Лицей, мальчики и весеннее солнце на ресницах

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Сворачиваю на Большой Харитоньевский переулок и упираюсь в красное кирпичное здание. Обойдя его, нахожу калитку, ведущую во двор и попадаю в аккуратненький внутренний дворик. Про себя читаю надпись «Лицей при НИУ вшэ». Мне сюда. Осторожно толкаю дверь и вхожу внутрь... На входе меня встречает милая охранница.
-На стажировку?- с улыбкой интересуется она.
Робко улыбаюсь и киваю в ответ. Все интереснее и интереснее. Странно, но я совсем не чувствую волнения. Может быть это оттого, что на чистых прудах я в последнее время бываю как минимум 2 раза в неделю. Поэтому с уверенностью ориентируюсь в запутанной сети переулков по обе стороны от пруда и чувствую себя здесь комфортно.
-Ты уже получила своё расписание?- это ко мне подошла миловидная брюнетка примерно моего возраста.
-Ещё нет.
-Тогда сейчас принесу,-и она уже исчезает в толпе стажёров, столпившихся около столика регистрации.
Эти ребята, такие же как я. Они тоже неделю назад получили заветное письмо из лицея ВШЭ о том, что их зачислили на апрельскую стажировку. [помню, как я прыгала от радости, когда только прочитала эту новость]. Соцэк, Гум, Дизайн, Востоковедение, Матэк, Матинфо - все это направления в лицее. И на каждое из этих направлений набрали 10 стажёров. Только 60 человек из 441 (тех, кто подал заявки) получили ответное приглашение. Помню, как сначала с некоторым недоверием и плохо сдерживаемой радостью думала о том, что я, именно Я смогла обойти 8 человек (на соцэк конкурс был 9 человек на место) и получить письмо о том, что я принята на стажировку.
Брюнетка возвратилась с кипой листочков и из середины аккуратно выдернула листок с моей фамилией.
-Держи, твой индивидуальный план. Регистрируйся, получай пропуск и поднимайся на 5 этаж.
-Окей,-киваю я, а в голове уже начинают струиться мысли о том, как я буду учится, какие будут ребята, как будет построен процесс и вообще,  какого это, быть почти студентом одного из лучших российских вузов?

ДЕНЬ ВТОРОЙ.
[В лицее].
Уроки начинаются в 9. Смотрю на часы: 8:40, ещё успеваю, а то меня предупредили, что математичка в начале урока закрывает дверь на ключ и все, как хочешь, так за дверью и учись. Быстро выскакиваю из набитого вагона, проталкиваясь сквозь толпу спешащих куда-то людей и у стойки информации выхватываю взглядом знакомые лица.
-Вот вы где!
-О, привет. Все пришли? Окей, тогда пойдёмте,-командует Роня, и мы дружной толпой в 4 человека маневрируем к выходу из адового утреннего московского метро.
...
Филиал лицея ВШЭ на Ляле это уютное, довольно современное здание из красного кирпича. Само расписание напоминает университетское: вместо уроков пары (что гораздо облегчает жизнь, серьёзно), есть часовой перерыв на обед. И в это время (с 13:45 до 14:45) можно спокойно дойти до БХ (ещё одно здание лицея), прогуляться до всех близлежащих кафешек, благо, на Чистых Прудах их достаточно и просто погреться на солнышке во дворе. Ну или бесплатно пообедать в столовке с видом на лица своих товарищей. Вообще, здесь очень классные люди (по крайней мере те, с кем я уже познакомилась).
...
-Итак, какая у нас проблематика?
-Ну, все логично: у стажёров хренова туча вопросов перед стажировкой, на которые некому ответить,-комната наполняется дружным смехом.
Перед нами лежит лист с планом работы на ближайшую неделю, что сделать, какие опросы провести, какую информацию собрать и где её найти. Это мини-версия УВР (что-то вроде индивидуального проекта в моей родной 1253). И за эту неделю мы со своей группой по возможности должны решать поставленную перед нами проблему.
-Окей, на сегодня все решили?-завершаю я разговор, потому что весеннее солнышко так и манит выйти на улицу и прогуляться.
-Да, тогда до завтра!
-До завтра!-со всех сторон доносятся выкрики. Лицеисты собираются и поодиночке, по парам или группами покидают Лицей.

[После лицея].
-Мне ещё целый час надо где-то шляться, кто-нибудь хочет составить мне компанию?-с надеждой в голосе спрашиваю я у остальных стажёров по дороге к метро.
-Погнали,-сразу же соглашается Саша.
Он из академгородка недалеко от Новосибирска. Тоже приехал на стажировку. Соцэк. К нам присоединяется Аня и вот уже мы, проводив остальных, дружно топаем в сторону Китай-города.
-Давайте пойдём по Мясницкой? Там очень красиво!-я с энтузиазмом берусь показывать новоприобретенным друзьям мою Москву. Никто не возражает, поэтому (перебежав на красный, потому что это Москва-здесь-все-так-ходят) мы поворачиваем на старинную улицу.
-Ну, расскажите что-нибудь о себе?
-Окей, смотри...
...
Следующий час мы разговариваем. О поездках, о планах на будущее, о городах, о себе. Всегда интересно узнавать что-то о других, как будто бы приоткрываешь дверку в какой-то другой, пока незнакомый тебе мир.
...
Вижу башни кремля, а вдалеке виднеется Храм Василия Блаженного.
-Ну что, кому модную фотку в Инстаграм?
-Давайте селфи!
С языком, со знаком пис, с улыбкой, без улыбки - после того, как сделан миллион фотографий, мы наконец-то решаем двигаться дальше.
