Занимательная Египтология. Часть 42

Каирский музей. Часть 2

Вся пирамида играла важную роль в Божественном превращении мертвого фараона. 
Но почему фараону, чтобы стать Богом нужна была пирамида?

Для древних египтян пирамида являлась чем-то вроде машины возрождения, работающей на солнечной энергии.

Свет солнца отражался от белых стен пирамиды, облицованных известняком,  и уходил обратно во Вселенную.

С отраженными лучами солнца душа фараона должна была подняться прямо в Небесное царство и занять свое место Бога среди Богов.

Пирамида - обиталише Бога Солнца. Люди верили, что фараон живет в пирамиде, как Бог Солнца.  Дальше я гида уже не слушала, ушла фотографировать что-то еще.

Обычно гиды начинают свой рассказ о музее с рассказа о Древнем Царстве.
Это и логично, и понятно. Потому что на первом этаже музее как раз таки установлены саркофаги и  статуи тех, невозможно далеких времен.

Великолепные экспонаты Додинастического периода и Древнего Царства можно найти и на втором этаже. Но гиды на втором этаже обращают внимание туристов уже совсем на другие вещи. На втором этаже царит Тутанхамон.

Времени прочитать таблички под экспонатами,   у туристов почти нет. Бегая за гидом, не всегда успеваешь обращать внимание на что-то красивое.
Как я уже сказала, с гидом нам откровенно не повезло.  Просидев очень долго в атриуме, дальше по музею наша группа неслась, как сумасшедшая.  Я удивляюсь, как мне удалось еще столько нафотографировать и даже кое-то снять на видео.


Наша группа останавливается возле развалин какой-то гробницы. Шикарные гробницы вельмож и важных сановников находятся во многих некрополях, разбросанных по бескрайней египетской земле. Причем, в таких гробницах ученые черпают сведения не только о жизни этих людей. На стенах, в тестах, рельефах и рисунках  можно найти много информации о важных исторических событиях из жизни фараонов, при которых жил тот или иной вельможа.

В музее очень много папирусов. Они на самом деле рассказывают о многом -  о налоговых поступлениях, брачных контрактах, договорах и других вопросах повседневной жизни.

И такие папирусы помогли ученым узнать очень многое о жизни древних египтян.

Знаете, чему я удивляюсь. Тому, что в таком музее нет никакой карты музея, содержащей сведения о основных экспонатах. Потому что после визита в музей мозг взрывается от информации, позже приходит осознание того, что ты половину забыл.
В Лувре и других крупных музеях же удобно. Взял карту и ходишь с ней. Все понятно, где что находится.

Тут, в Каирском музее, проходимость колоссальная. Столько народа!
Да даже по 5 долларов продавай внутри музея такие карты, их будут покупать.

В закрытых витринах стоит много различных фигурок писцов. Кажется, самая древняя из них выполнена из дерева. И как-то глаза у этого писца были интересно расписаны или они были из камней… Забылось уже за давностью лет.  Пока же до этой фигурки мы еще не дошли.

Когда саркофагов много, уже не обращаешь на них внимание. Уже просто проходишь мимо... Но многие из саркофагов уникальны.... И все эти надписи на твердом граните....Внутри их поверхность украшена письменами и рисунками.

Гигантизм первого этажа поражает. Все эти огромные статуи. Как египтяне все это вырезали примитивными инструментами... КАК?!

Не стоит пробегать мимо всех витрин. Иногда обращайте на них внимание. Занятные вещицы можно разглядеть. Ой, кажется, я заговорила, как мастер Йода. *улыбка*.
Пирамидионы, или маленькие пирамиды сейчас не сохранились "в неволе" ни на одной пирамиде. А вообще, во всех музеях мира их наберется едва ли 15 штук.
 
Раньше они все были покрыты золотом. На восходе и на закате солнца пирамидоны ярко сияли отраженным светом.
 
Гиды говорят, что на пирамиде Хеопса стоял пирамидион, изготовленный из огромной глыбы горного хрусталя.  И именно через пирамидион душа фараона улетала в загробный мир.

Находясь в музее думаешь не только о том, как же люди 3500 лет назад делали такие колоссы, но и думаешь о самих мастерах... Кто они были, как они достигли такого мастерства в обработке камня. Ведь у них были только примитивные орудия труда и песок для полировки... И где они были захоронены... Остались ли их мумии... И может быть, их мумии лежат в запасниках музея...

Мне очень нравится темная статуя фараона Хафры. Сзади его голову обнимает свомими крыльями Бог Гор, или Хор. Кто как называет этого египетского Бога. Статя поистине уникальна. Я ее помню еще с моего самого первого визита в этот музей в 2006 году. Хафра был фараоном 4 Династии.  Некоторые египтологи говорят, что именно это лицо «носит» Сфинкс с плато Гиза.

Вернемся опять на минуточку в музейный двор. Раньше можно было фотографировать только тут.

Во дворе музея так же очень много ценных находок. Это не подделки, это все оригиналы.

Изображение Богини Хатхор. И здесь ей самое место, потому что Хатхор - это богиня неба, любви, женственности, красоты, плодородия, веселья и танцев. Она  была супругой  Бога Хора. Того, которого изображают в виде сокола. В невозможно далекие времена первых династий, а может быть, еще раньше, Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце.
 
Ее изображали как очень красивую женщину с рогами и ушами коровы. Позже рога стали рисовать, как корону. Про эту Богиню нам подробно рассказывали на экскурсии в храм Дендеры. Там она царит повсюду.

Египетский музей, реально, один из самых старых музеев мира. Египет 19 века был менее исламизирован, чем он исламизирован сейчас. Многие европейцы рвались провести  весну и лето в Каире. Тут в оперном театре ставились постановки Верде.  Тут был высокий уровень культуры, тут были открытые нравы. Да, в Опере была роскошная ложа, закрытая резными решетками – ложа для женщин из гарема, но в остальном этом был вполне себе нормальный город. И не только Каир, вся страна была открыта для европейцев. В ней  не было никаких закрытых, или милитаризированных зон, как сейчас.

А вы знали, что первую коллекцию Египетского музея собрал египтянин? Вот и я не знала…

Этот человек позже покончил с собой, потому что его коллекция была передана в Вену в Музей Истории Искусств.  И эту коллекцию я видела 3 года назад. Но и в Вене нигде не упоминалось, что это коллекция, которую собрал  Рефи Рафи аль Тахтауи (если я не ошибаюсь в написании этого имени) Муххамед Али передал в дар Австро – Венгерскому эрц Герцогу Максимиллиану.

Эрц Герцог во время поездки в Каир испытал настоящий восторг, глядя на сокровища Древнего Египта.

А ведь каждый обломок лежащий во дворе музея - это не просто древние куски. Каждый обломок может о чем-то рассказать исследователям.

Перед входом в музей, в бассейне растет знаменитый египетский папирус. Наверное, если бы в дельте Нила не росло это растение, из которого изготавливали специальным способом бумагу, то до нас бы дошло еще меньше сведений о жизни этой исчезнувшей цивилизации.

Но нас может радовать только одно – первая коллекция древностей   не пропала в частных руках австрийцев.  Она и сейчас за 10 евро доступна любому желающему.
Рефи Рафи аль Тахтауи работал  советником Муххамеда Али. И первым оценил наследие Египта. И понял, что сокровища нельзя так бесцельно разграблять.  Он так же первым попросил Муххамеда Али создать музей.


Рецензии