Опасности системы Жохова

Методика обучения в начальной школе по системе Жохова набирает популярность. «Природосообразное обучение, развитие мозга, обучение в радости», - каких только восторженных откликов не встретишь в Интернете. Очень много эмоций и крайне мало информации. Система полностью закрыта. Ни книг, ни разъясняющих технологий, ни публикаций уважаемого человека, ни иллюстраций уроков, ни обсуждений педагогического сообщества, ни мониторинга результатов – ничего. Тайна. И это тайна сильно настораживает. Кто же такой Жохов Владимир Иванович?  В чем суть его системы?
Жохов В.И. Сорок пять лет проработал в школе учителем математики и физики, 35 лет методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей. Более 30 лет разрабатывал педагогическую систему «УниК». И интересная, на мой взгляд, информация – в настоящий момент - руководитель Департамента развития общего образования Центрального института системного развития государства, бизнеса, человека.

Если содержание методики скрыто от ненужных разработчику взглядов, то восторженных презентаций, наполненных какими-то заоблачными обещаниями, предостаточно.

«Предвыборные» обещания:
«- снижение заболеваемости в два-три раза;
- дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу;
- качественное изменение отношений со сверстниками и взрослыми;
- сохранение и развитие потенциала, заложенного природой;
- нормализуется познавательная активность детей, как в школе, так и дома или в секциях;
- значительное увеличение объема усвоенных знаний и умений (за 4 месяца работы дети легко изучают основной материал 2 лет обучения);
- улучшаются социально-психологические показатели: дети поют, танцуют, не стесняются публичных выступлений;
- ученики быстрее растут, укрепляется иммунитет, улучшается состояние опорно-двигательного аппарата».

И прочее в таком же духе. К концу первого класса дети освоят счет до миллиона, таблицу умножения, грамотное письмо и осмысленное чтение. В некоторых рекламных статьях пишут, что методика позволяет обучить полному курсу начальной школы всего за год!

Просто школа будущего. Удивительно, что на страницах, посвященных этому чуду педагогической мысли, совершенно нет отрицательных отзывов, лишь «смотрела и плакала». И это тоже настораживает. Новая методика должна раскрывать рациональное содержание, а не манипулировать чувствами.

Для поверхностного ознакомления (иное просто невозможно в условиях повышенной секретности) пришлось перерыть множество материала, найти страницы тех, кто прошел через жоховскую систему и по крупицам собрать основное содержание. Да, мое представление может быть ошибочным, но в этом вина организаторов, предлагающих провести эксперимент над собственными детьми под воздействием рекламных трюков.

Первый принцип – природосообразности,  сохранение и улучшение здоровья. Кто из родителей не обратит на него внимание? Чем же он достигается? Основной способ – свободное перемещение во время урока, отсутствие дисциплины в привычном понимании. Жохов уверяет, что возможность двигаться, ходить по классу, выходить из него по желанию – уже залог дисциплины. Хотя и делает ремарку на некие иные, опять-таки тайные методы. Из отзывов, которые, опять-таки, по словам форумчан, стираются сторонниками реформы: Дети сильно устают, многие засыпают на партах, закрывая руками уши. Учителя 5 классов испытывают большие трудности с выпускниками, их невозможно организовать. У многих психологические проблемы, они отстают в развитии.
Можно, разумеется, решить, что это происки недоброжелателей. Но давайте представим. Вы решили поменять работу, выбрав сферу, в которой у вас нет никаких знаний. Вы посещаете курсы по 4 часа каждый день. Эти часы все что-то говорят, передвигаются, постоянный шум, невозможность сосредоточиться, постоянно сменяющиеся картинки на мониторе, весь курс проходит с использованием только интерактивной доски, поэтому все это время вы вынуждены смотреть на нее. Обучение выстраивается изолированными блоками, т.е. 4 минуты вам, скажем, объясняли деталь конвейера, а затем 4 минуты виды колбас, следующие 4 минуты маркетинговый подход к реализации продукции и т.д.  Уроки строятся именно по такому принципу, спасибо неравнодушной родительнице, которая с совершенно иной целью выложила конспект одного из занятий. Вы решили, что так обучить невозможно? Отнюдь. Эти блоки повторяются в различной вариативности много-много раз.  Если вам 100 раз показать виды колбас, то вы автоматически запомните эту информацию.

