Отелло сердцу не прикажешь?

 "Отелло": сердцу не прикажешь?
Опера Верди, Новая сцена Мариинского театра, 31 мая.
Эта опера Верди стоит у меня особняком. Она мне нравится, но только умом. Сердце мое пока молчит. Музыкой я уже прониклась, такой энергичной, мятущейся, разражающейся бурями, природными и человеческими! И вчера оркестр под управлением Павла Смелкова показал ее во всей красе!!
Восхитительно-отвратительный Яго Владислава Сулимского снова поразил мое воображение и сочным вокалом, и соответствующей образу противной мимикой, и всепоглощающей злобой этого персонажа. Как обычно бывает у этого артиста, его оперные герои от спектакля к спектаклю наливаются сценической силой и наполняются живыми человеческими страстями. Мне, как неравнодушному зрителю, очень интересно наблюдать за этим творческим процессом. Хотя, думаю, непросто сыграть мистера Зло, не будучи от природы злобным мизантропом. Но именно этот впечатляюще сделанный и исполненный персонаж Владислава Сулимского, а также сумасшедший ревнивец Владимира Галузина повергли меня вчера в невесёлые размышления.
Почему-то вспомнились и Фрейд с его "тягой к смерти", и Ломброзо с его теориями человеческого вырождения и саморазрушения. Психологические комплексы, завышенные и заниженные самооценки, чрезмерная внушаемость, неуверенность в себе, маниакальная, доходящая до безумия ревность - это все, что в реальной жизни меня пугает, расстраивает в людях и отталкивает от них! Но и на сцене, воплощённые в героях оперы, эти особенности тоже порядком раздражают! Один подзуживает, другие легко заглатывают его наживки и покупаются на шитые белыми нитками козни! Так и хочется спросить: вы что, слепые? Не знаете цену окружающим?
Если бы вся история про ревнивца-мавра Отелло, его несчастную ангелоподобную покорную жену и злого гения, мерзавца Яго выглядела на сцене, как и задумано автором, событиями 16 века, то все было бы понятно: жене от мужа никуда не деться, не убежать, полагаться можно только на волю божью, а спрятаться - лишь в могиле! Но в 19 веке или даже позже, куда перенесено действие спектакля, не сделать попытку себя защитить от свихнувшегося от своих выдумок мужа и дать безропотно ему себя убить, да ещё и его вину взять на себя? Этого я не просто не понимаю, я это не принимаю! Это не торжество любви, а победа глупости и эгоизма над искренностью, добротой и преданностью. Никакой любовью в поступках Отелло даже не пахнет, сплошной эгоцентризм! Этот кровожадный сюжет Шекспира у меня один из самых нелюбимых.
Не выношу истории, где нет положительных героев, где хороших людей "задавливают" отпетые негодяи, где добро погибает под несокрушимой лавиной подлости и человеческих пороков. Не понимаю толстовский тезис о "непротивлении злу насилием", поэтому в опере "Отелло" никому не сочувствую. Все время ловлю себя на том, что по ходу спектакля мне хочется сказать Дездемоне: "Что ж ты любишь такого свирепого себялюбца, ведь у него ни одной привлекательной черты характера нет?" А для Отелло у меня вообще нет приличных слов... Одни междометия!
Спектакль же мне, конечно, вчера понравился. Но породил невесёлые мысли. Уже по окончании оперы встретила знакомую, она тоже была расстроена, и когда я спросила почему, она мне сказала что-то похожее на мои грустные соображения...
Вот такие размышления после четвертого "Отелло" (один, просто замечательный, был в апреле в Висбадене) и второго с Владиславом Сулимским в роли Яго.
Но музыку и саму оперу, мне хочется услышать вновь, не читая на табло перевода либретто, благо исполнение на итальянском даёт такую возможность! Да, что-то с действом в опере я никак не положу... Ну, не везде лажу.
Раньше у меня такого желания не возникало, как не появлялось и неприятия перипетий классического сюжета, но похоже, что концентрация зла и подлости в окружающем пространстве в последнее время переходит допустимую черту, и от этого хочется отстраниться...


Рецензии