О имени Лиза в классической литературе

Лиза - это женское имя, которое три раза используется Пушкиным для героинь своих произведений:

1) Пиковая Дама

2) Барышня-крестьянка

3) Роман в письмах

Можно заметить, что у Пушкина буквально какое-то наваждение к этому имени и, во всех трёх случаях, это наивная и невинная молодая девушка.
Скорее всего - это имя Пушкин использует в результате глубокого впечатления от "Бедной Лизы" Карамзина...

Н. М. Карамзин был женат дважды и имел 10 детей:
Первая жена  Н. М. Карамзина (с апреля 1801 года) — Елизавета Ивановна Протасова (1767—1802), сестра А. И. Плещеевой и А. И. Протасова - отца А. А. Воейковой и М. А. Мойер.
По словам Карамзина Елизавету он «тринадцать лет знал и любил».
Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей мужу.
Имея слабое здоровье, в марте 1802 года родила дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки. Некоторые исследователи считают, что именно в её честь названа героиня «Бедной Лизы».

В основе рассказа «Бедная Лиза» Карамзина – история несчастной любви крестьянки, Лизы к дворянину - Эрасту, который по своему малодушию ее бросает и тем самым приводит ее к самоубийству.

Также нужно упомянуть о Лизе Калитиной (Дворянское Гнездо, Тургенев).
ЛИЗА КАЛИТИНА — героиня романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» (1859).
Образ Л.К. удивителен по красоте, силе и художественной выразительности. Эта молодая девушка отличается особой одухотворенной красотой, она тонко чувствует поэзию, музыку, ее натуре свойственна богатая душевная жизнь.
Внутренний мир героини формируется под влиянием ее бабушки Марфы Тимофеевны, чьи взгляды можно назвать крайними в их приверженности к порядочности и правдолюбию, а также няни, которая открывает героине мир народно-религиозных ценностей.
Нравственные достоинства Л.К. особенно заметны на фоне мелкого эгоизма и себялюбия ее матери Марьи Дмитриевны, бездушия и расчетливости ее поклонника Владимира Паншина.
Глубокий и насыщенный внутренний мир, искренняя вера в Бога, погруженность в молитвы позволяют героине жить, не замечая пошлости окружающих. Высокие понятия о долге, свойственные героине, раскрываются в истории несчастной любви Л.К. к Лаврецксму.
Прекрасное поэтическое чувство, в котором она поначалу не смеет себе признаться и которое затем охватывает всю ее душу, не имеет будущего, так как к Лаврецкому возвращается его жена, считавшаяся умершей.
Когда влюбленным приходится расстаться, Л.К. с христианским смирением покоряется своей участи и призывает к тому же Лаврецкого. «…Счастье зависит не от нас, а от Бога», — говорит она ему.
Трагическую развязку своей любви она воспринимает как наказание за бесцельную жизнь, и приходит к выводу о незаконности личного счастья вообще. Свой долг она видит в отказе от мирской суеты, в служении Богу и людям, поэтому ее выбор — Л.К. уходит в монастырь — закономерен.
Образ Л.К. — это воплощение русского национального характера, тургеневская героиня, как и пушкинская Татьяна, «русская душою». Тургенев замечает, что ей «и в голову не приходило, что она патриотка, но ей было по душе с русскими людьми, русский склад ума ее радовал…».

