31. Ключевой пункт

Если в старых европейских городах ключи от городских ворот хранились в ратуше, то в России принято было считать аналогичными инструментами другие города, взятие которых, открывало путь к важному центру. Никого не удивляет, что Смоленск - ключ к Москве, а Шлиссельбург - к Питеру. Но случалось так, что открыть ворота не удавалось даже при наличии всех необходимых плацдармов.

Так вышло и со Свияжском. Крепость, построенная для взятия Казани, не сразу помогла Ивану Грозному овладеть столицей беспокойного ханства. В 1918 году большевикам не нужно было ничего строить. Свияжск так и остался советским. Полковнику Каппелю после успешного штурма Казани захват небольшого города казался вполне посильной задачей.

Операция выглядела проще и потому, что на этот раз войска возглавлял не бывший полковник Вацетис, а сугубо штатский нарком по военным делам РСФСР Л.Д.Троцкий, который 10 августа прибыл на станцию Свияжск.

Вмешательство политиков в военные вопросы чаще всего сопровождается ненужной суетой и пустой демагогией. Троцкий тоже не отказалася от своих ораторских возможностей. Но пустых обещаний он старался не давать.

14 августа Троцкий издал приказ: "Если какая-либо часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым — командир. Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули. За это я ручаюсь перед лицом всей Красной Армии".

Однако главной задачей для него стало накопление сил для предстоящего наступления. 16 августа на основе войск Казанского направления была образована 5-я армия под командованием П.А.Славена. В распоряжение новой армии были отправлены орудия и боеприпасы.

Под Свияжск прибыли 20 самолетов и 34 летчика. 15 августа 10 самолетов бомбили позиции Комуча в Казани. На следующий день в аналогичном налете участвовало 20 самолетов. 8 августа в Свияжск пришли пароходы (канонерские лодки) "Ольга" и "Лев", а 9 августа - канонерская лодка "Ваня", катер "Олень" и плавучая батарея "Сережа".

Вслед за ними двинулись из Балтийского моря на Волгу по Мариинской системе миноносцы "Прочный", "Прыткий", "Ретивый" и "Поражающий". 22 августа эти корабли пришли в Рыбинск. 23 августа В.И.Ленин сообщил командиру миноносного отряда: "Приказываю самым срочным порядком закончить погрузку орудий, снарядов и угля и незамедлительно следовать в Нижний."

26 августа миноносцы вышли из Нижнего Новгорода в район Свияжского (Романовского) моста через Волгу. Между тем, группа Каппеля вместо того, чтобы наступать на Нижний Новгород и Москву, вынуждена была вернуться в Симбирск, чтобы отразить начавшееся 14 августа наступление 1-й армии Восточного фронта.

Части Комуча прибыли из Казани в Симбирск 17 августа, когда части Красной Армии уже вплотную подошли к городу. К 19 августа Каппелю удалось ликвидировать угрозу своим тылам, после чего он решил побеспокоить тылы красных войск. 25 августа его бригада вернулась в Казань.

Для возобновления наступления под Казанью войскам Комуча прежде всего необходимо было захватить железнодорожный мост через Волгу.

Кроме того, Каппель решил нанести удар по Свияжску, где располагался штаб 5-й армии и сам наркомвоен Л.Д.Троцкий, и таким образом нарушить управление войсками. Кроме того, части 5-й армии были разделены Волгой на Левобережную и Правобережную группы, что позволяло бить их по частям.

Для полного спокойствия Каппель решил окружить станцию Свияжск и в случае успеха захватить штаб 5-й армии вместе с Л.Д.Троцким. Предназначенный для этого отряд был заранее переброшен на пароходах к устью Свияги. Первым вступила в бой группа во главе с Б.В.Савинковым, Лебедевым и Фортунатовым.

28 августа около 14.00 этот отряд, обойдя Свияжск, захватил станцию Тюрлема, уничтожив около 50 вагонов со снарядами. Фейерверк получился впечатляющий. Однако для командования Восточного фронта это оказалось полезным предупреждением.

Начальник штаба Воздухфлота 5-й армии докладывал 28 августа:

"Воен. Летч. Гусев с наблюд. Конкиным между 17 и 18 часами летали на самолете "Фарман" на разведку района ст. Тюрлема. При разведке выяснилось, что станция Тюрлема взорвана и горит; путь жел. дороги у станции взорван.

На путях три-четыре целых вагона. По дороге от ст. Тюрлема ехал разъезд из одиннадцати всадников и одной повозки, который, будучи обстрелян летчиками пулеметным огнем с 800 метров, бросился врассыпную карьером по полю."

