Воспоминания отца о прекрасном
Вышел красавец-конферансье и объявил: «Выступает заслуженный артист РСФСР Михаил Александрович!»
К моему удивлению вышел не тот которого я ожидал. Певцом был человек небольшого роста с полным животиком, круглым лицом на котором выделялись карие на выкате глаза, на голове значительные залысины. Я никогда не видал фотографий певца и поэтому, чего греха таить, был разочарован. Но после одной-двух сольных вещей почему-то мое разочарование стало быстро таять. Голос певца был настолько прекрасен, что незаметно уходила какая-то легкая неприязнь к его облику. Хотелось как-то оторваться от созерцания певца и уйти в волшебный мир его голоса.
Моя соседка наклонившись ко мне прошептала-«Посмотри по сторонам». И я увидел большинство слушателей сидели с закрытыми глазами. Они очевидно решили как и я наслаждаться только голосом. А звуки голоса убаюкивали, очаровывали, обволакивали душу, чем-то не объяснимым, уводили в мир необыкновенных грез и хотелось чтобы это состояние длилось как можно дольше. В его исполнении звучали мелодии итальянских композиторов Куртиса, Фальво, Верди, Росинни и другие, а так же народные итальянские мелодии. Концерт был как-бы смешанным и может в этом была его прелесть и оригинальность.
Во время исполнения номеров в зале стояла гробовая тишина. Это тоже говорило о культуре слушателя.
Концерт прошел с необыкновенным успехом. Многие номера публика просила исполнить дважды. Но, как говорят все имеет свой конец. К нашему сожалению кончился и тот прекрасный концерт. Больше мне не удалось попасть на выступления этого певца.
Если мне не изменяет память во Владимире он больше не выступал. Михаил Александрович был солистом Москонцерта и солистом ансамбля неаполитанских инструментов при Всесоюзном радио. Но по каким-то мне неизвестным причинам слава его стала меркнуть, он стал невостребованным и последние годы своей жизни пел в Нью-йоркской синагоге.
По разному сложилась судьба и многих других наших отечественных знаменитостей. После конфликтов с министерством культуры тех лет, эмигрировали за границу Валерий Ободзинский, Эмиль Горовец, Аида Ведищева, ЛарисаМондрус, Вадим Мулерман (кстати он живет на Украине в городе Харькове). Эмигрировали киноартисты Савелий Крамаров, Радион Нахапетов и Олег Видов.
В шестидесятых годах прошлого столетия была мода, а может и направление в искусстве заданное, скорее всего идеологическими отделами партийных органов. Каждый творческий коллектив, приезжающий в наш город, был должен дать хотя-бы один шефский концерт, на каком нибудь крупном предприятии.
В то время в нашим заводским клубом руководил Руслан Горбачевич. Он был одаренным администратором. При его непосредственной инициативе в то время выступали ансамбль «Дружба», правда без Эдиты Пьехи, Кубанский казачий хор, эстрадный ансамбль Грузии, Оренбургский хор народной песни, которому я подарил одну из своих картин, Народная артистка СССР Любовь Орлова, позднее выступал Народный артист СССР композитор Марк Фрадкин, народная артистка СССР Людмила Касаткина, Народные Артисты СССР Евгений Кибкало и Борис Штоколов. Несколько слов о выступлении последних. Мне как художнику клуба, вместе с звукорежиссером заводской студии звукозаписи было поручено подготовить сцену к выступлению Евгения Кибкало. Артист приехал за долго до начала концерта. В тот момент я помогал Борису Николаевичу Мокину расставить аппаратуру на сцене, и как-то незаметно за нашими спинами возник Кибкало. Я увидел высокого мужчину в коричневом костюме. Он обладал красивым лицом и волосами с легкой сединой. Весь его внешний вид располагал к себе с первых минут знакомства. Подойдя к нам, он поздоровался, и спросил «Я вам не мешаю? Я немного ознакомлюсь со сценой?». Мы ответили, что пожалуйста, знакомьтесь. Он медленно по диагонали сцены ходил из угла в угол и распевался. Это были гаммы или отрывки из музыкальных произведений.