Что дает подобное обучение? Да, ребенок свободно может выучить счет до миллиона и таблицу умножения к концу первого класса. Он может довести до навыка воспроизведение букв, но где здесь понятийная основа, где развитие мыслительных операций? В наш век обилия информации и сложностей с устойчивым вниманием, клиповым восприятием – разрушительнее системы невозможно представить.

Сам Жохов постоянно обращается к теме развития мозга, особенно его лобных долей.
«Мы получаем ребенка детсадовского с несформированным вниманием. У него в безобразном состоянии лобные доли, и пока мы внимание не организуем, на это месяц потребуется, разобраться с лобными долями, надо чтобы отвлекающих факторов просто не было. Грубо говоря, надо сделать так, чтобы просто некуда было больше смотреть: картинка на экране и больше ничего…»

Нейропсихологи утверждают, что специально развить лобные доли ребенка невозможно! Это ошибочная бытовая теория! Но даже если возможно, то где результаты исследований, где заключения специалистов, где мониторинг выпускников? Ничего! Просто заявления. Допустим, я скажу, что после прочтения этой статьи ваша лобная доля разовьется на 0,5 %, вы мне поверите?

На одной из страниц с рекламой жоховской системы я нашла информацию о книге, которая легла основу методики. Это книга Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Книга, наполненная специфическими терминами, но чрезвычайно интересная тем, кто интересуется функциями мозга. И с первой же главы нахожу массу противоречий с «гениальной» методикой. Думаю, что выбор «теоретических основ» пал именно на эту книгу потому, что она довольно сложно воспринимается человеком неподготовленным.

Что же нового по сути предложил Жохов?

Принцип природосообразности, развивающего обучения, был введен еще Иоганном Генрихом Песталоцци около 250 лет назад. Вся советская педагогика широко использовала методы, разработанные Песталоцци. Свободное перемещение во время урока вовсе не плохая форма, но стоит ли использовать ее постоянно? Весьма оправдано было бы использовать во время адаптации или каких-то креативных приемов обучения. В большинстве случаев это ведет не к сохранению здоровья, а к его разрушению – к недоразвитию внимания, памяти, неврозам. Это хаос. Процесс плохо контролируется педагогами. Интересно, что в качестве педагога по жоховской методике работают иногда люди без педагогического образования вовсе.   Провозглашая некую свободу детей и родителей, сам разработчик пользуется весьма авторитарными методами. Педагогов назначает он (правда, иногда предлагая вариативность на старте). Родители не могут самостоятельно поменять учителя.

Многие родители пишут, что дети болеют не реже, чем обычные. Да, снятое напряжение от статичной позы, но, постоянный шум, движение, рассеянность внимания, постоянный просмотр монитора с меняющимися картинками.

Обучение блоками. Это не новое направление, более того, учителя и в далеком СССР профессионально меняли виды деятельности каждые 5 минут. Это то, что вытекает из азов знаний возрастной психологии. Более того, современные маркетологи, ораторы прекрасно пользуются особенностями внимания, каждые несколько минут переключая на другой объект.

О метапредметных уроках, интегрировании. В Сети я нашла весьма неплохой пример со сказкой «Колобок». Это когда на чтении дети читают сказку, на математике просчитывают маршрут Колобка. Прием, действительно, хороший. Почему он хорош. Наша цивилизация движется в сторону интегрированных открытий и наук. Это становится все заметнее. Финская система образования выстроена на интеграции. Это когда обрисовывают проблему и решают ее с точки зрения физики, географии, экономики, психологии и т.д. Да, будущее за интеграцией. Но должна быть логическая связь, хотя бы как в примере «Колобка», когда используется одна сказка как инструмент. Дети не развивают собственное творчество, но им предлагается модель, в которой один инструмент может нести разную функциональную нагрузку.

