Занимательная Египтология. Часть 43

Каирский музей. Часть 3

Вторую историю рождения Египетского музея мы знаем, поэтому идем дальше..  Европейцы ее уже не стесняются. История Огюста Мариэтта.

Хотя, вы знали, что Мариэтт похоронил в Египте свою жену, которая умерла от холеры и пятерых (!!!) из десяти детей. Спасибо Виктору Солкину за его лекции об истории Египта. Они потрясающие!

Сам же Огюст страдал очень тяжелой формой диабета. В начале 19 века диабет никак не лечился. И этот человек производил свои потрясающие раскопки, едва двигаясь.  Говорят, что его жизнь была абсолютным подвигом.  Первые находки при раскопках в Египте все оказались в Париже, в Лувре.

Когда Огюст начал свою раскопки возле пирамид, он не просто не вернулся во Францию, он отказался дальше поставлять сокровища в коллекцию Лувра.  Дело Мариетта, после его смерти, продолжил его ученик.

В музее много стел, плит  и памятников, которые были найдены при раскопках гробниц вельмож и царских сановников. Гид нам говорил, что на них, порой, больше сведений о жизни того или иного фараона, чем в самой гробнице или пирамиде этого фараона. Так что ученые черпают сведения о жизни фараонов ото всюду. Слишком далека от нас та эпоха и о фараонах ранних династий очень мало сведений, чтобы ими разбрасываться.

Ведь егитптологи  так до сих пор точно и не знают,  как произошло рождение культа фараона в те времена, когда во всем мире люди еще жили небольшими группами  и мало что  умели делать. Как, из каких-то примет и легенд родились целые плеяды Богов Египта.

Все  великолепие вокруг нас на первом этаже музея – это период Древнего Царства.  Четвертая и Пятая Династии. Уже тогда мастера той далекой эпохи создавали настоящие шедевры.  Когда фараон начинал строить свою усыпальницу, место вокруг нее отводилось под мастабы важных чиновников. А таких, при дворе фараона было не мало. Плюс вельможи и другая знать спешили начать строительство гробницы не на отшибе, а тоже ближе к усыпальнице фараона.

Поэтому, например, в период Пятой  Династии мастера изготавливали погребальную утварь и разные статуэтки не только для царской семьи. Их клиентура значительно расширилась.

Царская модель по-прежнему была основным каноном и источником вдохновения мастеровых, если можно так сказать.

Но появилась потребность в новых образах, в новых, выразительных средствах и началась рождаться так называемая частная скульптура. Она больше не зависела от художественных установок официального искусства. Это были более простые, но живые и менее академичные образы, которые отражали жизнь простого человека той эпохи.

Конечно, основной посыл остался прежним - искусство прославляло мощь центральной власти фараона, но…

Средний класс богател, и все больше народа получали привилегии, которые раньше были доступны только семье фараона.

Как на дрожжах росло количество придворных и сановников.  В какой-то момент дополнением к церковной увари,  стали  фигурки рабочих и слуг.

Фигурки слуг и рабочих, которые находили в захоронениях примерно с середины 4 династии,  гарантировали их хозяину обеспеченность всем в загробной жизни. Слуги выполняли все те же обязанности, что и при жизни своего господина.

Поэтому фигурки изготавливали за работой, например,  были слуги, которые пекли хлеб или изготавливали пиво.

О хлебе. В Египте в одной из старых гробниц нашли текст, в котором говорилось о том, что изготавливали 20 различных сортов хлебе для ритуальных подношений, потом сортов хлеба стало сорок.

Сведения о жизни фараонов находились на стенах их Заупокойных Храмов или, как их называли, Храмов Долины. Но таких храмов сохранилось не так много.  Плюс на стенах Заупокойных храмов изображали и важные события из жизни всей страны, например голод.

Египтологи говорят, что эти надписи ярко и весьма правдоподобно донесли до нас события тех эпох.

В некоторых погребальных комплексах, например в Саккаре, у ступенчатой пирамиды фараона Джосера был найден в погребальном храме и архив. Поэтому о далекой Пятой Династии ученым известно не мало.

