Показания Тухачевского М. Н. от 1 июня 1937 года-4

Автор: М. Тухачевский

Показания Тухачевского М. Н. от 1 июня 1937 года
I. Организация и развитие заговора
План поражения
Все страницы
Страница 2 из 3
 

I. Организация и развитие заговора

...По возвращении с Дальнего Востока Путны и Горбачева, кажется, это было в 1933 году, я разговаривал с каждым из них в отдельности. Путна быстро признал, что он связан с Троцким и со Смирновым. Я предложил ему вступить в ряды военно-троцкистского заговора, сказав, что по этому вопросу имеются прямые указания Троцкого. Путна сразу же согласился. В дальнейшем, при его назначении военным атташе, перед ним была поставлена задача держать связь между Троцким и центром военно-троцкистского заговора. Если не ошибаюсь, около этого же времени я имел разговор со Смирновым И. Н., который сказал мне, что он, по директивам Троцкого, стремится дезорганизовать подготовку мобилизации промышленности в области производства снарядов.

Горбачев, о неважных настроениях которого я уже и раньше слышал от Фельдмана, очень быстро стал поддаваться на прощупывание, и я понял, что он завербован. На мое предложение вступить в ряды заговора он ответил согласием, сообщил, что им организуется так называемый дворцовый переворот и что у него есть связь с Петерсоном, комендантом Кремля, Егоровым, начальником школы ВЦИК, а также с Енукидзе.

Примерно в тот же период, т. е. в 1933—1934 годы, ко мне в Москве зашел Ромм и передал, что должен сообщить мне новое задание Троцкого. Троцкий указывал, что нельзя ограничиваться только вербовкой и организацией кадров, что нужна более действенная программа, что германский фашизм окажет троцкистам

помощь в борьбе с руководством Сталина и что поэтому военный заговор должен снабжать данными германский генеральный штаб, а также работающий с ним рука об руку японский генеральный штаб, проводить вредительство в армии, готовить диверсии и террористические акты против членов правительства. Эти установки Троцкого я сообщил нашему центру заговора.

В 1933 году у меня был первый разговор с Бухариным. Мне с Поповым пришлось пойти на квартиру к больному Бухарину. По согласовании вопроса о телемеханическом институте мы с Поповым стали прощаться. Бухарин, пока Попов шел к двери, задержал меня за руку и скороговоркой сказал, что ему известно о моей работе по организации военного заговора, что политика партии губительна, что надо обязательно убрать Сталина и что поэтому надлежит всячески форсировать организацию и сколачивание заговора.

Эйдемана я завербовал в 1932 году. По получении директивы Троцкого о вредительстве, шпионаже, диверсиях и пр. Эйдеман просил дать ему директивы о его деятельности в Осоавиахиме. Обсудив этот вопрос в центре, мы поставили основной задачей Эйдеману увязку его вредительской работы с Каменевым с тем, чтобы, кроме плохой защиты объектов в отношении ПВО, была бы дезорганизована и общественная деятельность по ПХВО. Помимо того Эйдеману была поставлена задача дезорганизации допризывной подготовки, занятий с командным составом запаса и, наконец, организации диверсионных групп в отрядах Осоавиа-хима.

Эйдеман сказал мне, что он вполне надеется на присоединение к нам Аппоги. Я на том же пленуме заговорил с Аппогой и сразу почувствовал, что он уже завербован. На мое предложение войти в организованную мною группу Аппога ответил согласием. Тогда я информировал Аппогу о составе членов группы и о политических правотроцкистских установках. Зная, что у Аппоги очень хорошие отношения с Каменевым С. С, я просил его постараться обработать Каменева.

В дальнейшем Аппога получил задачу проводить вредительство в ж. д. войсках, срывать строительство железных, шоссейных и грунтовых дорог военного значения, готовить на время войны диверсионные группы для подрыва мостов и, наконец, сообщить германскому и японскому генеральным штабам данные о железнодорожных перевозках на Дальний Восток и к западным границам. В 1933 году, во время посещения мною железнодорожного полигона в Гороховце, Аппога сказал мне, что данные о наших перевозках по железным дорогам германскому и японскому генеральным штабам им, совместно с работниками НКПС, сообщены. Какими путями были переданы данные и кто из работников НКПС принимал в этом участие, Аппога мне не говорил, а я не спросил.

