Занимательная Египтология. Часть 46

Каирский музей. Часть 6

 Еще одна фигурка, на которую обращают внимание гиды, это Карлик Сенеб с семьей.
Фигурка весьма не маленькая, больше 40 см, выполнена из расписанного известняка.
Она была найдена в Гизе, при раскопках гробницы Сенеба. То есть это карлик был никакой ни мифической фигурой, он был самым настоящим египтянином, который жил  вначале шестой династии.  Раскопки происходили  в начале двадцатых годов прошлого века.

Гробница карлика уникальна тем, что  это была одна из первых попыток возвести купол над прямоугольной камерой. Этому помогали ряды кирпичей в углах комнаты.
Первым делом гид начинает рассказывать про композицию. Что именно она всех поражает тем, как скульптор  сумел скрыть недостатки карлика при помощи простого оптического приема.

Ноги главы семьи под белой, короткой юбкой скрещены. Но,  всем смотрящим на эту скульптурную группу кажется,  что ноги продолжаются в фигурах детей. И перед нами вполне нормальный человек. Плюс симметричности добавляют ноги его жены, которые прикрыты длинным белым платьем.

Вообще, вся ее фигура выполнена достаточно реалистично. Она нежно обнимает своими руками плечи мужа, весь ее взгляд наполнен нежностью и какой-то необычайной мягкостью. Тут можно почувствовать любовь.

Наверное, это был счастливый брак, брак по любви, даже не смотря на уродство мужа.
Дети этой милой пары тоже выполнены в канонических позах. Они голенькие и сосут палец. А у сына на плечах лежит традиционная детская коса. Я где-то читала, что так изображали египетских детей до пятилетнего возраста. (Конечно, если  я не ошибаюсь)

Из надписей на постаменте египтологам давно известно, что  карлик Сенеб служил погребальным жрецом фараона Хуфу и фараона Джедефры. Также он занимал должность царского гардеробного. То есть он был далеко не самым рядовым египтянином.
Сенеф занимал довольно высокое положение в обществе.
 Жаль, что больше нет сведений о том, что же еще нашли при раскопках этой гробницы,  и сохранилась ли мумия карлика.


Гуси из Мейдума.

Когда я впервые, 10 лет назад  увидела этих гусей в Египетском музее, мне они показались до боли знакомыми. Я точно их раньше где-то видела. И мне так кажется, что в школьном учебнике истории Древнего мира. Могу и ошибаться, но меня это не отпускает много лет. Где же я могла их видеть, и, мало того, так хорошо запомнить?

Сейчас в музее они висят на стене,  в пролете  лестницы, ведущей на второй этаж, там же, где висят папирусы.

Поэтому многим посетителям музея кажется, что гуси нарисованы на папирусе.  Это не так. Гуси – это роспись по сухой  штукатурке. И они были написаны, предположительно,  в 2550 году до нашей эры.

Высота полотна 27 см сантиметров, длина 172 см. То есть это весьма солидное произведение. По другим истоникам- 24 см на 162. Но, не так важны сантиметры, как сам факт существования этого удивительного произведения древнего искусства.
Эти гуси были нарисованы на стене в мастабе Нофермат и Итет во времена правления 4 династии. Египтом тогда правил фараон Снорфу. Некрополь назывался Медума, отсюда и пошло назание гусей. Гуси – это не просто гуси. Это один из символов Бога Земли.  Бога звали Геба. Геба - Небо – так можно запомнить, хотя это не Бог Неба, а совсем наоброт.  *улыбка*.

Найдена была эта роспись во время одной из экспедиций Огюста Мариэта в 1871 году. Он очень острожно снял эту роспись со стены гробницы.

В те годы 4 династии,  такой способ был одним из самых популярных способов декорирования стен. Он был весьма не затратный. Штукатурка стоила не много, основным ее компонентом  была глина.

Штукатурку можно было наносить на различный вид стен – и на каменные, и на кирпичные. Затем она высыхала,  и уже позже делались рисунки.
Кроме этих гусей в мастабе были найдены и другие росписи. Но про них наш гид ничего не мог рассказать.
 
Техника исполнения рисунка с гусями напоминает темперу - короткие мазки и сливающиеся штрихи, множества цветовых пятен.

Именно поэтому гуси выглядят очень живыми и яркими. А нечеткие зеленые растения с небольшиим красными цветочками говорят нам о том, что гуси  пасутся на берегу пруда или реки.

Но, у глиняной штукатурки есть одно серьезное но… Со временем она становится очень хрупкой и может рассыпаться, вместе с рисунком. Поэтому эти гуси поистине уникальны - фреска не просто сохранилась и не рассыпалась, а  сохранились до наших времен довольно яркие краски.

Интересно, что группа из трёх птиц слева на полотне и группа из трех спиц справа,  на самом деле представляет собой множество гусей. Потому что в древне-египетской письменности число «три» представляет множество.

В очередной раз убеждаешься в том, что в истории и искустсве Древнего Егитпа все не так просто, все не просто так – везде каноны и символизм.

И мне это, порой, очень нравится!

Плюс гуси на фреске - это реально существовавшие породы гусей. И тут никакой не нужной фантазии автора.

Совсем недавно, в 2015 году один из итальянских египтологов высказал предположение о том, что гуси являются подделкой 19 века. Но египетские египтологи это уверенно опровергли. И вот уже целых три года больше никто не покушался на подлинность этой фрески.

Древние египтяне верили, что человек - это совокупность девяти сущностей. Многие древние религиозные тексты описывают сложное взаимоотношение этих ипостасей. И такие тексты есть на папирусах в Каирском музее. В основном это страницы из Книги Мертвых.

Часто гробницы древних египтян походили на дома, в которых они жили. Стены расписывали и сценками о загробной жизни, в которой принимали участие все члены семьи умершего,  и вполне правдоподобными картинками, рассказывающим про жизненный путь погребенного.

В музее много таких, весьма гармоничных статуй, и при этом  у них огромные, не пропорциональные ступни....

На стенах в гробницах можно увидеть и сев хлеба, и разлив Нила и ловлю рыбы. Плюс существовала традиция высекать биографию на стеле или памятнике, чтобы донести до потомков память об их предке.

Египтологи говорят, что это была зачаточная форма документальной литературы. И именно отсюда ученые черпают сведения о жизни простых людей.

Умершего  человека не просто так отправляли в загробный мир. Чтобы выжить в этом долгом путешествии,  умершему нужны были еда и одежда, притирания и подношения.  Глиняные фигурки слуг выполняли всю работу.  Они должны были обеспечивать своего хозяина всем необходимым в долгом странствии в мир иной.

В гробнице всегда делалась, так называемая,  Ложная дверей.  Образцы таких дверей представлены в Египетском музее. Она нужна была для связи с миром живых и приема подношений. Возле нее всегда устанавливалась статуя умершего.

В гробнице статуя умершего становилась самим умершим. Она оживлялась духом КА, а отправляемые посмертные ритуалы позволяли оставаться жизненным силам умершего в активном состоянии.

Для этого и существовала многочисленная армия жрецов.  В провинции должность Верховного жреца часто совмещалась с должность правителя того, или иного Нома.


Рецензии