Митрополит Мануил Лемешевский

День памяти:
30.07/12.08 – день кончины (1968 г.)

Митрополит (Лемешевский Виктор Викторович) родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии в семье податного инспектора-дворянина в чине коллежского советника. Поляк.

С 1890 года жил с семьей в городе Либаве (ныне Лиепая).

В 1894 году поступил в Либавскую Николаевскую гимназию в Курляндской губернии.
В 1903 году окончил ее.

В 1903 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1910 году ушел с последнего курса, прослушав полный университетский курс.

С 29 апреля до 29 июня 1910 года – послушник в Николо-Столбенской пустыни в Тверской губернии.
2 июня 1911 года в Николо-Столбенской пустыни принял монашеский постриг.
10 декабря 1911-го был рукоположен во иеродиакона.

С 8 июня 1912 года состоял в Киргизской Духовной миссии, в городе Семипалатинске.
С 31 августа исполнял обязанности помощника начальника Миссии.

С 1 сентября 1912 года – законоучитель и заведующий церковноприходской школой Центрального стана Киргизской Духовной Миссии; законоучитель сельскохозяйственной школы.

16 сентября 1912 года епископом Киприаном (Комаровским) был рукоположен во иеромонаха.

С 14 июля 1914 года – помощник начальника Киргизской Духовной миссии.

Со 2 июня 1914 года – преподаватель истории сектоведения на учительских курсах учащихся церковноприходских школ в Омской епархии.

9 июля назначен председателем Следственной комиссии по освидетельствованию чудесного обновления Абалацкой иконы Божией Матери в Знаменской общине Семипалатинского уезда Семипалатинской губернии.

В 1916 году поступил в Петроградскую Духовную академию.
Летом 1917 года был секретарем на предсъездном совещании ученого монашества.
В 1918 году окончил Духовную академию.

С 1 октября 1917 года – помощник библиотекаря в библиотеке Петроградской епархии.

После закрытия академии в 1918 году уехал в Муромский монастырь, что в Олонецкой губернии.
С 13 августа 1918-го до января 1919 года – духовник в Муромском монастыре.
Находился в Олонецкой епархии "в научной командировке по обследованию и описанию памятников местной церковной старины, с правом поступления в братство одной из обителей олонецкой епархии".

В 1919 году возвратился в Петроград.

С апреля 1919 года служил в Никольской домовой церкви на Спасской улице Александро-Невского общества трезвости в Петрограде исполняющим должность настоятеля.
20 сентября 1919 года был утвержден в должности настоятеля.
В марте 1920 года основал при Спасской церкви братство.
Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде – для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые люди. К нему льнул «мелкий люд» – кухарки, почтальоны, кондукторы, – они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи – у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.

Он был вынужден совмещать духовную службу и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного прихода.
В 1919-20 годах учился на высших библиотечных курсах.
В 1919-21 годах работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном педагогическом музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. Был уволен из библиотеки как служитель культа.
В феврале 1921 года поступил в Управление Муромской железной дороги копировщиком, и был уволен в январе 1922 года.

В 1921-23 годах преподавал на Богословских пастырских курсах в Петрограде Священное Писание Ветхого Завета.

29 июня 1922 года был арестован по делу "Православных братств", инспирированному обновленцами.
Содержался в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице в Петрограде.
3 августа был переведен во 2-й Исправдом с зачислением за Петрогубревтрибуналом.
Нам неизвестно, обманом или насилием воздействовало на него следствие. Быть может, были не только угрозы, но и доведение до невменяемого состояния, но на следствии отец Мануил дал показания о православных братствах Петрограда.
18 августа 1922 года следователь Петрогубревтрибунала Лютер, опросив граждан: Лемешевского, Протопопова, Чокой, Кремлевского, Ивановского, Вертоградского, Волоцкого, Платонова, Рудинского и Бельского, постановил: привлечь вышеперечисленных граждан к следствию по обвинению в принадлежности к нелегальной организации; ввиду того, что дальнейшее содержание под стражей в целях следствия не является необходимым, вышеперечисленных граждан из-под стражи освободить, мерой пресечения избрать отобрание подписки о невыезде из Петрограда.
По постановлению от 24 августа 1922 года следователя Петрогубревтрибунала Лютера дело направили обратно в Петрогуботдел ГПУ для доследования, так как "совершенные преступные деяния по своему характеру неподсудны суду Трибунала".
14 сентября 1922 года Петроградский Губотдел ГПУ вынес следующий приговор: дело прекратить.
Отец Мануил был отпущен под подписку о невыезде.