После опытных учений 1933 года, в начале зимы, ко мне в кабинет зашел однажды Каменев С. С. и стал говорить о своих выводах по опытным учениям. После длительного разговора Каменев долго еще не уходил, и я понял, что он хочет поговорить о чем-то другом. Я ему сказал: «Очень советую Вам, Сергей Сергеевич, держите поближе связь с Аппогой», на что Каменев ответил, что с Аппогой он связан очень тесно, но что также хочет связаться и со мной. Я начал говорить об ошибках армейского и партийного руководства, Каменев стал вторить моим словам, и я предложил ему стать участником заговора. Каменев сразу же согласился. Я сказал ему, что мы будем считать его членом центра заговора, сообщил ему мои разговоры с Енукидзе и Бухариным, а также с Роммом.

Первоначально Каменеву была поставлена задача вредить в области военного хозяйства, которым он руководил как третий заместитель наркома. Затем большую вредительскую работу Каменев развернул как начальник ПВО. Противовоздушная оборона таких важнейших объектов, как Москва, Ленинград, Киев, Баку, проводилась им таким образом, чтобы площадь, прикрываемая зенитным многослойным и однослойным огнем, не соответствовала наличным артиллерийским зенитным средствам, чтобы аэростаты заграждения имелись в недостаточном числе, чтобы сеть ВНОС имела не собственную проводку, а базировалась на сеть Наркома связи, и т. п.

Рохинсона я вовлек в состав участников заговора в 1933 или 1934 году. Я слышал от Фельдмана, что Рохинсон по всему его прошлому и по его учебе в Академии имеет характер неустойчивого коммуниста, которого, вероятно, без труда удастся вовлечь в заговор. Я неоднократно заговаривал с Рохинсоном как во время опытов на полигоне, так и при его докладах у меня в кабинете. Достаточно прощупав его, я предложил ему вступить в военный заговор, и он согласился. Рохинсон вовлек в заговор и привлек к вредительской работе Гендлера и Либермана.

Вовлечение в заговор Примакова состоялось в 1933 или 1934 году, когда Примаков был переведен в Москву. Примаков сообщил, что он в своей троцкистской деятельности связан с Казанским, Курковым, Шмидтом и Зюком.

После разговора с Примаковым я связался с Пятаковым, который повторил мне ту же информацию, что уже сообщил Примаков. Пятаков сказал, что он очень озабочен вопросами вредительства в оборонной промышленности, что по химии он и сам знает, что надо делать, а вот что касается артиллерийской промышленности, то он просит, чтобы Ефимов, об участии которого в заговоре я сообщил Пятакову, крепко связался с Ерманом и Кражевским, работавшими в ГВМУ. Это поручение я передал Ефимову.

В зиму 1933 на 1934 год Пятаков передал мне, что Троцкий ставит задачу обеспечить поражение СССР в войне, хотя бы для этого пришлось отдать немцам Украину, а японцам Приморье. На подготовку поражения должны быть сосредоточены все силы как внутри СССР, так и вне; в частности, Пятаков сказал, что Троцкий ведет решительную линию на насаждение своих людей в Коминтерне. Пятаков сказал при этом, что, конечно, эти условия означают реставрацию капитализма в стране.

По мере получения директив Троцкого о развертывании вредительской, шпионской, диверсионной и террористической деятельности центр заговора, в который, кроме меня, входили в порядке вступления в заговор Фельдман, Эйдеман, Каменев, Примаков, Уборевич, Якир и с которым были тесно связаны Гамарник и Корк, давал различным участникам заговора установки для их деятельности, вытекавшие из вышеуказанных директив. Члены центра редко собирались в полном составе, исходя из соображений конспирации. Чаше всего собирались отдельные члены, которым по каким-либо служебным делам приходилось встречаться.

Таким образом, развивая свою платформу от поддержки правых в их борьбе против генеральной линии партии, присоединяя к этому в дальнейшем троцкистские лозунги, в конечном счете антисоветский военно-троцкистский заговор встал на путь контрреволюционного свержения Советской власти, террора, шпионажа, диверсии, вредительства, пораженческой деятельности, реставрации капитализма в СССР.

