Запад распространяет лживый мир постмодерна

Запад навязывает всему миру не только моду, кинематограф, музыку и прочее. Америка активно вторгается и в экономику других стран, разрушая общество. Под лозунгами демократии, либерализма, глобализации, США добиваются прямо противоположных целей.

С помощью терминов современной философии можно объяснить, как США своей идеологией разрушают культуру народов мира, духовные ценности человека.
Всё большую актуальность приобретают воззрения российского философа и политолога Александра Панарина (1940-2003). Философ критиковал современную идеологию, навязываемую всему миру Западом в своих поздних статьях (собранных в сборник «Народ без элиты», изданный в 2006 году).
Панарин подробно разбирает изменение поступков человека под влиянием американской неолиберальной идеологии. Он прямо пишет, что ее представители «объявили войну всему культурному наследию человека». Они отвергают социальные обязательства, не терпят социального государства и других ограничений естественного отбора. Это перенесение на мир людей моделей поведения животного мира, где выживает сильнейший.
Философ раскрывает, как он сам выразился, «самую большую тайну», скрываемую идеологией Запада: экономические отношения сами по себе не сплачивают людей.
Людей сплачивает символический капитал. Это духовные ценности, объединяющие людей без принуждения и которые они готовы сообща защищать. Это общая память: обычаи и культурные герои, служащие примером для подражания. Понятие символического капитала пришло из этнологии и культурной антропологии (культурологии).


РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР РАЗРУШАЕТ КУЛЬТУРУ

Как известно, США - страна прагматиков. Поэтому у них утвердилась теория рационального выбора. Но такой выбор не учитывает всех причин поведения человека, ведь многие поступки определяются культурой, традициями, историческим опытом.
Рациональный выбор учитывает только материальные факторы. Получается, нынешняя идеология Запада, отвергает все прошлое культурное наследие человечества, духовные достижения всех народов - коллективный капитал культуры.
Такая идеология агрессивно или исподволь внедряется во многих странах Земли — благодаря глобализации, единой мировой «американской» культуре, мода на которую не проходит уже не первый десяток лет. Так подавляются традиционные общества, страдает даже европейская культура, сложившаяся в Новое время.
Эпоха постмодерна украла у общества будущее и даже настоящее, утверждает Александр Панарин. В этом отличие от модерна, несмотря на схожесть в их конфликте с традиционным обществом.
Герои времен модерна шли на окраину мира, осваивали дальние страны (например, персонажи книг Джека Лондона – Аляску или острова Тихого океана). Сейчас же американский либерализм способствует опустению периферии, развязывает войны, разоряет экономику стран, предположительно, с целью оттока оттуда жизнеспособного капитала в США для подпитки их экономики.
Для достижения своих целей, проамериканским идеологам достаточно искоренить даже не сами культурные ценности, а их продолжение в поступках индивида, остановить их деятельное применение.
«Зомбированный» человек может гордиться своей духовностью, великим прошлым и т. п. Но если приглушить в нем активную сторону личности, он превратится в пассивного участника уничтожения всего подлинно человеческого в людях.

 
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЕДЕТ К «СОБАЧЬЕМУ АВТОМАТИЗМУ»

Александр Панарин ориентацию в поведении только на рациональный выбор остроумно назвал «собачьим автоматизмом». Ведь у настоящего человека имеются моральные и духовные ценности.  И в своих поступках он руководствуется не только рациональным выбором.
Крепость человеческих связей может превосходить прочность экономических интересов. Подлинный профессионализм состоит в учёте символического капитала, выраженного в традициях и в человечности как таковой.
Сам по себе рациональный выбор, конечно, помогает в жизни. Но руководствоваться только им тоже неосмотрительно.
Ведь если брать широкий временной отрезок, интересы быстрой выгоды становятся тоже нерациональны. Поэтому и существует бесплатное обучение для подрастающего поколения, финансирование научных исследований. Без этих вложений общество может лишиться будущего и деградировать.
Проще говоря, существует два видов рациональности: краткосрочная и долгосрочная. Панарин рассматривает это противостояние на примере американского подхода к занятости учащихся.  Выгоднее сокращать возраст начала трудовой деятельности и «заставлять миллионы подростков вместо учебы мыть машины или становиться подручными рыночных продавцов. Но с точки зрения долгосрочного прогресса нации, в том числе экономического, это следует признать ошибочной и иррациональной стратегией».
В то же время СМИ пристальное внимание уделяют именно молодежи. И даже более того, ей подражают и другие возраста, подмечает Панарин. Это заметно, в первую очередь, на таком наглядном примере, как одежда.
Обилие передач и изданий на молодежную тематику, расширение употребления молодежного сленга – это внешний обман. Под преувеличенным вниманием к молодежи парадоксально скрывается прямо противоположная тенденция: после того как закончился модерн (эпоха Просвещения), миру постмодерна молодежь стала не нужна.
Панарин увидел противоречивость роли современной молодежи в отсутствии для нее реальных привилегий: «Молодежь лишается особого пограничного статуса между детством и взрослостью, места привилегированной группы, получающей чистые знания, не требующие быстрого прикладного применения».