Мы должны благодарить сухой климат пустыни. Ведь только благодаря ему до нас дошли яркие краски папирусов, да и сами папирусы. Которые дали ученым столько информации о жизни Древнего Египта тоже.

И тут мне попался на глаза музейный экспонат, который встречается во многих книгах по истории Древнего Египта.

Это Триада Менкауры. Таких плит в музее Каира, кажется три. Но я сфотографировала только одну.

Они изготовлены и серо- зелено сланца.  Их высота около 90- 95 сантиметров. Обнаружены они были в Гизе, при раскопках в начале 20 века.
Находились в Храме в Долине (или заупокойном храме) фараона 4 династии по имени Менкаур.

Скульптуры ценны тем, что во всей полноте отражают классический идеал придворной скульптуры. Тут показано как бы преображение человеческой сущности фараона в божественную.

На голове у фараона корона Верхнего Египта. Вообще эта корона была белого цвета. Царь одет в классическую набедренную повязку, она называется шендит.
Фигура с рогами коровы и солнечным диском - это Богиня Хатхор. Она держит символ вечности - шен.

Она здесь служит персонификацией номов Верхнего Египта. В тех областях особо почитались божества женского пола.

С другой стороны от фараона стоит Богиня Исида. Она символизирует другие провинции.

Вообще, период Древнего Царства начинается с Третьей Династии. Это было хорошее время в истории Египта.  Период культурных и политических завоеваний, когда культура, мощь и богатство Египта достигли самой верхней точки на все прошедшее время.

Страна расширялась на север, в направлении Сирии и Палестины. Плюс развивались торговые связи с Западной Азией, Нубией, страной Пунт. Из этих стран в Египет поступали экзотические товары - черное дерево, ладан, слоновая кость, леопардовые шкуры и многое другое. Изображения времен Древнего царства иногда кажутся совсем примитивными…

Египтяне Третьей Династии думали, что миром правит универсальный закон порядка и справедливости (маат), который был установлен во время создания мира. Вне маат существует только хаос, анархия и беспорядок. Только фараон, который осуществляет свое правление на принципах маат,  может противостоять внешним врагам и обеспечить стабильность стране.

Гораздо позже египтяне, когда страна переживала очередной кризис,  обращались к этим временам  ранних династий  как к идеальной модели жизни и золотого времени в истории Египта. Для них это был мифический золотой век.

Уже тогда родилось огромное количество мифов, которыми была подтверждена власть фараонов.
Двойственная природа царя стала гарантом стабильности на земле и космической гармонии.

Царь олицетворял собой Бога Сокола Гора, который бился против Сета - воплощения зла и хаоса  - во имя защиты справедливости и мирового порядка.

Про то, как Сет убил отца Гора, Бога Осириса, мы уже знаем.
Осирис -  это архитип умершего фараона и Бог Подземного Царства.

Царь отныне обрел свою Божественную сущность. Он стал живым воплощение Бога на Земле и это заложило стабильность существования цивилизации Египта на многие тысячелетия.

Фараон Джосер, первый из Третьей Династии и стал символом этой мистической концепции власти.

Слушаешь все это из уст экскурсовода и думаешь - это же кто-то все это придумал в те невозможно далекие времена. Это кто-то же выстроил такую логическую цепочку, которая действовала не одну, ни две и даже не три тысячи лет...

Опять у нас получился «монтаж» и мы перенеслись на второй этаж. Совсем недавно из запасников Каирского музея достали многочисленные, ранее не выставляемые наверху экспонаты из сокровищ гробницы Тутанхамона.  В музее устроили дополнительную выставку. Поэтому сейчас все свободное ранее пространство второго этажа музея забито новыми витринами с золотыми экспонатами. Ранее они, видимо, считались сильно поврежденными и не такими важными.

Теперь мы буквально протискиваемся мимо первых деревянных, покрытых золотом саркофагов, на которых были не потревоженные печати. Это то, что первым увидел Горвард Картер, когда вскрыл вторую комнату в гробнице фараона Тутанхамона в Долине Царей.

Гробы, как матрешки, помещались внутрь друг друга. Люди, принимавшие участие в тех раскопках удивлялись, как все это затащили в малюсенькое помещение.


Рецензии