В 1934 году Ефимову была поставлена задача организовать вредительство по линии артиллерийского управления, в частности, в области некомплектного приема элементов выстрела от промышленности, приема продукции без соблюдения чертежей литера и т. д., а также было предложено передать немцам данные о численности наших запасов артиллерийских выстрелов. Помимо того, в зиму с 1935—1936 года я поставил Ефимову и Ольшевскому задачу подготовить на время войны диверсионные взрывы наиболее крупных арт. складов.

Туровский в 1936 году сообщил мне, что Саблиным переданы планы Летичевского укрепленного района польской разведке.

Алафузо передал польской и германской разведке, какими путями, не знаю, данные об авиации и мех. соединениях, а также об организации ПВО в БВО и КВО.

Перед центром военного заговора встал вопрос о том, как организовать связь с иностранными и особо с германским ген. штабом во время войны. Такие связи были намечены.

Центр антисоветского военно-троцкистского заговора проводил и диверсионную работу исключительно по линии существующих органов правления в РККА, не допуская никакого образования комиссий, групп и т. п. Вся работа должна была проводиться исключительно в системе текущей утвержденной работы, вкладываться в ее сметы, средства и сроки. Там, где вредительство велось удачно, там к концу года обычно оставались крупные неиспользованные кредиты.

В 1935 году, поднимаясь по лестнице на заседание пленума ЦК, на котором рассматривался вопрос Енукидзе, я встретил последнего, и он сказал, что в связи с его делом, конечно, весьма осложняется подготовка «дворцового переворота», но что в связи с тем, что в этом деле участвует верхушка НКВД, он, Енукидзе, надеется, что дело не замрет. Между прочим, Енукидзе сказал, что он рекомендует мне связаться с Караханом, доверенным человеком, т. к. Карахан хорошо информирован в вопросах международной политики.

После всех указаний Енукидзе я стал следить за разговорами Ягоды, но ни одного прямого разговора с ним не имел. Две реплики Ягоды, как мне показалось, намекали на то, что он знает о моей роли в военном заговоре. На банкете по случаю 60-летия Калинина Ягода спросил меня: «Ну, как дела, главный из борцов», а в 1936 году во время парада на Красной площади сказал: «В случае надобности военные должны уметь подбросить силы к Москве», в чем я понял намек на поддержку «дворцового переворота».

Завербовав Белицкого, я поручил ему помогать Эйдеману в осуществлении его вредительских задач.

Вольпе я завербовал в 1935 году, а после того как его долгое время обрабатывал Белицкий, Геккера и Чайковского я завербовал в 1935.

(Далее М. Н. Тухачевский описывает, как позже были завербованы Ольшанский, Сергеев и другие военные.)

Уборевич и Якир раскритиковали состав центра заговора. Они находили этот состав слишком «беспартийным». Якир считал необходимым усиление не только центра, но даже и рядового состава людьми с большим партийным и политическим весом.

Ставил Якир и вопрос о том, не правильнее ли центру антисоветского военно-троцкистского заговора слиться с центром правых или троцкистов.

Я указал Якиру, что было бы очень важно для центра военного заговора, чтобы Якир перевелся в Москву, тем более что ему делалось предложение занять должность начальника ВВС и заместителя наркома. Однако Якир при поддержке Уборевича с этим не согласился и категорически как перед Ворошиловым, так и перед Сталиным поставил вопрос о своем несогласии, и предложение было взято обратно. Якир считал более важным сохранить за собой КВО. Благодаря этому руководство заговора упустило возможность серьезно проникнуть в аппарат УВВС.

Я указал Якиру, что для придания большего аналитического веса военному заговору следовало бы втянуть в заговор побольше политических работников и что эту задачу лучше всех сумеет выполнить он, Якир. Якир согласился и взял на себя выполнение этой задачи.

Якир обратил внимание на то, что в заговор втянуты работники морского флота. Я сообщил Якиру и Уборевичу, что наш флот пока что слаб и что в ближайшее время ни в мирный период, ни во время войны не сможет сыграть сколько-нибудь решающей роли....