Хотя нет...
-Подождите, у меня же есть модный шарф,- вдруг озаряет новосибирского модника.
-Хочешь, я попробую как-нибудь стильно его завязать?-предлагаю в свою очередь я.
Не зря смотрела «Шерлока», совместными с Аней усилиями шарф лежит аккуратно и непринуждённо. Ещё пара кадров, и вот теперь точно пора уходить. Это Москва, тут все в постоянном движении.
-Ребята, до завтра!-обнимаю каждого и вливаюсь в нескончаемый поток людей в метро.
-Покаааа,- машу рукой до тех пор, пока они не теряются где-то в гуще толпы.
«До встречи в лицее»...

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
[В лицее].
10:45
Звенит очередная мелодия какой-нибудь всем известной песни. Судорожно вбегаю в класс и плюхаюсь на своё место у окна. Фух, учительница только сейчас закрывает дверь. Я учусь в лицее всего третий день, а уже успела опоздать на вторую пару. Теорию познания первой парой отменили, поэтому выдался лишний часик, чтобы поспать. А ещё бонусом не было таких толкучек в метро и троллейбусе.
-Закрыли тетрадки, достали ручки, пишем маленькую работу,-мощный голос перекрывает стоящий в классе гвалт.
-Ну Марина Юрьевна, ну пожалуйста, вы же знаете, как мы вас любим, ну пожалуйста, не делайте работу..
-Ну мы же только с каникул вернулись!
-А ну ка цыц!-ненадолго, но женщине все-таки удаётся заткнуть вопящих подростков.
Передо мной сидит Вася, очаровательная девушка с фиолетовыми волосами ежиком и на 20-сантиметровой платформе, рядом с ней Влад.
-Да ладно, чё вы, нормально. Напиши как-нибудь,-Васю не волнует предстоящая работа. Она расслабленно потягивает из трубочки пепси, стоящую в огромном стакане рядом с ней.
-Так, ну ка убери это ведро! Эй, я кому сказала!
-Вот сами и уберите, а я пить хочу,-девушка снова утыкается в свой мобильный телефон.
Во всех корпусах лицея Вышки действует бесплатный вай-фай. Единственный минус, к нему надо заново подключаться каждые полчаса, но кого это волнует, когда он бесплатный.
Тему, которую они сейчас проходят я знаю, поэтому довольно хорошо ориентируюсь в потоке формул, выливающихся на наши головы (профильная математика, как-никак).
...
Следующая пара это английский. Довольно скучно, потому что все понятно и легко. Начинаю набирать сообщение в Инстаграмм, ежеминутно посматривая на часы, скоро ли там уже перерыв. Потому что хочется кушать (на кофе долго не продержишься).
Играет песня “we will rock you”, все радостно вскакивают и через пару минут в классе не остаётся никого. Быстро натягиваю пальто и перекинув рюкзак через плечо бодрым шагом отправляюсь в здание БХ. Жмурюсь от яркого солнца, бьющего прямо в глаза и слепящего голубого неба. Наконец-то я чувствую весну!
...
В БХ меня уже ждут  Соня с Дашей. Как я все-таки по ним скучала! К нам присоединяется Герман, и мы вчетвером идём в кафешку недалеко от лицея, обсуждая школу, новости, учебу и отношения. В кафе собрался почти весь матэк. Протискиваемся к свободному столику и оставляем свои куртки.
-Вы что будете брать?
-В последнее время меня тянет на картошку,-Соня (её легко узнать по фиолетовому каре), лучезарно улыбаясь, озвучивает свои предпочтения.
-Я тоже возьму картошку,-в Даше тоже открылась белорусская чакра.
-Окей, можно мне тоже пюре, пожалуйста,-делаю я заказ.
Каждый берет по бутылочке сока (ну а что вы думали, мы же за зож) и с подносами мы идём обратно к столику.
...
14:31.
-Ребят, уже 14:30, пора идти,-Соня вдруг вспоминает, что у нас все-таки ещё есть пары.
-Ох, снова матан, а у меня уже мозги кипят и плавятся,-сокрушенно вздыхает Даша.
Быстро одевшись мы бодрым шагом движемся обратно к зданию на БХ. Там я прощаюсь с ребятами, потому что ещё 7 минут мне топать до моего корпуса на Ляле.
...
14:45.
Пока звенит звонок я пулей взлетаю на третий этаж. У меня сейчас две пары литературы и словесности, не хотелось бы опаздывать. Но, когда я поднимаюсь, моему взгляду предстаёт группа моих одноклассников, рассевшихся перед кабинетом. Проходит пять минут, десять.. Наконец перед нами появляется мужчина лет 45, с выбритым виском и длинной челкой на одну сторону головы (я не знаю, как по другому описать эту причёску).
-За все три года преподавания в лицее я ни разу никому не говорил про эту книгу,-трепетным, каким-то восхищенно-литературным голосом он начинает урок.-Вы ведь говорили, что любите современную зарубежную литературу. Это книга, которую вы должны обязательно прочитать. Она поможет лучше понять трагедию, которая недавно унесла огромное количество человеческих жизней.
Он говорит о Кемерово. А книга на самом деле о Башнях-Близнецах, о теракте 11 сентября 2001 года. Телефоны отложены, все с интересом вслушиваются... Через 20 минут одна девочка, видимо не выдержав напряжения, просит перевести тему, вытирая бумажным платочком заплаканные глаза. Так описать книгу и рассказать о ней, может только человек, поистине влюблённый в литературу, искренне преданный своему делу.
