Тайны Трона. Мария Стюарт. Ист. роман 1-31

 Тайны Трона. Мария Стюарт.Ист.роман  1-31


Часть 31. Предательство налицо

Масло! Акварель! Пастельные краски. Тушь!
Дождь устал, солнце — радуга зажглась...
И надо выбраться от серости тонов ненастья
И проложить красивый новый путь счастья.


    Англия — и что же делалось здесь? После смерти молодого французского короля Франциско англичане всяческими методами пытались захватить шотландское королевство. Думая, что Мария погибла во время буйства стихии морской, королева Елизавета приказала своим войскам приблизиться вплотную к границам Шотландии. Затем там появился Стефан, муж Лолы, который обманным образом, переодевшись, в качестве представителя Папы заходит в Тауэр к Лоле, где она в страхе ожидала день казни: королева Елизавета отдала приказ отрубить ей голову на плахе. Причиной такого строгого наказания являлось покушение на саму королеву Елизавету.
   А как это вышло? Лола получила письмо от Марии, где содержалась просьба помочь одному из прибывших в королевство Англии совершить акт возмездия — убить Елизавету, чтобы Мария могла, как и подобало, занять трон королевства, по справедливости принадлежащий ей. Хотя Лола, зная Марию, — на что та способна, а на что нет, — засомневалась, что Мария могла так жестоко расправиться со своей сводной сестрой, но не вникала в подробности и во время церемонии несколько раз задержала королеву с вопросами в узковатом коридоре, где находился убийца, которого всё же обезвредили, а в результате их обоих посадили в тюрьму.
Во время причащения перед смертью, встретившись с представителем папы и узнав в нём мужа Стефана Нарцисса, Лола узнала от него, что Мария жива, он подробно рассказал всё, что случилось с ними. Хотя Лола уже оплакивала свою подругу Марию, так как весть о погибели её и двух кораблей принесла в камеру сама Елизавета.
    Нарцисс же рассказал, как всё было:
— Я с несколькими солдатами, зацепившись за мачту во время буйства стихии, оказался на берегу Шотландии. Но на берегу они все разбежались в разные стороны, так как остались без оружия и с золотыми монетами от итальянского папы, который выдал их Марии, чтобы она расплатилась с войском, которое наняла. Она же, в свою очередь, вначале выдала каждому аванс. Когда я остался один, то спрятался за небольшим камнем от утёса, потому что заметил подъезжающих на лошадях мародёров. Они спустились и начали добивать оставшихся в живых и забирать всё, что было при них, и то, что прибивало с кораблей на берег.
   Неподалёку я заметил королеву Марию, которая поначалу звала их на помощь, но когда заметила, что со спасшимися людьми расправляются, перерезая им глотки ножами, она замолчала и тихонько, ползком, завернула за этот же камень, где стоял я. Я закрыл ей рот, чтобы она не воскликнула от испуга. Потом мы заметили Баша: к нему подошли и собирались отрезать ему голову.  Мария хотела вскрикнуть, но я сказал ей, что у нас нет даже оружия, чтобы с ними расправиться. Их гораздо больше, сказал я, и я не смогу защитить вас. Но вдруг появились какие-то люди, все в белом, и мародёры спешно покинули это место, прихватив всё награбленное... Это были друиды, они нашли Баша и погрузили его на коня, увезя с собой. Мы знали, что это мирные шотландцы, поэтому пошли за ними и настигли их лагерь, где стояла эмблема: сделанное из веток чучело — наверно, в три метра, — которое и спасло нас от гибели. Времянки все были лёгкие, и сразу можно было понять, что это кочевой народ, я даже сказал Марии: «Вот это ваш народ, одни мародёры и друиды!» Но она пресекла меня, сказав: «Мне нужна ваша помощь. Помогите добраться до замка моего отца, короля. Я же, в свою очередь, помогу освободить Лолу».
    Но на следующий день, когда мужчины-друиды выехали на очередную охоту, на их становище напали мародёры и полностью уничтожили лагерь, поджигая ветхие шалаши — их жилища — и убивая людей. Я заранее с ними попрощался и стал свидетелем того, как Баш и Мария спрятались в чучеле. Я заранее выдал им бумаги, свидетельствующие, что они — брат и сестра, но и там их нашли и взяли в плен: наверное, сразу поняли, что они с корабля и птицы большого полёта. Я же наблюдал издали и ничего больше не смог сделать, чтобы им помочь, я стремился к тебе, Лола, и должен тебя отсюда вызволить. Самое главное ты уже знаешь — что Мария жива.
— Я-то знаю, но об этом должна знать и королева Англии Елизавета, чтобы не послала войной войско в Шотландию, в мою страну, я так люблю её! Надо написать ей письмо. И я знаю, кто это сделает — нянечка, которая присматривает за моим сыном от Франциско.
