Иваныч

ИВАНЫЧ


Пётр Иванович, а в обиходе просто «Иваныч» пил. Пил давно, качественно и часто даже запоями. И не сказать, что человек то был плохой. Хороший, очень даже хороший человек был. Но уже много лет самая распространённая в России болезнь старательно подтачивала его организм. Блестяще закончив школу, а затем и институт, тогда ещё Пётр Иванович, молодой и талантливый аспирант, не покладая рук трудился в химической лаборатории и уже начинал писать свою диссертацию. А потом он влюбился, вот так просто и без затей. Влюбился в сотрудницу своего НИИ, молоденькую девчонку Свету. Их роман длился почти полтора года, прежде чем Светлана дала Ему от ворот весьма резкий поворот. И молодой ученый не смог на тот момент это пережить. Он таскал Ей цветы, стоял под окнами, недоедал, что бы сэкономить свою аспирантскую стипендию на очередной подарок для возлюбленной. Но все его маниакальные ухаживания привели как раз к обратному результату. Света стала Его презирать, ненавидеть и в конце концов послала его подальше, матом и при всех сотрудниках лаборатории. Такого унижения Петя пережить не мог.
И вот именно в тот день, возвращаясь домой, он первый раз зашёл в пивную. Конец вечера он не помнил. Какие-то смутные тени, пьяные разговоры, услужливо подливаемая водочка в пиво случайным соседом по столику и в конце темнота. Утро было ужасным. Потолок кружился, при чём в разных направлениях с люстрой. Голова болела нещадно, хотя нет, она не могла болеть – её просто не было. Открыть глаза не представлялось возможным, ибо свет из окна вызывал очередной приступ тошноты. Пётр смог подняться только через два часа и то, только для того, что бы тут же рухнуть рядом с унитазом и заходиться от жутких спазмов в течении получаса. После этого набрав на диске телефона номер НИИ и, сославшись больным, сообщил профессору, что сегодня прийти не в состоянии.
К вечеру, более ли менее придя в себя Он пришёл к выводу, что вчера вечером первый раз не думал о Светлане. Алкоголь вытеснил все негативные мысли из Его головы. И после этого понеслось. Каждый день видя Её в НИИ Его накрывало. Что бы уйти от этого, он всё чаще после работы шёл в пивную. Его стали узнавать, если не было денег – наливали в долг, у Него появился свой круг общения и друзей по стакану. Через год Петя подумал, что заходит в пивную уже каждый день и Он пришёл к выводу, что раз Ему легче с алкоголем, то и нет смысла останавливаться. Точнее Он понимал, что это плохо, с этим надо бороться, но всё равно возвращался вечерами домой по одному и тому же маршруту.
Из аспирантуры Его попёрли, так и не дав защитить диссертацию. Сердобольный профессор устроил Его учителем химии в школу, но со временем пришлось уйти и оттуда. Затем частные уроки и репетиторство перед экзаменами стали редкостью. И в итоге единственным местом, куда он смог устроиться был овощной склад, где Он занял высокую должность сторожа. Именно тогда Пётр Иванович и стал для всех «Иваныч». К тому времени Ему было далеко за сорок, хотя и выглядел Он гораздо старше. Он всё так же ходил после смены в пивную, только это было уже по утрам. Потом возвращался домой, долго сидел на скамеечке с «маленькой», поднимался в квартиру и забывался в кратком, но крепком сне алкоголика, а ещё через сутки снова выходил на смену. Его бы уволили и со склада, но начальник понимал, что никого на это «блатное» место больше не найдет, поэтому и терпел, а иногда даже и помогал продуктами.
В тот день Иваныч, как обычно, сменился с вахты, зашёл в пивную, накатил грамм двести, полирнулся пивком и пошел домой спать. Проснувшись к вечеру и подумав, что на смену только послезавтра, он залез в старый портфель, оставшийся ещё от прошлой жизни, и достал оттуда бутылочку тёмного пивка, которую старательно купил вчера по дороге домой, как раз для этих целей. Сделав большой глоток, Иваныч поставил её на стол и потянулся за папиросами. Закурив, Он снова протянул руку к пиву, но не смог поднять горлышко ко рту. «Что за хрень?». Он снова попытался поднести горлышко к губам, но опять встретил сопротивление. С Другой стороны бутылку кто-то старательно тянул назад.
«Что за на?» возмутился Иваныч и посмотрел в сторону стола и обомлел: маленький чертёнок ярко-красного цвета прыгал по столу, упирался ножками и, зажмурившись от натуги, изо всех сил тянул донышко бутылки на себя.
