Творческая деятельность группы Camel в конце 70-х

      Над записью пятого студийного альбома «Rain Dances» и первого в обновлённом составе, трудилось много профессиональных музыкантов. Бывший член группы, бас-гитарист Фергюсон начинал работу над альбомом, после его ухода из группы этот инструмент перехватил Латимер, а после приглашения в группу бывшего члена коллектива «Караван» Ричарда Синклера, бас-гитара плотно закрепилась за ним. Стоит отметить, что в группу был приглашён бывший участник «King Crimson», саксофонист Мэл Коллинз. Таким образом, данный альбом стал первым в истории в группы в формате квинтета, обозначив переход в джазовые территории, начатый ещё на предыдущем полотне 1976 года выпуска. Также, начиная с этого альбома, на студийную работу приглашается много «гостевых» музыкантов (до выпуска этого альбома в студии работало только четверо участников группы).  На запись альбома уходит больше восьми месяцев и всё это сказывается на качестве музыки. Пластинка получилась музыкально-отточенный, с джазовыми интонациями и по звучанию совершенно не похожей на предыдущие работы. Также, можно отметить растущее влияние Уорда, как автора композиций – на этом полотне фигурируют три сочинённых им трека, правда в соавторстве с Латимером, Барденсом и в меньшей степени с Синклером и Коллинзом.
        На первом треке «First Light» нельзя не отметить приятное звучание саксофона Коллинза, как увертюра к альбому подходит идеально.
        Классический джаз «One of These Days I'll Get an Early Night»  с приятной гитарной игрой Латимера, характеризуют общую концепцию пластинки как нельзя лучше.
        Нельзя не отметить фьюжн «Skylines» с красивой клавишной игрой. Кстати, в этом треке за бас отвечает Латимер, поскольку он был записан между уходом Фергюсона и приходом Синклера в коллектив.
        Реприза альбома «Rain Dances» с одноимённым названием – это элегантное повторение стартового трека. К слову, одна из немногих вещей группы, записанная Латимером, Барденсом и Коллинзом без участия ритм-секции.
        После выхода альбома все остались довольны музыкальным материалом. По словам Латимера, на этом альбоме, в отличие от «Лунного безумия» они хотели разместить более лаконичный материал и более джазовый. Его коллега Барденс отмечает, что диск получился более доступным, нежели его предшественники, однако всё-таки это не так. Он получился скорее нехарактерным относительно предыдущих работ, но никак не более простым. По поводу изменения звучания группы Латимер говорил:
-  На самом деле…фэны снова получили что-то новое. Я думаю это является частью Camel: почему мы так долго держимся – потому, что мы изменились, а фэны пошли с нами и приняли наши изменения, которые не стали такими радикальными. Всегда существовала близкая связь с предыдущим альбомом... как я сказал она довольно свободная. Я думаю, альбом был вполне удачен, хотя поклонники были несколько шокированы сперва, но приняли его.
         Вскоре после релиза лонгплея, группа проводит большое турне, в ходе которого записывает концертный альбом «A Life Record», на котором группа в новом для себя ключе исполняет старые композиции.
         Однако, несмотря на успехи группы с продажами пластинок и концертным туром, для «Camel» к началу 1978 года наступает тяжёлое время.
Бас-гитарист Синклер, несмотря на привнесение в группу идейного воздуха, уносит баланс между участниками. До его прихода баланс – важное достоинство группы, где каждый знает своё место. При работе над шестым альбомом группы «Breathless» становится понятно, что в прежнем составе группе будет очень тяжело взаимодействовать. Раскол в самой сердцевине коллектива приводит к тому, что Латимер и Барденс более не смогут ужиться вместе в рамках коллектива. Латимер, в интервью 1981 года говорил по этому поводу:
-  Я уже упоминал, что мы с Питером отлично ладили при сочинении. Но когда дело доходило до реализации…а по контракту мы должны были ещё один альбом. И…мы думали это сработает, и так и получилось, пока мы сочиняли. Но когда мы пошли в студию раскол стал слишком очевиден. И мы с Питером просто подавляли друг друга. Я тормозил его идеи, он мои, настроение в студии стояло неспокойное. Мы всегда спорили, кто должен играть соло, какой звук использовать. В таких вот ситуациях никто не прав, ни виноват. Это просто разные точки зрения. Мы оба решили прекратить сотрудничество на уровне сочинительства. Ричард и Энди хотели остаться со мной, и Питер ушёл. Я думаю, что это хорошее решение, потому что мы подавляли друг друга. Питер занялся сольной карьерой. Он записал альбом, у него много проектов. Теперь мы в хороших отношениях, он живёт в миле от меня, мы видимся пару раз в неделю, в общем, всё неплохо. Потому что мы всегда были хорошими друзьями.
        Несмотря, на своё заявление об уходе, Барденс принимает участие в записи своего последнего альбома в составе группы под названием «Breathless» и большая часть материала тем не менее, написана им в соавторстве с Латимером.
        Пластинка по звучанию резко отличается от пяти первых альбомов группы. Порой складывается ощущение, что это не прежние ребята, а совершенно другой коллектив музыкантов с аналогичным названием. Музыка поменялась в сторону поп-рока, вокальная работа (в особенности Синклера – напоминает творчество «Bee Gees» и временами некоторые композиции группы «Queen» авторства и вокально исполненные Брайаном Мэйем).
