Жан Кальвин. Кротость и милосердие

КРОТОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ
Жан Кальвин
https://www.the-highway.com/Calvin_meek2.html

Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Мтф.5.5-7

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Лк.6.20-21

Если бы мы только внимали тому, чему учит нас природа, мы бы наслаждались самым счастливым состоянием, которого люди только могли бы желать. Ибо Бог сотворил всех нас по своему образу и подобию, чтобы мы могли посмотреть на ближнего и увидеть самих себя. Все мы по сути одна плоть, и хотя наша внешность и обстоятельства очень различны, этим невозможно испортить то единство, которое Бог даровал нам. Если бы только это было прочно запечатлено в нашем уме и совести, мы все жили бы в мире друг с другом, в каком-то земном раю.
Однако дело обстоит наоборот. Каждый вокруг нас следует своим собственным интересам и смотрит на свою выгоду; каждый хочет господствовать над другими. Отсюда наша гордость, наша дерзость, наше злоязычие, наш гнев, который так легко спровоцировать. Везде вокруг нас предостаточно жестокости. Мы мстительны и пакостливы, и всякий раз, когда кто-то обижается, как будто молния падает с небес. Так что если в течение жизни мы терпим много скорбей, нам не приходится далеко идти за их объяснением; боль, которую терпят люди, исходит от их собратьев. Конечно, правда, что все люди находят себе оправдания. Они не хотят ничего лучшего, говорят они, чем быть нежными и мягкими и проявлять терпение к тем, среди кого они живут. Но, добавляют они, невозможно отрицать нашу человеческую природу: мы вынуждены с волками жить и по-волчьи выть, а если мы уподобимся овцам, то станем чьим-то обедом. Таково оправдание, обычно предлагаемое людьми, чтобы скрыть мотивы своих действий. На самом деле люди столь полны горечи, высокомерия и гордыни, что не могут терпеть друг друга. Это тем более уместно понять, что мы помним урок, который Сын Божий преподнес нам здесь. Потому что, хотя мы думаем, что нам трудно, когда мы не можем мстить тем, кто плохо относится к нам, он говорит нам, что именно миротворцы и кроткие будут владеть землей.
Здравый смысл вроде бы говорит нам, что такая вещь не заслуживает доверия. Опыт также говорит о том, что победа и успех идут к самым смелым и самым агрессивным, в то время как непритязательные не осмеливаются открывать рот, чтобы протестовать или жаловаться, хотя другие могут грабить их и лишать всего, что у них есть. Поэтому здравый смысл диктует, что люди кроткие, всегда будут страдать от обид и притеснений, будучи не в состоянии даже найти какой-то маленький уголок, где они смогут обрести передышку от злобы своих гонителей, как овцы среди волков. Но при всем этом, наш Господь Иисус Христос не сделал ложных заявлений, когда Он обещал, что кроткие унаследуют землю.
Это учение может не иметь смысла для мирских мудрецов; но верующие вкусили достаточно его истины, чтобы знать, что это не пустые слова. Ибо сколько бы ни бушевали люди, которые постоянно воюют, нападают, грабят и творят всякого рода насилие, как бы, говорю я, они ни старались выйти на первое место, если мы откровенно рассмотрим реальное состояние их души, мы обнаружим, что все как раз наоборот. Каждый вокруг по необходимости становится их врагом. Естественно, если им удастся приобрести власть тиранов, то никто открыто не посмеет им противостоять. Тем не менее, они всегда будут лишены внутреннего покоя; они знают, что они недружелюбны, и в своем беспокойстве и волнении они не доверяют никому. Слепое подозрение как колючками колет их и ослепляет их взоры, наполняет их страхом и заставляет теряться от мысли, что их всюду преследуют враги.
Но даже если допустить, что им нечего бояться других людей, Бог, безусловно, покажет себя их Судией. Если они готовы будут без колебаний потрясать небо и землю, то Бог посмеется им, и их совесть, как говорит Исайя, будет подобна волнам штормового моря. Они будут воевать сами с собой, даже не замечая своего состояния. Они никогда не будут в покое, как заявляет сам пророк. Поэтому закон недвусмысленно говорит, что жизнь таких людей висит на волоске, что их глаза полезут на лоб, их руки и ноги будут дрожать, и, когда придет утро, они будут плакать: доживу ли я до вечера? И когда наступит вечер, они спросят: удастся ли мне продержаться всю ночь? Если бы на меня напали, что бы я мог сделать?