На его паре все сидели притихшие и внимали его словам. Иногда вступали в дискуссии, когда разговор заходил, например, о любви. Он посоветовал множество книг (теперь осталось найти время их прочитать), рассказал о каждой понемногу, но все равно осталось жгучее желание прочитать всё: и стихи, и романы, и повести...
А после были долгие разговоры о юности, о писателях, о любви и немного о лицее... Уходила я с каким-то тёплым чувством в груди и желанием снова вернуться в этот класс.

[После лицея].
17:50.
Пары закончились, в раздевалке я неторопливо надеваю своё пальто, собираясь уходить.
-Ну как вам словесность?-к нам подошёл парень, который тоже сидел с нами на последних парах литературы.
-Это было просто потрясающе! Я хочу поскорее следующий урок,-это из меня бьёт фонтаном восторг.
-Вам куда?
-Китай-город.
-Мне тоже нужно до метро, прогуляемся.
-Давай,-соглашаемся мы с Викой.
...
18:20.
Чувствую запах старых книг и ту особую атмосферу настоящей Москвы. Это Артем рассказал нам об этой книжной лавочке, одновременно цитируя писателей и читая отрывки стихов Маяковского (сразу скажу, не все цензурные). Пальцы быстро пробегаются по корешкам советских книг, замирают над книгой Ремарка. Можно оставить меня здесь, пожалуйста?
...
18:40. Китай-город.
Солнце даже не собирается заходить за горизонт. Но мне уже пора ехать. Артёму со мной по пути, поэтому мы прощаемся с Викой и заходим в метро. Пока мы едем на эскалаторе он успевает ещё немного рассказать о своей теории жизни (вы не представляете, как увлекательно узнавать о разных взглядах на этот мир!)
-Ну, тогда до встречи!
-Да, ещё увидимся!-машу рукой и сворачиваю на свою ветку.
Чудесный день, чудесные люди. Все-таки, мне нравится в лицее.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ.
[Факультетский день].
9:15.
Пытаюсь нарисовать стрелки. Они снова, по закону подлости, не получаются ровными, ведь мне выходить через 10 минут. Наконец спустя три попытки и кучи потраченной смывки они получаются почти идеальными. Быстро заливаю в себя кофе, прыгая в одном ботинке по квартире, потому что я снова опаздываю. Смиритесь, это моя черта по жизни, с этим ничего не поделаешь. Черт, тушь забыла! В темноте прихожей быстро крашу глаза и, кинув в рюкзак шоколадку, выбегаю из квартиры.
Моя утренняя пробежка заключается в том, что мне надо успеть на троллейбус. Поэтому непринужденной рысцой на красный свет светофора я добегаю до остановки как раз когда туда подходит нужный мне номер. Солнце ярко светит мне в глаза, а легкие ботиночки напоминают о том, что весна началась.
...
-Это точно наше здание?
-Ну, тут табличка Факультет Мировой Экономики НИУ ВШЭ, так что да, нам сюда,-мы с Аней находимся прямо перед входом в здание университета.
Сегодня факультетский день, это значит, что у нас будут занятия с преподавателями из Вышки на базе факультета. Первой парой у нас «Мировые проблемы», но на деле же мы обсуждаем рынок труда. (Кстати, вы не поверите, но я встретила Карину, девочку, с которой я вместе танцевала лет пять назад!) Лекция становится довольно интересной, когда дело доходит до графиков с показателями занятости различных годов (особенно сравнение СССР и современного мира).
Вторая пара - это курс по мировой экономике.
-Итак, что вы знаете о причинах кризиса 2008-9 годов?-довольно молодой преподаватель с кудрявыми темными волосами начинает свою лекцию.
Черт, ребята, экономика это реально интересно, если зацепится за нужную тему! Следующие два часа я ни на секунду не выпускаю ручку, измазывая руки в чернилах и набивая мозоль на пальце. Но не все как я. Какой-то особенно уставший от жизни 11-классник (да, мы занимаемся в фд вместе) заснул прямо на парте.
-Хэй, коллега!-ошарашенный громким голосом учителя парень мгновенно вскакивает, сонно моргая. По классу пробегает смешок.-Потерпите меня ещё 15 минут, и вы свободны. Лекция о банках, государстве и кризисе продолжается...
...
Жизнь будто преображается весной. Сразу хочется петь, танцевать и творить глупости. Мы с Аней сегодня прошли 6 км от Добрынинской до лицея (он находится между Курской и Чистыми Прудами). Я будто увидела Москву ещё раз с другой стороны, а в голове снова соединились кусочки пазла с разными её частями.  Подходим к лицею, на часах 16:10. Ещё 20 минут до начала игры, которую нам обещали лицеисты.
-О, Саша, привет!-на диване возле полок с книгами вижу вальяжно развалившегося блондина.-Ты на каком факультете сегодня был?
-Политос. Там здание просто шикарное!
-Классно, а мы с мирэка,-это факультет мировой экономики, для тех, кто не в курсе.
Через пару минут из класса напротив выходит парень в рваных джинсах.
-Стажёры?
Мы хором подтверждаем это.
-Тогда пойдёмте,-он призывно машет рукой, и мы дружной толпой в 6 человек входим в светлый класс.
...
16:40.
-Какие сейчас факультативы идут?
-Ну, мировая журналистика на колобке.
-Да ну, как-то скучно. О, может сюда?-я тыкаю пальцем в строчку с названием «аргументация в олимпиадах по обществознанию».
Поднимаемся на второй этаж. Из-за закрытой двери доносится женский голос.
-Извините, здесь же подготовка к обществознанию?-это бесстрашная Аня решила нарушить занятие, громко постучавшись в дверь.
Спустя пару минут мы уже увлечённо обсуждаем Шёка и Мертона, а с ними же и конформистов, инноваторов и прочих типов.
