Илиада Гомера миф или бесценный документ эпохи

Илиада Гомера – миф или бесценный документ эпохи расцвета античной культуры.


Я читал Илиаду с  детства. Но только в 50 лет я задумался, понимал ли я, и понимали ли ученые и литераторы как следует, до меня, кто и зачем написал эту поэму?
Почему дети из Сибири, как я в 80-х,  ставили по ней кукольные постановки?

Когда пришло понимание, я осознал всю дикость отношения учёных 19 века к наследию Гомера и всю их слепоту к лежащей на поверхности самоочевидной правде, оклеветанной абсурдными эпитетами "мифы" и "легенды" древней Греции.

   О каком мифе, легенде может идти речь, если автор упоминает такие материальные подробности, что невольно пробирается чувство собственного присутствия на поле сражения Троянской войны..
Щиту Ахиллеса посвящено отдельное описание, занимающее 2 страницы. Но автор произведения сам не являлся воином. Он, скорее художник и жрец, служащий божествам красоты и изобилия.

  Он пишет о войне спустя много лет, но обладает полным подробным описанием важнейших, хотя и не всех за десять лет, эпизодов троянского конфликта греческих островных государств

  Автор показывает осведомленность  уровня княжеского придворного источника, обогащённого элементами мифологического сознания древних жрецов.
 Более того задумываясь о том кто же написал кем был этот человек я прихожу к выводу, что он сам не был царем или князем, не был высокопоставленным воином, и судя по книге постоянном поступление описанием явления разнообразных греческих богов единственный, кто мог написать такой текст был древнегреческий жрец, о которых мы знаем что жрецы были тесно связаны с центрами письменности и литературы.

   В  древности они были летописцами  событий, изучали историю и спустя десятки лет составили дошедшие до нас важнейших тексты древнего мира.

   Материальный мир этих греков представляется фотографически подробно. Осведомленный очевидцами,  автор знает не только, кто сходится, на поле брани, но и каждый момент времени,  даже перечисляет родственников и их занятия, подробности происходящего со всех сторон даже со стороны погибших. Если со всеми подробностями, автор буквально научно изучал ту войну.

 По рассказам очевидцев и участников ему очевидно доступных, Гомер проделал большую работу. И он намного произошел свое время и даже средневековье отношением к забытым деталям того  исторического времени.

 Психология и мира восприятия древних жрецов ярко представлены в произведениях Гомера. И я убежден, что Илиада создана жрецом, обладавшим поэтическим даром, усиленным опытом изучения поэзии той эпохи.

Илиада и Одиссея поддерживают и укрепляют культ древнегреческих богов, ведь даже герои показаны не свободными от воли великих и вечных богов и их предопределения судеб смертных, все решено на небесах. Это произведение, безусловно, было основано на жреческом интеллектуальном литературном сознании.

   У автора было много времени на образование, занятия историческим научным описанием событий древности, необходимо провести сопоставление фактов сохранившихся на страницах Илиады, из возможных источников этих фактов, начиная от очевидцев и кончая свидетелей из оставшиеся в живых родственников, из каких-либо текстов, которые потом за века, и погибли, и утрачены или уничтожены.

   Война описана с обеих сторон с непредвзятым  мнением, с предельной объективностью, что наводит на мысль о стороннем, не междоусобном, не местечковом, а европейском взгляде на войну, которая произошла сравнительно недавно и люди, рассказавшие о ней, сами знали её героев и не утратили сочувствия и тепла в отношении к погибшим героям и победителям.

Тайна Илиады нераскрыта.  И это стыдно для информационного общества,  имеющего огромный потенциал расследования подобных исторических ребусов.

   Большой загадкой кажется  горе специалистам происхождение Гомера,  всех парализует факт,  что двадцать греческих городов претендуют на звание родины великого поэта.  Но двадцать городов это тоже почти,  что  в маленькой Греции все города одновременно. Но   включите логику,  открытую как науку в той же Греции.

   Все города означает никто. Гомер не был греком или, по крайней мере, не жил в Греции достаточно,  чтобы возникли  бесспорные доказательства его там обитания в виде местных преданий.
Именно этот факт пытались скрыть греки,  для чего и устроили эту бесконечную карусель слухов о его родных городах.

