Сказка старого Учителя

Шёл урок физики.
Физикой как таковой у нас мало кто увлекался, но уроки физики любили все. Отчего? Мы в то время и сами этого не понимали.
Итак, шёл урок физики.
Учитель написал на доске задачу. Вызвал одного ученика - тот не сумел решить. Вызвал второго - второй и пытаться не стал. Третий опустил голову и даже из-за парты не встал.
На долгие пять минут в классе воцарилось молчание, которое никто не смел прервать. Учителя любили и уважали... но отчего-то было стыдно - оттого, наверное, что не любили преподаваемый им предмет и не предпринимали особых попыток в достижении мало-мальских знаний.
Учитель молчал. Медленным взглядом обводил класс, и словно с каждого лица считывал немую просьбу - "не вызывайте меня к доске." Хитрая усмешка блуждала по учительским усам, когда он медленно придвинул к себе журнал. Поставил всем опрошенным аккуратные незаслуженнные тройки, написал на доске решение задачи и вернулся за свой стол.
- Хотите, я расскажу вам сказку? - прозвучало совершенно неожиданное предложение, и все опущенные было лица как по команде повернулись в его сторону.
Сказку хотели послушать все.
И мы услышали.
Сказку.
- Представьте тихий и тёплый летний вечер, - негромко зазвучал в наступившей тишине спокойный, размеренный голос Учителя, а его усы продолжали хитро и как-то очень по-доброму усмехаться, - солнце уже село, и спускаются сумерки. Чёрными силуэтами вырисовываются на фоне темнеющего неба деревья, птицы угомонились в своих гнёздах до утра, и только невидимые в густой траве кузнечики усыпляюще стрекочут. Небо становится всё темнее, всё глубже... и всё ярче загораются, блистают на нём звёзды. Луны нет. Ветра нет. Наступает ночь.
Мы сидели не дыша, и каждый из нас видел не безликие стены класса, не стылую зимнюю морось за высокими серыми окнами, не лицо Учителя... каждый из нас видел мерцающие в чёрном небе яркие летние звёзды.
Помолчав и выдержав небольшую паузу, Учитель продолжал, и голос его зазвучал ещё глуше, ещё тише, ещё размереннее.
- И вот - человек. Вышел человек ночью на крыльцо, сел на ступеньку. А вокруг - тишина. И никого вокруг, ни души. Лишь кузнечики. Такая тишина вокруг... Смотрит человек на небо. А на небе - звёзды. Близкие, далёкие... много звёзд... всё небо - в мириадах крошечных сверкающих точек. Смотрит человек на небо... и начинает думать.
Паузы становились всё чаще. Учитель замолкал чуть ли ни после каждого произнесённого предложения, и в течение этих недолгих пауз обводил замерший класс спокойным, понимающим взглядом.
Мы же слушали... совершенно забыв о том, где находимся.
- И вот - человек начинает думать, - повторил он внушительным тоном, и снова голос его негромкой песней затерялся среди придуманных им несуществующих звёзд, сиявших над нашими головами в сумрачном классе, - начинает человек думать. "Вот небо, - говорит сам себе человек, и на небо смотрит, - оно огромное и бесконечное.  Оно такое оргомное, что вмещает в себя мириады звёзд. Оно вечное. Оно было задолго до рождения человечества и будет после того, как последний человек исчезнет с лица земли. Оно было всегда и всегда будет. Люди рождаются и умирают... небо - вечно. " "Вот звёзды, - думает человек, и на звёзды смотрит, и кажется ему, что каждая из них ему подмигивает с тёмных небес, и улыбается ему, - и звёзды вечны. И они есть и будут. Даже если Земля перестанет существовать." Долго сидит человек, и на звёзды смотрит. А в голове его рождаются всё новые и новые мысли, одна другой интереснее. "Вот звёзды, - спрашивает он сам себя, - планеты, космос... Наша Земля - такая же планета, но здесь есть жизнь. Здесь есть люди, растения и животные. Вот они, звёзды! Они невообразимо далеко...  а вдруг там есть  какая-то своя форма жизни? Не может такого быть, чтобы в космосе, таком громадном и необъятном, не было ничего живого, кроме нашей планеты! Где-то там должна быть жизнь. Люди пока не смогли её обнаружить... А вдруг и правда? Вдруг есть там она, пресловутая жизнь? А вдруг там и люди живут? Пусть не такие, как мы... пусть другие... но вдруг...? А если там живут люди... подумать только, если там люди живут..." Волнение человека нарастает... мысли сбиваются с ритма... начинают скакать в голове, обгонять друг друга и торопиться... и всё дальше и дальше затягивают бедолагу в пучину непознанного и непонятного.
И снова эффектная, театральная пауза.
Которая длилась до тех пор, пока кто-то из нас не рискнул шепнуть:
- А дальше?
- А дальше... - раздумчиво произнёс Учитель, продолжая неспешно оглядывать класс, - дальше... Дальше... Человек... Сходит... С ума.
Лукавая улыбка пробежалась по его лицу, он утверждающе кивнул, словно подтверждая свою правоту, и уже своим обычным тоном завершил свою речь:
- Да-да, человек сходит с ума. А всё потому, что он пытался познать то, что ему не дано было познать. Просто потому что не дано. Возможности каждого человека весьма ограничены, и не стоит забивать свою голову тем, что вам не дано знать. Именно поэтому я не требую от вас, чтобы вы зубрили физику. Основное вы знаете, а задачи и формулы пригодятся в жизни далеко не каждому из вас. Кому пригодятся - те учат без принуждения. Вы учитесь последний год, и каждый уже наверняка определил себе дальнейшую дорогу. Кому будет нужна физика - тот учит. Кому не будет нужна... к чему тратить на неё время и нервы?
И совсем уже хитро добавил:
- Опрошенным сегодня я поставил троечки. Кому нужны троечки-четвёрочки для аттестата, подходите, поставлю. Просто так. За спасибо. Вы будете знать, что вы не знаете материал на тройку-четвёрку... и я буду это знать. Но аттестаты я вам портить не хочу. И запомните одну простую истину: никогда не засоряйте свои мозги тем, что вам попросту НЕ ДАНО понять.



Рецензии
Слова учителя звучат, как вызов ученикам некоторые из коих сейчас не ходят на уроки, хотя что им эти слова, когда те сами могут учителя вежливо послать.

Хрушкова Екатерина   08.06.2018 11:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.