...
18:00.
Я полностью исписала ручку и теперь пытаюсь найти в недрах рюкзака запасную. У нас пятиминутный перерыв перед следующей парой по политологии. Миленькая низенькая брюнетка входит в класс.
-Всем привет. Ну что, сегодня у нас в плане Макиавелли,-оказывается это учительница (почему-то она выглядит на 11 класс).-Что вы о нём знаете?
-Он написал государь.
-Он был тиран.
-У него извращённые идеи!
-Так стоп, остановились и притормозили,-со смехом она нас прерывает.-Сейчас все подробно разберём и обговорим все его жестокие идеалы.

[После лицея].
20:00.
На улице уже стемнело, и включились фонари. А мы только выходим из лицея.
-Тебе куда?
-Вообще я хотела прогуляться до Китай-города,-отвечаю в ответ на вопрос Саши.
-Окей, пойдём.
Выходим на Покровку. За последние три для я слишком часто здесь гуляю. А места имеют свойство наполняться воспоминаниями. Рядом с нами проезжает автобус, у него на боку светится табличка с номером М3.
-Ого, у него есть подсветка!-удивленно присвистывает Саша.
Он из Академгородка недалёко от Новосибирска (мне кажется, я уже это говорила), который он лаского описывает как «интеллигентная деревня».
-Да, но не все такие,-я решила внести капельку суровой реальности в красочную картинку центра Москвы.-Вот я из школы езжу на троллейбусе, который местами похож на развалюшку: скрепит, дрожит и вот-Вот развалится.
Ну ладно, может я немного преувеличиваю, но 28 троллейбус явно не выглядит новым.
-Да и вообще, в спальных районах Москвы (в районе Курской или север Москвы) вообще будто другая реальность. Серые унылые дома и серая обыденность.
-Ну, это везде так,-соглашается Саша.
 Мы дошли до метро. Пока спускаемся я успеваю посоветовать ему ещё парочку классных мест в Москве, которые обязательно надо посетить. При сходе с эскалатора слышим звуки знаемой песни. Это в переходе между двумя станциями всегда играют какие-нибудь группы. Вообще Москва наполнена музыкой. Если прислушаться, то можно услышать её повсюду: она льётся из баров, из переходов, из наушников, колонок... За это люблю этот вечно спешащих город вдохновенных людей.
-Мне сюда, да завтра!
-До завтра! Не забудь, мы идём на ТОК к первой паре.
Машу на прощанье рукой и вливаюсь в поток людей. Очередной чудесный день подходит к концу.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
[В лицее].
8:45.
Выхожу из метро Курская. Бросаю беглый взгляд на часы, пока успеваю. Ветер играется с моей чёлкой перебирая её и путая. А я ведь только вчера её выпрямила... Настроение чудесное, даже нет ощущения, что сейчас я буду учиться (хотя первой парой ТОК).
...
Вбегаю в класс и плюхаюсь за свою парту.
-Привет,-ко мне подходит Саша.
Мы решили вместе первой парой вместо английского сбежать к другой группе на теорию познания. И не пожалели. Кант, теория о несовершеннолетии и дискриминации женского пола (прочитайте, если будет время «Что такое Возрождение?»).
10:20. Играет какая-то очень знакомая песня, все быстро собирают сумки и рюкзаки и через минуту класс опустевает. Я тоже бреду в потоке людей на следующую пару - профильная экономика. Очень часто мне навстречу попадаются знакомые лица, кто-то здоровается, кто-то просто улыбается и машет рукой. Жизнь тут течёт ритмично и быстро. Сверяю номер кабинета с номером в расписании, вроде сходится. Окей, посмотрим, что будет.
...
12:10.
Хвала небесам, наконец-то звонок! Экономика (точнее замена) была максимально скучной. Мы просто весь урок решали кейсы из олимпиадных заданий (ну как решали, их была всего 6 на всю пару). В коридоре встречаю остальных стажёров соцэка.
-У вас что сейчас?-это Аня присоединилась к нашей компании посреди коридора.
-Общага, блок политологии.
-У нас тоже, только блок экономики,-я снова в одной группе с Сашей и Викой.
-Пойдёмте тогда, нам в 306,-мы неспешно мигрируем в другой класс.
...
14:45.
Черт, уже урок начался, а мне ещё 5 минут идти до здания. Я снова возвращаюсь  с Покровки. Добегаю до Ляли, взлетаю на 3 этаж и перед моим взором предстаёт моя группа в полном составе. Учителя снова нет. Окей, подождём. Спустя пять минут он приходит, открывает кабинет и начинает урок с диктанта. Слова он проговаривает вдохновенным голосом с придыханием, а весь класс тихонько хихикает над его интонациями.
15:40.
За пол пары я написала диктант, сдала его, собрала свои вещи и ушла. Люблю эту свободу в лицее. Пришёл, ушёл, все только слегка удивленно посмотрят тебе в след, ничего более. Ты можешь прийти на пару, сказать здравствуйте и уйти. Главное же, ты появилась. Так, ну на сегодня с лицеем закончено, дальше у меня свои допы, дела и планы, вечер пятницы все-таки...

ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
[В лицее].
8:10.
Ноги ритмично двигаются в такт играющей в наушниках музыке. Я снова бегу на троллейбус в живом ритме большого города. Хотя в субботу в 8 утра Москва только просыпается после бурной ночи пятницы. Солнце освещает улицы, которые только-только наполняются машинами. Пешеходов почти нет. Только я и какой-то молодой человек ждём пока загорится зелёный сигнал светофора.
8:50.