Только те, кто ослеплен тщеславием, ложью и предрассудками, не смогут увидеть, насколько истинно пророчество Исаии. Мы все знаем, как это бывает с теми, кто охотится как волки на своих собратьев, кто грабит и пожирает и кто, из высокомерия и гордости, пытается получить все, что может. Они никогда не знают ни минуты покоя. Они могут владеть землей, они могут быть могущественными господами, но, где бы они ни ступали, они подобны мертвецам. При всех их замках, крепостях и  охране ясно, что они находятся в тюрьме. В открытом поле и с многочисленным эскортом они неуверены в себе и постоянно боятся и трепещут. Короче говоря, куда бы они ни пошли, они слишком хорошо видят, что они похожи на Каина, живут без душевного спокойствия и со всех сторон окружены тревогой. Обладая многим, они в конечном счете лишены всего, поскольку они не в состоянии наслаждаться тем, что имеют. Так обстоит дело со всеми, кого этот мир считает великим. Внутренне они находятся в состоянии смятения, хотя по человеческому разумению у них нет на это никаких причин. Тогда почему они таковы? Это потому, что Бог приносит неприятности тем, кто создает их другим. Они лишаются ума, видя вокруг себя врагов и осуждая каждого человека, как великого, так и малого, как угрозу. Ибо, хотя никто не посмеет сказать ни слова или поднять палец против них, они сильно возмущены. Весь мир может онеметь от страха и воздавать им почести; Бог, тем не менее, протянет Свою руку, чтобы наказать их, как они того заслуживают.
И наоборот, люди бедные и кроткие, которые ходят в искренности и терпении, сколько бы жестокостей и испытаний они ни перенесли, они обязательно унаследуют землю, как сказано в Псалме. Хотя они могут не владеть ни одним клочком земли, лугом, виноградником, полем или домом, они убеждены, что именно Бог поместил их в этот мир; и хотя они могут быть как птицы, сидящие на ветке, они тем не менее могут сказать с тихой уверенностью: "Бог будет направлять мои шаги, где бы я ни был. Земля тоже будет приветствовать и накормит меня, ибо она была создана для этой цели. Бог позволит мне найти здесь дом, и он будет заботиться обо мне как о Своем госте до тех пор, пока это будет Ему угодно.
Когда человек имеет эту уверенность, когда он знает, что Бог поддерживает и будет продолжать поддерживать его, он бесконечно богаче, чем те, кто вгрызается в жизнь и спешит проглотить все, что сможет, так что ему мало целых королевств, герцогств, стран и городов. И когда таковые совершают свои дела,   им некуда отступить,у них  нет укрытия, нет убежища, потому что Бог против них, и каждый человек - их враг. И  хотя верующие - странники и пришельцы в этом мире, не является ли дом, который они имеют на земле, намного лучшим, чем любое земное владычество, которое становится источником стольких мучений для всех, кто жаждет этого?
 Опыт также учит верующих, что Бог наблюдает за ними. Представьте, что было бы, если бы было иначе. Задумайтесь на мгновение о злобе и ярости неверующих: они -зеркальное отражение сатаны, отца их! Мир был бы полон убийц, и все хорошие, миролюбивые люди вскоре были бы сметены, если бы Бог не использовал Свои тайные силы, чтобы защитить их. Это, я говорю, то, что мы могли бы ожидать, если мы намеренно закрыли глаза на благодать Божью, так ясно явленную в этом отрывке.
Более того, мы знаем, что Бог дал нам Господа Иисуса Христа, чтобы Ему быть нашим Пастырем. Таким образом, Его важнейшим делом является сохранение наших душ до тех пор, пока мы не достигнем вечного спасения, которое Он завоевал для нас. Тем не менее, даже в этой преходящей жизни Он заботится и о нашем физическом существе. Поэтому будем Его овцами, ибо Он не пастырь для волков. Если мы решим жить как дикие звери, отринув всякую сдержанность и умудряясь добавлять к ударам плевки,  если, как только мы обижены или расстроены, мы возьмем оружие, чтобы отомстить за себя и попытаться создать как можно больше хаоса, мы не можем ожидать, что Иисус будет нашим Пастырем. Он требует, чтобы мы услышали Его голос. Овцы и ягнята слышат голос своего хозяина: пусть они будут нашим примером! Если же мы честны и искренни, то мы обязательно обнаружим, насколько силен наш Защитник, Сын Божий, ибо Он будет использовать силу Своего Отца, чтобы сохранить и поддержать нас.