Но тот конспект урока, который случайно оказался в свободном доступе, не содержит даже признаков интеграции. В лучшем случае это метапредмет по аналогии с метафизикой. Детям предлагали 5 минут работать с простейшим анализом слова (начало 1 класса), а затем перескакивали на повторение таблицы умножения (2 класс).

С большой гордостью сторонники сообщают, что дети овладевают счетом до миллиона к концу 1 года. Зачем? Зачем этот навык (а это просто навык) без осмысления понятия числа? Зачем считать до тысячи, если не усвоить, что число выполняет различные функции, являясь порядковым номером, количественной характеристикой. Без понятий о составе числа – основы математических вычислений? Зачем навыки без причинно-следственных связей? О каком развитии мышления может идти речь?

Цитата Шохова о письме: «Обычный подход это развитие мелкой моторики, то есть, двигая пальчиками, мы пытаемся на самом деле развивать мозг, эти управляющие центры. Работа неблагодарная. Знаете, сколько времени детям приходится проводить за прописями, совершенно подражательная обезьянья работа. А так, чтобы уж очень быстро накапливали технику письма, этого ведь нет. Это каждодневная дрессура, механическое повторение. Каждый день надо по часу с этими прописями ребенку сидеть работать, а конечная цель какая, мозг развить, потому что мышцам пальцев мы ничего не  прибавляем. Они какие были, такие и есть. Тренируются что – центры управляющие, которые этими мышцами заведуют. Принципиальное отличие, что мы делаем – мы идем наоборот.

Мы сразу активно начинаем работать с мозгом, развиваем мозг. Здесь у нас, в первую очередь, применяется математика, а потом уже, используя развитый мозг, и писать начинаем. Оказывается, почему у нас дети намного быстрее, чем в обычных классах, развиваются и без такой тренировки – дрессировки обходятся. Потому, что у них сразу начинает активно работать мозг, мы развиваем мозг, а он управляет движениями мышц. Вот мы и получаем к новому году из первоклассников, фактически, третьеклассников по письму. Это - новый подход».

Во-первых, мы прибавляем мышцам пальцев. Мелкая моторика – чрезвычайно важна! При движении пальцев активизируются центры мозга, отвечающие за мышление и речь. Но важны еще эти мелкие мышцы, письмо рукой еще никто не отменял. Попробуйте вы, с вашим взрослым, развитым мозгом, скажем, связать свитер. Посмотрите мастер-класс и свяжите. Необходим навык.

«У нас в классе показывали хорошие результаты те же 6-8 человек, в основном те, кто старше (7 - 8 лет на момент первого класса), с остальными - сидели и дотягивали дома, как дотягивала и я - и по русскому, и по математике, дотягивала, не зная сути методики - до средних требований по классу.
Русский язык и правописание - можете сразу забыть. Что дочка написала - не может разобрать сама. У нас почти все в классе так пишут, кто не так - занимаются чистописанием дома. Они не пишут, а срисовывают, вкривь и вкось, не отрабатывают строчные буквы, не знают технику письма, обводят буквы по 2-3 раза, соединения букв не проходят!!!
Читать умела и до школы - лучше НЕ стала (спасибо, что не хуже).
Математика - сильная, но есть ли смысл делать из ребенка ходячего калькулятора? Все равно мы ее тянули дома!» - Из форумных отзывов (орфография и пунктуация сохранены).

Обратите внимание на математику. Многие родители отмечают сильную математику, но повторяют, что это «калькуляторные» знания. Не логика, не анализ – навыки вычисления.

Родители жалуются на постоянную смену заданий – «времени подумать нет». Дети не анализируют материал, стремятся выкрикнуть ответ.

