Лунная автобаза и луна-парк
На базе будут размещены:
- автобус рейсовый городской, с задней обзорной площадкой, как у ЛиАЗ-677 - 2 шт., туристический - 3 шт., масштаб 1:50
- бульдозер крупный, для строительных работ - 2 шт.,
- автопогрузчик (кран-манипулятор с грузовой платформой) - 2 шт. Автопогрузчик и бульдозер будут иметь механическую лебёдку для вытаскивания техники из всех глубоких ям (кратеров), крюк лебёдки должен быть такой, чтобы он свободно попадал во все сцепные устройства; гарпун лебёдки должен выстреливать и попадать в сцепное устройство на расстоянии, и на время вытягивания застревать в нём;
- мини-вездеход - 15 шт.,
- вездеход-разведчик, для прокладывания пути экспедиционной колонне, для прокладывания безопасных маршрутов мини-вездеходам (внедорожникам) - 2 шт.,
- вездеход-дальнобой, для дальних и сверхдальних прогулок, с блоком прямой связи с Землёй (остальные машины имеют связь с Землёй через базовый или промежуточный ретранслятор). Эта машина будет работать также в качестве самостоятельного ретранслятора, сопровождающего экспедиционные колонны - 3 шт.,
- автомобиль легковой - до 10 шт., масштаб 1:50, разные модели, в том числе машина с проблесковыми маячками типа "Луноград. Милиция",
- экскаватор, для ведения строительно-монтажных работ - 2 шт.,
- многофункциональная автотехничка, которая выезжает на место аварий и чистит, ставит на колёса, заряжает, чинит - 4 шт.,
- робонавт Фёдор, масштаб 1:30 - 1:10, на фоне пассажирского автопарка он будет выглядеть как Кинг-конг, 1 шт.
План подготовительных работ на базе "440" (она же "автобаза", она же "Тюмень-440"), после успешного прилунения зонда:
* раскрытие лепестков зонда и выдвижение телескопической мачты ярко-красного цвета в центре зонда, то есть в центре автобазы. Высота этой мачты не менее 5 метров (чем выше - тем лучше). Она должна быть самой высокой в Лунограде, как Останкино, но при этом очень тонкой и лёгкой, потому что сила притяжения в 6 раз меньше и полностью отсутствуют ветровые нагрузки, которые могли бы разрушить конструкцию. Мачта будет играть роль маяка для дальних экспедиций, роль визуального и метрического ориентира в пространстве. По всей длине мачты будут нанесены цветные метки, каждая из которых будет давать оценочное представление о расстоянии до базы "440", например видите зелёную метку у линии горизонта - значит, расстояние до автобазы не более 1 км., видите жёлтую - значит, не более 2 км., видите красную, самую верхнюю метку на маяке - значит, 3 км.; без учёта рельефа местности; и в ночное время все метки будут подсвечиваться, с такой интенсивностью свечения, что позволит разглядеть их с борта любой луноходной машины. Мачта будет также играть роль источника сигналов для позиционирования на местности, в совокупности с другими аналогичными мачтами, высотами поменьше, расставленными в окрестностях Лунограда. Естественно, центральная мачта будет играть роль передающей антенны ретранслятора, это её самое главное предназначение. А также роль обзорной вышки - на самом верху мачты будет расположена управляемая видеокамера высокого разрешения с подзорной трубой такой дальности осмотра местности, которая позволит тем, кто готовится к экспедициям, рассмотреть все детали окрестности вплоть до линии горизонта; ну а дальность линии горизонта в свою очередь будет зависеть от высоты мачты, поэтому нужно высчитать золотую середину и выполнить всю схему соответственно.
* бульдозер съезжает с платформы в безопасном направлении и лопатой приподнимает платформу с того места, где она опирается на самый высокий бугор, то есть где грунт мешает платформе сесть ниже. Экскаватор и второй бульдозер тем временем подкатывают и отгребают излишки грунта из-под платформы, после чего она садится ровно. Необходимо занизить платформу для того, чтобы: она стала устойчивее, чтобы съезды с неё сделать удобными и безопасными во всех направлениях, чтобы максимально защитить платформу от космического мусора, пролетающего у самой поверхности Луны
* после этого экскаваторы и бульдозеры окапывают платформу со всех сторон, засыпают ямы, впадины, которые могут помешать, сравнивают бугры, делают все нужные съезды с платформы ровными
* ведётся разметка улиц от центра платформы за её пределы
Прокладка шоссе:
# бульдозер прокладывает шоссе по прямой линии до первого препятствия, которое необходимо объехать, делает крутой поворот... Экскаватор проходит за ним и засыпает все ямы, которые остаются после первого прохода бульдозера. Дорожная насыпь на Луне не нужна. Оставшиеся от бульдозера гребни по бокам дороги сойдут за бордюры. Если перед поворотом кратер, то нужно делать высокий бортик. Если гребни везде получатся большими, то их можно оформить как дорожное ограждение (аккуратно выровнять для этого). Столкновения автомобилей на крутых участках трассы с бордюрами, с бортиками, друг с другом, опасности никакой не представляют, поэтому на борьбу с аварийностью можно забить
# бульдозер проходит сделанный участок повторно и сглаживает все неровности, выравнивает дорогу до тех пор, пока оператор не примет решение о переходе к следующему этапу: к нанесению дорожного покрытия. Решение о следующем этапе будет приниматься на основе показаний датчиков, размещённых на бульдозере.
