Мужчина с короткой фамилией Гердт

Прошло уж немало стремительных  лет
Как умер, ушёл тенью зыбкой
Мужчина с кроткой фамилией «Гердт»,
Мужчина с печальной улыбкой.

Он не был красивым, хромала нога.
Совсем невысокого роста.
Запомнить фамилию я не могла,
Кричала: «Смотри, Паниковский».

Творчество Зиновия Гердта всегда вызывало огромный интерес. В Америке, в дневных центрах для пожилых,где я проводила литературные встречи, эта тема пользовалась  большим успехом .

История от  зямы.


Был 1957 год. Москва. Международный фестиваль молодежи и студентов. Толпы иностранцев. Впервые. И приехали пять французских композиторов. Сочинители песен Ива Монтана. К ним был приставлен Никита Богословский- у него прекрасный французский.  Я выбегаю из театра Образцова и вижу- стоит группа: пятеро французов, Никита и Марк Бернес- он к ним тянулся. И идёт такая жизнь: Никита что- то острит, французы хохочут. Я ни слова не понимаю. Бернес тоже. И он все время дёргает за рукав Богословского: «Никита, что ты сказал?». Тот морщится: «Ну, погоди Маркуша. Ну что ты, ей богу». Через минуту опять хохочут. Бернес снова
«Никита, ну что он сказал?». На третий раз Богословский не выднржал: «Марк, где тебя воспитывали? Мы же разговариваем. Невежливо это, неинтеллигентно». Потом он ушёл добывать контромарки- французам и себе. И мы остались семеро совсем без языка- я, Бернес и пять французов. Что говорит нормальный человек в такой ситуации? и Марк Бернес сказал: «Азохэн вэй». Печально так, на выдохе. Один из композиторов говорит ему тогда на идыш: «Мы евреи». Все пять французских композиторов оказались евреями и все знают идыш. И мы начали жить  своей жизнью.
Тут приходит Богословский! Мы хохочем, совершенно не замечаем прихода Никиты. Он послушал- послушал как мы смеёмся и говорит: «Маркуша, что ты сказал?». А Бернес ему отвечает: «Подожди, Никита! Где тебя воспитывали, ей богу? Мы же разговариваем». Это было единственный раз в жизни, когда мое еврейское происхождение послужило мне на пользу.

Расскажу, какие волнения одолевали меня накануне того, как я приступила к регулярному проведению литературных встреч в « детских садиках» по всему штату Нью Джерси. Приведу выдержки из письма моему другу:

«Александр Розенбаум в одной из своих  одесских песен «Сватовство Сэмэна» рассказывает как главарь Одесских бандитов Сэмэн сватался к Брохе, дочери мелкого одеасского коммерсанта- Лейба Марковича:

Лейб Маркович, почту себе за честь
Поздравить вашу дочь с ангажементом.
Поскольку ей в тугие косы вплесть
Сэмэн решился свадебную ленту.

Так вот, ты тоже «Имеешь честь поздравить меня с ангажементом»: Я задумала совершенно новое для себя занятие, начинаю проводить регулярные литературные встречи в различных «детских садиках» ( дневных  центрах для пожилых)с рускоговорящими клиентами, по всему  моему штату. Каждая такая встреча- это новая, не знакомая мне аудитория. До этого я выступала только перед клиентами  моего « садика», перед знакомыми мне людьми. А теперь многое будет совсем иначе, мне предстоит устанавливать контакты с новой для меня аудиторией, заинтересовать и увлечь слушателей. О результатах этих моих новых начинаний я тебе напишу. Это новое направление- очень важное событие в моей жизни. Замечу, что я делаю это бесплатно и даже оплачиваю сама транспотртные расходы. Вместе с тем, приглашённым лекторам, артистам, музыкантам платят обычно по 150- 200 долларов за каждое такое выступление. Я уже имею три таких «ангажемента», на три ближайших четверга. Рабтаю над расширением сферы этой своей деятельности».
В следующем письме я делюсь первыми результатами проведенных встреч:

«Я полна впечатлениями о реакции слушателей на мои выступления. Я приношу людям радость. После каждого выступления я слышу много тёплых слов, люди подходят и благодарят за полученное ими удовольствие. Я лишний раз убедилась, что люди нашего поколения помнят Зиновия Ефимовича Гердта, говорят о нем с боьшой любовью. “.
Затем я делюсь новыми впечатлениями, после выступления в других садиках:

«Триумф.  Торжество.  Мои выступления встречают восторженно. После беседы ко мне подходят пожилые, часто не совсем здоровые, не знакомые мне ранее люди. Их лица освещены радостью от соприкосновения с прекрасным, с жизнью и творчеством  Всенародног Зямы, он так близок им и так дорог. «.

После одного из последующих выступлений я написала:

«Вчера случилось замечательное событие в моей жизни. Спешу  поделиться им с тобой.
Я выступала в новом для меня садике с беседой о Зиновии Гердте. Встретила там замечательных слушателей: они слушали меня с восторгом, со счастливыми и просветленными лицами, активно реагировали на мой рассказ. ПРи этом многие проявили глубокую осведомлённость в поэзии. Когда я по памяти читала им стих «Баллада о прокуренном вагоне» и смотрела при этом в зал, то видела, что  многие люди шевелят губами- повторяют по памяти строки этого поэтического шедевра. Несколько раз моя беседа прерывалась аплодисментами. Что ещё меня приятно удивило- это аплодисменты в момент моего ухода из садика. Мы все находились тогда в обеденном зале. Клиенты садика ещё продолжали обедать, а я уже собиралась  уходить и попрощалась, обращаясь ко всему залу. И вдруг- шквал аплодисментов, причём многие  даже встали. Просили меня приходить снова. Вспоминаю короткие беседы с некоторыми слушателями после окончания моего выступления: интеллигентные, высокообразованные люди и, что для меня самое главное, любители и знатоки поэзии. Такие родственные моей душе люди. Этот день навсегда сохранится в моей памяти как один из самых счастливых в жизни.
После одного из выступлений я написала организатору этой встречи: «Дорогая Люба! Благодарю за наше общение. Мне все так у вас понравилось,доборожелательная , интеллигентная публика».
Люба мне ответила:
«Здравствуйте, Доба! Я тоже хочу поблагодарить вас за интересную, полную мало освещённых событий и деталей из жизни «Великого Зямы»,  беседу. Ваша  энергетика, обояние, прекрасная декламация - способны удерживать аудиторию долгое время.
Спасибо. Люба».


Автор текста Доба Каминская


































 
 


Рецензии
Прочитала рассказ.Запомню про Богословского.Забавно. Гердт - великий талант. Безусловно. Но больше всего впечатлила меня ваша неуемная энергия, бодрая радость, задор. Словно я стою среди слушателей "садика"и изо всех сил хлопаю вам в ладоши!

Катерина Никанорова   12.01.2019 21:02     Заявить о нарушении
Катерина, как хорошо вы пишете, как легко и приятно вас читать.
Я думаю, что вы профессиональный литератор. Я бы очень хотела о вас узнать: кем и где вы работаете, какое у вас профессиональное образование.
Ведь обо мне вы знаете абсолютно, абсолютно все: вы прочли мою автобиографическую
Книгу жизнь моя».
А я о вас не знаю ничего. Поэтому буду безмерно вам благодарно, если вы, уравав свободный момент, выполните эту мою просьбу. Доба

Доба Каминская   23.01.2019 02:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.