25 октября 1922 года был вновь осужден – Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ.
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
Осенью 1922 года был освобожден.

С августа 1923 года служил в Космо-Дамиановской церкви в Петрограде.
Перешел в Космо-Дамиановскую церковь вместе со своим братством.

21 сентября 1923 года в Московском Свято-Данииловом монастыре епископом Феодором (Поздеевским) был возведен в сан архимандрита.

23 сентября 1923 года в Москве в церкви святого великомученика Дмитрия Солунского на Благуше Святейшим Патриархом Тихоном, архиепископом Верейским Иларионом (Троицким),  архиепископом Костромским Севастианом (Вести), епископом Иерофеем (Афоником) был хиротонисан во епископа Лужского.
Был назначен временно управляющим Петроградской епархией. Патриарх Тихон, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».
В течение четырех месяцев Епископ совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей Церкви, привлек на свою сторону многих прихожан. Назначил четырех священнослужителей из числа последовательных сторонников патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделен город – они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах.
К моменту приезда епископа Мануила в Петроград из 123 приходов города 115 находилось в обновленчестве. За 144 дня управления епархией епископом Мануилом из этих 115 приходов 83 вернулись в ведение Патриарха. В Патриаршую Церковь перешел даже глава обновленческой Петроградской епархии «митрополит» Артемий (Ильинский), который принес покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел до ухода в обновленчество.
Вот свидетельство о тех днях, о тех деяниях: «Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого Владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в два-три месяца Епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в Епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них как о лучших мгновениях своей жизни».

Да, великая духовная сила царила в этом Божием сосуде, в епископе Мануиле. И этой духовной силой был свет Православия. Известно о его дружбе с пребывавшим тогда в Александро-Невской лавре преподобным Серафимом Вырицким.
Разошедшееся большими тиражами в наши дни духовное произведение "От Меня это было", по мнению многих принадлежащее преподобному Серафиму, по мнению других написано владыкой Мануилом. Мы не можем встать ни на чью сторону. Один Бог знает. Наверное владыка Мануил и отец Серафим о многом беседовали, и вполне возможно это духовное произведение – плод их общения. Стиль изложения ближе к стилю митрополита Мануила. В старые времена была традиция писать не только от своего имени, но и от имени своего учителя, своего духовного наставника (слышанное от него), каким был в лавре  ее духовник старец Серафим (Муравьев). Но очевидно, что авторство здесь не  столь уж важно. Ибо был этот текст от Того, Кто Один имеет власть сказать нам такие слова.

Обновленцы требовали ареста Владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной».
2 февраля 1924 года он был арестован по делу о "Православных братствах".
Во время следствия содержался в тюрьме на Шпалерной улице в Петрограде.
26 сентября 1924 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ  был осужден по статье 67, 69, 73 УК РСФСР.
Приговор: 3 года заключения в лагере.

С сентября 1924 года по ноябрь 1927-го отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.
На Соловках работал библиотекарем. Был членом комиссии по вскрытию мощей святых Зосимы и Савватия, сотрудником Соловецкого Общества Краеведения.
В 1927 году принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов).
В годы соловецкого заключения написал ряд докладов и Богословских работ.

В 1927 году высказал свою лояльность к политике митрополита Сергия (Страгородского).

Осенью 1927 года был задержан из-за обнаружения при обыске рукописей в Кемперпункте при отъезде из Соловецкого лагеря к месту ссылки в Архангельск.

16 сентября 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден.
Приговор: 3 года лишения права проживания в шести центральных губерниях и пограничной полосе.
Был отправлен в Москву.

С 19 января 1928 года содержался в Бутырской тюрьме в Москве.
С 4 февраля 1928 года находился в тюремной больнице.
Был освобожден под подписку о невыезде.

Проживал в Московском Свято-Данииловом монастыре. Даниловскими епископами-исповедниками был принят в число свое. Известно, что даниловцы отступников отнюдь не принимали, а значит и нельзя утверждать, что владыка Мануил отошел от исповеднического движения или был виновен в сотрудничестве с властью и ее ГПУ.