Кроткие унаследуют землю. Это понятие, которое человеческий разум не может осмыслить. Вместо этого обычно говорят, что все, кто милостив, искренен и многострадален, являются бедными дураками; они лучше ответили бы, чем позволили бы злоупотреблять своей доброй природой. Тем не менее истина в том, о чем говорит Иисус: лучший и самый предпочтительный путь - это поддерживать нашу искренность, практиковать терпеливую выдержку, когда на нас клевещут, не дополнять зло злом, а преодолевать зло добром. Если мы это сделаем, мы найдем единственный истинный путь, которым мы можем овладеть землей. Что, в конце концов, делают смелые и жестокие, когда люди трепещут при одном их виде и боятся их появления? Не их ли цель завладеть землей, править ею как тиран? Да, это то, чего они жаждут для себя. Но, как мы видели, они сами находятся в плену в каждом месте на земле. В открытых полях, городах, замках и крепостях - каждый их враг; они воюют сами с собой; Бог преследует их, где бы они ни находились.
Что касается нас, то мы должны постоянно возвращаться к тому, что говорит нам Сын Божий, ибо то, что Он говорит, вечно истинно и заслуживает доверия. Давайте будем ясны в этом: при условии, что, как Он говорит, мы будем проявлять самообладание и терпение, при условии, что мы обладаем той мягкостью, которой Он требует от нас и к которой Он призывает нас, мы унаследуем всю землю. С благодарными, свободными и открытыми сердцами мы будем наслаждаться благом, которое Бог в Своей доброте дает нам здесь. Мы также уверены, что всегда будем в мире, в каких бы бедах мы ни находились.
Тем не менее, мы должны признать, что это обетование еще не выполнено полностью. Достаточно того, что сегодня мы частично постигаем его истину. Писание справедливо говорит, что последний день - это день нашего искупления, день, когда дети Божьи будут воскрешены и восстановлены. Поэтому мы должны терпеливо ждать, чтобы завладеть тем наследием, которое обещал Христос, и претендовать на землю как на Его дар нам. Мы должны довольствоваться своим путем до конца и завершить наше земное странствие. Независимо от того, где мы находимся, независимо от испытаний, которые мы несем,  и от угнетения и потерь, которые мы терпим, мы должны, я говорю, быть довольными доверием к Божьей уверенности и свидетельством нашей совести, что все будет нашим, потому что мы Его дети и наследники. Кроме того, мы должны перестать завидовать гордым, жестоким и властным, которые думают, что у них есть все, когда, как грубые звери, они вышли на вершину. Вот, по сути, то, чему учит нас этот стих. Поэтому мы должны ненавидеть дьявольскую пословицу, которая призывает нас "бежать за зайцем и охотиться с гончими". Вместо этого мы должны поставить защиту нашего Господа выше стремления отомстить или защитить наше дело. Ибо Его сила поддерживать нас безгранична, и Он окажется неизмеримо сильнее любого врага. Это то, что мы должны понять здесь.
Далее в Писании сказано: "Блаженны алчущие и жаждущие правды ради, ибо они насытятся". Св.Лукаговорит просто: "Блаженны алчущие ныне, ибо вы насытитесь". Св.Матфей добавляет слово "правды" ради точности. Тем не менее, он был неверно истолкован. Некоторые искали значение выше и тоньше, чем оправдание. Мы должны быть ревностными, говорят они, к праведности - то есть, мы должны стремиться к более справедливому и честному порядку, чтобы, когда Бог увидит, насколько мы искренни, Он изменил мир к лучшему и так обрадовал наши сердца.
Это будет совершенно верно, если учить этому в правильном контексте. Однако авторы Евангелия полностью и верно объясняют здесь значение слов Христа. Из слов  св. Луки будет трудно вывести такой тонкий и глубокий смысл. Он не говорит, что мы жаждем праведности, или что перед лицом такого зла мы должны взывать к Богу, умоляя Его установить мир. Поэтому, когда Писание говорит: "Блаженны алчущие", это означает то же, что мы видели раньше: "Блаженны плачущие", те, кто нищи духом и поэтому смиренны, и обращаются к Богу в поисках убежища и помощи.