Так почему же столь популярная методика овеяна ореолом тайны? Есть два объяснения.

«Вам нужно понимать, что автор методики продает (да-да именно продает, а не то, что он говорит на своих рекламных встречах) свои диски только на один год и ставит своего учителя», - пишет одна из родительниц. Озвучена и сумма – 55 тысяч рублей за год с класса общеобразовательной школы, 80 тысяч с частной.

Так что это? Маркетинг, сеть, приносящая доход разработчику или…

Меня насторожила фраза одной родительницы в обсуждении: «есть ежедневные задания, в том числе нейропсихологические, в достаточном количестве». Что это за нейропсихологические задания, включают ли методы нейролингвистического программирования, то есть непосредственно грубого вторжения в психику вашего ребенка?

Какую систему выбрать – решать вам. Но нельзя в выборе полагаться на эмоции.


Рецензии
Я немного знаком с принципами психологического тренинга. Столкнулся я с этим предметом во время обучения перед защитой кандидатской диссертации (технические науки), то есть уже в зрелом возрасте. Скажу, что эксперименты с сознанием вредны и неприятны даже и в отношении взрослых людей. Что уж говорить о детях. Тут нужно следовать старым и проверенным методикам советского периода.
В то время школа не предоставляла услуги обучения, а занималась полноценным образованием. Прививала не только знания, но и социализировала детей. Приучала их к усидчивости, вниманию, настойчивости и терпению, развивала навыки коллективизма, взаимопомощи и проч.
А нынче образования, как такового нет, а есть дрессура на ЕГЭ и новомодные методики обучения. А ещё и обучение по выбору. Вот школьники и выбирают экзамен, который полегче. Обществознание, то есть.
Что за предмет такой дурацкий? Раньше такого не было. Знать, руководят нами обществознающие люди. Оно и видно. По результатам.
))

Дмитрий Маштаков   20.05.2019 13:29     Заявить о нарушении
А как Вам ситуация России в современном мире, сотворенная умом и руками тех, кто получил "полноценное", по Вашему мнению, образование времен СССР?
Россия процветает, народ счастлив, сыт и балуется туризмом по миру в свободное от работы время?

Галина Корецкая   20.05.2019 13:33   Заявить о нарушении
Увы, современную Россию сотворили Ельцин, Гайдар и Чубайс по образу и подобию западной цивилизации. И систему образования слямзили оттуда же. Тестирование и принципы ЕГЭ вообще переняли с системы обучения недоразвитых детей в США.
А на систему образования в СССР нечего пенять. Посмотрите на меня, я-то получился какой креативный!
))

Дмитрий Маштаков   20.05.2019 14:18   Заявить о нарушении
Да, мой сын с женой и детьми ездил на эти весенние школьные каникулы в Рим.
Хочу предупредить, соберётесь в Италию, там тоже воров много. Они туристов, едущих из аэропорта на электричке окучивают. Делают так - как бы нечаянно рассыпают по полу мелочь и просят подвинуть чемоданы, чтобы эту мелочь собрать. Пока Вы двигаете чемоданы и помогаете одному жулику собрать мелочь, другой жулик с верхней полки тащит рюкзак.
Хорошо бы, если бы на рейсе аэрофлота в самолёте при посадке объявляли - не думайте что Италия цивилизованная страна. Здесь тоже промышляют жулики.
А то мы думаем, как это всё у них там благополучно. ))

Дмитрий Маштаков   20.05.2019 19:10   Заявить о нарушении
На всякий случай: банды воров, описанные Вами, - это или гастролеры, или "несчастные беженцы", которых приютила добрая Европа. )