Черт, у меня натерло ногу и теперь я не могу идти нормально. А ещё я опаздываю, ведь до здания лицея на Ляле идти ещё 18 минут от Чистых Прудов. Прихрамывая на левую ногу я бреду мимо здания лицея на БХ.
Наконец, с горем пополам дохожу до лицея. В раздевалке меня встречает человек 6 из моей группы.
-О, давай, мы тебя ждём,-они приветствуют меня.
-Кабинет уже закрыт? [наша математичка имеет привычку после звонка закрывать дверь на ключ]
-Ага
-Окей, звоним Егору,-командует Маша.
Через пару минут (как раз когда мы поднялись на третий этаж и безуспешно подергали за ручку двери) Егор открывает дверь в класс, а мы под гневные вопли учительницы, смеясь, забегаем в класс и забираемся на свои места. Бодрое начало дня, ничего не скажешь. А впереди ещё 2 пары математики.
12:10.
Играет музыка. Я быстро складываю вещи в рюкзак и выбегаю из класса, потому что через 15 минут мне уже надо быть на БХ. А ещё натертая мозоль жутко болит, так что, когда я не бегу, приходится хромать. [Просто я бегаю с носка, так что таким образом кроссовки не натирают].
Запыхавшись, влетаю в аудиторию, здороваюсь с ребятами. Я пришла к матэкам на ТОК (так как говорят, у них офигенный учитель). Открываю рюкзак, и моему взору предстаёт лужа йогурта, в которой плавает все содержимое (то есть тетрадка, листочки, пенал). Кое-как вытерев пространство вокруг себя рулоном туалетной бумаги, я целый час слушаю лекцию. Кстати, довольно интересную: про знаки (как-нибудь напишу об этом).
А во время перерыва на обед 45 минут из часа отдыха я потратила на то, чтобы вытряхнуть все содержимое рюкзака, промыть его, отмыть пятна и разводы - в общем заняться капитальной стиркой прямо в школьном туалете. Обращайтесь, организовываю курсы, как быстро устранить последствия катаклизма. Зато ещё раз убедилась, какие отзывчивые ребята в лицее: почти каждый, кто проходил мимо предложил помощь!
16:30.
-О, снова привет!-в раздевалке я столкнулась со своей новой знакомой из матэка.
-Тебе до Чистых?
Я киваю в ответ, натягивая куртку.
-Пойдём тогда вместе,-предлагает она, а я радостно соглашаюсь.
Попрощавшись с ней у метро и пообещав, что приду в понедельник на алгебру, я отправляюсь в библиотеку Вышки на Мясницкой. Надо пользоваться шансом, пока действует пропуск. Ветер сбивает с ног, но даже в такую субботу настроение чудесное.

[После лицея].
17:30.
-Простите, но библиотека закрывается через полчаса,- учтивым холодным тоном ко мне обращается библиотекарь.
Класс! И я ради этого ковыляла сюда (кроссовки натерли мне обе ноги, ужасное чувство, если честно), плутала в коридорах здания Вышки, отыскивала вход и доказывала, что я пришла просто почитать, а не с целью подорвать к чертям здания! Чтобы узнать, что у меня всего 30 минут!
-Окей, хорошо, я все равно зайду,- я решила, что пока есть возможность, надо урвать от неё хотя бы что-то.
17:52.
-Библиотека закроется через 10 минут, не забудьте убрать за собой книги!
С тяжелым вздохом возвращаю на место журналы по экономике, собираю листки в тетрадь и выхожу из библиотеки. Библиотекарь даже не удостоил меня взглядом, хотя я, как вежливая и воспитанная девушка даже попрощалась с ним! Ну и ладно.
18:45.
Зато какое на улице солнце! Чудесная погода быстро стирает из памяти неприятные моменты сегодняшнего дня. Всё с тем же приподнятым настроением захожу в автобус. Прикладываю карточку к валидатору и чувствую, что на мой кроссовок методично что-то капает. Опустив взгляд на мои ноги, я понимаю, что у меня протекла бутылка воды! Черт! Видимо сегодня явно не мой день. Хорошо, что следующий пункт на сегодня - дом родной.
...
Остаток вечера я провела,  отстирывая рюкзак, а также все его содержимое. Хорошо, что завтра воскресенье!

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.
[В лицее нет уроков].
Утро воскресенья я встретила в 12 часов, наконец-то выспавшись. На столе меня уже ждали пасхальные яйца и куличи. Ммм, приятное начало.
Весь день я провела с семьей, прогуливаясь по нарядным, по-весеннему свежим улицам Москвы. Почти все деревья украсили розовыми цветами, так что город стал похож на цветущую Японию с ритмом бешеного мегаполиса. Все-таки весенняя Москва - это чудесно. Я будто бы влюбилась в неё заново.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.
[В лицее].
Пальто на распашку, под ним тоненькая рубашка в светло-зеленую клетку. И юбка цвета хаки. Сегодня я буду весной (правда моя нежно любимая Ксю назвала этот наряд кикиморой). Сегодня я впервые не бегу и не опаздываю на пары. Удивительно, так вот почему у нас такой апокалипсис на улице. На входе со мной здоровается милая охранница и..
-Маша! Привет, а ты что делаешь на БХ?- это Кирилл, он со мной в одной группе СЭ4.
-А я к матэкам на проф математику пришла,-улыбаясь, отвечаю.
Судя по взгляду, он считает меня ненормальной, конечно, кто же ещё пойдёт на первой паре к матэкам.
-Ну, удачи! Ещё увидимся,-он выходит обратно на улицу.
9:10.