«Может вам дать переносной микрофон?»-предложил Борис Николаевич.
На это он ответил: «Пусть безголосые поют с микрофоном, а я обойдусь без него!». И в ответ он дал такую баритональную ноту, что зазвенели стекла в окнах. Конечно на время концерта Борис Николаевич поставил микрофон на стойке, хотя бы для производства звукозаписи на память об этом замечательном артисте. Концерт прошел замечательно, звучали арии из опер, русские народные песни. Ввиду очень теплого приема нашей заводской аудиторией певец, как говорят «был в ударе».
Ну а Борис Тимофеевич Штоколов поразил меня прежде всего своим видом. Огромная грудь оттянутая белоснежной манишкой, концертный фрак как бы влитой в его мощную фигуру. И глядя на него он мне напоминал добродушного русского медведя вставшего на дыбы. О голосе я уже и не говорю-от низких рычащих нот до тенорового фальцета. Концерт состоял из басовых партий певцов Большого Театра, а так же личного репертуара певца, в который вошли песни советских композиторов и цыганские романсы. Не многие знают историю о том как Штоколов, этот знаменитый бас стал певцом Большого оперного театра, служил в армии, перед приездом в часть маршала Г.К.Жукова , руководство части, где служил будущий певец, решило показать в самодеятельном концерте Штоколова. Прослушав внимательно весь концерт, маршал тепло поблагодарил за него и немного помолчав, добавил «Вот без этого служаки армия может и обойтись, а вот искусство может потерять, давайте направим его учиться в консерваторию». Так и сделали. В дальнейшем Борис Тимофеевич считал своим крестным отцом в искусстве маршала Жукова. К моему сожалению Борис Тимофеевич больше не приезжал к нам. Как стало известно позднее, этому воспрепятствовал отдел обкома партии. К тому же Штоколов был верующим. По той же причине не была допущена во Владимире выставка картин народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова, которого признавал весь художественный мир.
И нам, группе художников областного центра, пришлось ехать в г. Иваново, где была продемонстрирована часть, да и то небольшая, его изумительного творчества с потрясающим успехом. Вот были и такие времена.
Немного мыслей и своих замечаний по поводу современных вокальных выступлений. Первое - некоторые из них не выдерживают никакой критики, по внешнему виду и вокалу. Второе – я категорически против, что во время выступления артиста на задней сцене, что-то сверкает, зажигается и тут-же гаснет, вылетают снопы искр из каких-то подставок, более того на фоне музыки и песни, делают какие-то акробатические или танцевальные па шоу-балета. Мне непонятно почему это так называемое шоу превращается в какой-то музыкально-эстрадный винегрет, который не успеваешь переваривать, осознавать, воспринимать основную мелодию и текст исполняемый певцом или певицей. Для чего эта какофония звука, цвета и света? Желание поразить слушателя или зрителя этим – сомневаюсь. Ведь слушатель, если конечно это истинный слушатель и ценитель искусства идет на концерт послушать чарующий голос исполнителя, слушать то, что ему по воле Господа дано природой, а не уменьшать или совсем уничтожать талант.
Но так говорят в артистических кругах это «попса» и другой она быть не может.
Но говорят и другое, сколько слушателей столько и мнений. Ведь ценность настоящего искусства и состоит в том, что оно в процессе времени как бы самоочищается от шелухи, непритязательности текстов, низкопробного музыкального сопровождения. И как говорят философы: жизнь имеет начало и конец, а искусство, если оно действительно «Искусство»-вечно. И только время, только оно, поможет нам отделить, как говорят «зерна от плевел», отделить прекрасное от пошлости и пустой мишуры в искусстве.
Свидетельство о публикации №218060101140
Александр Аввакумов 28.09.2018 10:30 Заявить о нарушении