Грузинские впечатления - 4. Тбилиси

Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/05/29/1463.

Неделя прошла, как мы вернулись домой из Грузии, а вспомнить, где мы в ней побывали, уже не так-то и просто. Хорошо, что остались фотографии и хоть какие-то каракули, начёрканные на ходу. Поэтому вспоминать о нашей поездке буду по порядку, день за днём, и прошу прощения у тех, кому это не понравится. По другому просто не получается.

Итак, третий день в Тбилиси, 12 мая, суббота.
С утра решили поехать на метро на продуктовый рынок. Пока - только присмотреться. Катя хотела своим подругам привезти грузинские сувениры, сыр  и сванскую соль, это соль, смешанная с разными местными специями, изысканная грузинская приправа. И вино, конечно, но всё это позже, перед вылетом в Одессу через десять дней. До метро шли опять по проспекту Руставели и рассматривали его во второй раз. Красивая улица, ничего не скажешь, чистая, тенистая, и видно, что люди любят там пройтись, самое популярное место для прогулок.

В самом начале проспекта разбит небольшой Пушкинский сквер  с симпатичным фонтаном. Установлен на невысоком пьедестале и бюст великого поэта. Но наш одесский Пушкин на Приморском бульваре гораздо внушительнее смотрится, и место для памятника более почётное, и пьедестал повыше. Кстати сказать, памятник князю Воронцову на Соборной площади в Одессе при советской власти устоял, а в Тбилиси почти такой же в 1922 году разрушили. А ведь Михаил Семенович прогрессивный был деятель, и сделал очень много хорошего не только в Одессе, но и в Тбилиси, и вообще на Кавказе.

В пассажике перед входом в здание Академии наук - небольшой базар, продают неплохие сувениры. Запоминаем место. В метро садимся уже в конце проспекта Руставели, на площади Революции роз, у памятника поэту. На другой стороне площади стоял раньше памятник Давиду Строителю, бывшего царём Грузии в двенадцатом веке, но его куда-то при Саакашвили перенесли, а на его месте красуется огромный и достаточно нелепый велосипед с двумя рулями. Спорная достаточно конструкция какого-то французского архитектора.

Ехать всего две остановки, рынок на другом берегу Куры. Выходим из-под земли, и сразу попадаем на огромный базар.

Хоть мы и не планировали отовариваться на рынке, но я не выдержал и сразу же приступил к дегустации вин. Как приятно иногда выпить пару капель с утра в порядке исключения!

Купили внучке чурчхелу, национальное грузинское лакомство, сделанное из орехов в загустевшем фруктовом соке. Купили для завтраков домашний сулугуни, сушёный инжир, который я никогда раньше не пробовал. Ну и вина, конечно, как без него? Грузия же!

На метро назад не поехали, скучно, а автобус нужный долго было ждать, и загрузив покупки в рюкзак, мы пошли пешком по проспекту Давида-Строителя. Решили, что раз его грузины очень почитают, то и проспект его имени окажется красивым. Он и оказался таким, особенно в конце нашего пути, в старом городе, где он превращается в пешеходную туристическую улицу.

А сначала он на меня большого впечатления не произвёл. Прямой, как стрела, чистенький, с недавно отремонтированными фасадами домов, но почти без пешеходов. Совсем не похож на проспект Руставели.  Дома  - почти все одной высоты, в четыре-пять этажей, как под линейку, даже странно. Много зданий "сталинской" постройки. И пункты обмена валют долго не встречались, верный признак того, что туристы здесь редкие гости.
 
Я уже приготовился шагать без остановки, когда Катя потянула меня в сторону,  на пересекающую проспект узкую улочку Каргаретели. В ста метрах от проспекта на ней стоит так называемый "Дворец одной ночи", который был построен принцем Ольденбургским, правнуком императора Павла для княгини Аграфины Дадиани, бывшей в то время замужем за князем. Влюбившись в княгиню, он вначале, то ли купил у её мужа право провести с ней ночь любви, то ли в карты выиграл, но сама княгиня принцу тем не менее отказала, и потребовала  построить дворец. Окончилась история свадьбой влюблённых, и долгой семейной жизнью с шестью потомками.

Больше ничего примечательного на улочке не было, и мы вернулись на проспект, где вскоре увидели слева небольшой парк, не знаю его названия. Сели отдохнуть, фонтанчик с питьевой водой поблизости не работал, и разыскивая работающий, я пошёл вглубь, и случайно наткнулся в задней части парка на целую серию мозаичных картин из истории Грузии, выполненных на стене. Наверное, мало кто из приезжих это видел.

А в пешеходной, туристической части проспекта жизнь кипела, повсюду были расставлены столики многочисленных ресторанчиков. Официантки широко улыбались и приглашали присесть, но у нас были другие планы.

Остановились мы, если не ошибаюсь днём, только возле расположенного где-то рядом, театра марионеток Резо Габриадзе. Известный сценарист, автор любимых наших фильмов "Не горюй", "Мимино", Кин-дза-дза" ставит теперь спектакли в кукольном театре, который сам и построил.