-Мальчики, познакомьтесь, у нас новенькая, Маша. Окружите её нежностью и вниманием,-звучит голос учительницы математики. Это боевая женщина средних лет, по её собственным словам она 18(Карл!) лет преподавала в армии.
Начинается алгебра. Производная, f(x), отношения, пределы, вывод формул длинною в две строчки. Но мне нравится. Уровень сложности, конечно, высокий, но зато как интересно! А ещё на столе стоят конфеты, и уже пять человек попытались одновременно предложить мне по конфетке. Очень часто раздаётся веселый смех, все шутят и веселятся (в перерывах между судорожным записыванием формул).
10:20.
Быстро пихаю вещи в сумку и выбегаю из класса. Следующая пара (социология) у меня на Ляле, а туда ещё пока дойдёшь...
На улице стоит чудесная тёплая погода, дует ветер и брызжут лучи яркого солнца прямо мне в лицо. Подставляю мордашку солнышку.
12:30.
А нет, все возвращаются на крови своя, третья пара геометрии у меня снова на БХ и я уже опаздываю. Все-таки бегать между корпусами не очень удобно. Врываюсь в класс, плюхаюсь на свободное место. Засовываю за щёку конфету.
-А мы уже заволновались, что ты не придёшь,-сообщает мне моя соседка.
Я отрицательно машу головой:
-Ни за что, вот она я!
На геометрии мозги поскрипывают (правда, не умеет одной), потому что скорость и уровень задач зашкаливают. Но это снова очень интересно! А ещё очень весело:)
14:05.
Вхожу в клуб лицеистов (это большая светлая комната на первом этаже, где есть компьютеры и столы, а ещё много пуфиков). Меня уже ждут ребята из команды по проекту, у нас послезавтра защита, а мы наконец-то решили обсудить проект. Лучше поздно, чем никогда.
-Секундочку, я пойду погрею блинчики,-я ухожу в столовую. Умираю от голода!
Когда возвращаюсь, ребята уже успели составить три вопроса. Что же, прогресс налицо. Следующие полчаса мы занимаемся составлением актуального вопросника.
15:45.
Играет мелодия из «Шерлока». Святые коленочки, я влюбилась в лицей! Пулей взлетаю на 4 этаж на философию. Не хочу пропустить ни секундочки. На месте учителя, молодой студент, помощник. Он пытается рассказать устройство сознания, вселенной и человека с точки зрения Канта (да-да, снова этот парень). Под конец, мозги съезжают куда-то вбок, все привычные стереотипы окончательно решаться и мы просто сидим, притихшие, и пытаемся осмыслить теории, которые сейчас обрушились на наши головы (как-нибудь напишу о них поподробнее).
16:40.
Выхожу из лицея. Солнце светит все так же ярко, а на улице стало ещё больше людей. Даже не хочется ехать на экономику, хочется остаться рядом с Чистыми прудами, или пойти гулять, или пойти в кафе. В общем хочется свободы и весеннего безумства.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ.
[Факультет Мировой Экономики НИУ ВШЭ].
8:30.
Радостно перепрыгивая через ступеньку и пугая окружающих, залетаю в вагон метро. Сегодня я, Никита, Настя и Аня решили прогулять лицей и поехать на пары в ВШЭ. Пока у нас действует пропуск во все здания Вышки, надо действовать!
Все с той же глупой улыбкой я выхожу из вагона. Кажется, весна очень сильно на меня действует, иначе почему мне хочется все время смеяться?
9:00.
-Бежим, по идее, нам нужно следующее здание,-мы снова опаздываем.
Милая охранница, посмотрев наши пропуска, запускает нас в здание. Быстро раздеваемся и бежим на второй этаж.
-Вот, аудитория 205.
Пара уже началась. Это Введение в мировую экономику.
Всю лекцию препод шутит с аудиторией и забавно складывает ноги на стоящий внизу проектор, сидя на столе.
-Если покопать, у всех сказочников можно найти следы кривого образования,- мы проходим liquid crunch, mortgage, кризис и конгломерации. Не спрашивайте, при чём тут Гарри Поттер.
12:00.
Захлопываю разбухшую от информации тетрадь, снимаю очки и начинаю собирать рюкзак. Теперь надо найти следующий кабинет. По расписанию у нас (а точнее  у студентов 1 курса) История экономических учений.
12:20.
Пока преподаватель задерживается на 10 минут. Аудитория галдит, кто-то дописывает домашку, кто-то только приходит в класс.
Наконец, суровый мужчина лет 50 заходит в аудиторию. Лекция начинается. У него звучный голос, и он делает большие паузы. Начинаем разбирать Кейнса.
13:20.
Наконец-то! Наконец-то закончилось! Живот немного сводит от голода, а мозги от духоты. Из всей лекции интересными были только те десять минут, когда мы начали разбирать теорию монетарной и фискально политики. ВСЁ. Аня и Настя слиняли ещё 20 минут назад и ждали нас на первом этаже. Мы собираемся прогуляться до Китай-города, а заодно найти место, чтобы поесть.
14:15.
Мы во Французской пекарне. Это мое самое любимое и самое атмосферное кафе в Москве. А ещё тут нереально вкусные круассаны и чизкейк.
В который раз радуюсь, что стажировка свела меня с такими замечательными людьми.
-Ну что, пройдёмся?-предлагает Аня.
-Поддерживаю, там такая хорошая погода!
Собираем вещички и сваливаем на залитые солнцем улицы Москвы. Всю дорогу мы веселимся и смеёмся так, что начинает болеть пресс. Absolutely wonderful day! (На английском проще выразить мысли).
15:10.
У нас пара по риторике. На кафедре, молодая женщина, которую почти никто не слушает. Даже мы уже нашли с кем пообщаться: к нам подсела девушка студентка.