Само возникновение  столь крупной личности в античной культуре логично  лишь больших центрах жреческой культуры,  которых было немного в древнем мире.
Вполне можно предположить,  что автор находился в неком мощном культурном центре античности,  куда стекались из всех источников сведения о Троянской войне.

Таким местом могла быть Александрийская библиотека,  а до походов Александра Македонского, другие центры культуры средиземноморья с большими библиотека и своего времени.

В ином случае нам придется предположить существование обширной мемуарной литературы о Троянской войне,  которая до нас не дошла,  или существовала в единственный экземплярах,  и не копировалась так часто,  как тексты известных авторов античности.

Я могу утверждать,  что Илиада серьезная хроника событий, хотя и в литературной форме с большим влиянием греческого культового сознания,  но с огромным фактически материалом,  не характерным для примитивного раннего эпоса. Никакой стилизации образов героев,  никакого утрирования и искажения реальности мы не находим у Гомера и удивлялись его верности фактам и стройному стилю беспристрастного изложения событий трагического периода войны.

 Возвращаясь к вопросу происхождения Гомера или географии зрелого периода его жизни, здесь может быть подсказкой поэма Одиссея - она могла быть создана вернее всего по рассказам самого героя, самого Одиссея Хитроумного.

 Но так как он жил на маленьком затерянном острове Средиземноморья, то можно предположить, что и Гомер был ближе именно к Одиссею и к его острову - Итака.

Таких малых царей описаны в Илиаде десятки, но никто не удостоился именной в его честь поэмы, не странно ли?

 А теперь давайте подумаем, а почему Одиссей не ушел в забвение как другие, и появилась Одиссея, почти единственный документ той эпохи, кроме Энеиды Вергилия.

 Представим себе маленького по ресурсам островного царька, для которого все средства влияния хороши.

 Из Одиссеи мы узнаем, что он исчез после взятия Трои на восемь лет или более, плюс учтите, с Итаки он уплыл на десять лет под Трою, итого минимум 18 лет островитяне не знали, где их царь.

Какую власть можно сохранить при таком долгом исчезновении и гибели всех своих воинов?

 И это при жадных соседях, готовых напасть и не исчезающих на десятки лет, а реальных? Странно, что вообще Одиссей смог возвратится из мифа в историю.

 То есть даже после возвращения, власть Одиссея была крайне слаба и часть народа стала его врагами или могла в нем серьезно сомневаться. Как в таких условиях вообще укрепить свое шаткое положение и своего наследника?

 Причем надо закрепиться как на самой Итаке, так и в международной так сказать обстановке оправдаться и отмыться от позора исчезновения.

  И Одиссей ищет самого лучшего поэта  и находит Гомера, как самого талантливого из жрецов Аполлона, и поручает ему создать два грандиозных государственных проекта - не в реальности, на которую денег на острове нет, а в сознании современников и потомков.
Два проекта, потому, что Илиада - смысл Одиссеи и ее каменный постамент, пьедестал ее героя - Одиссея. В Илиаде малый царь Одиссей равен почти Агамемнону, он открывает ему ворота непобедимой Трои, ведь, по сути, осада длинной в 10 лет - проигранная осада. Хваленая мощь Агамемнона бессильна и лишь хитрость его союзника Одиссея спасает войну сына Атрея от бесславного отступления.

 Победитель самой Трои Одиссей и его сын, потомок, получает все права и вечную власть в своей Итаке. Вот конкретный смысл Илиады и причина странной для древнего мира второстепенности роли царя царей Агамемнона, более обличаемого в Илиаде, чем прославляемого, наполненного недостатками самодура, по версии Гомера. По меньшей мере, подозрительная оценка, данная поэтом через Ахиллеса.

  Одиссей не боится даже Агамемнона, потому, что давно до войны нашел слабой Итаке мощнейшего союзника-героя и царя Ахиллеса!

 Который только из-за Одиссея участвует в конфликте, ограничивает гонор и притязания Агамемнона, будучи убийцей убийц, бугимэном и суперкиллером древнего мира. Власть лишь часть жизни, и отнимая жизнь, отнимаешь и власть.

  Более того, вытекая и рождаясь из великой Илиады, странная и волшебная Одиссея создает ореол, образ царя, по-своему передовой, лидирующий при тех политтехнологиях.
Одиссей вам не Агамемнон, толстый и жадный, Одиссей лучший из своего господствующего класса, незаменимый и непобедимый по уму лидер, что там Итаки, и в мире себе не нашедший противников равных.

