Ч. 146 Смертники

Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/05/30/887

В 1855 году умер лорд Раглан, а вскоре скончался от холеры и Кэттли. О деятельности Кэттли знали только королева, некоторые члены правительства и главнокомандующий войсками в Крыму лорд Раглан.

Для остальных смерть начальника секретной службы оказалась незамеченной. Правительство оплатило долги Кэттли и перевело 303 фунта стерлингов его наследникам.

Такие же задачи, как Кэттли, решали полковник Фенвик Уильмс в Карсе, консул Джеймс Брант в Эрзеруме, а также вице-консул Ф.Стивенс в Трапезунде.

Но нас интересует только оборона Севастополя. Можно лишь отметит, что остальным английским разведчикам приходилось труднее, чем Кэттли, потому что они имели дело с некомпетентными турецкими офицерами, коррупцией, неэффективностью и интригами в турецкой армии, расположенной в Малой Азии.

После смерти Раглана и Кэттли их сменили новый главнокомандующий генерал Джеймс Симпсон и новый начальник секретной службы гражданский чиновник Уильям Джексон.
Последнее сражение под Севастополем произошло на реке Чёрной.

Французская разведка через своих шпионов выяснила время атаки и  силы русских. Сражение завершилось очередным поражением русской армии с большими потерями убитыми и ранеными.

Разумеется, мы далеко не всё знаем о деятельности секретных служб во время Крымской войны. Но, во всяком случае, видно, что разведка союзников работала эффективнее русской. Как писал военный историк XIX века Николай Фёдорович Дубровин:

«…почти все наши предприятия в Крымскую компанию были заранее и  часто с подробностями известны неприятелю».
 
Когда гарнизон Севастополя перешёл на Северную сторону, боевые действия фактически прекратились, но противники  продолжали  следить  друг  за другом, и секретные службы продолжали интенсивно работать.

После заключения мирного договора англичане и французы не забыли своих агентов и предоставили  им возможность выехать из Крыма в Турцию на союзных судах.
 
Те, видимо, не очень доверяли объявленной русским правительством амнистии сотрудничавшим  с неприятелем и опасались преследований, поэтому многие из них с охотой воспользовались предложением своих бывших работодателей.

У татар во время  войны сложилась довольно сложная ситуация. С одной стороны, их беспощадно грабили союзники, особенно зуавы и наёмники из иностранного легиона. Грабежи почти всегда сопровождались избиениями мужчин и изнасилованиями женщин.

Но с другой стороны, ничем не лучше вели себя по отношению к татарам казаки. Они грабили, издевались над людьми. То, что казачьи сотни не могли увезти с собой, ломали, сжигали, портили.

Немудрено, что татары при случае отвечали тем же и особой любви к русским не проявляли. Тем не менее, продукты, которые они привозили в осаждённый Севастополь, помогали держаться русскому  гарнизону.

Следует также отметить, что татары не вели организованной вооружённой борьбы с русскими, в отличие от народов Кавказа, где пришлось ликвидировать все укрепления Кавказской береговой линии, которые могли существовать только при поддержке кораблей Черноморского флота. А мы  помним, что флот  оставался запертым в Севастопольской  бухте.
 
Артиллерийская прислуга, так называли тех, кто находились при орудиях на  бастионах, редутах, люнетах и  особенно на Малаховом кургане, были смертниками. Некоторые укрепления строили под огнём  противника.

Хотя строительство Селенгинского и Волынского редутов, Камчатского люнета велось только по ночам, оно всё равно стоило жизни многим солдатам  и  офицерам.

Генерал-лейтенант Дубровин писал: «Каждый из назначенных на  бастион шёл туда с полною уверенностью, что не возвратится,  и случалось, что для некоторых сознательное ожидание смерти продолжалось, не несколько минут или часов, а несколько дней или даже недель».

Личный состав на всех укреплениях  во время  боевых действий сменился многократно. Как вспоминал лейтенант Пётр Лесли: «…бывали дни, когда на некоторых бастионах прислуга менялась несколько раз, но не от усталости, а оттого, что перебивало всех».

Однажды главнокомандующий князь Горчаков, сам многократно доказывавший личную  храбрость, посетил самый опасный второй бастион и поинтересовался у ближайшего солдата, сколько их там человек. Тот,  прикинув, спокойно ответил: «Дня на три хватит, ваше сиятельство!».

Продолжение http://www.proza.ru/2018/06/01/1790


Рецензии
//....а вскоре скончался от холеры и Кэттли//Этого господина мне совсем не жалко.Возможно он был для Севастополя более опасен, чем лорд Раглан. Однако надо признать, что английская разведка во все времена работала превосходно. И всегда против России.Жаль, что наши пинкертоны не делали из сего факта выводы.
Спасибо за интересную информацию.
С уважением

Юрий Юровский   01.02.2019 21:30     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Юрий. Англичане всегда опасались захвата Индии. Имели на то основания.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.02.2019 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.