-А на мирэке есть второй язык?-этот вопрос очень сильно волнует меня, от него зависит выбор вуза.
-Да, конечно. На экономике его нет.
Прекрасно, минус факультет. Второй язык - это то, что я хочу точно иметь при обучении.
Все следующие полтора часа мы разговариваем с ней об экономике, поступлении и обучении в Вышке (лишь иногда отвлекаясь на лекцию). Поговорить со студентами-это одна из тех прерогатив, ради которых я участвую в стажировке.
16:10.
Лекция закончилась и аудитория быстро опустела. Весной всех тянет ближе к солнцу.
-Может прогуляемся до Зарядья?-никому не хочется ехать домой.
-Давай, мне все равно надо где-то шляться ещё 2,5 часа,-я радостно соглашаюсь.
...
Трое девушек бредут вдоль набережной, разговаривая о городах и розовом. В Парке Зарядье атмосфера старой, советской Москвы, вдали виден Кремль, перед ним берёзки. Сразу становится уютно.
-Мы ведь дойдём до красной площади?
-Конечно, вон дорожка,-я показываю пальцем на мостовую, выходящую прямо к Храму Василия Блаженного.
Солнце обливает нас лучами, заставляя морщиться, и в такие я моменты я ещё раз влюбляюсь в этот город.
6:20.
Я сижу на лавочке прямо перед входом на Красную площадь. На улице потемнело, кажется, будет дождь. Первая капля упала на экран. Затем ещё одна. Мимо меня быстрым шагом прошла группа людей, стремящихся укрыться побыстрее под навесом. Заморосило сильнее. Пожалуй, и мне пора...

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ.
[Факультетский день].
6:25.
Слышу знакомый до  боли звук будильника. Продираю глаза, на ощупь нахожу телефон и выключаю его. Глаза непроизвольно закрываются снова. За эту ночь я спала в общей сложности 4 с чем-то часа. Ибо проект, ибо сегодня защита.
-Маша, ты вообще куда-то сегодня идёшь?-ласковый мамин голос шелестит над моим ухом.
Подскакиваю в кровати. На часах 7:15. Твою мать! Я же сейчас ничего не успею!
8:45.
Вижу у метро Никиту, который направляется ко мне. Через минуту из дверей метро выходит Настя, а за ней и Аня. Угадайте что? Мы снова опаздываем. Поэтому до корпуса Вышки на Шаболовке мы снова бежим.
Заходим во двор и начинаем потерянно озираться по сторонам.
-Ну и куда нам?-озадаченно спрашивает Аня.
-Без понятия, тут нет этой аудитории. Простите пожалуйста, не подскажите, где номер 3225?-я решила спросить ответа у проходившего мимо мужчины.
-Гхм. Ну да, у меня там сейчас урок,-он усмехается.
Упс, это наверное преподаватель. Мы тоже смеёмся и все вместе заходим в уютную комнату. Первой парой у нас теория игр.
-О, привет!-мне машет Кристина. Мы познакомились на матэке. Не ожидала её здесь увидеть, но это приятная неожиданность.
10:30.
-Так, ну что вы как буратинушки, давайте, шевелитесь.
-Ну окей, а вот если бабушки во дворе называют лицей притоном и выгоняют нас с детской площадки что делать?-это актуальная проблема всех лицеистов.
Стоим матрицу, пишем игроков, рисуем ход игры. Игры жизни. Звучит пафосно? Но вся наша жизнь - это правда одна большая игра. Да, в ней множество нюансов, тонкостей и отклонений. Но от этого она не перестаёт быть игрой.
12:10.
Мы переползли в другой корпус и теперь сидим и ждём, пока к нам кто-нибудь соизволит прийти провести лекцию. Наконец, появляется преподаватель (а ещё я снова встречаю Соню (ту, что с фиолетовыми волосами). Это обязательный курс экономики, но от того, как он рассказывает, хочется одного: положить голову на парту и наконец-то поспать! Ох, и это на полтора часа..
14:00.
-Он не открывается!
-Я могу открыть его ключами,-это мы обсуждаем, как нам открыть пакетик соевого соуса, чтобы съесть наш обед (который, кстати, мы купили в Spar).
За обедом мы снова много и громко смеёмся и все пытаемся доесть слойку (от смеха этого сделать невозможно).
-Мы сейчас на Тургеневскую?- интересуется у нас Настя
Подтверждаю это кивком.
-Может тогда зайдём за мороженным?- разумный вопрос, на который может быть только один ответ.
-Конечно!
Потому что весна, солнце, стаканчик мороженного в руке и друзья. Чудесное сочетание!
14:40.
Я и Настя бредём по Чистопрудному бульвару, наслаждаясь купленным в ближайшем Маке мороженным.
-Ммм, я чувствую карамель!- восторженно восклицает моя спутница.
Я могу лишь подтвердить это довольным мычанием.
17:50.
-Так, ребята, я побежала на факультатив!- я уже опаздываю, поэтому наспех прощаюсь со всеми, на ходу навевая куртку.
-До завтра!
Счастливая бегу на Лялю. Только что я успешно защитила нас общий проект, который мы умудрились сделать в последнюю ночь. Ну а как иначе! «Все-таки, уроки по проекту в школе не прошли напрасно»,- мелькает в голове ехидная мысль.
...
Остаток вечера я слушаю лекции по политфилософии и разбираю олимпиадные кейсы.
Придя домой, я не раздеваясь плюхаюсь на кровать и начинаю подсчитывать, когда же я смогу наконец выспаться. Результат выходит не впечатляющим: в следующей жизни.