Галина Корецкая   20.05.2019 21:13   Заявить о нарушении
да, я тоже так думаю

Дмитрий Маштаков   21.05.2019 01:50   Заявить о нарушении
Спасибо Дмитрий, Галина за отклики. Не хотелось бы превращать полемику вокруг узкой темы в политическую дискуссию. Для думающих людей все очевидно, а искать кто из виноватых виновнее...
А вот о советском образовании хотелось быть сказать. Я не мыслю в черно-белых категориях, поэтому односложно утверждать, что советское было лучше во всем - не могу. Но оно было лучше в главном - не просто давало знания, оно развивало. А иначе и быть не могло - те же учебники, методики разрабатывались профессионалами, настоящими людьми науки. Кстати, довод Галины, что люди, воспитанные советской системой, нанесли такой урон, лишь укрепляет утверждение. Вороватость это, скорее, о воспитании, а с развитием у добрых молодцев все как раз в порядке.

Елена Гвозденко   21.05.2019 05:17   Заявить о нарушении
Елена, в Вашем ответе слышится разделение: "они нанесли урон", то есть существует некая группа злодеев, нанесшая урон народу, а все вместе они, народ и злодеи, получили прекрасное советское образование и воспитание.
Что-то здесь не так, Вам не кажется?
И самое существенное: прекрасное образование СССР не позволило, тем не менее, России встать в ряд стран, возглавляющих технический прогресс.
В России бытует слух, что в США, Европе плохое образование, но именно эти страны дали миру всё самое передовое: компьютеры, автомобили, самолеты, медицину. Даже в космической отрасли Россия сейчас отстает.
Нравственное состояние российского народа оставляет желать лучшего. Так где же результаты того самого прекрасного советского образования?
А может быть это миф и пора отказаться от него?
И следует искать новые формы и методы образования, а не скорбеть об утерянном?

Галина Корецкая   21.05.2019 10:10   Заявить о нарушении
Галина, вот опять в политическую плоскость. Образование и воспитание - суть разные понятия! Я пишу про обучающие методики, не системы воспитания. Я двумя руками ЗА новое, оно назрело, перезрело даже. Но новое не должно разрушать, не должно быть нового ради нового (денег, карьеры и проч). Система Жохова - крайне вредный метод. И вреден совсем не тем, что он новый, а тем, что тормозит развитие детей. Это раскрученная франшиза с элементами чуть ли не сектантства. Но любому педагогу очевидно, что постоянное переключение внимания (в современном-то мире, с его проблемами устойчивого внимания) не способствует развитию мыслительных функций.

Елена Гвозденко   21.05.2019 10:29   Заявить о нарушении
Елена, Ваша ошибка в том, что Вам кажется: стоит победить некоего Жохова и настанет полная благодать. Горчичники не помогут умирающему. Ваша отстраненность от политики сводит все Ваши благие намерения к нулю.
Пока не изменится политическая воля отношения к просвещению, не стоит ожидать ничего хорошего.
В свою очередь образование - часть государственного строительства.Только после переосмысления государственной идеологии, направленной на внешнюю политику в ущерб внутренней, возможны шаги по улучшению образования.

Галина Корецкая   21.05.2019 10:50   Заявить о нарушении
Галина, мне так не кажется. Откуда у Вас эта уверенность в моих взглядах? Я считаю, что каждый должен вносить хоть толику созидания, маленькое дело важнее большой говорильни. Если мои статьи помогут десятку родителей, а главное, детей, уже хорошо. А я думаю, счет их идет не на десятки. Сохранить думающих детей куда важнее пустых разговоров.

Елена Гвозденко   21.05.2019 10:57   Заявить о нарушении
Галина, зачем неправду говорить. В атомной энергетике Россия впереди планеты всей.
Вы используете типичный приём софистики - указываете только на те факты, которые поддерживают Ваш тезис.
Более того, Вы подменяете тезис - речь идёт не о том, чтобы отказаться от советской системы образования (от неё уже отказались 20 лет тому назад и получили то, что получили), речь идёт о том, что было бы неплохо вернуть в нынешнею систему образования то, что в прежней системе было успешным, а в нынешней системе не наблюдается.

