Фантастика... реальность

Фантастика… реальность.

Открыл ноутбук, и понял – когда-то это было фантастикой. Как и со всеми предметами, окружающими нас.

Поэтому не стану на этом задерживаться.

А свой, первый фантастический опус я писал еще шариковой ручкой. На обычном тетрадном листе. И писал я о Рэе Бредбери. В те годы выходила «Антология современной фантастики». Для обычного человека собрать ее не было никакой возможности. Зато прочесть – можно. Мы буквально глотали рассказ за рассказом.

Ведь до того в СССР издавались лишь романы и эпопеи.

Впрочем, первой прочтенной фантастической книжкой была позаимствованная у соседки по коммунальной квартире «Янки при дворе короля Артура». С возвратом, конечно. Так я впервые узнал о возможности путешествия во времени, или провала в него.  Потом – Джонатан Свифт… Возможность побывать в прошлом или заглянуть в будущее скорее всего, останется лишь в мечтах, сколько не строй предположений и гипотез.

Мы уже не говорим о коврах-самолетах, сапогах-скороходах…. Все вышло из сказок и стало реальностью.
Эффект бабочки — термин в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем: незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия, в том числе и совершенно в другом месте.

Действительно, одно крылышко способно кардинально изменить человечество и повернуть историю по неведомому пути. И тогда наступит «Конец вечности». Сколько умов пыталось обосновать и заглянуть, но, увы. И сколько фильмов снято на это тему. Остальное – да вполне возможно. Кроме одного – контакта с инопланетянами.

Согласно моей гипотезе, «Время существования цивилизации меньше времени, необходимого для осуществления кон-такта». Наверное, это вульгарная трактовка уравнения Дрейка или принципа Ферма.

Нас заметят, то есть, наши сигналы, но когда долетят – будет уже поздно, не будет ни цивилизации, ни, возможно, на-шей системы или даже Галактики.
Пока я говорил только о недостижимом. А многое, если не все, кроме связанного со временем или перемещением, вполне реально.

Путешествия к другим планетам – а почему бы и нет? Если удастся решить проблему солнечно (космической) радиацией, возобновлением продуктов. И – проблем, связанных с продолжением рода.

Солнечный ветер – может, он разгонит наши космические аппараты? Пока же мы, следуя заветам Циолковского, строим многоступенчатые ракеты для вывода спутников на орбиту и для уничтожения населения планеты Земля.

Ближний космос. «Ариэль» Александра Беляева, «Планета бурь» Александра Казанцева, фильм «Вспомнить все».  Если первый роман более социальный, то в фильме на Марсе уже целое поселение. Вообще, космические путешествия будоражит умы. Пожалуй, нет авторов, не обращавшихся к этой теме. «Марсианские хроники» Бредбери… 

И я – не исключение. Как ни странно, моя первая фанта-стическая книжка «Необыкновенные приключения Коли и Васи в космосе», тоже была написана шариковой ручкой. В перестроечные года (1982 год!), когда все рушилось, мы отдыхали на заброшенной базе, без телевизора, и возможности контактов. Старшему сыну было лет десять, и я каждый вечер писал по главке.

Тогда я совсем не думал о том, что буду писать рассказа и книги, и их будут издавать. А потом появились «Новые приключения Коли и Васи». И здесь я вернул ребят во время Великой отечественной войны. Книжка была издана только в 2010 году, почти через тридцать лет после написания! Понятное дело, идея витала в воздухе, и вот (2008) появился патриотический фильм «Мы из будущего»…

Кстати, «Необыкновенные приключения…» можно отнести к боевой фантастике, где ребята сталкиваются с космически-ми зябами и злым инопланетным разумом.
Рассказы, повести и романы публикуются на прозе.ру и других литературных сайтах,  благо появилась такая возможность. И скажу – произведение рождаются не на ровном месте, какие-то события, путешествия, встречи побуждают к творчеству.
Реальность – это фантастика катастроф и природных ано-малий. Как воздействует человечество на окружающую среду, и что его ждет?

Разве не реальность – появление мутирующих организмов? Халатность, незнание могут привести к необратимым по-следствиям.

Пример – «Война с саламандрами» Карела Чапека и «Война миров» Герберта Уэллса.
Как появился Варикон»? Неудачный запуск космического зонда, и вот – образуется супер организм, питающийся энергией людей и теплокровных и захватывающий все новые и новые территории, однако пасующий перед вполне безобидными домашними животными. Как и «марсиане», сраженные вполне земным вирусом.