# к бульдозеру подвешивается рулон плёнки и начинается размотка... Плёнка цвета мокрого асфальта (может быть также прозрачная), с заранее нанесённой на ней дорожной разметкой - да, это и есть поверхностное дорожное покрытие, ширина которого всего 20 сантиметров, толщина от нескольких микрон и выше, а прогнозируемый срок службы - 100 лет. Чем тоньше плёнка, тем больше её уместится на рулоне. Такое покрытие дороги не должно получать повреждений и деформаций даже после многократного прохода бульдозера по дорожному полотну
# свойства дорожного покрытия таковы, что с нижней стороны оно прилипает к лунному грунту само, но не сразу, а когда встаёт солнце и прогревает Луну до 100-150 градусов. Покрытие при такой температуре должно прилипнуть намертво**, но сверху оставаться при этом всегда сухим, чистым, солнцестойким***
# дойдя до поворота, бульдозер обрезает плёнку с рулона, подъезжает погрузчик с уложенными на него листами такой же плёнки, но изогнутыми для поворота, то есть нарезанными специально для поворота дороги (число нарезных листов ограничено, поэтому поворот не может быть вытянутым), и стыкует листы последовательно - так, чтобы дорожная разметка не нарушилась, а дорожное покрытие получилось ровным
# если дорожная разметка на повороте исказится, это значит плёнка состыкована не правильно, что должно быть замечено оператором сразу же. До наступления утра он должен принять соответствующее решение и исправить.
На Земле строится аналог базы "440" в натуральную величину, то есть в 50 раз крупнее, со всеми построенными вблизи базы объектами в том числе, - с дорогами, с элементами инфраструктуры. Земной аналог "440" выглядит как автодром. Используется не только испытателями техники, но и посетителями - в качестве космического луна-парка, внутри которого можно отдохнуть, развлечься, покататься по Луне на рейсовом автобусе (подъехал автобус - открылись двери, а внутри вместо окон - только телеэкраны, транслирующие панораму с Луны из точно такого же автобуса, но в 50 раз меньше, он ходит по настоящей Луне, автобус в натуральную величину имитирует лунную поездку. Как это сделать - смотри в главе "Поездки по Луне на автомобиле", только вместо слова "автомобиль" подставь "автобус"). Там же, в луна-парке, можно и поработать на территории лунной автобазы (луна-парка), надев костюм робонавта, аватар Фёдора. Или сделать небольшой арт при помощи рисующего и пишущего лунохода, например: собственной рукой вывести на лунной поверхности своё приветствие любимому человеку, свои стишки. Луноход в режиме реального времени воспроизведёт этот арт на Луне (см. подглавку "Лунные письмена" в рассказе "Оформление Лунограда").
Все автомобили и другие машины луна-парка также имеют вместо стёкол смотровые телеэкраны, направленные внутрь, чтобы водители, пассажиры, рабочие (экскаваторщики, бульдозеристы) видели Луну в действительности такой, какая она есть, а не земной пейзаж (хотя земной пейзаж водителям тоже понадобится, они и его будут видеть вдобавок, чтоб никого не раздавить и ни во что не врезаться на территории луна-парка). Со временем, вместо действующих в парке машин в натуральную величину, будут созданы многофункциональные имитаторы лунной техники, и тогда управлять техникой на Луне станет намного проще, безопаснее во всяком случае. Лунная техника автобазы станет с этого времени доступной в любой точке земного шара, потому что имитаторы, при желании, можно разместить где угодно: на любой площадке мира, в любой стране! Один и тот же имитатор предназначен для управления разными типами машин (он легко перепрограммируется). Если машин на лунной автобазе будет не хватать, то их доставят ещё, из-за лунного бугра привезут, куда сядет ещё один автомат с дополнительный техникой для лунной автобазы. Садиться дополнительному автомату можно будет только за бугром (на расстоянии 1-10 км. от лунной автобазы), чтобы не задеть ошмётками камней и лунной пыли, поднимаемой при посадке тормозными двигателями посадочной платформы, работающую лунную технику. Но лучше, конечно, разработать такой способ посадки, чтобы ошмётков было как можно меньше, чтобы аппарат касался грунта медленно, почти с такой же скоростью, с какой космическое транспортное средство стыкуется с орбитальной станцией. Или наоборот быстро, если быстрая посадка поможет уменьшить количество взметаемой пыли.