Дмитрий Маштаков   21.05.2019 11:03   Заявить о нарушении
В атомной энергетике? ) Даже не стану опровергать, в чем еще? Про балет не нужно, уже не впереди! )
Вы можете с формулировать, что было хорошим в прежней системе образования? Пишу уже в который раз: хорошая система образования не смогла бы отбросить Россию в ситуацию худшую, чем у стран третьего мира.
Откройте глаза, уважаемые коллеги, я тоже преподаватель, согласитесь, что нет и не было хорошего образования в СССР, кроме единственной позиции: оно было всеобщим, так в современном мире этим никого не удивишь.

Галина Корецкая   21.05.2019 11:19   Заявить о нарушении
Дмитрий, не разделяю Вашего оптимизма. Я ничего не знаю про атомную отрасль, просто поверю Вам как специалисту, а вот общие тенденции - ставка на благоглупость, заметны. Но Вы отметили главное, нужно вернуть от советского образования продуманность, соответствие программ и методик психологическому развитию. Парадокс - советскую систему чаще всего ругают за догматичность, но эта система вырастила поколения свободно, критически думающих людей.

Елена Гвозденко   21.05.2019 11:20   Заявить о нарушении
Галина, главное - была СИСТЕМА. Я не о политическом устройстве, разумеется. Было формирование понятийной основы, формирование знаний, затем эти знания учили использовать на практике (умения) и некоторые доводили до навыка. Сейчас огромное количество новомодных методик с перевернутыми позициями (методика Зайцева, в частности. Я уже молчу, что Зайцев стащил свои кубики с пособий 50-х годов). Все они - БИЗНЕС. Посмотрите, ЧТО предлагает Жохов. Если Вы педагог, думаю, станет страшно. Я не против реформирования, я за его продуманность. Не люблю отсылы к собственным статьям, но эта, думаю, прояснит мою позицию http://www.proza.ru/2019/05/08/469

Елена Гвозденко   21.05.2019 11:27   Заявить о нарушении
Елена, как Вы можете писать о поколении СВОБОДНО думающих людей? Где же эти люди? Если только в миллионах, выехавших из России?
Советская система образования растила, и очень успешно, винтиков, гвоздиков, которых можно было беспрекословно вгонять в любое желание власти. Советская система образования учила людей ходить строем и подчиняться приказу. Но человеческая натура не подчиняется желаниям властей. Отсюда цинизм, потакание воровству, неверие ни в какие идеалы, уход во внутреннюю эмиграцию, разрушение здоровья алкоголем, наркоманией и прочие пороки.

Галина Корецкая   21.05.2019 11:27   Заявить о нарушении
Вы правы в том, что в период безвластия, а просвещение в России сейчас не интересно властям, появляются всевозможные шарлатаны. И Вы правы, их цель - деньги.
До тех пор, пока власть не начнет заниматься внутренней политикой, и определит образование приоритетной темой, ожидать хорошего не стоит. И мелкие победы над жоховыми никак не повлияют на образование России. В этом беда.

Галина Корецкая   21.05.2019 11:31   Заявить о нарушении
Галина, я не винтик, не гвоздик. Вам не кажется, для того, чтобы Вас слышали, надо немного снизить градус агрессии? И не вижу смысла в нашей полемике - Вы не желаете слышать.

Елена Гвозденко   21.05.2019 11:32   Заявить о нарушении
Ваше желание мной учтено.

Галина Корецкая   21.05.2019 11:33   Заявить о нарушении
Галина, ещё раз повторю, Вы занимаетесь софистикой.
Уличить вас в неправде очень просто -
"но именно эти страны дали миру всё самое передовое" - Ваша фраза? Неправдой в этой фразе является слово "всё".
Но Вы продолжаете вертеться, накидываете ещё примеры, поддерживающие Ваш тезис. А я могу возразить - химическая отрасль промышленности и соответствующая наука у нас развивается успешнее, чем в среднем в мире. Чисто публикаций научных работ в этой области в ведущих научных журналах мира возрастает на 12% каждый год, что выше показателя среднего роста 7%.