    Единственное, что успел сделать Стефан Нарцисс для любимой женщины, — это передать в руки Елизавете письмо о здравии королевы Шотландии Марии, а также спасти и вырвать из королевских рук сына Лолы Жана и спрятать их в городе вместе с прислугой, пока ещё не зная, что именно эта прислуга и подставила Лолу — правда, у неё было оправдание: она сделала это под страхом потерять свою семью. Она сама была из Шотландии, и когда оттуда приезжал Нокс, он встречался с ней, обещая богатства, землю и золото на всю семью или же расправу в противном случае. Он дал ей письмо, чтобы она передала Лоле, а та, в свою очередь, не знала, что тот выкрал код у матери Марии. Поэтому Лола выполнила просьбу, якобы исходившую от Марии, а оказалось, что всё это было предательством со стороны Нокса, который задумал уничтожить двух королев: сначала Елизавету, а затем и Марию. Он считал, что это неверно — когда женщины правят и имеют власть.
     Елизавета после неудачной попытки покушения на себя стала намного жёстче. На следующий день во дворе королевского замка присутствовало много знати, пригнали и людей со стороны, чтобы все знали, как караются непослушные. Был среди них и Стефан Нарцисс, муж Лолы. По приказу королевы Елизаветы Лоле отрубили голову на плахе. За несколько секунд то того, как на шею Лолы опустился топор, Стефан рванулся через толпу, чтобы защитить жену или, во всяком случае, уничтожить некоторых из присутствующих. Расправляясь с королевскими стражниками клинком, он крушил их подряд, пробираясь к английской королеве Елизавете, но его скрутили и заточили в темницу. Про себя же он думал, что пока ещё жив и вскоре учинит расправу над каждым, кто причинил зло Лоле.
    Прошло несколько дней, когда к нему вошёл посол Англии Гидеон Блэкберн, с которым он встречался во Франции, и Стефан Нарцисс разъяснил ему, что Мария не имела ничего общего с письмом, что был украден тайный шифр, с помощью которого Мария общалась с матерью, и это было сделано Джоном Ноксом, чтобы убрать с пути хотя бы пока королеву Англии.
    Эти сведения посол Гидеон донёс до королевы Елизаветы, и хотя она была напугана хваткостью Стефана, всё же освободила его из заточения и оставила у себя в гостях с целью завербовать его помощником в своих делах, как она использовала Лолу, пока его не выкупят или же не обменяют со стороны французского королевства. Стефану Нарциссу пришлось рассказать Гидеону, где находится сын Лолы Жан, и он немедленно выехал, чтобы освободить Жана из рук нянечки, которая, предав один раз, может ещё раз предать. Гидеон поспевает вовремя и поэтому успевает спасти сына Лолы, но няня стала сомневаться и не послушалась предупреждения Гидеона не вставать возле окна. Она встала спиной к окну и тут же, получив стрелу в спину, умирает.
    Маленького Жана отвезли в палаты королевы Елизаветы, где он встречается со своим отчимом Стефаном, который уже обсуждал с Гидеоном новые планы: как бы уничтожить Дарнли, чтобы он не женился на Марии Стюарт. И они пришли к выводу: так как Дарнли подданный Англии, его следует призвать к королевскому двору, — и в тот же час послали письмом депешу. Но на встречу к королеве Елизавете явилась его мать, которая всячески пыталась освободить сына от посягательств, рассудив, что королева Мария молода, она будет достойной женой сыну и родит наследника, а сын сразу же после свадьбы станет королём Шотландии и, возможно, когда-нибудь займёт места двух королев.
     Всё-таки какое-то чёрное подозрение пробежало у Елизаветы в мыслях, но она не высказывалась вслух, а хотела всё уладить, хотя уже знала, что королева Мария тоже не дремала, она пригласила Дарнли в Шотландию навестить её с визитом вежливости на торжество по поводу её вступления в обязанности королевы. Дарнли же, в свою очередь, не соглашался с матерью, он любил и был любим другой женщиной. С этой целью он сам явился во дворец к Елизавете и разъяснил, что не думает жениться на Марии Стюарт, а, наоборот, просит Елизавету отослать подальше жениха его возлюбленной, чтобы он смог свободно жениться на ней, ведь по свадебному контракту та обещана другому. Елизавете понравилась эта затея, она согласилась, но когда Дарнли пришёл домой и увидел приглашения Марии, всё же поехал в Шотландию, прихватив позже и любовницу, устроившись невдалеке от замка, где проживала сама королева Мария. Он не хотел упустить шанс пообщаться с двадцатилетней красавицей, королевой Марией, когда о ней было столько сказано, написано не только поэтами, но и художниками. Но всё же считали, что Англия на пути к войне, Дарнли нужно убить, а Марию уничтожить...