Продолжение следует...


Рецензии
Все это липа, написанная Тухачевским под диктовку следователя.Если бы он и другие работали действительно на немцев, то зачем немцам фабриковать липовое досье и передовать его Сталину для уничтожения якобы собственных агентов?
Сталину просто нужно было убрать людей, которые были способны устранить его от власти и поэтому были сфабрикованы доказательства связи с немцами.Об этом писал еще в 1939 году Кривицкий, бывший руководитель советской разведки в Европе.

Александр Ресин   05.07.2018 17:14     Заявить о нарушении
Быть может и Чубайс липа?)))

Ион Жани   05.07.2018 17:56   Заявить о нарушении
У вас Чубайс тоже участвовал в деле Тухачевского?

Александр Ресин   05.07.2018 19:03   Заявить о нарушении
Нет, просто, и Чубайс такой же троцкист, как и Тухачевский!

Ион Жани   05.07.2018 19:11   Заявить о нарушении
То есть, когда Троцкий командовал Красной Армией и победил в гражданской войне сохранив советскую власть или когда Тухачевский разбил Колчака они не были троцкистами? А вот Чубайс конечно троцкист.Какой кошмар.:-)

Александр Ресин   05.07.2018 19:25   Заявить о нарушении
Кошмар, это когда, троцкисты - троцкие, тухачевские, чубайсы, гозманы, амнуэли, сытины, Латынины, Шендеровичи, Парфёновы, Венедиктовы и подобные бельжоподобные сошки сил не жалеют, чтобы унизить и уничтожить Великую Россию! Благо, таковых, как показывают выборы, не более 3% (что в пределах статистической погрешности)! А всякий троцкист- русофоб! Почему? Собственно, каждый из нас, в наш век толерантности и демократии, волен иметь свою правду на сей счёт!
Да, истина, одна и она не постижима, а вот правда у каждого из нас может быть своя))) И с этим уже ничего не поделаешь!

Ион Жани   05.07.2018 21:06   Заявить о нарушении
То есть Сталин у вас тоже троцкист.Он ведь по вашему определению типичный троцкист и русофоб,так как уничтожил больше русских, чем любой из выше перечисленных.

Александр Ресин   05.07.2018 22:10   Заявить о нарушении
А ещё Сталин ради сохранения Великой России пожертвовал своим родным сыном, мог потерять ещё и второго сына. Впрочем, Вы опять скажете, что это липа! Что же, пусть это будет Вашей правдой! Всё равно, Вас не более 3%. Так, что, у каждого из нас своя правда! Демократия же, каждый волен верить во что желает!)))

Ион Жани   05.07.2018 22:30   Заявить о нарушении
Яков погиб из-за идиотской политики собственного отца,как и миллионы других сыновей и дочерей.Сначало колективизация и последующий в результате ее голод, унесший миллионы жизней,потом заигрывание с Гитлером, которое не только дало возможность Гитлеру прийти к власти,но и усилиться и начать войну.Ведь до Сталинской "мудрой" политики Германия не имела границ с СССР и напасть никак не могла. Если бы Сталин не поставлял Гитлеру, все что он просит, после установление Англией и Францией экономической блокады Германии, Гитлер бы не смог победить в Европе и получить ресурсы Европы и не погибли десятки миллионов людей, и не только в СССР.Если бы Сталин не уничтожил командование Красной Армии в 30-е годы,Гитлер вряд ли решился бы напасть.Так что ваш любимец, настоящий преступник и русофоб прошедший кровавой метлой не только по собственной семье, но и по миллионам других семей.

Александр Ресин   06.07.2018 02:10   Заявить о нарушении
Я даже не сомневаюсь, что Вы искренне так думаете! Именно это и, не только это, пропагандируют создатели русофобского "Ельцин Центра", для которых Великая Россия состоялась вопреки его правителей-"тиранов", за исключением троцкистов Хрущёва, Ельцина и Горбачёва. Уверен, для Вас и Путин русофоб, ибо его, также как Сталина, гнобит "весь просвещённый" Запад, одна и та же русофобская шобла.