Почему же тогда св.Матфей добавляет слово "праведность"? Он выражает здесь совершенно уместную идею. На самом деле он имеет в виду, что дети Божьи не только будут голодать и жаждать - то есть, страдать от угнетения, лишаться помощи и утешения - но и будут иметь право на свою долю, поскольку они никому не причинят вреда. Не то, чтобы они добивались особых привилегий или даров за это. Они не пытаются выиграть свое дело с помощью таких средств. Все, о чем они просят, - это о том, чтобы с ними обращались справедливо и не преследовали без причины. Они имеют полное право чувствовать это, но их желание не будет легко или сразу исполнено. Насколько убогими и несчастными они были бы, если бы не обещание, данное здесь, что они насытятся?
Так лучше всего понимать слова нашего Господа. Прежде всего Он предупреждает нас о том, что мы не будем наслаждаться счастьем или покоем, но что, наоборот, мы будем голодать и жаждать, и что наше стремление восполнить все жизненные нужды приведет лишь к разочарованию.  Мы не всегда найдем еду и питье,  когда они нам понадобятся; или, если нас накормят, у нас может не хватить одежды или крова. Во-вторых, Он говорит, что мы будем сильно страдать, если нам некому будет помочь, как бы ни сложился наш путь. Может быть так, что люди смогут плюнуть в наши лица с полной безнаказанностью! Это тяжелое и горькое состояние, особенно когда мы думаем о наших немощах. Ибо мы настолько хрупки, что очень многое может наполнить нас отчаянием. Поэтому давайте научимся покоиться в определенной надежде на то, что мы, наконец, будем наполнены, и что Бог будет восполнять все, чего нам не хватает. Если сегодня мы подобны тем, кто находится у дверей смерти, лишены внутренней силы и внешней помощи, если сегодня мы находимся в самой глубине бед, пусть эта надежда поддерживает нас, когда мы смотрим на Бога, дело Которого состоит в том, чтобы насытить голодных.
Удивительно, если, когда мы находимся в правильном положении и когда мы не ищем для себя особого преимущества, мы должны, тем не менее, испытывать голод. Мы действительно можем быть невиновны в агрессии, не желая наживаться за чужой счет и требуя лишь справедливости и равенства для себя; порой мы, тем не менее, должны терпеть голод и жажду. Но Бог оставит нас томиться на время, чтобы испытать наше терпение или нашу веру. Ибо если бы сегодня мы были совершенно независимыми, окруженными людьми, желающими угодить и ничем не беспокоить и не расстраивать нас, какой был бы смысл убеждать нас практиковать то, чему учат здесь?
Поэтому голод и жажда являются для нас необходимостью. И поскольку, как мы видели, мы должны быть кроткими, как люди, живущие среди диких зверей, зубы которых остры и когти которых готовы рвать, уничтожать нас, мы должны стремиться к терпению и искренности. Мы должны быть алчущими и жаждать молитвы к Богу. И хотя Он позволяет нам страдать, даже когда мы правы, мы не должны уступать печали, отчаянию или слепой панике. Мы должны твердо исходить из того, что в конечном итоге Он восполнит все наши нужды.
И вот еще кое-что, чему наш текст должен научить нас. Наш Господь Иисус Христос добавляет: "Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы". Здесь опять-таки Он говорит то, что вполне чуждо нашему обычному мышлению. Как еще мы представляем себе счастье, если не как отсутствие беспокойства или бедствий? Мы часто просим: "Оставьте нас в покое". Пусть другие страдают молча; мы не хотим этого знать, не хотим, чтобы нас беспокоили. Душевное спокойствие, безразличие ко всему остальному - этого нам достаточно, если мы способны удовлетворить наши физические желания и созерцать земные события, не испытывая печали, беспокойства или огорчений.
Вот почему многие думают, что они благословлены, когда они в своей тарелке, в состоянии жить хорошей жизнью, не думая о том, что происходит вокруг них. Они хотят заткнуть себе уши от новостей, которые могут повлиять на них. Ибо есть два типа чувств, которые тревожат нас: несчастье, которое возникает из личного бедствия,  и сострадание, когда мы видим, что какой-то бедный человек страдает без меры, когда кто-то, возможно, несправедливо угнетен, или потерял все свои мирские блага, как несчастные сироты без отцов и жены без мужей; или же когда мы видим  неожиданные события, которые, повторяю, сильно беспокоят нас. Те, кто ищет счастья, как они его понимают, обычно стремятся избежать личных бед, страданий  или потери имущества. Они любят людское одобрение; они упиваются развлечениями, смехом, удачей, они хотят лести и похвалы. Это один род людей.