А полжизни отсутствовать на рабочем месте царя - да забудьте, так царю было надо, все сказочные существа Греции, колдуньи и чудовищные шторма мешали ему проплыть до Итаки примерно триста километров и на это ушло не пару недель, а почти двадцать лет.

Наверное, создать весь этот набор мужских отговорок на 18 лет отсутствия было легче, чем признаться в реальных и горьких причинах исчезновения Одиссея.

 Я как бывший на войне человек могу предположить, куда исчезают ветераны великих войн. Представьте себе 10 лет осады в прибрежном лагере греков. Психологические травмы бесконечной 10 летней бойни, жизнь на скудном пайке, без семьи-все это рождает даже у героев огромную депрессию, даже краткой яркой победой не излечимую.

Отсюда и разрушение ненавистной уже Трои. Зверства в Трое, рожденные этой депрессией, сексуальные насильственные оргии после победы, совмещенные с дикими запоями - все это изуродовало героев войны.
 
  Воины озверели и спились за эти десять лет войны. Представьте тоску военного лагеря, где все анекдоты уже по сто раз рассказаны и надоело все - и сон и бои, и беседы по вечерам, кроме вина... Вот и ответ - тяжкая алкогольная зависимость у всех...

Мы знаем из Илиады, что часть войска уходила от стен Трои разорять окрестные города, получая рабынь и превращая ту страну в пустыню.

А еще мудрость гласит - во многой мудрости много печали...

А Одиссей сама мудрость античности, ее квинтэссенция - в итоге черная великая депрессия царя на многие годы, а в реальности беспробудное пьянство неразбавленным вином из корабельных трюмов. А может быть и пиратство с целью добычи винных припасов и перегрузка их на быстрый корабль...

  Все это нужно было прикрыть приличным облачением, фиговым листком поэзии, и многими другими обстоятельствами...

И конечно, ищите женщину, да не простую, а царицу Церцею, мало царицу, сильнейшую колдунью, она во всем виновата, и околдовала и влюбила в себя, и на много лет задержала в своем дворце...

Так красиво рассказывает хитроумный царь Одиссей о причине долгой остановки на острове царицы Церцеи. Но местные люди то помнят, и оказывается, что у царевны маленького острова было другое мнение о хитром Одиссее и их сын, рожденный вероятно от насильственного и недобровольного брака политиков, вовсе явился на Итаку чтобы также ограбить и причинить "по неосторожности" и "случайно" смерть подлому мучителю своей матери Церцеи, у которой не было войска прогнать наглых гостей пиратов и пришлось терпеть их много лет, ради политических приличий.

Очень похоже, что Одиссей догадался, что так легко уступившая отряду военных гостей и доставшаяся их вождю царица острова коварна и подвергает его и воинов хроническому отравлению, подмешивая в вино неизвестный яд. И пришлось снова поднимать паруса. А на острове остался их сын, мстительный Телемах и в последствии отцеубийца.

Гомер был единственным спасением, светом в конце ужасного тоннеля с трагическим итогом - потерей всего - и власти над Итакой, и жены Пенелопы и самого себя, бывшего героя Троянской войны Одиссея хитроумного, а значит и многопечального мировой тоскою, мировой скорбью, о которой вся печальная музыка планеты, о которой плачет нам армянский дудук... послушайте его... и вы представите себе закат Одиссея...Возвращаясь к вопросу происхождения Гомера или географии зрелого периода его жизни, здесь может быть подсказкой поэма Одиссея - она могла быть создана вернее всего по рассказам самого героя, самого Одиссея Хитроумного.

 Но так как он жил на маленьком затерянном острове Средиземноморья, то можно предположить, что и Гомер был ближе именно к Одиссею и к его острову - Итака.

Таких малых царей описаны в Илиаде десятки, но никто не удостоился именной в его честь поэмы, не странно ли?

 А теперь давайте подумаем, а почему Одиссей не ушел в забвение как другие, и появилась Одиссея, почти единственный документ той эпохи, кроме Энеиды Вергилия.

 Представим себе маленького по ресурсам островного царька, для которого все средства влияния хороши.