- Что за херь?! – вслух сказал Иваныч самому себе
- И ничего не херь – ответил чертёнок и продолжал тянуть пиво к себе.
- Ты кто?!
- А ты не видишь? Я маленький чертёнок, который пришёл к тебе сказать, что хватит пить.
- Это у меня «белочка» что ли? – изумился Иваныч
- Белочка на то и белочка – чертёнок присел на корточки отдохнуть, видя, что Пётр поставил бутылку на стол так и не отпив - что приходит Она в виде белки с большим пушистым рыжим хвостом и кисточками на ушках. А я так, просто пришёл тебе сказать, что хватит пить. Предупредить в общем.
- Ты же должен быть зелёным
- Ой, красный, зелёный, какая разница? Что за стереотипы, навеянные пошлыми картинками. Так лучше? – чертёнок моментально окрасился в фиолетовый цвет – могу хоть сиреневым с блёстками быть, тебя это не спасёт.
- А что спасёт – сказал обомлевший Иваныч
- Полный и безоговорочный отказ от алкоголя – вычурным тоном сказал чертёнок и с умным видом картинно поправил на носу не весть откуда взявшиеся круглые очки.
- Не, точно, допился – Он достал ещё одну папиросу
- Да допился, допился, Петя, что уж греха таить. Пока только до меня, но, если будешь продолжать, то узнаешь ещё много интересных персонажей в своей жизни.
- Откуда ты знаешь моё имя?
- Ой, да я много чего про тебя знаю, про всю твою жизнь. Тоже мне, секрет Полишенеля
- Да зови меня просто Иванычем, мне так привычнее. А твоё то имя как – спохватился Он.
- Как хочешь, так и зови – пожал плечами чертёнок – мне без разницы.
- Тогда я буду звать тебя «Чекушка» - сказал Иваныч и сам же глупо похихикал над своей шуткой
Чертёнок повернул к нему маленькую головку, внимательно посмотрел умненькими глазками, улыбнулся и сказал:
- Ну, Чекушка, так Чекушка, я не обижаюсь. Мне даже нравится. А то тут один меня нецензурным именем хотел назвать. И ещё всё пытался ухватить за хвост и рукой об стол прихлопнуть.
- Так ты не только ко мне пришёл? – удивился Иваныч
- А ты думал, что один в России пьёшь? Много Вас таких -  с этими словами в Его лапках появился свиток, который размотался, соскочил со стола, прокатился по кухне и исчез в коридоре – видал? И это только за последние полгода.
- Мда, тяжёлая у тебя работа
- Увы – грустно вздохнул чертёнок и Иванычу стало Его немного жалко – вот коллега мой из Бельгии, встречались с ним тут на семинаре, так у Него и людей меньше и процент пьющих меньше. Потому у него и отпуска и нормированный рабочий день и выходные. А мы тут, в России с ног сбиваемся, не знаем за что хвататься. Хорошо хоть Рыжая берёт на себя часть нагрузки, а то я сам бы запил уже давно от такой жизни.
- Ну ты это, не грусти – попытался утешить Иваныч – нормально всё будет
- Что нормально – то -  вздохнул чертёнок – пить что ли бросите? Сомневаюсь. В конце концов кто-то должен делать и эту работу. Ты вот чего пьёшь то?
- А что ещё делать?
- Не пить например. Вот смотри – в руках чертёнка появились маленькие счёты – семьи нет – одна костяшка звонко врезалась в деревяшку – денег тоже не особо – вторая – диссертацию не защитил, науку вперёд не подвинул, а ведь талант же был – еще два кругляшка с шумом ударили в стенку счёт – Да у меня столько костяшек нет на счётах, Иваныч!
- Ой, знаю я всё это, только время упущено. Один раз оступился и дальше понеслось.
- И главное из-за чего? – воскликнул чертёнок
- Точнее из-за кого – автоматически поправил Иваныч
- Да нет, именно «из-за чего» - назидательно сказал Чекушка – из-за своего мягкого характера, отсутствия силы воли и стрессоустойчивости и полного нежелания взять себя в руки.
- Да знаешь, в чём дело
- Ой да знаю – оборвал Его чертёнок – вот только не надо мне сейчас про свою несчастную любовь задвигать
- Ты и об этом знаешь?