Но есть и другие. Предположим, им говорят: "вы видите этого несчастного? Он ужасно страдает. У него нет ничего, нет денег, и его здоровье ушло. Это печально ". Такие новости являются источником раздражения для мирских людей. Они, как мы хорошо знаем, намеренно ожесточат свои сердца,  и не только не будут сожалеть о тех страданиях, которые терпят другие, но и будут вполне довольны тем, что все проголодаются. Они могут владеть большими запасами пшеницы, но дадут другим людям умирать, наполняя собственный карман. Для них не имеет значения, если бедняки голодают, пока у них самих дела идут хорошо.
Есть еще много примеров такого рода. Все они показывают, как легко людям, которые презирают Бога, отбросить всю жалость и сострадание, чтобы избежать беспокойства и неприятностей. Но здесь Писание говорит что-то совсем другое. Мы должны терпеливо переносить наши собственные страдания - то, о чем мы уже говорили, — но мы должны также нести страдания наших ближних. Мы должны принять их как они есть, чтобы быть глубоко тронутыми их страданиями, и проникнуться любовью, чтобы скорбеть с ними. Мы должны плакать с теми, кто плачет, как это делает св. Павел.
Мы говорили ранее, что, хотя мы подвержены несчастью, бедам, угнетению и жестокому обращению, мы можем быть действительно счастливы, потому что Бог благословляет наши страдания, когда мы смотрим на Него. В этом стихе Господь Иисус Христос ведет верующих еще на один шаг вперед, уча, что, будучи кроткими и терпеливыми, когда мы страдаем, мы должны быть вместе с другими в их беде и настолько тронуты состраданием к их страданиям, что будем искать способы помочь им, как если бы их боль была нашей. Я повторяю еще раз: поскольку Бог собрал нас для того, чтобы сделать из нас одно тело, все члены обязательно являются одним, и каждый человек должен принять свою долю страданий, чтобы облегчить участь тех, кто не может больше вынести. Это еще одна  истина, которую мы должны постичь здесь.
Что такое жалость? Если коротко, то это не что иное, как боль, которую мы ощущаем при чужой печали. Человек может быть здоровым и довольным, обладать изобилием еды и напитков и жить далеко от  всех опасностей. Однако, когда он видит своего ближнего в беде, он обязан сострадать ему в его горе, взять на себя часть его бремени и так облегчить этот груз. Вот что такое милосердие. К сожалению, значение "милостыни" было неверно истолковано. То, что люди подразумевают под этим, не является чем-то вдохновленным чисто человеческими чувствами. Конечно, можно дать бедному человеку, но немного и неохотно. Никто не говорит, что когда богач дает, он должен сказать себе: "вот член тела Христа, мы все соединены вместе". Поэтому важно понимать, что помогать другим - это ничто, если только мы не движимы любовью, которая исходит от сердца, и которая заставляет нас нести свою долю беды, которую мы видим вокруг нас. И поскольку Бог связал нас всех вместе, никто не может отвернуться и жить только для себя. Здесь нет места безразличию, которое обещает спокойствие и удовольствие от комфортной жизни: мы должны расширить нашу привязанность, как того требует закон любви.
Поэтому, когда мы видим тех, кто болен, беден или обездолен, и тех, кто находится в бедственном положении, мы должны сказать: "этот человек принадлежит к тому же телу,что и я". И тогда мы должны доказать своими делами, что мы милосердны. Мы можем говорить о нашей жалости к тем, кто страдает без числа; но если мы действительно не будем помогать им, наши претензии будут бесполезными. Есть много людей, которые скажут: "о, Боже! Как ужасно быть похожим на этого беднягу!".  Но на самом деле они просто от него отмахиваются, не пытаясь помочь. Выражение жалости никого не пробуждает. Короче говоря, этот мир полон милости, если верить словам; на самом деле это все притворство. Св.Иаков решительно осуждает такое отношение в главе 2 своего Послания. Это вершина наглости - сказать: "Ах, какой позор!", когда никто не хочет пошевелить пальцем или даже произнести слово, чтобы помочь бедным. Поэтому мы должны сначала научиться быть добрыми и сострадательными по отношению к тем, кто страдает, а затем усердно использовать возможности, которые дает Бог.