Ион Жани   06.07.2018 07:28   Заявить о нарушении
Великая Россия могла быть действительно великой с ее богатствами и талантливым народом с населением не меньше 400 миллионов граждан,как предсказывал Менделеев.А вот из-за этой русофобской шоблы как Сталин и таких как вы, страна оказалась с мизерным убывающим населением и экономикой меньше чем штат Калифорния.

Александр Ресин   06.07.2018 15:20   Заявить о нарушении
Конечно, уверен Вы сможете ещё и доказать, что и древнейшему еврейскому народу с его богоизбранностью и несколько десятков тысячелетней историей, также, как Вы выразились "...из-за этой русофобской шоблы как Сталин и таких как я..." никак не удаётся достичь численности в несколько сотен миллионов. Более 20 миллионов, ну, никак не получается! А ведь, как утверждает официальная история, в том числе, Радзинского, в те времена, когда от Авраама началось рождение этого многострадального и талантливого народа, про русских и упоминаний не было. Тем не менее, русских сегодня, да, к сожалению не 400 миллионов, но и не 20 миллионов.
Опять же, я прекрасно понимаю Вас. Вы же не назовёте ни одного достойного русского правителя? Сталин, тут конечно ни при чём. Для вас также неприятен и Иван Грозный, и Пётр Великий, и все, все, кто создавал величие России, которую, конечно же не сравнить с государствами тех же древних армян, римлян, евреев, персов, греков и т.д., и т.д. Конечно, всё в России происходит вопреки Иванам Грозным, Петрам Великим, Николаем Первым, Сталиным. Конечно же, благороднее восхищаться царями Давидом и Соломоном, женщиной с низкой социальной ответственностью - Исфирь, благодаря деятельности которой невинно были убиенны десятки тысяч жителей своей страны, в том числе, невинные дети Амана. Но, это всё история которой следует гордиться! А вот история Благородной и Великой России, которая, как сегодня в Сирии,так и во все времена приходила на помощь слабым и обиженным, как в 1812 году, как во времена русско-турецких и русско-персидских войн, как в остальных войнах. И это, как говорится, есть факт! Впрочем, опять же, я Вас прекрасно понимаю, ибо, Вы уже доходчиво объяснили, по какой причине Вам ненавистны защитники Великой России! Вы же не будете отрицать, что и Путин, для которого "Россия-это всё", Вам также ненавистен?)))

Ион Жани   06.07.2018 16:16   Заявить о нарушении
То есть вам нравится, что сумашедшие суммы нефтедолларов ушли непонятно куда и теперь нет денег для пенсионеров,которые одолжили свои деньги государству.Вам так же очень нравится, что вместо 6 миллиардеров времен Ельцина,теперь почти 100.А вот денег для пенсионеров нет.Где же они ?

Александр Ресин   06.07.2018 19:39   Заявить о нарушении
Вы знаете, на примерах других можно наглядно узреть, что происходит в России! Сегодня, абсолютно демократическое правительство и руководство Армении не может найти владельца Каджаранского Медно-молибденового комбината, как, впрочем, после теракта в аэропорту Домодедово до сего дня невозможно найти его владельца. Да, хозяевам всяких березовских, абрамовичей, гусинских и прочей видимой нечести, производных хрущёвско-ельцинской эпохи, те, которых ещё в своё время Великий Достоевский прозвал "Бесами", удалось на время искусственно спустить реальную стоимость России до стоимости города Чикаго. Более того, они были уверены, что уже добили Россию. Но, вот, начинают происходить чудеса, то чеченцы горой встают за Путина, за Россию, то в Грузии ничего не получается, там грузины вновь заставляют своих детей учить русский язык, то на Украине ничего не получается, кроме роста симпатий к России, то в Армении, новое, взращённое теми же хозяевами "Бесов, правительство никак не может послать Россию, как было обещано, то, бывшие отсталые окраины Российской Империи, осознавая свою никому не нужность и деградацию, вновь начинают собираться в новый Евразийский Союз, то новые ракеты и атомные ледоколы появляются, то войны Россия начала пресекать дистанционно, как в Сирии и т.д.и т.д. Да, у Путина власти не на много больше, чем у Дадона, да, все остальные в правительстве, включая и Медведева, по сути, те же "Бесы", ибо пока некем заменить. За эти годы, с 1953 года, наплодилось так много "бесов", аж, целых 3% населения (впрочем, такое количество бесов в доброй России было всегда и, видимо, будет всегда), но вреда, как видите, от них на многие десятилетия. Они всё разрушают Россию, они всё рушат творения Сталинского СССР(собственно, за что его Вы и ненавидите-рушите, рушите, а она всё никак не разрушится)))). Что касается денег для пенсионеров? Они у тех же хозяев "бесов". Только не очень умный человек способен не узреть, что все эти деяния "бесов" про пенсию приурочены к срыву чемпионата мира и выводу народа на улицы. А народ никак не выходит))). Полагаю, после чемпионата, это будет их последней лебединой песней, ибо новые люди, очистители от "бесов" уже идут))) Вот один из примеров-http://www.youtube.com/watch?v=buG6p6w50Dc, Собственно, здесь же ответ на Ваш вопрос, где государственные деньги?