 Из Одиссеи мы узнаем, что он исчез после взятия Трои на восемь лет или более, плюс учтите, с Итаки он уплыл на десять лет под Трою, итого минимум 18 лет островитяне не знали, где их царь.

Какую власть можно сохранить при таком долгом исчезновении и гибели всех своих воинов?

 И это при жадных соседях, готовых напасть и не исчезающих на десятки лет, а реальных? Странно, что вообще Одиссей смог возвратится из мифа в историю.

 То есть даже после возвращения, власть Одиссея была крайне слаба и часть народа стала его врагами или могла в нем серьезно сомневаться. Как в таких условиях вообще укрепить свое шаткое положение и своего наследника?

 Причем надо закрепиться как на самой Итаке, так и в международной так сказать обстановке оправдаться и отмыться от позора исчезновения.

  И Одиссей ищет самого лучшего поэта  и находит Гомера, как самого талантливого из жрецов Аполлона, и поручает ему создать два грандиозных государственных проекта - не в реальности, на которую денег на острове нет, а в сознании современников и потомков.
Два проекта, потому, что Илиада - смысл Одиссеи и ее каменный постамент, пьедестал ее героя - Одиссея.

В Илиаде малый царь Одиссей равен почти Агамемнону, он открывает ему ворота непобедимой Трои, ведь, по сути, осада длинной в 10 лет - проигранная осада. Хваленая мощь Агамемнона бессильна и лишь хитрость его союзника Одиссея спасает войну сына Атрея от бесславного отступления.

 Победитель самой Трои Одиссей и его сын, потомок, получает все права и вечную власть в своей Итаке. Вот конкретный смысл Илиады и причина странной для древнего мира второстепенности роли царя царей Агамемнона, более обличаемого в Илиаде, чем прославляемого, наполненного недостатками самодура, по версии Гомера. По меньшей мере, подозрительная оценка, данная поэтом через Ахиллеса.

  Одиссей не боится даже Агамемнона, потому, что давно до войны нашел слабой Итаке мощнейшего союзника-героя и царя Ахиллеса!

 Который только из-за Одиссея участвует в конфликте, ограничивает гонор и притязания Агамемнона, будучи убийцей убийц, бугимэном и суперкиллером древнего мира. Власть лишь часть жизни, и отнимая жизнь, отнимаешь и власть.

  Более того, вытекая и рождаясь из великой Илиады, странная и волшебная Одиссея создает ореол, образ царя, по-своему передовой, лидирующий при тех политтехнологиях.
Одиссей вам не Агамемнон, толстый и жадный, Одиссей лучший из своего господствующего класса, незаменимый и непобедимый по уму лидер, что там Итаки, и в мире себе не нашедший противников равных.

А полжизни отсутствовать на рабочем месте царя - да забудьте, так царю было надо, все сказочные существа Греции, колдуньи и чудовищные шторма мешали ему проплыть до Итаки примерно триста километров и на это ушло не пару недель, а почти двадцать лет.

Наверное, создать весь этот набор мужских отговорок на 18 лет отсутствия было легче, чем признаться в реальных и горьких причинах исчезновения Одиссея.

 Я как бывший на войне человек могу предположить, куда исчезают ветераны великих войн. Представьте себе 10 лет осады в прибрежном лагере греков. Психологические травмы бесконечной 10 летней бойни, жизнь на скудном пайке, без семьи-все это рождает даже у героев огромную депрессию, даже краткой яркой победой не излечимую.

Отсюда и разрушение ненавистной уже Трои. Зверства в Трое, рожденные этой депрессией, сексуальные насильственные оргии после победы, совмещенные с дикими запоями - все это изуродовало героев войны.
 
  Воины озверели и спились за эти десять лет войны. Представьте тоску военного лагеря, где все анекдоты уже по сто раз рассказаны и надоело все - и сон и бои, и беседы по вечерам, кроме вина... Вот и ответ - тяжкая алкогольная зависимость у всех...

Мы знаем из Илиады, что часть войска уходила от стен Трои разорять окрестные города, получая рабынь и превращая ту страну в пустыню.

А еще мудрость гласит - во многой мудрости много печали...