Этот стих имеет обетование, прилагаемое к нему, потому что мы, как известно, медленны  на подъем. Верно также и то, что говорит здесь Божий Сын, противоречит нашим естественным наклонностям. Мы не можем легко согласиться с этим. Таким образом, обетование служит началом. Если бы Христос просто сказал: "Блаженны милостивые" - мы бы отвергли это. Однако, когда Христос говорит нам, что мы все нуждаемся в милости как от Его Небесного Отца, так и от наших собратьев, и что мы можем получить ее только в том случае, если мы милосердны, - это, по крайней мере, должно побуждать нас более пристально смотреть на себя. Когда мы начинаем наслаждаться правдой того, что нам говорится здесь, мы можем только сделать вывод, что быть милосердным - это действительно часть благословения, которым пользуются дети Бога. Это простой факт, что мы все нуждаемся в милосердии.
Возьмем, например, человека, у которого есть все, что он может пожелать в этом мире: многие разочарования, тем не менее, придут на его путь. Даже принцы, короли и могущественные господа терпят в то или иное время ужасные испытания, страдая иногда в теле, иногда в разуме. Хотя они могут стремиться построить безопасные гнезда для себя высоко над облаками, Бог показывает, что они все-таки смертны. Они вынуждены видеть себя простыми людьми, хрупкими существами. Если могущественные, которые уже имеют для себя рай, нуждаются в милости, то насколько мы еще больше?
Если бы мы тщательно думали об этих вещах, мы были бы тронуты, чтобы явить жалость каждый раз, когда мы видели нашего измученного ближнего. Можно возразить, что сам мир мало жалеет тех, кто жалел других. Отметьте, однако, во-первых, вот что. Бог, как мы знаем, держит человеческие сердца в Своих руках. Он поворачивает их в любую сторону. Даже если злоба и высокомерие, бесчинство и цинизм изобилуют, Он возлагает на людей бремя человечности. Поэтому, хотя мир, возможно, почти не уважает дела милосердия, совершаемые в отношении нуждающихся, Бог, тем не менее, не отказывается от Своих требований, чтобы, когда мы будем в беде, Он не отрекся от нашей награды - милости милосердным.
Рассмотрим теперь второй момент. Предположим, Бог позволил возобладать среди людей такой неблагодарности, что все наши усилия помочь бедным оказались напрасными. Что тогда? Однажды мы должны предстать перед Великим Судией. Его милость - наша единственная надежда. Предположим, что мир был полон жестокости, а наши добрые дела - пустая трата времени. Мы не менее нуждаемся в Божьей милости. Нет ничего более страшного у св. Иакова, чем слова: суд без милости не оказавшему милости. Если бы нам предстояло предстать перед судейским престолом Божьим, чтобы получить строгое правосудие, что бы с нами стало? Было бы лучше, если бы мы все вообще не родились или вошли в мир вшами и лягушками! 
Так как же наше благополучие и спасение полностью зависят от Божьей милости, не должны ли мы радоваться Его обетованию жалости и сострадания, когда мы, проявившие жалость к ближнему, возлагаем на Него наше бремя страданий? Разве Бог не пожелал приветствовать нас и быть милостивым к нам, хотя из-за наших ужасных грехов он мог бы изгнать нас? Так как у нас есть это обетование, мы должны быть безумными, чтобы игнорировать притязания на милосердие. Это то, что мы должны помнить здесь. Более того, это факт, что Бог позволяет нам вкусить хотя бы часть того, что подтверждает нам Его  Сын, ибо Он - истинный Свидетель, пришедший от Отца, чтобы возвещать Его волю, как мы читаем в Иоан.18.
Знайте же, что когда мы будем милосердны, мы сами будем получать милость, даже от людей. И какими бы злыми и неблагодарными они ни были, Бог будет давить на них так сильно, что, когда мы в нужде, они помогут нам, хотя идея служения Богу и раздачи милостыни может быть далека от их разума. Это будет с ними, как это было с египтянами, которые, хотя и были врагами народа Божьего,  тем не менее, вынуждены были отдать ему самые драгоценные вещи, которыми они обладали.