Управлять работающей на Луне техникой можно и без использования имитаторов, конечно. Для этого достаточно мобильного устройства, например смартфона, планшета, компьютера, игрового устройства. С ними эффект погружения в лунную реальность окажется меньше, но зато подключение к Луне станет доступным для сотен миллионов людей на планете.
**Следует учесть, что свойства лунного реголита меняются в течении лунного дня: утром он липкий, как мокрый песок, днём, скорее всего, почти вязкий, как влажная глина, а ночью стылый и ни к чему не липнет. Свойства эти нужно уточнить. Так, экспедиции "Аполлонов", которые описывали свойства лунного реголита как влажного песка, находились на нём в то время, когда температура поверхности составляла около +20 по Цельсию, то есть лунным утром.
*** Что касается строительства дорог с твёрдым покрытием, путём спекания лунной пыли - этот способ тоже должен применяться, либо в этом, либо в другом проекте, но позднее, потому что для спекания нужен массивный реголитоукладчик. Возможно, он появится на Луне попозже, когда строительство дорог станет массовым. И в итоге будет выбираться самый эффективный способ массового дорожного строительства на Луне, с учётом результатов эксплуатации дорог. Для сравнения тогда часть дорог будет строиться одним способом, часть другим, часть третьим и т.д.
P.S. Из интересного письма, касающегося темы подготовки проекта:
Максим:
"Сегодня сон приснился. Я на конференции в компании, занимающейся интернет-телекоммуникациями. И их инженер мне говорит:"Лучшая технология - это netflix, а все остальное - это ерунда. Мы будем только этим заниматься". И дает мне пачку каких-то DVD дисков. Что такое netflix я не знал и никогда не слышал вроде. Но вот такой сон. А набрал в поисковике - действительно такая технология действительно существует.
Это имеет отношение к вашему проекту.
Технология видеопотока."
Андрей:
"Выбор эффективного инструмента нужен, когда конкуренция. А когда конкуренции нет, нужно сперва работу отладить, запустить процесс, нАчать - это сейчас приоритет. Возможно, там кто-то скажет потом: а вот это для расширения видеопотока самое лучшее! Да, действительно, объём передачи данных будет решать всё. И уже лет через 5 этот вопрос может встать очень остро, если бизнес на Луне начнёт зарабатывать сегодня. Ведь кто сможет наладить эффективную передачу данных, тот и будет контролировать обживаемые территории лунного города. Там даже собственность на участки не нужна, потому что привычные в нашем понимании права собственности там не работают. Для того, чтобы защитить свою территорию от посторонних, чтобы по ней не ходили чужие, не мешали стройке, соревнованиям, играм, музейным ценностям, достаточно лишь ограничить сигналы, передаваемые ретранслятором. Ограничить как по времени, так и по опознаванию свой-чужой. Например, я хочу, чтобы на мою территорию заезжали все желающие, но только с 11:00 до 22:00, потому что у меня там товар разложен, магазин под открытым небом, а в остальное время я хочу чтобы только сотрудники моей фирмы и больше никто. Для этого на Луне пропусков выдавать не надо, охранников нанимать не надо, забор городить не надо, нужно только заказать тому, кто владеет ретранслятором, услугу "охраняемая территория", и всё на "частной" территории будет защищено от действий посторонних. Человек заплатит только за площадь охраняемой территории, и сможет устанавливать на ней свои правила посещения, как хозяин. Только таким образом права собственности на Луне (она может относиться к доставленным на Луну предметам) могут быть защищены.
Видеокамеры, помимо луноходов, будут работать на подвижных видеомачтах красного цвета, которые будут служить и визуальным ориентиром в пространстве, и источником сигналов для курсовой навигации (для определения координат), и платным обзорным инструментом высокого разрешения для тех, кто находится на Земле, то есть для каждого. Если человек захотел что-то увидеть на Луне - не обязательно заказывать луноход, нужно посмотреть на карту и кликнуть соответствующую видеомачту, а затем управлять ею, с высоты, словно с маленькой вышки, разглядывая окрестности, как через "подзорную трубу". Так можно выбирать цели для своих экспедиций на лунниках, или просто разглядывать лунный город, действующие лунные экспедиции и т.д., когда всё станет динамичным - это будет интересно.
Ну, а пока нужно только пробить себе русло, пустить ручеёк".
Свидетельство о публикации №218060101330