Возле часовой башни театра, построенной по принципу "Я её слепила из того, что было",  толпился народ, ожидая мини-спектакля в двенадцать часов дня. Но мы и там не задержались, поэтому рассказывать о театре ничего не буду, желающие могут в интернете прочесть, и башню посмотреть, лучше Пизанской, и спектакли даже в записи увидеть.

После обеда мы отправились искать фуникулёр, чтобы подняться на Святую гору - по-грузински Мтацминда. Гораздо умнее было в тот день ехать туда на такси, но мы это поняли намного позже. Мне-то хотелось именно на фуникулёре прокатиться, сравнить его с одесским, тем, которого моя Катя не застала, а я хорошо с детства помню.
Нижняя станция фуникулёра сама по себе находится высоко по отношению к проспекту Руставели, откуда мы "брали разгон", и пока до неё доползёшь, трижды перевести дух останавливаешься.

А район у подножия горы - один из самых характерных для старого Тбилиси. Только для того, чтобы красоты его оценить, надо в другую сторону идти, когда наверх карабкаешься, ничего не замечаешь.

Фуникулёр уникальный, я это оценил. Похож на одесский, каким я его помню, но намного длиннее, и с промежуточной станцией.   Всего у фуникулёра их три: Нижняя  (улица Даниэла Чонкадзе), Пантеон и Мтацминда. Дорога одноколейная, но перед промежуточной станцией путь раздваивается.

Проект бельгийского инженера Альфонса Роби был реализован за два года, и с 1905 года началась эксплуатация фуникулёра, признанного одним из самых больших и красивых сооружений такого типа в мире. Высота верхней станции над уровнем моря - 727 метров, разница с высотой нижней станции - 235 метров. С проспектом Руставели нижняя станция соединялась ранее канатной дорогой, с 1958 по 1990, но после несчастного случая с человеческими жертвами, "канатку" закрыли и ликвидировали.

Наверху, на горе, находится огромный парк, любимый всеми тбилисцами, а промежуточная остановка ведёт к церкви святого Давида Гареджийского, возле которой, в гроте был похоронен убитый исламскими фанатиками в Персии посол России Александр Сергеевич Грибоедов. Позднее там же нашли свой приют вдова поэта, Нино Чавчавадзе, и два его племянника.  А в 1929 году, к столетней годовщине гибели Грибоедова,  был официально открыт Пантеон грузинских писателей и общественных деятелей.

На фуникулёре, если помните, поднимались  "к звёздам" и охотники за стульями:    "Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звёздам...".

Об этом мы с Катей читали, а сейчас только прикидывали, выходить ли возле Пантеона или ехать до конечной станции. Внизу очередь тянулась на полсотни метров, ждали мы почти час. И когда забрались уже в фуникулёр, решили ехать в парк, возле пантеона две женщины только вышли.  Для начала устроили фотосессию, съёмки города с разных точек, и друг друга пощёлкали на этом фоне. Обошли знаменитый ресторан "Фуникулёр", и увидели, что Центральная аллея парка полна людей. Мы, конечно, в толпу не стремились, погуляли по парку, подышали воздухом, полюбовались на замысловатые аттракционы. Детей вокруг - десятки! Любимое место отдыха горожан. И только часа через полтора, выйдя на центральную аллею с другой стороны, мы поняли, почему везде толпы и очереди:  ежегодный праздник, фестиваль молодого вина.

По обе стороны аллеи стояли столы с бутылками вина, из которых наливали понемногу всем желающим в пластмассовые разовые стаканчики. Народ не то, чтобы давился на халяву, но мероприятие не игнорировал. По три-четыре человека  стояло у каждого из сотни столиков разных поставщиков, где больше, где меньше. Катя отказалась пробу снимать, а я раза три-четыре причастился. Но не повезло мне, ни одно вино не понравилось.

Рядом жарили шашлыки, и профессионалы, и любители, для этого в парке выделены специальные места и мангалы. Народ веселился по полной, но мы как-то не вписались в общее веселье и пошли ужинать в летний ресторан в том же парке. Там всё было замечательно. В пантеон мы уже не поехали, оставили его посещение на последний тбилисский день, а сами стали разыскивать, на чём можно уехать. Возле павильона верхней станции уже стояла солидная очередь.

И вот здесь нам крупно повезло. По пути к стоянке такси нас подобрал Заза, как он представился, тридцатилетний винодел, проживший большую часть жизни в Питере. Проблем с общением, естественно, не возникло. Заза был общителен, разговорчив, обаятелен, довёз нас почти до дома, и денег не взял, даже нам подарил бутылку "Мукузани" своего производства.

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2018/06/08/1743.


Рецензии
Уважаемый Михаил, добрый вечер! Интересный цикл о знакомстве с Грузией вы написали.
Судя по этой главе, дни проходили насыщенно, полные впечатлений. Здорово попасть на местный праздник вина и увидеть, как веселятся грузины.
Замечательно рассказываете, где были, что видели, что пили и что ели.

С Ленинградским приветом,

Светлана Весенняя   20.12.2019 18:24     Заявить о нарушении
Света, спасибо! Грузия - замечательная страна, и старшее поколение все еще говорит по-русски. И везде там было и интересно, и красиво, и вкусно!

Михаил Бортников   20.12.2019 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.