Хранительница памяти

Сестра, ты помнишь, как из боя
Меня ты вынесла в санбат?
Остались живы мы с тобою
В тот раз, товарищ мой и брат!

На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы над врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь…

Нет в Термезе сторожила, который бы не слышал это имя или не знал её и того, что сделала она для людей.

Антонина Фёдоровна Марченко, в девичестве Тоня Гоголева, родилась в 1924 году в городе Барнауле Алтайского края.

В голодные 30-е годы теперь уже прошлого, XX века, с родителями переехала в наш город. В то время это был небольшой городок, где по улицам ездили фаэтоны и арбакеши, а все жители знали друг друга в лицо.

Тоня училась в школе, когда началась война, которая прервала тихую и размеренную жизнь термезчан.

«Всё для фронта, всё для победы!» - таким стал теперь девиз жителей Термеза. Многие ушли на фронт. Туда мечтали пойти и все школьники, в том числе и Тоня Гоголева.

В 1942 году, после окончания 9 класса, она пошла на курсы медсестёр, а после их окончания она привела в военкомат 30 сандружинниц. Все они просились на фронт.

В это время в Термезе из жителей города и Сурхандарьинской области доформировывалась 213-ая стрелковая дивизия.

Эта дивизия была сформирована в марте 1941 года в Киевском Особом военном округе как 213 - я моторизованная дивизия, позднее переименованная в стрелковую. С 1 ноября 1941 года дивизия была подчинена Среднеазиатскому военному округу. Из Термеза дивизия ушла на фронт и 1 марта 1943 года вошла в резерв ставки Верховного главнокомандования.

Тоню и ее подруг взяли в 373 медсанбат при этой дивизии.

Об этом времени Антонина Федоровна любила вспоминать словами поэта-фронтовика Юлии Друниной:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слышал и не слышал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

213-й стрелковая дивизия, доформированная в Термезе, получила название Новоукраинской и прошла трудный и славный боевой путь. Она участвовала в боях на огненной Курской дуге. Её полки стояли насмерть на южном направлении под городами Шебекино и Белгород. Дивизия одной из первых форсировала реку Днепр, участвовала в освобождении Молдавии, Румынии, Польши, Чехословакии, принимала участие в Ясско-Кишинёвской и Висло-Одерской операциях. Вместе с родной дивизией шла по дорогам войны и юная Антонина Фёдоровна.

О том времени она позже говорила словами поэтессы Юлии Друниной:

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Жизнь медсестры на фронте – это сплошной риск и опасность. Под бомбами и разрывами снарядов, свиста пуль, которые в любой момент могли убить или ранить, нужно было находить на поле боя и перевязывать раненых, переносить их в укрытия. А когда медсанбат вместе с наступающей дивизией уходил вперёд, «сестрички» оставались с 10 - 20 ранеными, которым надо было перевязать раны, уберечь их от врагов и вместе с ранеными бойцами догонять его.

В боях на Курской дуге за спасение жизни раненых Антонину Фёдоровну наградили медалью «За боевые заслуги».

При форсировании реки Днепр её сильно контузило, но она продолжала перевязывать и спасать раненых. За это она была награждена ещё одной медалью «За боевые заслуги». А за спасение раненых на Висле и Одере Антонине Фёдоровне вручили орден «Красной звезды».

Но не только боль и кровь видела на войне юная Антонина. Молодость брала своё. В сердце юной девушки здесь вошла и любовь.

С фронта она вернулась с мужем, тоже ветераном 213-ой стрелковой дивизии – Марченко Михаилом Васильевичем.

Возвратилась с фронта я домой
Раненой, но сильной и прямой –
Пусть душа
Едва держалась в теле.
И опять летели пули вслед:
Страшен быт
Послевоенных лет –
Мне передохнуть
Хотя бы малость!...
Не убили
Молодость мою,
Удержалось где-то на краю,
Снова не согнулась,
Не сломалась.
И теперь веду
Последний бой
С годами,
С обидами,
С судьбой –
Не жалею
Нечему сдаваться!
Почему?
Наверно, потому,
Что и нынче
Сердце моему
Восемнадцать,
Только восемнадцать!

В июле 1945 года Антонина Фёдоровна по направлению горкома партии пошла работать в Термезский горисполком инструктором по торговле, с 1957 года по 1967-й - работала управляющей оптовой базы Узторгодежда, заместителем начальника областного управления торговли, начальником бюро товарных экспертиз.

Но память о фронтовой юности ни на минуту не отпускала её.

Всё грущу о шинели,
Вижу дымные сны, -
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.

Дни летят, словно пули,
Как снаряды – года …
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.

И куда же мне деться?
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.

Всегда щемило сердце от боли за погибших друзей, за тех, кто навсегда остался молодым на поле битвы.

На встречах с молодёжью Антонина Фёдоровна рассказывала им о годах своей героической юности, об однополчанах, сложивших головы с немецко-фашистскими захватчиками.