9 марта 1928 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР ему было разрешено свободное проживание в СССР.

С 25 апреля 1928 года он – епископ Серпуховский, викарий Московской епархии.

С 28 апреля по 2 мая 1928 года находился в Ленинграде. Боясь церковного раскола, высказал свою поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и не принял "иосифлянскую" оппозицию, поддерживал новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).

С 28 декабря 1928 года Владыка – временно управляющий Каширским викариатством в Московской епархии.
С октября 1929 года – епископ Серпуховский, викарий Московской епархии.
В Серпухове не принимал "иосифлянское" движение, возглавляемое там епископом Максимом (Жижиленко).

Но в 1930 году сам прекратил произношение имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) за Богослужением. Причиной разрыва послужило данное митрополитом Сергием корреспондентам иностранной печати в Москве интервью, содержавшее искаженную информацию о положении Русской Православной Церкви в СССР.

30 января 1930 года владыка Мануил подал прошение об уходе на покой. Прошение было удовлетворено.

В 1931 году формально воссоединился с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием.

10 января 1932 года был арестован по делу "Истинно Православной Церкви".
Содержался во Внутреннем изоляторе ОГПУ в Москве.
4 июня 1932 года Коллегией ОГПУ СССР был обвинен в том, что, "являясь активным участником к/р организации церковников "Истинно-Православной Церкви", принимал активное участие в руководстве к/р деятельности этой организации".
Приговор: дело прекратить, из-под стражи освободить.

В 1932-34 годах проживал в Москве.
В декабре 1933 года был назначен епископом Новосибирским; от назначения отказался.

3 января 1934 года был арестован.
3 марта Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинен по групповому "делу еп. Мануила (Лемешевского) и др., 1934 г." в "участии в контрреволюционной церковно-монархической организации".
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.

В 1934-37 годах – в заключении в Мариинских лагерях (Сиблаг) в Новосибирской области.

С 24 февраля 1937 года, после освобождения, жил в Московской области: в совхозе Орлово-Розово, в Дорохове, Фирсановке, Завидово.
По просьбе протоиерея Сергия Мечева тайно рукоположил нескольких священников.

2 мая 1939 года был арестован ГУГБ НКВД СССР в поселке Завидово.
Содержался во внутренней тюрьме НКВД и в Бутырской тюрьме.
31 января 1940 года осужден Московским судом по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу еп. Мануила (Лемешевского) и др., 1940 г." За то, что "являлся участником нелегальной антисоветской организации и проводил антисоветскую деятельность".
Приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

С 31 января 1940 года содержался в Канских лагерях Красноярского края.

15 сентября 1944 года, будучи в заключении, "дал откровенные показания об известных ему фактах а/с деятельности церковного подполья и назвал целый ряд лиц, причастных к этому подполью".
16 сентября 1944 был условно-досрочно освобожден по постановлению ОСО НКВД СССР.
В 1944 году был возвращен в Москву.
Зная о бесчеловечных изощренных жестокостях, а еще о бесовской психологической обработке в НКВД, о лжи и коварстве чекистов, осудить владыку Мануила за эти «показания» может только преднамеренно недобросовестный исследователь и предвзятый человек, лишенный не только христианского сострадания, но и простого желания вникнуть в суть и ход происходившего тогда. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), прошедший эту же систему издевательств, как врач описал состояние подследственного и убедительно с медицинской точки зрения показал, что человек просто не может контролировать себя, подвергаемый системе нечеловеческих пыток.

С ноября 1944 года владыка Мануил находился в Тамбове в распоряжении Тамбовского архиерея – архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

С 14 февраля 1945 года владыка Мануил – епископ Чкаловский и Бузулукский.
Служил в Никольском кафедральном соборе города Чкаловска (ныне Оренбург).

21 апреля 1946 года был возведен в сан архиепископа.

4 сентября 1948 года арестован в Чкаловске.
16 апреля 1949 года осужден.
Приговор: 10 лет заключения в лагере.

До июля 1955 года содержался в Потьминских лагерях, поселок Явас, Мордовская АССР.
В лагере занимался плетением рыболовных сетей, затем был каптером.
В общей сложности владыка Мануил провел в тюрьмах, ссылках и лагерях двадцать пять лет.