А Одиссей сама мудрость античности, ее квинтэссенция - в итоге черная великая депрессия царя на многие годы, а в реальности беспробудное пьянство неразбавленным вином из корабельных трюмов. А может быть и пиратство с целью добычи винных припасов и перегрузка их на быстрый корабль...

  Все это нужно было прикрыть приличным облачением, фиговым листком поэзии, и многими другими обстоятельствами...

Гомер был единственным спасением, светом в конце ужасного тоннеля с трагическим итогом - потерей всего - и власти над Итакой, и жены Пенелопы и самого себя, бывшего героя Троянской войны Одиссея хитроумного, а значит и многопечального мировой тоскою, мировой скорбью, о которой вся печальная музыка планеты, о которой плачет нам армянский дудук... послушайте его... и вы представите себе закат Одиссея...

 
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ИЛИАДЫ

В древнем мире еще мало литературы, мало грамотных людей и наслаждаться письменностью может лишь достаточно богатый человек, жрец, придворный, горожанин, успешный ремесленник или воин.

И создавая Илиаду Гомер вполне учитывает запросы этих категорий читателей. Жрецам он дает большие вставки с участием Богов в событиях войны, придворным царские дела и подробности царских совещаний, воинам примеры мужества, терпения и военной хитрости Одиссея и других героев.


За всем этим мы видим замысел. Илиада и основанная на ней Одиссея рассчитана на влиятельных и богатых людей всех видов, чтобы утвердить в их сознании силу и мудрость греков, их богов и частности великого царя Итаки Одиссея, как народного героя и любимца.

Кто мог дать немалые средства на создание и обязательное в те времена тиражирование такого огромного даже для современности текста на дорогом пергаменте-шкурах особых тельцов?
Думаю, грандиозная Илиада и Одиссея создавались и тиражировались от пяти до десяти лет.

Замечу, что она не содержит вообще никаких замечаний самого Гомера, вполне допустимых при независимости и свободе автора и вполне понятных при важном царском заказе, предназначенном для чтения при дворах царей по всему древнему миру.

Гомер не сообщает ни строки о себе и цели такого огромного труда, а ведь даже в Евангелии от Луки мы читаем в начале имя автора Луки и заказчика Феофила.

Можно предположить неуместность упоминания обстоятельств создания этого нового идеологического оружия и проекта.


СУДЬБА ИТАКИ И ВЛАСТИ ДИНАСТИИ ОДИССЕЯ

Угрозы власти Одиссея на Итаке были более чем реальны, ведь сегодня на Итаке туристы видят лишь раскопанное археологами основание на месте скромного дворца местного правителя.

Очевидно,  династия царя Одиссея не была продолжительной, одно из поражений стало фатальным. Ненавистный кому-то дворец был снесен, стены с фресками разбиты в осколки, и богатства разграблены так, что о самом известном царе Греции мы читаем лишь в тех 2 книгах, которые, я полагаю, он решил о себе заказать.

А врагов не надо долго искать, Одиссей по фактам из конца поэмы «Одиссея» с военной жестокостью вырезал более десятка знатных претендентов на престол острова Итаки и что, никто из их родственников не задумал мести ненавистному бродяге и кровавому пирату?

Но в древности месть подавали холодной и прошли десятки лет пока озлобленные соседи объединились и напав на слабую армию Итаки, стерли память о жестоком для них герое Трои. А чтобы на острове не завелся еще один такой царек, лишили административной самостоятельности и присоединили к другому царству просто как территорию, без права на местный офис.

Почему я так уверен?

Он сам умел выбирать лучших людей своего времени, выбрал лучшего из царей царя Агамемнона. Вступил с ним в союз, и по военной необходимости пригласил в союзники лучшего воина царя Ахиллеса, и логично для создания поэмы о войне, а по скрытой сути о себе, пригласил лучшего поэта-жреца Гомера.

В древности книги предназначались, прежде всего, царям, потом знати и у царей манускрипты скапливались в библиотеках.  Стоимость не позволяла их иметь простому люду.
Для простого люда выступали уличные певцы, сказители, а при потере зрения и сам Гомер в старости ослепнув, подрабатывал уличным исполнением своих поэм – Илиады и Одиссеи.

Слепца приглашали и на древние корпоративы – многодневные пиры и он выступал напевая поэму частями пару часов в день, и так в течении недели.

Продолжение следует…


 Продолжение следует…


Рецензии