Записки дефектолога. Аленка. Дневник 2

Чем дольше я работаю с Аленкой, тем больше она меня удивляет.
То, что девочка обладает экстрасенсорными способностями, я уже убедилась. Приходится простраивать занятие так, чтобы не перекрывать ее дар, но  в то же время учить встраиваться в этот мир, который специально для нее никто адаптировать не будет.
Ей жить среди людей, уметь находить точки соприкосновения, уметь объясниться, договориться, создавать комфортную (для себя) среду обитания и безопасную  (для остальных людей)  модель общения.
***
Большая часть занятия прошла. Аленка вдруг наклоняет голову, словно прислушивается к чему-то. Я не слышу никаких посторонних звуков.
Девочка встает с места, бежит в прихожую, замирает возле входной двери. Иду за ней следом.
Аленка смотрит сквозь меня, и я вижу в своей голове образ бабушки, которая медленно шагает где-то по улице и несет тяжелые пакеты в обеих руках.
- Бабушка должна сейчас к вам прийти? – спрашиваю я маму.
-Нет, - качает она головой.- Если и придет, то точно не сейчас. Может быть часа через три, - мама посмотрела на часы, - а вообще-то, она сегодня не собиралась к нам заходить. Бабушка не каждый день приходит.
-Ну, хорошо, - я пожала плечами. – Алена, пойдем. Вдруг бабушка придет, посмотрит, как ты занимаешься, обрадуется. Иди, смотри, что там, в коробке, еще есть!
Аленка отошла от двери, села за стол, мы продолжили занятие.
Ровно через 10 минут в прихожей раздалось бряканье ключей, входная дверь открылась и на пороге возникла бабушка. С тяжелыми пакетами в обеих руках.
Я примерно рассчитала время – Аленка «услышала» бабушку, когда та была в метрах 200 от подъезда…
***
Часть занятия для ребенка с нарушенным слухом посвящена развитию слухового восприятия.
Сначала ребенок различает предметы, картинки с изображением знакомых предметов слухо-зрительно, затем только на слух. Для этого педагог закрывает плотным листом бумаги часть лица, проговаривает слово. Ребенок, ориентируясь только на свой слух, должен выполнить инструкцию «Дай…», «Возьми…», «Убери…».

Отрабатываем с Аленкой инструкцию «Дай». Перед ней на столе лежит несколько картинок. Я сначала проговариваю слово про себя, потом говорю его вслух. И тут начинает происходить что-то странное. Аленка подает мне картинку на моменте моей мысли! Она не дожидается, когда я проговорю это слово вслух, а стартует тогда, когда я мысленно удерживаю образ, перед называнием предмета.
Останавливаюсь, пытаясь понять, что происходит. Мой взгляд на картинку  Аленка уловить не могла, потому я смотрела только на девочку. Для чистоты эксперимента, встаю за её спиной, чтобы она вообще меня не видела.
Ситуация повторяется снова и снова. Девочка подает картинку до того момента, как я произнесу слово вслух
- Ой,  у вас тоже получилось, да? – удивляется мама. – У нас с бабушкой есть подозрение, что Аленка наши мысли читает.
- А как вы это поняли? – спрашиваю я.
-На днях бабушка пришла с работы. Был поздний вечер, бабушка устало села в кресло, оставив свою сумку в прихожей. Только села и расслабилась, как вдруг вспомнила, что в сумке лежит пакет молока. Она начала думать, что пакет надо вытащить сейчас же, иначе потом забудется и молоко пропадет. Но сил, чтобы встать, у неё не было. Бабушка представляла себе, как встает, как идет в прихожую и достает пакет молока, как убирает его в холодильник. И тут Аленка, которая тихо перебирала игрушки на ковре, вдруг встает с места, идет в прихожую, и проделывает все то,  о чем бабушка грезила. Вытащила пакет молока, убрала его в холодильник и вернулась обратно на ковер.
- Мы тогда очень удивились, - сказала мама. – И знаете, для нее самой сильной обидой является даже не фраза, а моя мысль: «Я тебя не понимаю». Стоит мне только так подумать, как Алена начинает плакать…

****
Собираюсь на занятие к Аленке и кладу в пакет с дидактическими пособиями один крупный мандарин.  Думаю, угощу девочку мандарином. Потом спохватываюсь, вдруг у неё аллергия на цитрусовые? Это раньше можно было угостить любого ребенка конфетой, фруктом просто так, для настроения. Сейчас и дети другие, и родители. Поэтому убираю из пакета мандарин, решив, что для начала обговорю тот вопрос с мамой девочки: можно или нельзя.

Прихожу на занятие, начинаем работать. Аленка выполняет все задания быстро, с интересом. Между делом спрашиваю у мамы, есть ли аллергия у девочки на что-нибудь съедобное. Выясняется, что только на молоко. Я мысленно представляю себе мандарин, который лежал в пакете для Аленки. Думаю, что спрошу у мамы про «можно –нельзя» потом, не при ребенке. Аленка внимательно смотрит на меня, соскакивает с места, бежит к пакету с дидактическими пособиями, открывает его, заглядывает. Что-то ищет, вопросительно лепечет, перебирает оставшиеся коробочки.
Мама сердится, выговаривает девочке, что нельзя хватать чужие пакеты.
До меня доходит, что ребенок уловил мысль – в пакете было что-то очень вкусное для неё, а теперь этого предмета нет.
Теперь мне приходится тщательно отслеживать даже мысли перед занятием, во время занятия…

***
Самое странное случилось буквально на днях. Занятие шло своим ходом. Девочка с удовольствием выполняла задания, как вдруг что-то заметила за моей спиной. Сорвалась с места, убежала, встала в угол и закрыла лицо руками. Я обернулась, но никого не увидела. Более того, я не почувствовала присутствия чего-то потустороннего. И пока я размышляла, что могло вызвать такую реакцию девочки…

Этому сложно подобрать слова, но я попытаюсь. Рядом со мной возникло из ниоткуда нечто. Оно было за моим правым плечом, увидеть его я не смогла, только почувствовала касание. Все мы в детстве ловили бабочек. Ловишь ее за два крыла, прячешь в ладошках, а она трепещет крыльями, бьется в твоих руках. Раскрываешь ладони, выпускаешь бабочку на волю, а ладошки в пыльце от крылышек.
Вот такое же касание, с легким трепетом (тремором) будто крылом бабочки я почувствовала на  правой половине тела.  Представила себе размер той «бабочки» и содрогнулась – похоже, что она была выше моего роста.
Как только касание исчезло, Аленка повернулась в мою сторону, огляделась по сторонам, вернулась на своё место, словно ничего и не было.
И мы продолжили занятие.
Вот такая история.


Рецензии
Всегда с большим интересом и чувством благодарности читаю о Вашей творческой работе с детьми. Я давно предполагала, что дети имеют связь с миром на более высоком уровне, о чём здесь написала http://www.proza.ru/2015/01/10/2174
С уважением, Ирина.

Ирина Шатуновская   25.06.2018 13:52     Заявить о нарушении