От начинающего - начинающим. 8. О правках

В каждом критике сидит маленький писатель, будто картофельный росток, иногда боженька направляет на него горячий взгляд, и писатель вдруг разбухает, расправляется и сбрасывает струпья мисологии, кожуру охлофобии, подвальную сырость, склонность к беззастенчивой лести и вот это все
(люблю такое наблюдать, но есть нюанс)
в каждом писателе сидит...ох лучше вам не знать про эту тварь!

(с) Лена Элтанг
Мой дорогой друг! К этому моменту переписки ты уже знаешь меня достаточно хорошо, чтобы догадаться: у меня некий простой в написании романа, потому пишу опять свои записки и советы начинающих начинающим. 
…Хотя мне тут уже десять раз повторили, что те, у кого талант  – они рождаются сразу в шляпе и с отличной сигарой в зубах, им не нужно учиться ходить и говорить, а они сразу требуют перо/печатную машинку/ клавиатуру, закатывают рукава и строчат шедевры один за другим.
К остальным же просьба одна: отойти и не загораживать солнце.
Если у тебя, мой друг, как у меня, до сих пор ни шляпы, ни сигары, ни шедевров, а на улице ни то, что солнца -  а даже просвета между тучами не наблюдается…  Ты понял, мой друг, ты всегда меня понимаешь с полуслова.
Давай же поговорим о правках.
Главная новость: прежде, чем править, должно быть, что править.
То есть должен быть уже пройден этап 1, когда проза на самом деле представляет собой некий конспект самой себя и этап 2, когда мы радуемся просто тому, что у нас получилось текста на целых (подставить число) страниц.
Чтобы пройти этот этап, есть одно универсальное средство – на этом сходятся абсолютно все источники. Нужно просто писать каждый день.  Сколько и чего – не столь важно. Есть полно специальных *упражнений для писателей* в сети, в том числе.
Некоторым первых двух этапов вполне достаточно, кстати. Это прекрасно. Надеюсь, этот некоторый – не ты, мой друг, иначе с чего бы ты полез читать письмо о правках.
Видимо, в тебе завелась «эта самая тварь», о которой речь в эпиграфе. Сама завелась, или ей помогли – об этом шла речь во втором письме.
Самое главное: не давать этой твари мешать тебе писать. Вырубать её в процессе. В процессе нужно только записывать – всё, что приходит в голову.
А вот потом…один из вариантов: переделывать один и тот же текст до умопомрачения. Давать его прочитать кому-то одному или разным людям и исправлять. Таким образом можно усвоить какие-то принципы намного лучше, чем читать о них в теории.
Другой вариант я не пробовала: развиваться в каждом следующем тексте. Это, наверно, кому лень переписывать заново.
Если же ни одна собака не хочет рецензировать (хотя так не бывает! Значит, не просишь или не тех просишь) – можно взять какие-то принципы самому и попытаться под них переделать текст. Может не понравится, что получилось  -  это не важно. Будешь знать, что этот принцип тебе не подходит, или ты им пользоваться не умеешь, попутно всё равно что-то поймешь: про то, как ты хочешь писать.
Где брать принципы: см. первое письмо и рецензии к нему, там список литературы.
 !Стоит перечитывать дельные рецензии на свои произведения, потому что сразу всё воспринять бывает трудно.

P.S
Бонусом накидаю кое-что здесь + см. письмо четвертое. Мне нравятся способы, которые завязаны на словах. Мне кажется, ими проще пользоваться:

- Убирать повторения в их банальном исполнении

- Убрать вообще все глаголы, обозначающие чувства героев (Я чувствую, его взволновала, она влюбилась, он загрустил)

- Словарик пустых слов, которые ничего не обозначают, а присутствуют в тексте. Потом поиском их искать – убирать/заменять.

- Мониторить текст на присутствие штампов, лучше убить их все, в прямой речи оставить обоснованное использование:
1)Чрезмерное использование вводных слов «Как и предполагал….», «Конечно, …», «Сложно было понять,», «Без сомнения,»
2) Устойчивые выражения (сейчас тыкаю наугад первые попавшиеся тексты, не обижайтесь: «пожелал скорейшего выздоровления», «я в этот период потеряла свой природный оптимизм», «Но сердце, разве ему прикажешь, всё равно болело, разрывалось на части», «Я сочувствовала горю», «донимал меня всякими вопросами», «глаза женщин сияли»

- Мониторить и выкидывать максимально прилагательные и наречия

- Совет, если правильно помню, от Кинга: наилучшие комментарии речи персонажа это «он сказал», «она сказала»

- Избегать оценок и выводов. Лучше описать условия задачи, пусть читатель сам сделает вывод. «Он хороший семьянин», «она чуткий собеседник», «здание выглядело бедно», «это были золотые времена». ..

 - Помнить про «точку зрения» - из чьих глаз мы в данный момент смотрим на мир в произведении. Обособлять персонажей друг от друга – у них должен быть свой характер, свои мотивы

-  Постоянно визуализировать (+!помнить про остальные 4 чувства) и убивать неточности вообще. Все абстрактные, ничего конкретного не рисующие слова убирать


Рецензии
Все правильно, хотя принцип про писание каждый день просто чтобы писать каждый день мне никогда не был понятен. Но я и не романист, вероятно, что некоторый смысл в этом есть.

Григорий Дерябин   24.06.2018 11:47     Заявить о нарушении
Григорий, с вашем уровнем уже наверно и не нужно. Хотя - сколько всего ведь пропадает ненаписанным, каждый день, тем более жаль этого, если писать умеете.

Грейп   04.07.2018 12:17   Заявить о нарушении