Не могу также не упомянуть о судьбе ещё одной Лизы - второй жене величайшего Русского писателя - А.И. Куприна.
Елизавета Гейнрих родилась в 1882 году в Перми и была младшей из двенадцати детей в семье фотографа Морица Гейнриха и его супруги Елизаветы Дмитриевны.
Её отцу досталась необычная судьба. Мориц Гейнрих родился в Венгрии в старинной графской семье Ротони. Принимал участие в венгерской революции 1848—1849 годов. После подавления восстания преследовался полицией, но скрылся в России, где осел в Оренбурге, сменив фамилию и женившись. В 1861 году семья перебралась в Пермь.
В 1886 году, когда Елизавете было четыре года от чахотки умерла её мама. Воспитание девочки взяла на себя её старшая сестра актриса Мария Абрамова, впоследствии ставшая гражданской женой писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. Маленькая Елизавета была очень привязана к сестре, сопровождала её на гастролях в провинциальных театрах.
В марте 1891 года Мария Абрамова и Мамин-Сибиряк уехали в Санкт-Петербург, забрав с собой Елизавету. В 1892 году Мария скоропостижно умерла при родах, оставив своему гражданскому мужу новорожденную Алёну и десятилетнюю сестру Елизавету.
10 апреля 1892 года Мамин-Сибиряк писал в Екатеринбург Морицу Гейнриху:
«У меня осталась на руках Ваша дочь Лиза, Вы пишете, что устроите её у старшего брата. Дело в том, что и мне хотелось бы в память Марии Морицовны дать хорошее воспитание Лизе, которое в провинции недоступно. Я её помещу или в институт, или в женскую гимназию.»
Мамин-Сибиряк устроил Лизу в семью издателя журнала «Мир Божий» Александры Аркадьевны Давыдовой — вдове композитора Карла Юльевича Давыдова. Александра Аркадьевна с большим сочувствием отнеслась к горю Дмитрия Наркисовича, приютив у себя Алёнушку и Лизу.
В 1900 году Мамин-Сибиряк женился на своей гувернантке Ольге Францевне Гувале. Отношения Лизы с «тётей Олей» не сложились, и она приняла решение покинуть дом Маминых, поступив в Евгеньевскую общину сестер милосердия.
С началом Русско-японской войны в феврале 1904 года Лиза в качестве сестры милосердия добровольно отправилась на Дальний Восток.
В Иркутске Елизавета встретила свою первую любовь — молодого врача, грузина. Они обручились, но дело до свадьбы не дошло: однажды она случайно увидела, как её жених жестоко избивал беззащитного солдата, и немедленно порвала с ним. Чтобы больше с ним не встречаться, Лиза взяла отпуск и вернулась в Санкт-Петербург.

Александра Аркадьевна Давыдова скончалась ещё в 1902 году, и вернувшаяся с фронта Елизавета помогала по хозяйству её дочери Марии Карловне, бывшей замужем за писателем Александром Куприным. На именинах Н. К. Михайловского Куприн познакомился с Лизой и через некоторое время понял, что влюбился.
В феврале 1907 года Куприн ушёл из дома, вскоре они с Елизаветой начали совместную жизнь.
21 апреля 1908 года у них родилась дочь Ксения.
Получить развод у первой жены Куприну удалось не сразу, и венчание с Елизаветой Морицовной состоялось только 16 августа1909 года.
6 октября 1909 года в семье Куприных родилась вторая дочь Зинаида, которая вскоре умерла от пневмонии.

Дальнейшая жизнь Елизаветы тесно связана с жизнью Александра Куприна, вместе с которым они пережили годы эмиграции во Франции, в 1937 году вместе вернулись в Советский Союз.
"Елизавета Морицовна Куприна увезла на родину своего больного старого мужа. Она выбилась из сил, изыскивая средства спасти его от безысходной нищеты… Всеми уважаемый, всеми без исключения любимый, знаменитейший русский писатель не мог больше работать, потому что был очень, очень болен, и все об этом знали."
— Н. А. Тэффи

Через год после возвращения на Родину А. И. Куприн скончался. Елизавета Морицовна прожила ещё четыре года. В 1942 году во время блокады Ленинграда она покончила с собой, до последнего дня трудясь над творческим наследием мужа.
Похоронена рядом с мужем на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
----
P.S. Было бы здорово если бы кто-нибудь написал сценарий киносериала об образе героинь по имени Лиза в Русской Литературной классике и в Русской общественной жизни 19 и начала 20 века - по произведениям Карамзина, Пушкина и Тургенева, а также используя приведённые в этой статье биографические данные о их реальных прототипах.

P.P.S. А "Портрет второй жены", где героиней также является юная и наивная девушка по имени Лиза, служит современным продолжением к выше изложенному.
Особенно напрашивается параллель между характером и историей любви Лизы, героини киносериала, и Лизы из романа "Дворянское гнездо" Тургенева.
Однако существенным различием, отражающим дух времени, является то, что современная Лиза из киносериала  (в отличие от Лизы из Дворянского Гнезда) не отказывается от своей любви к женатому мужчине и строит своё личное счастье, не принося себя в жертву условностей отжившей свой век ханжеской морали.

P.P.P.S. В данном эссе использовались и цитируются (без прямой ссылки) материалы, найденные в Интернете, в частности - информация, изложенная на страницах Википедии.


Рецензии