     Испания — и что же делается здесь? Как мы уже знаем, Испания на то время была самой крупной европейской державой, и поэтому для глав государств было очень желательно сродниться с королевством. Так и поступили французские короли-родители, выдав замуж за испанского короля дочь короля Генриха II Валуа и Екатерины Медичи Елизавету Валуа*.

    Елизавета Валуа — старшая дочь. Хотя она и была помолвлена с испанским инфантом Доном Карлосом, судьба распорядилась иначе, и по окончании многолетней войны между Францией и Испанией, завершившейся в 1559 году, по условиям договора был подписан мирный договор, и её выдают замуж за испанского короля Филиппа II.
Елизавета Валуа прошла большую практику у своей матери Екатерины и очень быстро превратилась в настоящую испанскую королеву. Интеллект, мягкость и красота ценились во всей Европе, хотя для себя она понимала, как ей нужно поступить с Францией, когда заметила, что брат Франциск умирает, а когда он умер, всё больше стала вмешиваться в их дела. Здесь же, в Испании, Елизавета выполняла обязанности, связанные с её королевским саном, но заметила, что возвратившийся из Франции неженатый полоумный принц мог, к примеру, показаться обнажённым на публике, посреди девичника, где она прославляла свой королевский сан. Он изрядно ей поднадоел, и она собралась в дорогу, дабы погостить при французском дворе у матери.

    Франция — и что же здесь? Елизавета приехала сюда как бы с целью помочь обрести спокойствие и улучшить состояние французского трона... но в то же самое время напоминала Екатерине, что она выше, и нужно соблюдать этикет по отношению к ней. Ничего невозможно было скрыть от дочери, как будто её уши везде, и за это время она решила выдать замуж сестру Клод за Мартеля де Гиза, хотя та любила и ожидала своего возлюбленного Лейта с войны. Мартель де Гиз принёс Клод доказательство, что Лейт умер, сказав, что на обгоревшем трупе нашли письмо, — и отдаёт ей обгорелое письмо, которое писала она сама же, но не отправила. Он же повторял: «Лейт мёртв, а я здесь и хочу жениться на вас».
    Об этом Клод (Клотильда) де Валуа — любимая дочь Катрин де Медичи рассказала матери Екатерине, и та совершила ночью ещё одно убийство. Ради дочери и спокойствия в королевском замке мать-королева Екатерина была готова пойти на всё! Его вздёрнули и подвесили на верёвке, молодое тело Мартеля де Гиза, который якобы оставил на тумбочке в спальне предсмертную записку, гласящую, что так он выразил свой последний протест, сводя счёты с жизнью в ответ на отказ Клод. Елизавета не поверила: она сразу поняла, что это проделки матери, которые знакомы ей с детства.
Красавицу дочь, старшую Елизавету, можно было встретить везде, где не её ожидали встретить, с её красивыми чёрными волосами, тёмными глазами и высоким интеллектом, взятым от своей итальянской матери Екатерины Медичи. Но, в отличие от матери, у Елизаветы характер был гораздо мягче, и она отличалась большой набожностью. Убить она никогда бы не смогла. Екатерина с удивлением обнаружила у дочери те качества, которые у неё самой отсутствовали. Со временем, может быть, между ними и установились бы тесные доверительные отношения, но не сейчас, потому что она чересчур вмешивалась в дела французского трона, желая внести свою лепту и иметь в лице будущего короля Франции покровителя, союзника, а не врага.
    В результате действий, требовавших большой секретности, всё же матери-королеве Екатерине удалось отправить дочь в Испанию, домой, и продолжать общаться с ней лишь в форме переписки.


Если правильно выбрал путь, не сверни ты с дороги,
Расстели ясным днём и мягкой ночью, как счастьем,
Позаботься, чтоб всегда было всё в радужном свете,
Чтобы только от любви, от счастья далеко не отъехать...

_____
* Елизавета Валуа (2 апреля 1545 г., Фонтенбло – 3 октября 1568 г., Аранхуэс) – французская принцесса и королева Испании, третья жена короля Испании Филиппа II.


Рецензии