Занимательная Египтология. Часть 47

Каирский музей. Часть 7

Всем, наверное,  известно, что самая известная  археологическая находка в Долине Царей - это гробница Тутанхамона, найденная в 1922 году.

Но, до этого, 5 февраля 1905 года была найдена не совсем разграбленная небольшая гробница Юйи (Иуйи)  и Туйи. Гробница получила свой номер - KV46. Это не было царское захоронение. Эти люди жили в 14 веке до нашей эры и были родителями царицы Тии или Тейе ( в разных источниках ее имя пишут по- разному), которая была матерью фараона Эхнатона и свекровью царицы Нефертити.

У меня не получилось этот саркофаг снять сверху, чтобы было хорошо видно глаза матери царицы Тии. Они сделаны из белого алебастра и обсидиана. Когда смотришь на лицо Туйи, ты не можешь от него оторваться. Это почти, как маска Тутанхамона.
Лицо притягивает и не отпускает... А эти глаза, кажется, проникают в самую глубину вашей души...

Дочь погребла своих родителей с невероятной роскошью в Долине Царей. Внучка Юйи и Туйи, принцесса Сатамон, оставила в гробнице великолепное кресло - трон. Его мы тоже видели в Каирском музее. Это нечто потрясающее!

Черты лица мумий родителей царицы Тии не были  не искажены.  Отец умер уже в довольно преклонном возрасте.  Его сильное и величественное лицо  поражает своей невероятной жизненностью. Мать умерла позже, хотя, многие исследователи исходя из качества саркофагов и масок мимуй говорят об обратном. Плюс разная техника бальзамирования.

Любимые родители царицы были погребены  в довольно тесной гробнице по отдельности.

Это посмертные маски, которые были надеты непосредственно на мумии. Затем маски были покрыты тончайшим льняным полотном, и залиты благовониями и ароматными маслами. За то время, что маски пролежали в этом растворе, полотно почернело и намертво прилипло к маскам. Потребовались усилия реставраторов, чтобы отделить ткань от масок. Отчистили только лица. Все маски очищать не стали.

Из Интернета - «Останки отца царицы современные египтологи рассматривают как  образец искусства древних бальзамировщиков, который  превосходит по качеству мумификации большую часть египетских царских мумий, известных на сегодняшний день.

В  абсолютно разных ковчегах хранились сосуды-канопы с  внутреними органами. У Туйи внутренние органы  были запеленутые в форме миниатюрной модели мумии, на голове которой была маленькая гипсовая маска, покрытая золотом. Канопы Иуйи сделаны куда проще.

Один из самых интересных предметов в этой не разграбленной гробнице – это  почти целая колесница.  Но на ней нет рельефных сцен, но есть   позолоченные спирали и розетки.

Одно  из трех кресел, самое маленькое, было полностью покрыто золотом.  На его спинке древние художники изобразили сцены плавания по Нилу. На третьем кресле  подлокотники были выполнены в виде резных фигур ибексов.

Открытие этой гробницы принадлежит Теодору Дэвису.  Он был  американским миллионером,   страстным  любителем археологии.  Он многие годы финансировал раскопки в Долине Царей. Он считал, что грабители проникали в гробницу два, а то и три раза. Когда они открыли гробницу, вещи в ней находились в беспорядке.

Из Интернета-  Из захоронения были похищены все более-менее дорогие ювелирные украшения и все то, что было легко унести грабителям. От царских  вещей варварски отрывали части. Грабители оторвали верхнюю, вероятно, золотую часть от восхитительного деревянного систра Туйи. Воры практически распеленали мумии,  и унесли драгоценные масла. Скорее всего, первый раз гробница  была разорена практически после захоронения. Так же в воры проникли и в гробницу Тутанхамона почти сразу же после нее запечатывания. Воры украли дорогущее масло- благовония из сосудов. Их спугнула стража, и гробница была вновь запечатана.
Фактически в Долине Царей не было ни одной гробницы, которую бы не вскрывали воры.

Но вернемся к гробнице Юйи и Туйи.

Все, что осталось от первоначальной  роскоши,  это  три сосуда с очищенным касторовым маслом и непонятной красной субстанцией. «В одном из сосудов, — писал Гастон Масперо, — мы обнаружили вязкое прогорклое масло, в другом — жидкий мед, который все еще сохранял свой запах».

Цитата, которая известна многим, но я ее повторю. «Представьте, что Вы заходите в городской дом, который закрыли на лето: представьте спертый воздух в комнате, ценные предметы, молчаливые предметы мебели, чувство, что вы только что побеспокоили призрачных владельцев пустых кресел, желание открыть окна, чтобы вновь впустить в эту комнату жизнь.

Это было то, что поразило в первый момент, когда мы стояли, вскрыв гробницу, действительно ошеломленные, и пристально разглядывали реликвии того времени, которое прошло вот уже более трех тысячелетий тому назад. Внешняя дверь была «закрыта большими плоским камнями, укрепленными нильским илом, и опечатана во многих местах печатью царского некрополя с изображением шакала над девятью пленниками. Сохранность всего найденного была столь превосходна, что даже серебро на предметах ослепительно сияло. Через три дня, прежде чем можно было хоть что-то предпринять, оно стало почти черным».

Гробница находилась возле незавершенной гробницы Рамзеса Одиннадцатого. И была полностью засыпана строительным мусором. Это и спасло ее от разграбления.
Стена гробницы не были покрыты росписями и в первой камеры были следы присутствия воров. Наверное, их кто-то спугнул, и как хорошо, что грабители больше не вернулись.

Но, кое-где сохранились следы набросков художников.

И опять цитата - «Юйа лежал в четырех саркофагах, один в другом — писал Дж. Куибелл, инспектор, работавший над описью содержимого гробницы. — Внешний саркофаг даже трудно назвать таковым — огромный четырехугольный ящик на полозьях, без дна, он закрывал содержимое словно крышкой, был выполнен из дерева, покрыт смолой, резными иероглифическими надписями и золоченым штуком. Второй саркофаг повторял формой мумию, деревянный, покрытый, как и предыдущий, блестящей смолой и золотыми полосами с текстами.

Такие же золотые полосы, имитирующие льняные пелены мумии, были и на третьем саркофаге, однако фоном им служила поверхность из тонких серебряных листов, которыми было обито дерево. Четвертый был весь покрыт золотом; иероглифические надписи на нем были инкрустированы цветным стеклом. Внутри этот саркофаг был обит серебром; в нем и лежала мумия, которую грабители тщательно обыскали: конечно же, Иуйя был погребен с ювелирными украшениями. Его маска, выполненная из картонажа и позолоченная, а также золотые полосы, имитирующие пелены, сохранились, но были разбиты.»

В гробнице было очень много уникальных вещей – древние кровати с изголовьем, кресла, неповторимый   ящичек для украшений, который, впрочем, был абсолютно пуст.  Постарались древние грабители. Это изящное изделие было инкрустировано слоновой костью,  дорогущим эбеновым деревом и красивейшим фаянсом. А надписи на ящике были золотые.

В небольшом помещении были сложены  разные ларцы и ящики, гораздо более скромно отделанные. Плюс везде лежали многочисленные ящики с едой, чтобы пара не голодала в загробном мире.  Чего здесь только не было – куски  вяленного мяса,  целые тушки гусей и уток,  другие части  говядины.


Рецензии