В 1975 году, к 30-летию Победы, ветераны 213-ой стрелковой дивизии собрались на свою встречу и приняли решение о создании Музея Боевой славы в городе Термезе, откуда дивизия ушла на фронт. Создание этого музея Совет ветеранов дивизии поручил Антонине Фёдоровне Марченко. И поскольку она ушла на фронт в составе этой дивизии выпускницей термезской школы № 3 в числе других выпускников этой школы, музей решено было создать при этой школе.

Два года велась поисковая работа: была составлена схема боевого пути дивизии, собирались документы и материалы, и каждый свой отпуск, в течение этих лет сама Антонина Фёдоровна ездила в места, где воевала дивизия, и каждый раз привозила оттуда много боевых экспонатов: гильзы, прострелянные каски, политую кровью бойцов землю …

Побывав на местах боёв, в архивах дивизии, она привезла списки сурхандарьинцев, сложивших свои головы в борьбе с фашизмом. Впоследствии их имена были выгравированы на гранитных стеллах на Аллее Памяти вдоль Вечного огня в сквере около центральной площади города.

6 мая 1977 года Музей Боевой славы 213-ой стрелковой дивизии был открыт. В его открытии участвовали и ветераны дивизии из других городов. На стенах и в витражах музея были размещены экспонаты, материалы о боевом пути дивизии, письма с фронта, фронтовые газеты, фотографии сурхандарьинцев - бойцов дивизии. При музее была создана лекторская группа из числа школьников, которая проводила обзорные экскурсии для многочисленных его посетителей.

Десятки тысяч человек посетило музей за годы его существования  …

Была выпущена брошюра. Музей 213-ой Новоукраинской стрелковой дивизии вошёл в каталог музеев бывшего Союза. Большая работа, проведённая Антониной Фёдоровной по созданию музея дивизии, в который воевала и она сама, и сотни сурхандарьинцев, сродни подвигу в мирное время.

В конце 2003 года ветерана войны, бессменного руководителя музея Антонины Фёдоровны Марченко не стало …

Руководство школы, в связи с нехваткой классных комнат, приняло решение: вынести экспонаты музея в подсобное помещение, где они находились в заброшенном состоянии.

И тогда выбывшую из строя ветерана - подвижника Антонину Фёдоровну сменил её однополчанин – единственный оставшийся в Термезе на то время в живых ветеран дивизии Саиб Рузыевич Рузыев.

Вместе с председателем Сурхандарьинской областной Ассоциации «Русская культура» Дмитрием Николаевичем Золотарёвым, его заместителем Алексеем Анатольевичем Туленцевым и председателем городского отделения фонда «Нуроний» Хайрулло Мажитовым, он перевёз то, что осталось от музея в помещение Ассоциации.

К 10-летнему юбилею Ассоциации «Русская культура» Музей Боевой славы 213-ой Новоукраинской стрелковой дивизии был восстановлен и открыт на новом месте.

Музей рассказывает посетителям, тем, кто родился и вырос в мирное время, о том, как боролись за Победу их отцы  и деды, спасая мир от коричневой чумы.

Кроме экспонатов и стендов здесь есть Книга Памяти, созданная Советом Ассоциации, в которую вносятся имена ветеранов войны, ушедших из жизни уже в мирное время. В памятные дни, в память о них зажигается лампочка - свеча. Свеча зажигается и 22 июня, в день, когда началась война.

В музее проходят встречи с ветеранами, вручение ветеранам материальной помощи и наград.

За эти годы в восстановленном музее побывали сотни посетителей: учащиеся школ, колледжей и лицеев, жители города и области, представители дипломатического корпуса в нашей республике. Многие из них оставили в Книге отзывов записи о своих впечатлениях после посещения музея.

Вот несколько из них: «Очевидно, понятие «благодарная Память» - это не просто сочетание слов, а сама жизнь. Вы храните Память о тех, кто жизнь отдал свою единственную. Спасибо Вам, дорогие земляки, что сумели для потомков сохранить эту Память о жизнях, отданных за нас, живущих сегодня». Д. Саъдуллаев – член - корреспондент Российской академии педагогических наук.

«Люди щедрой души и благодарной памяти хранят эти реликвии, которые напоминают всем живущим на земле, кому они обязаны своей жизнью». В. Кузнецов – Советник Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан.

«Мы, денаусцы, приехали посмотреть Музей Боевой славы 213 - ой Новоукраинской дивизии, которая формировалась в городе Термезе. Из них некоторых мы знали и вместе работали. Заново прошли те годы перед нашими глазами».

«Этот музей интернационален и впредь будет служить для укрепления дружбы народов. Огромное спасибо организаторам музея». Т. Шукуров – Председатель фонда «Нуроний», Ч. Ниязов – Член фонда «Нуроний».

В музее к экспонатам, рассказывающим о героическом пути дивизии, о сурхандарьинцах, воевавших в ней, добавился после смерти Антонины Фёдоровны ещё один стенд.

Он называется «Хранительница памяти». Здесь размещены материалы, рассказывающие о великой подвижнице, создательнице Музея Боевой славы 213-ой стрелковой дивизии Антонине Фёдоровне Марченко.

Каждый человек должен оставить после себя след на земле. Антонина Фёдоровна оставила нам добрую память и музей. Музей, рассказывающий будущим поколениям о героическом прошлом их отцов и дедов.


Рецензии