 ПРАВИТ С ПОМОЩЬЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Руководство нуждающихся стран за несоблюдение рекомендаций Международного валютного фонда (настаивающего на уменьшении социальных расходов) карается не только отказом в кредитах, но и международным осуждением.
Александр Панарин пишет, что одна из целей МВФ – «резкое снижение человеческого статуса населения, его фактическая деградация и моральное дискредитация».
Даже в странах «Богатого Севера» (Западной Европы, Северной Америки) стал снижаться уровень жизни многих слоев общества.
Кейнсианская модель экономики, в основе которой лежит государственное регулирование рынка, применялась в США для выхода их Великой депрессии 1930-х (сам английский экономист Джон Кейнс руководил этим процессом).
Но к концу ХХ века стал преобладать монетаристский подход - без  участия государства в экономике. Отсюда и слово либерализация (от латинского либера — свобода), достигшее своей противоположности. Какая же это свобода, если в человеческом обществе как джунглях господствует сильнейший? Если государство приняло у себя идеологию нелиберализма, значит рядовые потребители, мелкие и средние производители ничем не защищены от  более крупных участников рынка, монополий и олигополий.


Ложь эпохи постмодерна

Принимаемый на веру «текст» нередко противоречит даже личному опыту жизни человека, одурманенного пропагандой. Мир на словах оказывается перевернутым с ног на голову.
Александр Панарин приводит пример: «Можно своей политикой разорить страну… при этом не без успеха легитимировать эту политику со ссылкой на авторитетный текст либерализма, западного общественного мнения и т. п.» (Панарин. Народ без элиты. — С. 66).
В этом и состоит главная особенность современного либерализма, декларирующего на словах демократию, уважение к правам человека и т. д. — носители западных ценностей претворяют в жизнь нечто прямо противоположное. Вместо свободы — угнетение.
В 1980-е годы в Никарагуа контрас, спонсировавшиеся США, нападали на мирное население. Весной 1999 года НАТО под предлогом защиты населения Косова бомбило мирные сербские города, заводы, не имеющие оборонного значения, что вызвало безработицу из-за уничтоженных градообразующих предприятий. Даже спустя несколько месяцев лидер одной из ведущих европейских стран подтвердил необходимость этих бомбардировок…
Что же, приведённые примеры говорят об успешности применения технологий постмодерна. Сама жизнь в этом смысле напоминает фантастику: люди не верят опыту прошлого, даже личным воспоминаниям. Многократное внушение и прочие уверения делают свое дело.
Отсюда еще один термин постмодерна – симулякр. Недаром он созвучен симуляции (в английском языке simulation означает моделирование). Симулякр – это модель реальности, но не сама реальность. Это иллюзия, видимость без внутреннего содержания.
В системе постмодерна внешняя форма может даже полностью отменить внутреннюю сущность, которая теперь вовсе не нужна. Для человека, проникнутого постмодернистскими ценностями, вместо сути работы важно ее техническое оформление.
И Александр Панарин подводит к мысли, что это модель для всего человечества, приготовленная Америкой. А цель их идеологов - в разобщении людей, чтобы все приспосабливались к порядкам, которые навязывает мировой гегемон, взявшийся за роль хозяина мира.


Рецензии