропеть эти слоги и все слово. Вот смотри: ко-о-оро-о-ов-а-а-а, – произнес нараспев Гномыч.
– А теперь ты попробуй, – продолжил гном, сложив на столе перед Изюмкой слово.
– «И», – начал читать поросенок. – «З»... И-и-из... Так, это как юла на боку – буква «Ю». И-и-изю-ю-ю... «М». Буква «М». И-и-изю-ю-юм... «К». И-и-изю-ю-юмк... Как шалаш – буква «А». И-и-изю-ю-юмка-а-а...
– Ну, что получилось? – с улыбкой спросил старый гном.
– Изюмка! Получилось «Изюмка»! – в восторге захрюкал поросенок.
– Ну, вот видишь! – потрепал Гномыч поросенка по загривку. – А ты говорил, что ничего у тебя не получится.
Так с помощью ассоциаций, слогов и музыкальных букв Изюмка, наконец, научился читать.


Рецензии