Ион Жани   06.07.2018 21:28   Заявить о нарушении
у Путина власти не на много больше, чем у Дадона, да, все остальные в правительстве, включая и Медведева, по сути, те же "Бесы",......

О бедняга Путин,кто же это его заставил выбрать Медведева и всю остальную братию?
Русофоб вы батенька,любите всех кто разрушает страну что ни герой у вас то кровавый упырь.

Вот один из ваших героев.С. Соловьёв, анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV, отмечает, что он «не сознал нравственных, духовных средств для установления правды и наряда или, что ещё хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил ещё более к пыткам, кострам и плахам» Соловьёв С. М. История России с древнейших времен.

Только в Новгороде в 1569 Грозным было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. Точный подсчёт жертв вёлся лишь на первых порах, когда Иван Грозный целенаправленно уничтожал местную знать и приказных, устроив суд в «Рюриковом городище» (было убито 211 помещиков и 137 членов их семей, 45 дьяков и приказных, столько же членов их семей). Среди убитых оказались: главные дьяки Новгорода К. Румянцев и А. Бессонов, боярин В. Д. Данилов, заведовавший пушечными делами, а также виднейший боярин Ф. Сырков, принимавший ранее участие в составлении «Великих Четьих-Миней» и построивший на свои средства несколько церквей (его сначала окунули в ледяную воду Волхова, а затем живьём сварили в котле).

После этого царь начал объезжать новгородские монастыри, отбирая у них все богатства, а опричники осуществили общее нападение на новгородский посад (остававшийся до тех пор нетронутым), в ходе которого погибло неведомое количество людей.

Затем последовали казни, продолжавшиеся до 15 февраля. Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода. Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жен их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами; живое предание об этом сохранялось ещё в XIX веке.
Людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 ; 600 человек, считались счастливыми.

Частные дома и церкви были ограблены, имущество и продовольствие новгородцев уничтожено. Отряды опричников, разосланные на 200—300 км, творили грабежи и убийства по всей округе.

Число погибших неизвестно, современные учёные их считают от 4-5 (Р. Г. Скрынников) до 10-15 (В. Б. Кобрин) тысяч, при общем количестве населения Новгорода в 30 тысяч.

Сталину явно импонировало в Грозном то, что оценивая итоги деятельности царя по укреплению самодержавия и искоренению ересей, немец-опричник Штаден писал: «Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю так тяжело и жестоко, что никто и описать не сумеет, все же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе — одна вера, один вес, одна мера! Только он один правит! Все, что ни прикажет он, — все исполняется и все, что запретит, — действительно остается под запретом. Никто ему не перечит, ни духовные, ни миряне».

В. О. Ключевский считал внутреннюю политику Ивана бесцельной: «Вопрос о государственном порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности, и он, как не в меру испугавшийся человек, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов»; опричнина, с его точки зрения, подготовила «действительную крамолу» — Смутное время.

Политика Сталина в точности повторяла эту политику ,стремление сохранения личной власти и безопасности вызвал массовые репрессии в стране.

Академик С. Б. Веселовский писал : «Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос её истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного.