В Свияжске в это время проходило заседание штаба 5-й армии под председательством Л.Д.Троцкого. Информация о взрыве на станции Тюрлема была сперва воспринята, как свидетельство работы "небольшой разведывательно-подрывной части", и только позже стало ясно, что станция была занята крупным отрядом. Не растерявшись, штаб 5-й армии, имевший для своей защиты несколько десятков бойцов, срочно начал стягивать на станцию Свияжск все доступные силы.

На следующий день станция Тюрлема была занята 4-м Латышским стрелковым полком. К вечеру 28 августа главные силы Каппеля находились в 3-4 верстах от станции Свияжск.

Позднее участник этого боя С.И.Гусев так оценивал силы, оборонявшие штаб 5-й армии:

"Мы имели в непосредственном распоряжении штаба в ближайшем районе один только питерский рабочий полк (600 чел.), очень слабо обученный и еще ни разу не бывавший в бою. Кроме того, за ночь, - после того, как обнаружилось, что в ближайших к штабу селах засел неприятель, — мы быстро сформировали отряд моряков с флотилии в 100 чел. и несколько отрядов из обозников, оберегавших обозы своих полков на станции... Таким образом почти несомненной была победа Каппеля, у которого, как уже сказано, было 1200 чел., обученных лучше, чем наши части, имевших правильную организацию и хороший комсостав..."

Но наступление частей Каппеля запоздало, а за это время в районе Свияжска начали накапливаться войска, позволившие Троцкому и Славену собрать свои немногочисленные силы. Кроме того, на Волге действовали подошедшие 27 августа миноносцы.

Л.Д.Троцкий позже писал о событиях 29 августа 1918 года:

"Мы были изрядно застигнуты врасплох. Боясь потревожить нестойкий фронт, мы сняли с него не больше двух-трех рот. Начальник моего поезда снова мобилизовал все, что было под руками в поезде и на станции, вплоть до повара. Винтовок, пулеметов, ручных гранат у нас было достаточно. Поездная команда состояла из хороших бойцов.

Цепь залегла в версте от поезда, сражение длилось около 8 часов, обе стороны понесли жертвы, неприятель выдохся и отступил. Тем временем перерыв связи со Свияжском вызвал в Москве и по всей линии огромную тревогу. Спешно прибывали на помощь небольшие команды.

Путь был быстро восстановлен. В армию влились свежие отряды. Казанские газеты тем временем сообщали, что я отрезан, в плену, убит, улетел на самолете, но зато захвачена, в качестве трофея, моя собака. Это верное животное попадало затем в плен на всех фронтах гражданской войны. Чаще всего это был шоколадный дог, иногда сенбернар. Я отделался тем дешевле, что никакой собаки у меня не было."

Не сумев быстро справиться с штабом 5-й армии, Каппель не стал ждать, пока в окружении окажется его отряд, и быстро отступил. Л.Д.Троцкий в свою очередь решил проверить на прочность базу Каппеля в Казани. 29 августа в 23.20 Волжская флотилия под командованием Раскольникова двинулась от Свияжска вниз по реке.

И хотя первый рейд оказался весьма рискованным, Троцкий ответил на выпад противника обстрелом Верхнего Услона и Казани. Позже С.И.Гусев подвел итог тщетным усилиям Каппеля: "нельзя строить расчеты на трусости и глупости противника".


1. С.И.Гусев. Свияжские дни (1918 г.). Пролетарская революция. 1924. № 2 (25). С. 100-109.

2. Л.М.Рейснер. Свияжск. Пролетарская революция. 1923. № 6-7. С. 177-189.

3. Г.Ф.Устинова. Трибун революции (Л.Троцкий). М. Денница. 1920.

4. М.А.Хайрулин. Бои за Казань (август-сентябрь 1918 г.). Хроника действий авиации. Доклады Академии военных наук. 2007. № 5 (29).

5. М.А.Хайрулин, В.И.Кондратьев. Военлёты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. М. Эксмо. 2008. 432 с.

6. С.А.Пилипенко. Применение репрессий для поддержания морального духа РККА в годы Гражданской войны в России (1918-1920 гг.): к постановке проблемы. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012.

7. Н.Ю.Бринюк. Боевая деятельность В.О.Каппеля и войсковых соединений под его командованием в оценках противника. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. 2011.

8. И.С.Бакланова. К вопросу о военно-политической деятельности Л.Д.Троцкого в годы гражданской войны: историографический очерк. Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203.

9. Г.Иоффе. Революционер: Жизнь и смерть Бориса Савинкова. Новый исторический вестник. 2009.

10. Каппель и каппелевцы. М. Посев. 2007.

11. Б.В.Савинков. Борьба с большевиками. Варшава. Издание Русского Политического Комитета. 1920.


Рецензии