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ.
[В лицее].
6:27.
С трудом разлепляю глаза и заставляю себя сесть на кровати. Я очень хочу попасть на первую пару ТОК, поэтому сейчас надо вставать.
9:30.
-А как можно сформулировать проблему?
С каких слов можно начинать вопрос?
Мы составляем кейсы в качестве творческого задания. Это довольно интересно, заставляет пофантазировать.
-Вопрос не может начинаться с нецензурных слов, а со всех остальных может,-молодая учительница терпеливо объясняет нам задание.
Слышен скрип ручек, все усердно работают над заданием. У нас на него почти целая пара, а это значит, как минимум час. Прикусываю конец ручки (вредная привычка, что поделать), сосредоточенно начинаю листать тетрадь, пытаясь вспомнить, где нужная мне инфа. Я записывала идеи Канта где-то между экономикой и семантикой.
10:50.
Ступенька, ступенька, я взлетаю на 3 этаж. Сейчас социология, но у очень классного препода (Сорвин, погуглите, он написал учебник). Спустя 10 минут я вижу мужчину высокого роста с гривой седых волос. Мы, наконец, заходим в аудиторию, начинается опрос.
-Ну вот скажи, где тут subject? Его нет,-Сорвин шутит с аудиторией, объясняя стратификацию в современном мире. Пара пролетает очень быстро.
12:30.
Слышу песню happy, это звонок. Захожу в класс, сажусь на своё любимое место у окна. Это политология, сегодня мы разбираем эссе.
-Итак, у нас есть кейс. Раскольников замочил бабушку. В чем здесь проблема?-молодой препод начинает лекцию.
Мы быстро накидываем несколько возможных тем, и пути их решения.
-Тааак, а давайте поиграем в дискриминацию: отвечают полосатенькие,-он указывает пальцем на двух девочек на последней парте.
Переплетаются социология и политология, право и жизнь, Маркс и Макиавелли... Мы приходим к размышлению, а что есть действительно зло? Это похоже на brainstorming; А ещё много, ОЧЕНЬ МНОГО сарказма:
-Вот есть карандаши: мягкие, твёрдые..
-И цветные!
-Ну Степанова, что за рассовая дискриминация?
Пара пролетает быстро. В конце я даже успела набросать начало моего эссе. Но мелодия we will rock you прерывает мой поток мыслей. Сейчас обеденный перерыв! А потом на БХ, будем представлять отчетную презентацию нашей стажировки. Не хочу, чтобы лицей заканчивался!

[Прощальная часть. В лицее.].
14:30.
Захожу на БХ. В раздевалке сталкиваюсь с Кристиной. Обнимаемся, а заодно и прощаемся, потому что Стажировка подходит к концу. Матэки (и соцэки), я буду по вас очень сильно скучать! За эту стажировку я познакомилась с таким количеством новых классных и интересных людей! Странное чувство, вроде я проучилась в лицее всего две недели, но, когда я подхожу либо к корпусу на Ляле, либо на БХ,   половина лицеистов, которых я встречаю на улице, машут мне рукой, приветствуют. То есть они меня знают. Знают по имени, знают внешне. Со многими мы гуляли. До метро или же просто по солнечной Покровке. Мы бродили по улочкам Китай-города и ели мороженное на Чистопрудном бульваре. Этот район за две недели стал мне родным, он наполнился людьми, воспоминаниями, музыкой. Я искренне полюбила лицей ВШЭ и мне тяжело с ним расставаться.
Тут невероятно творческая (даже на матэк направлении) атмосфера. Свободная, абсолютно без контроля со стороны взрослых. Конечно, если ты не валяешься в стельку пьяный на крыльце, тогда прямая дорога к директору. Хотя он тоже классный.
15:05.
-А ещё, в лицее нет формы. И это создаёт комфортную атмосферу для каждого из лицеистов,- это я презентую отчёт о нашей стажировке перед руководством и остальными стажёрами.
Мы сидим в актовом зале. Иногда раздаются щелчки камер, ветер играет с жалюзи... А за окном голубое-голубое небо!
16:45.
-Ну и наконец, мы переходим к вручению небольших подарков на память!-это замдиректора начинает завершающую часть.
Мне тоже выдаётся футболка и сертификат о прохождении стажировки («Спасибо вам, Маша, за участие. Надеемся увидеть вас в Вышке).
-Соцэк! Не расходитесь!-к нам пытается пробраться Алиса.
В руках у неё пачка фотографий всей нашей группы - маленький сувенир на память. Мы снова обнимаемся, ещё раз фотографируемся. Прощаемся. Это самая грустная часть, потому что таким же составом мы, наверное, больше не соберёмся никогда. Но в моём сердечке навсегда останется наша группа соцэковцев.
-Ребята, кому до метро?-Аня тоже пока не хочет расставаться.
-Мне!-это я кричу ей в ответ.
Всего нас набирается 6 человек, поэтому мы, собравшись в кучку, ретируемся из актового зала вниз.
-До свидания, удачи вам!-милая охранница кричит нам в след.
Удача нам понадобится. Это точно. Но знаете что? Эта Стажировка как-то поменяла меня, помогла задуматься и осмыслить очень многое. Я стала другой, но мне нравятся эти изменения. Поэтому я знаю, что в конечном счете все будет чудесно!

КОНЕЦ.
P.S. Это были мои зарисовки о стажировке в лицее НИУ ВШЭ, которыми я бы хотела поделиться с вами. Если вам хватило терпения прочитать это до конца, то я могу собой гордиться, ведь если люди это читают, значит в этом что-то есть. Значит это чем-то зацепило...


Рецензии