С 21 декабря 1955 года – временно управляющий Чебоксарской епархией.
В конце 1956 года завершил работу над "Каталогом обновленческих архиереев".

С 7 февраля 1956-го по 22 марта 1960 года – архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
В марте 1957 года завершил работу над "Каталогом русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг."

С 22 марта 1960 года – архиепископ Куйбышевский и Сызранский.
Когда кафедральный протодиакон впервые возгласил его Куйбышевским, многие прихожане осенили себя крестным знамением со слезами радости.
Богатый духовный опыт, постоянная работа над собой и строгая аскетическая жизнь митрополита Мануила привлекали к нему сердца людей, жаждущих получить от него мудрый совет, благословение и молитвенную помощь.

В 1960 году он был удостоен степени кандидата Богословия.

В июле 1961 года участвовал в работе Архиерейского Собора.

25 февраля 1962 года возведен в сан митрополита.

До 25 ноября 1965 года – митрополит Куйбышевский и Сызранский.
Был отстранен от церковной деятельности как не отвечающий интересам государства.

После увольнения на покой работал над биографическим словарем "Русские православные иерархи".
В конце 1966 года завершил работу над диссертацией на тему "Русские православные иерархи периода 1893-1965 гг."

12 августа 1968 года митрополит Мануил (Лемешевский) скончался в городе Куйбышеве (Самаре).
Место захоронения – притвор кафедрального собора во имя Покрова Божией Матери  в Самаре.
Чин погребения возглавил митрополит Пимен (Извеков), будущий Патриарх.

Говоря о митрополите Мануиле, надо иметь ввиду, что протоколы допросов тех страшных лет, написанные рукой полуграмотного следователя, не могут быть обвинением. И написанное его собственной рукой под надзором извергов ставить в вину Владыке просто бесчеловечно и непорядочно. Оказываясь на свободе, владыка Мануил разыскивал непоминающих митрополита Сергия (Страгородского), устанавливал с ними контакты и тайно рукополагал им священников.
Говорят, что названные им на допросах люди были расстреляны. Быть может и так – но только лишь «быть может». Потому что не всегда нужно верить слухам, потому что известно, что при жизни владыку Мануила постоянно сопровождала клевета, окружает она его память и по смерти. Насколько он виновен, судить не нам – на то Суд Божий. Нет людей безгрешных. Мы же можем судить о нем по плодам, ибо «от плод их познаете их» (Мф. 7, 16). А плоды таковы.
Первый: его отличала любовь. Второй: это был подлинный архиерей-старец – редчайший тип в истории церковной. Третий: владыку Мануила приняло в свои ряды братство Даниловских епископов-исповедников, строго отторгавшее отступников. Четвертый: владыка Мануил был в душевной и духовной дружбе с преподобным Серафимом Вырицким. Пятый: его духовный сын – митрополит Иоанн (Снычев), достойнейшее чадо духовного отца. Шестой: многие православные верующие почитают владыку Мануила как святого. Седьмой: есть данные о шестнадцати чудесах, связанных с именем Митрополита. И восьмой: он составил для новых поколений православных многие душеполезные труды (среди которых назовем лишь некоторые: «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV—XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви», «Патерик Серпуховский», «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири», «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых (988-XVII вв.)», составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965).

Литература:
1. Митрополит Иоанн (Снычев). Борец с обновленческим расколом. Митрополит Мануил (Лемешевский).
2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб.,
1994. (Исторические сборники. 2). С.162-164.
3. Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.3. Орел, 1996. С.60.
4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.263-288.
5. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви, 1917-1945/ Послесл. прот.Иоанна Мейендорфа. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С.349, 351, 533, 549.
6. Подвижники Самарской земли/ Самарский мартиролог. Самара, 1995. С.6-25.
7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.8.
8. Краснов-Левитин А.Э., Шавров В.М. «Очерки по истории русской церковной смуты».
9. http://pstbi.ru
10. http://www.ortho-rus.ru
11. http://drevo-info.ru
12. http://serafim.com.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76. Том_Лист Л.29.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.83.
3. Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-88399.
4. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-35634.
5. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-15994.
6. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-15363.
7. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40405.


Рецензии