В парке нашей памяти

Ясный морозный день…. Иду через парк. Когда-то, во времена моего, ставшего уже таким далёким, как будто его и не было вовсе, но каким-то образом запечатлевшегося в уголках моей памяти, детства, он назывался «Парк культуры и отдыха имени Горького». Теперь он - парк имени Бабура. После недавней его реконструкции я в нём первый раз.

Иду не спеша, разглядывая фигурки персонажей из сказок и мультфильмов, усеявших парк и придающих ему какое-то весёлое, сказочное настроение...

Подошла к фонтану и присела на одну из разноцветных пластмассовых скамеек. Очень захотела разглядеть, каким стал парк, когда-то заросший деревьями, кроны которых смыкались высоко над головами тех, кто сюда приходил.

Теперь здесь новые, молодые деревца. И то ли потому, что листьев на них нет, опали (всё-таки зима!), то ли потому, что они ещё совсем юные и тоненькие, парк очень хорошо просматривается насквозь. Видны новые, совсем недавние постройки, детские аттракционы.

И вдруг, где – то в уголках моей памяти, почему-то тихонько зазвучала музыка. Музыка духового оркестра… Он играл здесь, в парке, очень часто и очень давно. Так давно, что за это время успели вырасти мои дети, а теперь растёт мой внук. А молоденький лейтенант Умид Губаев, который дирижировал оркестром, давно уже стал полковником Умидом Садыковичем Губаевым и вышел на пенсию.

Под звуки музыки, которая звучала сейчас в моей памяти, я смотрела вокруг себя и вспоминала, что здесь было раньше.

Вот здесь, возле фонтана «Дружбы народов» мы с братом, держа за руки маму и папу, которые были тогда ещё совсем молодыми, гуляли тёплыми летними вечерами…

А тут был плавательный бассейн, в котором я, когда ходила на летних каникулах на детскую площадку, чуть не утонула. Плавать я совсем не умела, но почему-то расхрабрилась и поплыла, как говорят, «по – собачьи». И в памяти до сих пор рука, которая потянулась ко мне, лежащей на дне бассейна почему-то с открытыми глазами. Я по сей помню этого человека, который вытащил мне из воды. Правда, он давным - давно на пенсии и уже, наверное, не помнит ни меня, ни того, что спас когда-то девчонку - второклассницу…

Вот там, недалеко от центральной аллеи, была летняя концертная площадка. И мы школьниками часто выступали здесь с балетными номерами. Тогда в Доме пионеров работала бывшая балерина Александра Ивановна Ковач, в годы войны эвакуированная в наш город из Ленинграда. Она очень любила свою профессию, которой не могла здесь заниматься... А мы были по уши влюблены и в неё и в балет…

А вот здесь был памятник борцам за народное счастье. Под обелиском покоился прах 14 человек. Среди них – командир 16 кавалерийского полка В. Я. Лопатин, первый председатель областного исполкома Мурад Тураходжаев, первый в наших краях лётчик Волчек, таможенник Авдошин, пришедший сюда еще в 1897 году вместе с первыми пограничниками, красноармейцы и пограничники... Здесь же были похоронены жены военкомов с детьми, ехавшие к месту службы своих мужей в далёкий от России Термез, но так и не доехавших до него… Их нашли порубанными возле обоза, в котором они ехали…

Раньше здесь постоянно горел Вечный огонь. Школьников возле него принимали в пионеры (моя выросшая младшая дочь, как и все дети её возраста, уже не знает, кто это такие), а студенты перед тем, как поехать на ударные стройки летних студенческих стройотрядов, давали клятву добросовестно трудиться…

Сейчас на месте снесённого Вечного огня и обелиска полукругом высится амфитеатр, стены которого, впрочем, несмотря на то, что он возведён совсем недавно, уже покосились и дали трещины…

В народе, наверное, недаром есть поверье: не возводить что-то на могилах умерших…

В этой стороне парка находилась тенистая аллея, на которой я более четверти века назад с такими же энтузиастами, как и сама, организовывала первые, тогда ещё не ставшие традиционными, детские праздники в Международный день защиты детей - 1 июня…

И вдруг вижу: идёт женщина с сумкой – «авоськой». Идёт и вроде меня оглядывается по сторонам. Слышу её слова, сказанные тихонько, для себя: «Да - а,  всё изменилось»…

- А что изменилось?- спросила я у неё.

- Да всё! Вот здесь мы с мужем и детьми раньше за столиками под деревьями ели мороженое и шашлыки. А вот здесь играла музыка. А вот тут…

Почувствовав в женщине такую же ностальгию по давно ушедшим временам, как и у меня, я разговорилась с ней.

Александра Васильевна  родилась в 1921 году в Татарии. Выйдя замуж, с мужем - работником органов - приехала в Термез. Работала в строительных организациях… Сейчас на пенсии. У них с мужем двое детей. Старшая дочь живёт в Волгограде. А сын здесь, есть внуки.

В парке, после его реконструкции, она в первый раз. Очень нравится. Красивый он стал и какой-то весёлый. Конечно, раньше был другим. Но в её памяти он остался прежним...

- Похорошел наш город, особенно в последнее время, стал чище, - сказала Александра  Васильевна.

Долго мы говорили с ней, вспоминали, каким был парк, что в нём и где было раньше. А потом разошлись. Она пошла по своим делам по аллее к центральному выходу, я - в противоположную сторону…

…Всё течёт, всё изменяется…

И пусть в памяти наших детей и внуков через много лет парк останется таким, каким стал сейчас, - перестроенным и изменившимся. Но в моей памяти, памяти термезчан - старожилов он навсегда остался таким, каким был во времена нашей юности.

Жизнь ведь не пьеса, и её не переиграешь заново…


Рецензии