Месье Макрон и Платон Каратаев

    Урок литературы.
    Ровно 52 года назад, на уроке литературы, мы обсуждали моральный облик
Платона Каратаева, периферийного героя книги «Война и мир». Мы – это
комсомольцы шестидесятых. Некоторые из нас ещё верили в коммунизм, который
должен был наступить в 1980 году. Я тоже верил и, как потом оказалось,
напрасно. Вместо обещанного коммунизма нам устроили олимпиаду.
 
    Книгу «Война и мир» я прочёл случайно. От корки до корки. В таёжном прииске
Топольки при свете керосиновой лампы. Это добавляло прелести и удовольствия.
Другой книжки под рукой просто не было.
 
    Так вот, на диспуте отрок Абинский заявил, что Платон Каратаев ему глубоко
симпатичен. За доброту, оптимизм, жизнерадостность и способность к рукоделию.
Во французском плену граф Безухов без этого солдата пропал бы даром.

    Аплодисментов не было. После выступления меня долго возили фэйсом об тэйбл
и, как теперь говорят, закатали в асфальт.

    Любимая учительница, Раиса Григорьевна, сказала:

    – Вы меня разочаровали, Абинский. И очень огорчили. Платон Каратаев – это
недалёкий, необразованный человек и к тому же приспособленец. Ему везде
хорошо, даже во французском плену. Есть даже термин такой – «каратаевщина»!
Вам следует перечитать книгу и пересмотреть свои взгляды.

    Парни в классе тактично промолчали, а вот девчонки были солидарны с
учительницей, так что, и мне, и Платону Каратаеву здорово досталось. А графа
Безухова безмерно жалели.

    Особенно старалась Инка Данчич, наш комсорг. Надо сказать, что первым
комсоргом в нашем классе выбрали меня. Но после того, как я случайно устроил
взрыв в кабинете химии и не случайно надавал по сопатке сыночку завуча, меня
дисквалифицировали и сделали художником в школьной стенной газете.

    – Вот уж не думала, что ты такой, – с укором сказала мне красивая Инка Данчич.

    Как видите, я проиграл по всем фронтам. И даже пострадал за свои убеждения – в
аттестате мне вывели трояк по литературе.

    Теперь вернёмся в наше время.

    На Питерском экономическом форуме 2018 президент Франции Эмманюэль
Макрон говорил о доверии между государствами. Сказал буквально следующее:

    «Доверие… Как говорилось в «Войне и мире» Толстого, это то, что произошло
между Безуховым и Каратаевым. То есть, Каратаев показал свою простоту,
оптимизм, жизнерадостность, веру в других и самого себя. Безухов, который был
не способен в себя поверить, просто заразился оптимизмом Каратаева и в
результате он стал сильнее благодаря общению с эти человеком. Вот, что такое
доверие».

    Если бы наш президент вовремя прочитал «Войну и мир», мы бы не воевали
в Сирии и на Украине был бы мир.
    А если бы он осилил «Анну Каренину», от него не ушла бы любимая женщина.


Рецензии
Не любят учителя, когда школьники начинают читать первоисточники. Хотя и не говорят об этом.

Михаил Бортников   24.06.2018 19:08     Заявить о нарушении
Учителя у нас были замечательные. Но в тисках идеологии, видимо. Спасибо за отзыв, Михаил.

Андрей Абинский   26.06.2018 12:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.