В любом случае, мы должны думать о более высоких вещах. Мы должны будем в конечном счете дать отчет о том, как мы жили: если мы были милосердны, мы обнаружим, что Бог милостив к нам. Более того, милосердие состоит не просто в сострадании к тем, кого я описал - к жаждущим, голодным, больным, больным и угнетенным. Оно требует от нас также терпеть немощи тех, кто сам по себе достоин быть отвергнутыми. Конечно, здесь, как и в других местах, мы должны соблюдать баланс, который мы находим в Писании. Когда мы проявляем милосердие к тем, кто совершил ошибку, мы никогда не должны потакать им или льстить, и не должны игнорировать их проступки, чтобы сделать их еще хуже. Мы должны проявлять жалость, когда видим, что наши близние по-прежнему подвержены многим слабостям, и мы должны быть терпеливы с ними, не для того, чтобы подражать им, а для того, чтобы обличить их недостатки добротой. Мы не должны злорадствовать так, как многие смеются и ухмыляются над чужим несчастьем. Вместо этого мы должны сказать: "как печально, что этот бедный человек оскорбляет Бога!". Это должно заставить нас видеть того, кто гибнет, хотя был искуплен драгоценной Кровью Христа, видеть, как Божья праведность попирается, и Его слава умаляется*.
Поверьте, такие вещи должны пробудить наше сострадание. Так мы обретем милость в глазах Бога, если будем жалеть тех, кто сбился с пути или споткнулся по слабости, неся с ними их немощи и пытаясь поставить их на ноги. Св.Павел призывает нас делать обе вещи: мы должны проявлять милосердие без предвзятости, стараясь не потакать падшим; и напротив, мы не должны быть настолько суровыми, чтобы не поддерживать их. Он велит нам упрекнуть заблудших, но с кротостью духа. Он говорит, что вы тоже можете грешить; если вы поймете  собственную слабость, то будете жалеть таких грешников, как вы. Таким образом, мы видим, как во всех случаях и обстоятельствах мы должны проявлять доброту: проявляя сострадание к тем, кто поступил неправильно, помогая нуждающимся, тем, кто несправедливо угнетен, и защищая свое дело, хотя, как следствие, злые люди могут восстать в ярости против нас.
Что касается этих вещей, обратите внимание, что написано у св.Луки. Вы блаженны, говорит он. Это для того, чтобы показать, что недостаточно понять это учение и провозгласить его истинным. Мы должны также, каждый из нас, применять его лично. Мы не должны допустить, чтобы эти слова просто прошли перед нашими глазами и эхом в наших ушах, не вызвав отклика в сердце. Наш Господь Иисус Христос все это предназначает для нашего наставления. В первую очередь мы должны научиться быть мягкими и терпеливыми в каждом испытании. Затем мы должны остаться кроткими даже в голоде и жажде,  даже когда нас несправедливо преследуют, хотя мы не сделали ничего плохого. Наконец, мы должны научиться жалеть тех, кто страдает, и искренне стремиться помочь им, как позволяют способности и возможности. Мы должны делать все эти вещи, не забывая слово, которое сейчас добавляет св. Лука. Это означает, что хотя Бог позволяет нам пережить в этой жизни истину, которой учит Его Сын, чтобы ее радостное исполнение хранило нас до последнего дня, все же давайте сейчас учиться - на фоне всех недоумений этой земной жизни - жалеть страждущих и быть мягкими и добрыми, когда мы страдаем сами и обеспокоены жестокостью и насилием, которые могут обрушиться на нас.В конце концов мы обязательно обнаружим, что Тот, Кто произнес эти слова, обладает всей силой; все владычество дано Ему, и Он выполнит все, что мы читаем в этом отрывке, когда Он примет нас в тот небесный союз, к которому мы сейчас стремимся.
Мне нужно сделать короткое объявление. Городские советники согласились, что наш брат Н., который в последнее время занимал пост министра в Джусси, должен быть вызван в этот город. Он будет представлен в следующее воскресенье. Поскольку все члены церкви имеют право быть услышанными, каждый, у кого есть возражение в отношении него, должен объявить об этом советникам с сегодняшнего дня и до воскресенья. Теперь давайте представим себя перед величием нашего доброго Бога, признавая наши грехи и умоляя Его дать нам благодать, чтобы мы могли признать наши недостатки, и прийти к тому, чтобы ненавидеть их. Пусть мы будем сотворены заново, чтобы мы могли преодолеть все наши страсти и  искоренять желания плоти. Пусть мы сделаем своей целью следовать правилу, открытому нам нашим добрым Учителем, и пусть мы отдадим себя Ему в надежде на то, что он будет верным и сдержит обещания, которые Он дал нам. И пусть это ожидание поддержит нас, пока наш жизненный путь не будет завершен.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии