Занимательная Египтология. Часть 45

Каирский музей. Часть 5

 Вообще, о жизни фараонов первых династий у современных египтологов гораздо больше вопросов, чем ответов.  Мы же помним, что чем ближе ко времени основания Египетского государства, тем более не точными становится даты и почти неизвестными события. Да и расшифровка изображения Царя Скорпиона на булаве – вызывает одни сплошные вопросы.

Кстати, про династии фараонов. Упомяну интересные моменты, о которых мало, где упоминается.

В третьем веке до нашей эры жил греко – египетский историк Манетон. Именно он разделил хронологию Египта на 30 династий. Однако его понятие «династия» применима только к истории Древнего Египта, а не к общепринятому выражению. Почему так?

В Древнем Египте династия – это вполне определенный исторический период, а в общепринятом понятии – это ряд правителей, принадлежащих к одному роду.

Современные ученые придерживаются его классификации, хотя многие говорят, что египетских династий не 30, а на самом деле 32. Потому что необходимо считать и 00 и просто нулевую династию. Они соответствуют  дофараоновскому Египту.
Нулевая династия – это все правители, погребенные в Абидосе.

Плюс многие египтологи считают, что нужно посчитать и династию Птолемеев, которые правили на закате древнеегипетского мира. Я как-то с этим не согласна *улыбка*. Ну какие они были фараоны?  Приблизительная подделка.
 
Птолемеи угасли, когда Египет захватили римляне во главе с Октавианом Августом в 30 году до нашей эры.

Очень жаль, что гробницы первых египетских царей – это закрытая для туристов зона. Хотя и понимаешь – насколько все тут древнее и хрупкое. Людей сюда пускать нельзя.

Что еще интересно – вплоть до Второй династии в могилы царей опускали умерщвленных рабов и царских слуг. И убивали любимых домашних животных царя, его львов, ослов.

Археологи нашли в одной из царских гробниц этого некрополя слона….

А потом убитых слуг стали заменять ритуальными статуэтками, которые в большом количестве представлены в витринах музея в Каире.

Первые раскопки этого некрополя, которые проводили французы в 19 веке,  были абсолютно варварскими. Французы искали только крупные предметы, все остальное выбрасывали.

Раньше на гробницу царя, (погребальная комната и комнаты для приношений) которые находились в земле,  насыпали холм. Но у гробниц был потолок. Все приношения, которые делались усопшему в гробнице, нужны были не для мумии. Они нужны были для КА – его жизненной силы.

Сейчас, судя по фотографиям,  это просто открытые ямы в земле.

Из могилы царя Дэна в Лувр была вывезена стела с изображением Бога Хора и змеей. Раньше две такие стелы стояли перед погребальным холмом.

Бог Хор – это символ царской власти и прототип египетского фараона. А изображение змеи – это иероглиф Дз. Иди Дж... И никакого еще намека на картуш.
В гробницах этого некрополя находили очень красивые украшения, а так же части мумий. В одной из них, в гробнице царя Джера была найдена женская рука с многочисленными браслетами. Чья рука это была? Жены фараона или его матери? Эти украшения хранятся в музее в Каире. Украшения были выполнены из золота, бирюзы и аметистов из Судана. Бирюза тогда добывалась на Синайском полуострове.

Еще один интересный момент – у царей первых династий часто было по 2 погребения, по 2 могилы. Первая находилась тут, в Абидосе, вторая гораздо дальше на север, в Саккаре, возле Мемфиса. Скорее всего,  вторая могила была ложным погребением для поклонения.

Могилы первых царей могли напоминать и примитивные катакомбы, и быть роскошными – имитировать дворцы, как это было с мастабой жены фараона Джета, матерью фараона Дэна.

Но даже катакомбы были заполнены сотнями и сотнями сосудов для подношений.
Например,  под пирамидой Джосера было найдено  более 40 000 сосудов. Некоторые из них оказались более древними, чем фараон Джосер. На сосудах есть имена царей Первой и Второй династий.

Очень интересный экспонат, который находится в Атриуме музея на 1 этаже, это статуя фараона Менкауры из 4 династии. 

Статуя выполнена из алебастра, высотой около 160 см. Была найдены при раскопках в Гизе, в нижнем храме фараона. Раскопки проводились в начале 20 века. 

Это не единственная статуя фараона, найденная в Нижнем храме. Статуй было много, все они отражали посмертный культ Менкауры и прославляли божественные аспекты власти фараона. Об этом фараоне осталось много письменных упоминаний.
Данная скульптура сильно повреждена, но она производит очень сильное впечатление.

Тут мы видим фараона во всей его физической мощи. И во всем его величии.
Скульптура была высечена из камня в стилистике Четвертой династии.   У фараона присутствует головной платок, урей, в центре головы и  знаки царской власти.
Но само тело выполнено необычно. Видно, что фараон очень был очень сильным человеком.

Хотя его голова довольно не большая. И я бы сказала, что у фараона просто огромные ступни. Такие огромные ступни можно разглядеть на многих статуях фараонов, стоящих в Атриуме музея.

Черты лица некоторые ученые интерпретируют в пользу сына Менкауры. Сына звали Шепсескафа. Именно он завершил строительство погребального храма отца.

Четвертая династия, не смотря на свою «отдаленность» во времени оставила очень много выдающихся памятников.

Например, статуя Хафры, фараона Четвертой династии.  К ней приводят все группы в Каирском музее. Я ее в этом году видела в пятый раз и это вовсе не говорит о том, что статуя перестала удивлять.

Статуя высотой 168 см, выполнена из диорита. Ее нашли в Гизе, в 1860 году, при раскопках, которыми руководил сам Огуст Мариет.

Издали фигура кажется выточенной из черного камня. Но, когда подходишь к ней ближе, то понимаешь, что камень темно-зеленый, со светлыми прожилками.
Изображение статуи стало знаменитым сразу же после раскопок. Это вершина мастерства скульпторов того времени.  Им нужно было воплотить в камне божественную власть фараона, и они справились с этой задачей на все сто. Статуя славит абсолютную власть монарха.

Фараон сидит на массивном, кубическом троне. Такой трон является одним из главных выражений центральной власти, будучи символом стабильности и единства страны.  Все пространство трона сплошь покрыто знаками царской власти.
Но самое интересное находится позади – Бог - Сокол Гор, который своими крыльями прикрывает голову царя. Бог и фараон - едины.

В погребальном храме было найдено 23 статуи. Сколько их было изготовлено изначально – неизвестно. И все они символизировали собой единство земной и божественной власти.

Это не просто скульптура, это послание из прошлого, это трехмерные иероглифы.
Древние скульпторы очень тщательно подходили к вопросу выбора камня для изваяния фараона.

Эта статуя выполнена из очень твердого камня – диорита. «Суровость» камня была смягчено тонкой полировкой.
По замыслу древних,  фигура фараона должна была  источать свет свой божественной сущности.
Мне кажется, эту задумку им очень хорошо удалось передать. 


Рецензии