        Открывающая альбом одноимённая песня – ознаменует переход в территории популярной музыки. Приятная для прослушивания песня, несущая заряд позитива в себе.
        Эксперимент с регги в весёлой песне «Wing and a Prayer» приятен для прослушивании. Стоит отметить работу на акустической гитаре Латимера.
       Закрывает альбом колыбельная «Rainbow's End» – спокойно провожая слушателя в состояние сна. С замечательной работой на клавишных Барденса…
     После концертной деятельности, в июле 1978 года Питер Барденс покидает группу, продолжая заниматься сольной карьерой. К слову, на ряде сольных альбомов ему будет помогать, басист классического состава коллектива Даг Фергюсон. Группа теряет не только одного из соавторов и участников, но также и виртуозного инструменталиста, клавишное звучание которого служило фундаментом саунда «Camel».
      Получившийся же альбом вышедший 22 сентября 1978 года шокирует общественность. Едва появившись в чартах диск пропадает оттуда навсегда.
      Латимер был готов к потере Барденса и в тур в поддержку альбома отправляются сразу два клавишника – брат Ричарда Синклера Дэвид (они вместе начинали в «Караван», где Дэйв играл в период с 1968 по 1972 год включительно) и Ян Шелхаас. Однако, по окончании тура, двух братьев просят удалиться из коллектива по причине их растущего влияния на деятельность группы. Латимер с горькой иронией даже хотел переименовать коллектив из «Camel» в «Caramel».  Саксофонист Мэл Коллинз также покидает группу. В итоге на записи альбома 1979 года за бас-гитару вместо Синклера отвечает Колин Басс, вместо Барденса и Дэйва Синклера на клавишной работе Ян Шелхаас и Кит Уоткинс. Такие бесконечные перемены будут преследовать группу фактически все восьмидесятые годы. В итоге на записи альбома из неизменных членов остаются только Латимер и ударник Уорд. В итоге участники в группе начинают перемещаться словно шахматные фигуры по доске. Доходит даже того, что в качестве перкуссиониста в работе над альбомом приглашается сам Коллинз. Фил. В качестве гостя. К слову и саксофонист Мэл также принимает участие в студийной работе, только уже не качестве постоянного участника.
         Открывает альбом «I Can See Your House from Here» композиция «Wait»  с небольшим налётом диско-музыки. Стоит отметить, что клавишные теперь звучат совсем по-другому. К слову, за вокал отвечает бас-гитарист Колин Басс. С дебютом.
          Совершенно нехарактерный для группы трек «Your Love Is Stranger Than Mine». Есть мнение, что Фил Коллинз в этом треке с точки зрения композиции и технологии записи почерпнул для себя то движение, в котором он будет развивать «Genesis» в 80-е годы. Хотя, скорее всего, он просто утвердился в выбранном для себя пути развития.
         В «Neon Magic» вокалист остаётся загадкой, хотя везде считается что Латимер, но это не он. Возможно кто-то из участников группы.
         В «Remote Romance» наблюдается подражание группе «Kraftwerk» образца 1978 года. Математический ритм, использование секвенсора, искажение голоса. Оригинальная вещь.
         Самая сильная и прогрессивная заключительная вещь пластинки «Ice» с фирменным соло на гитаре Латимера. Словно лучи Солнца через тучи как лучик надежды обнадёживают Землю и всё вокруг. Гитарист хотел перезаписать кое-какие части композиции, но Фил Коллинз отговорил его от этого. Латимер отмечал по этому поводу:
- «Ice»… очень удачный трек именно потому, что мы вернулись к записи живьём. Потому что в прошлые годы нас критиковали – так складывалось с работой в студии – и Camel оказались виноваты – мы слишком клинические, потому что делали множество наложений, делали в студии кучу эффектов. «Ice» отличается, он живой. Мы пришли в студии и просто сыграли его. Я думаю, там очень… кажется, Кит сделал наложения. Во вступлении и концовке есть наложения, и ещё пара гитар, но основная часть сыграна живьём. Мы запечатлели особенную… именно это мне нравится в процессе записи, можно запечатлеть частичку магии, возникающую между пятью или шестью людьми. И это остаётся на плёнке, в отличие от наложений, в которых трудно поймать то же воодушевление и уровень эмоций, когда ты сам на сам делаешь наложения и некому дать обратную связь.
       С продажами этой пластинки, после её выхода в октябре 1979 года дела обстоят туго, ещё хуже, чем с предыдущей пластинкой. К слову, можно отметить, что начальное название альбома было «Endangered Species» и его хотел использовать Латимер, но остальная часть группы настояла на другом названии, в итоге гитаристу пришлось уступить, и пластинка вышла под названием «I Can See Your House from Here».  Музыкально можно сказать, что эта альбом стал бенефисом для Эндрю Латимера, гитара которого смогла вытянуть лонгплей в отсутствии клавишных Барденса.
       За несколько недель до выхода альбома, группа отправляется в концертный тур, который начинается в английском Брайтоне, далее с посещениями Франции, Германии, Норвегии, Швеции, Бельгии, Испании и заканчивается концертами в Японии в январе 1980 года. На волне этого концертного тура группа входит в тяжёлые для себя 80-е годы.


                Владимир Курбалиев


Рецензии