- А чего тут не знать? Уникальный какой нашелся – чертёнок раздраженно дёрнул плечиком – у всех у вас поводы стандартные: жена ушла, любовь безответная, с работы сократили и так далее. Так что про Светку свою не надо мне втирать, как ты Её любил и как Она тебе жизнь испоганила. Сам виноват.
- Ну не смог я тогда справиться с этим
- Вот, уже начинаешь понимать, что вина в тебе. Да и хорошо, что не полюбила Она тебя. И тебе пора дурь эту из головы ещё 20 лет назад выкинуть
- Это почему? – удивился Иваныч
- Да потому! – стал злиться чертенок – дай закурить
Иваныч удивленно подвинул пачку Беломора на столе, чертёнок потянулся и большая для Него папироса вдруг уменьшилась в размере и уютно легла Ему в лапку. После этого Чекушка дунул на неё и она загорелась сама по себе, без спички.
- Нечего там любить, Петруша, нечего, был я у Неё, ещё года два назад, больше не заходил, не мой случай.
- В смысле был??? Ты Её видел??? Как Она?
- О, господи – чертёнок картинно закатил глаза – ну как Она ещё может быть, если я Её навещал? Муж свинтил к молодой, Она бабскую свою долю в вине топила. В общем толстая, обрюзжая тётка, сидящая на кухне и попивающая водочку. Там уже и Рыжая лапки сложила, не справляется.
- Не может быть! Ты врёшь! – Иваныч вспомнил ту молоденькую, весёлую девчушку, чей образ хранил в своей памяти все эти года – С Ней не могло такое произойти!
- Пф – Чекушка флегматично развёл руками – с тобой могло, а с Ней то почему нет? Странные Вы люди – философски отметил Он и окрасился в бюризовый цвет. И вообще, Иваныч, хватит мне задавать глупые вопросы, ибо нам с тобой еще дружить и общаться долгие годы – и чертёнок окрасился в ярко-бирюзовый цвет.
- Чего это нам дружить? Не хочу я с тобой дружить – возмутился Пётр
- А вот тут, извини, но тебя никто не спрашивает. И вообще, вот объясни мне, почему вы люди такие странные? Единственное в мире существо, которое гробит само себя? Вливаете в себя алкоголь, пичкаете себя всякой дрянью?
- Ты про наркотики? Не навешивай на меня лишнего
- Да не, это я так, к слову. По Дури у нас другие специалисты есть, а у меня направленность узкая – отмахнулся Чекушка – но всё равно я не понимаю. Зачем?
- Ой, чертяка – вздохнул Иваныч – если бы мы сами об этом знали. И понимаем то ведь, что дрянь, а всё равно лезем. Для настроения, для праздника, для состояния души, менталитет у нас что ли такой.
- Ой – Чекушка махнул рукой на Петра – не надо философию на бытовой алкоголизм переводить. Ладно, засиделся я, мне ещё по трём адресам заскочить надо успеть, а то работы навалилось что-то совсем.
Иваныч повернулся в сторону Чертёнка как раз в тот момент, когда тот опускал авиационные очки со шлема на глаза, под ним был маленький одномоторный самолётик, на котором он описал круг, махнул Петру рукой и вылетел в открытую форточку.
«Ты это залетай, если что» - подумал Иваныч и помахал в окно рукой.
Спустя несколько месяцев по улице уверено шёл мужчина средних лет, с посвежевшим лицом, улыбкой на губах и кожаным портфелем. Он твёрдой рукой приложил «таблетку» к домофону, открыл дверь и стал подниматься по лестнице.
- Ой, я не могу – услышал Он, когда проходил пролёт со второго на третий этаж – это что такое? Ай, держите меня!
Иваныч повернулся и увидел отчаянно резвящегося на подоконнике Чекушку
- Петруха, это что за вид? – продолжал веселиться чертёнок – где дрожащие руки, потухший взгляд и бутылка пива в руке? Что за метаморфозы?
- Привет – обрадовался Иваныч – какими судьбами?
- Да, мимо пролетал, надумал заглянуть, не пора ли за Рыжей, а тут такое
- Да просто пить бросил, Чекушка. С того самого разговора нашего так к спиртному и не притронулся.
- Офигеть! – воскликнул Чертёнок и едва не скатился с подоконника, в последний момент зацепившись хвостиком за батарею – Чего это вдруг?
- Ну ты же сам предложил мне дружить, вот и пусть у моего друга будет чуть меньше работы – сказал Иваныч – хотя бы на одну строчку в Его длинном списке…….


Рецензии