Дмитрий Маштаков   21.05.2019 12:01   Заявить о нарушении
Однако, вернёмся к системе Жохова. Не будем говорить о бизнес составляющей проекта, подумаем о положительных и отрицательных (по нашему мнению) его чертах.
Положительным в подобных проектах я вижу развитие самоинициативы. Приучение к ней.
Отрицательным вижу необязательность выполнения требований педагога. Отсутствие приучения к дисциплине и к усидчивости.
Кроме того, свободное хождение по классу сильно отвлекает тех, кто в это время усиленно думает. Если бы это был тренинг для космонавтов - приучение эффективно работать в стрессовой ситуации? Тогда - да. Впрочем, сдаче ЕГЭ в условиях стресса такое, возможно и поможет.

А самое главное, думаю, что всё хорошо в меру. Обратимся к практике советской школы. Там для инициативных школьников были кружки. Заметьте, не вместо уроков, а в свободное от уроков время. И бесплатные, а не платные, как теперь. Кружки эти во многом держались на энтузиазме учителей.
А нынче откуда этому энтузиазму взяться? А главное, откуда учителям на это время взять, если они отчётами перегружены, да ещё на несколько ставок работают.
Тут уж никакие альтруистические пружины не работают. Хотите энтузиастов? Можем. но за деньги.
Как и во всём капиталистическом мире. Просите меня, от политики никуда не уйдёшь.

Дмитрий Маштаков   21.05.2019 12:24   Заявить о нарушении
Интерактивные доски, это вообще жуть.
Нарисуйте окружность. Как Вы будете её рисовать на интерактивной доске?

Раньше было проще - окружность рисуется с помощью мела и тряпки. И сразу вспоминается, что окружность есть геометрическое место точек на плоскости, равноудалённых от центра.
Всё наглядно - вот плоскость, вот её центр, вот тряпка - средство равноудаления от центра.

Дмитрий Маштаков   21.05.2019 12:37   Заявить о нарушении
Дмитрий, эта методика имела бы право на существование, если была бы рассчитана на взрослых детей. Она разрушает все основные психологические характеристики в том нежном возрасте, когда надо хотя бы не мешать. Методику продавливают, профессиональному сообществу затыкают рот. С таким финансированием можно контролировать и интернет. Но я нашла отзывы учителей среднего звена, которые дальше учили этих детей. Они не обучаемы! Очень плохая концентрация внимания, малый объем, плохо развиты мыслительные операции. Перед написанием статьи, читала все публикации, интервью Жохова. Он ссылается на серьезную работу, но всей методикой противоречит ей. Видно, что подгоняли, не читая.

Елена Гвозденко   21.05.2019 12:51   Заявить о нарушении
Дмитрий, и еще "пять копеек" по поводу химической промышленности. Мне, как потребителю, успешность этой отрасли была бы заметнее в прочном асфальте, а не смывающемся первым дождем, в качественных лекарственных препаратах. А пока даже для нашего старенького анаприлина сырье закупают в Китае, как оказалось. А что-то там не закупили - и смарта его нет в аптеках, а препарат необходим для многих сердечников. И не убеждают меня заверения фармацевтов об эффективности аналогов, на себе эту "эффективность" проверяю. Так что не всегда научные публикации - результат развития отрасли.

Елена Гвозденко   21.05.2019 14:27   Заявить о нарушении
Фармакология, это особая статья, тут длительные испытания нужны.
Пейте коронал. У меня мерцающая аритмия, вот его мне и прописали.
А я , как и Вы, лекарства на себе проверяю. Положительный результат есть. Не умер пока. ))

Дмитрий Маштаков   21.05.2019 16:48   Заявить о нарушении
Вот и я живу вопреки )))

Елена Гвозденко   21.05.2019 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.