А роман «Островок» был написан после вполне реального отдыха. Заброшенные поля и лужайки зарастали, к известным местам приходилось пробираться, буквально продираясь через заросли. И я представил – а вдруг и этим растениям не хватит пищи, и они перейдут на другие способы поддержания существования?  И будут захватывать все новые и новые территории. Достигнув определенного уровня, посягнут и на человека. В этом романе множество необычных ситуаций и поворотов, в том числе и перемещение во времени. 

Роман «Предчувствие Гренландии» («Градиент 2П»). На-звание говорит само за себя. Что несет глобальное потепление? Даже его предчувствие? Герой переходит в другую, параллельную, реальность, и становится на место своего двойника. И никто этого не замечает.  Конечно, у всех этих произведений есть предшественники.…

Наверное, очень сложно создать нечто совсем уж оригинальное, но сюжетные повороты, взаимоотношения меду героями – полностью во власти автора.   

Воплощение мечты в реальность – передача информации.
"Кто владеет информацией, тот владеет миром" (Н. Рот-шильд). Вот еще один пласт для фантастики. Теперь информацией, казалось бы, владеют все, но кто управляет? И невозможно без мечты о мировом господстве. Или управлении хотя бы территорией. Об этом мой роман-предупреждение «Бульвар».

Мировое господство – «Гипреболоид инженера Гарина». В нем впервые, если мне не изменяет память, появляется прототип лазера. На современно этапе создание дальнобойных лазеров вряд ли возможно, как и космических лифтов, слишком много для этого требуется энергии, однако….  Вспомним – «Из пушки на Луну» Жюль Верна. Правда, подобное невозможно из-за сильных перегрузок, которых человеческий организм вынести не может. Но появился прототип рельсового оружия.

Меня в свое время потрясла голограмма. Изобретатель голографии – советский ученый Юрий Денисюк, академик и лауреат Ленинской премии. 
Денисюк провёл свою молодость в Ленинграде и был во время Ленинградской блокады в городе. Юрий Николаевич за-кончил в 1954 году кафедру спектральных и оптико-физических приборов Инженерно-физического факультета ЛИТМО и начал научную деятельность в Государственном оптическом институте им. С. И. Вавилова.

В то время его вдохновляла научно-фантастическая по-весть «Звёздные корабли» Ивана Ефремова, в которой в древнем диске из неизвестного материала появляется трёхмерное отображение головы космического пришельца, а также замечательные эксперименты нобелевского лауреата 1908 года Габриеля Липпмана. В 1958 году, то есть ещё до появления лазеров с их когерентным излучением, он начал собственные эксперименты, в которых он использовал излучение лампы на парах ртути и впервые продемонстрировал трехмерную голограмму.

В 1962 году в журнале «Доклады Академии наук» была опубликована статья Денисюка «Об отображении оптических свойств объектов в волновом поле рассеянного им излучения» и заявлено о регистрации открытия. Многие учёные полагали, что открытие Денисюка похоже на метод цветной фотографии Липпмана или метод Габора. Но в 1970 году Комитет по открытиям и изобретениями СССР зарегистрировал метод Денисюка.

С 1971 Ю. Н. Денисюк возглавлял голографическую лабораторию ГОИ, а позднее — и целый отдел, занимавшийся голо-графической тематикой. С 1988 года Денисюк руководил также и лабораторией голографии в Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе.
Это и есть воплощенная реальность.

Ну, не буду говорить о Крымском мосте. Это уже воплощенная реальность. А вот…
Еще в 2014 были очень большие сложности по коммуникациям в Крыму. А сейчас мы можем общаться по интернету в режиме видеоконференции,  да и по всему миру.
***

К фантастике вплотную примыкают жанры фэнтези и мистики. По «правилам» фэнтези, в произведениях присутствуют сказочные и вымышленные персонажи, допускаются любые вымыслы. Например, гибриды животных. А кто не помнит овечку «Долли»? Вот еще один пример управления живыми организмами.  Опять-таки, вспомним Свифта с его Гулливером, «Франкенштейна» Мэри Шелли, Булгакова с его «Собачьим сердцем».
Уже реальность длительное поддержание жизни – на-пример, Стивен Хокинг, практически недвижимый, проживший долгую творческую жизнь, (а «прототип» – «Голова профессора Доуэля» Александр Беляева, а еще раньше – «голова» из сказки Пушкина), пересадка органов. Ждем головы?

Так что казавшееся вчера фантастикой превращается в реальность.
А мы – в мыслящий океан Станислава Лема.      


Санкт-Петербург, 2018


Рецензии
Интересная статья-обзор! Успехов! С уважением,

Борис Готман   11.06.2018 13:20     Заявить о нарушении
Спасибо, именно это у меня просили.
В принципе, для меня НФ закончилась на Снегове.Но о нем отдельно...

Владимир Митюк   11.06.2018 21:39   Заявить о нарушении