Да страны разрасталась, но при этом писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие. «В пусте» лежит не только больше половины, но порой до 90 процентов земли, иногда в течение многих лет. Даже в центральном Московском уезде обрабатывалось всего около 16 процентов пашни. Часты упоминания «пашни-перелога», которая уже «кустарем поросла», «лесом-рощей поросла» и даже «лесом поросла в бревно, в кол и в жердь»: строевой лес успел вырасти на бывшей пашне. Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и превратились в нищих — «волочились меж дворов.

Александр Ресин   06.07.2018 22:09   Заявить о нарушении
Ну, а до Ельцина, в истории Великой России, какое-либо светлое пятно было, или всё же, она вопреки её кровавым правителям стала такой Великой, а?
Конечно, будь Воля "бесов", она также сгинула бы в небытие, подобно всяким Хэйтийцев и Гиргашеев, и Эморийцев, и Кнаанеев, и Перизеев, и Хиввийцев, и Йевусеев, ибо сказано:
1 Когда введет тебя Йеhова, Элоhим твой, в землю, в которую ты идешь для овладения ею, и изгонит многие народы от лица твоего: Хэйтийцев и Гиргашеев, и Эморийцев, и Кнаанеев, и Перизеев, и Хиввийцев, и Йевусеев, семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты,

2 И предаст их тебе Йеhова, Элоhим твой, и ты поразишь их, то совершенно разгроми их, не заключай с ними союза и не щади их.

3 И не роднись с ними: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;

4 Ибо отвратят сына твоего от Меня, и они будут служить иным элоhим, и возгорится гнев Йеhовы на вас, и Он истребит тебя скоро.

5 Но так поступайте с ними: жертвенники их разрушайте и памятники их сокрушайте, и ашейрим (кумирные деревья) их вырубите, и изваяния их сожгите огнем.....

Полагаю, всякий, кто привержен этой античеловечной идеологии, о которой прекрасно был осведомлён семинарист Джугашвили, тот же Тухачевский, и ещё многие, которых гениальный Достоевский прозвал ёмким словом "бесы", при всём своём желании не вправе перечить этим и ещё многим иным хукатам своего Элоhима!.... Вы же сами прекрасно это понимаете? Понимаете также всю бесполезность нашей дискуссии, потому что, в отличие от меня, Вы наверняка солидарны с Чубайсом по-поводу Великого, нет не Сталина, а Фёдора Михайловича Достоевского:

"Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". Не поверите? При всём уважении лично к Вам, я как-то больше доверию Фёдор Михайловичу. И с этим тоже придётся считаться, когда молодёжь будет изучать его "Дневники писателя". Демократия! Ничего личного! Каждый волен иметь своё мнение на историю и первоисточники. Как-то, я кажется у Вас уже спрашивал, как вот это понимать?: http://www.youtube.com/watch?v=BFjWXFVusJ8 . Увы Вы не разъяснили. Уверен и сейчас ничего не скажете! Но, зато, сами задумаетесь, надеюсь)))

P.S. Я же вовсе не утверждаю, что Сталин, Иван Грозный и остальные правители России безгрешные святые, точно, также, как не святые библейские цари, они все обычные люди, которым волею судьбы пришлось вершить судьбы людей. Но они никогда не придерживались учения, отрицающего наличие Совести! Даже, свободу выбора веры, русские назвали свободой Совести, из чего следует, что Совесть для русских, и не только для русских, существует. Собственно, в этом, по мне и, кроется основной водораздел всех разногласий человечества, бацилла "бесовства. Не вижу никакой причины, почему бы в школах не говорить об этом?....

Ион Жани   06.07.2018 23:47   Заявить о нарушении
Посмотрел я эту комедию.Какая же каша у вас в голове.
Совесть и нравственность,это понятия индивидуальные,личностные.То есть нельзя говорить, что есть народы совестливые или нравстенные ,а есть бессовестные и безнравственные.Есть лишь совестливые и нравственные люди в любом народе,так же, как бессовестные и безнравственные.

Александр Ресин   07.07.2018 02:06   Заявить о нарушении
Вообще-то, я говорил про идеологию, которую вдалбливают в головы несчастным людям, которые рождаются абсолютно одинаково совестливыми. Впрочем, не удивлюсь, если Вы приведёте свидетельство всяких гениальных и талантливых запудривателей мозгов - философа или историка типа Радзинского, Роя Медведева или СоЛЖЕницина, того, что ещё у какого-либо народа, скажем у русских, признанные мудрецы также внушают своим детям отсутствие Совести и Нравственности, по причине их отсутствия в Священных писаниях. Да, сегодня, в век дикого капитализма, когда людей превращают в "волков" друг для друга, бывшие советские люди, реже, но всё ещё в минуты гнева продолжают призывать друг друга к Совести, ибо это у них никто целенаправленно не выбивает. "Бессовестный!" Это было самым обидным словом для абсолютного большинства, как мы выяснили, для 97% нормальных Советских людей в Сталинском СССР, а народности и национальности тут совершенно ни при чём. Если я говорю про античеловечную идеологию, насаждаемую цадиками в головы несчастного и многострадального народа, это же значит, что я говорю о народе. Вон, Невзоров с утра до ночи, неустанно обливает грязью русских попов, включая и Патриарха. Впрочем, он и про Достоевского очевидно солидарен с Чубайсом.

Ион Жани   07.07.2018 07:37   Заявить о нарушении
Ну детский сад право.Люди не рождаются совестливыми, так как понятие совесть это способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.Таким образом совесть это самооценка, что хорошо ,а что плохо.А вот здесь у всех могут быть самые разные оценки,вплодь до диаметрально противоположных.Каннибал, у которого, как вы понимаете нет никакой идеалогии,и про и про иудаизм, который вы так любите,он ничего не знает.Но вот скушать ближнего это для него нормально и никакого угрызения совести он испытывать не будет.Понятия что такое хорошо а что такое плохо тоже меняются в разные эпохи и у разных народов.
Нынешние основные постулаты в виде заповедей у трех мировых религий взяты из столь любомого вами иудаизма.

Невзоров всего лишь говорит, что негоже из церкви делать прислужницу государства и во главе церкви не должен стоять обыкновенный бизнесмен.Настоящий священник никогда не поддержал бы людоедские законы, которые продуцирует нынешняя власть.

Александр Ресин   07.07.2018 16:44   Заявить о нарушении
"....Люди не рождаются совестливыми, так как понятие совесть это способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль..."
----------------------------------------------
Вы хотите сказать, что всё это происходит само собой, без всяких идеологических основ, данного, конкретного общества? Без воспитания со стороны взрослых, разъяснения признанными мудрецами что есть хорошо, что есть плохо, религиозных установок и устоявшихся традиций? Право, смешно! Что касается, каннибалов, так мы кажется говорим о людях, а не о человекоподобных зверях. Идиотов всяких и в сектах всяких хватает. Впрочем, любое отрицание Совести, по мне и есть секта! Ибо, Совесть и есть тот показатель, который отделяет человеческое начало от звериного в нас, в людях. Да, все мы частично звери, частично люди. И в зависимости от впитанной идеологии, проявляется то или иное начало. Вы же не будете с этим спорить?

Ион Жани   07.07.2018 17:24   Заявить о нарушении
Вы так и не поняли.Это ведь Вы утверждали, что люди рождаются нравственными и совестливыми.На самом деле что в людях воспитывают то обычно и получают.

Александр Ресин   07.07.2018 18:16   Заявить о нарушении
Вот и я том же,"....На самом деле что в людях воспитывают то обычно и получают...."
Зачем же людям внушать, что у человека не должно быть Совести, потому что в суе нет такого понятия?
Разве в иных (не каннибальных и сектантских) традициях принято отрицать Совесть?
Что в том может быть плохого, если народные мудрецы будут внушать своим людям быть совестливыми? Разве Русский Мир можно представить без культа Совести. Вся русская литература на этом основана. Впрочем, конечно, не только русская! Видите, у нас уже высветились общие ценности! Глядишь, и Сталина поймёте! Он же прекрасно знал установки Ветхого Завета)))

Ион Жани   07.07.2018 20:27   Заявить о нарушении
А ну да, вы же выводы о совести делаете на основании этого глупого фарса в Ю-Тюбе.

Александр Ресин   07.07.2018 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.