Кто полон милосердия, непременно обладает мужество

    Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций).
                Рассказ
                Родина наша – колыбель героев, огненный горн,
                где плавятся простые души, становясь крепкими,
                как алмаз и сталь.
                (А.Н.Толстой).
                Пролог
Писать о человеке, которого  не видела  воочию ни разу, легко или трудно, пока не знаю. Однако осмелилась решиться на это. Бывает, что  и близко общаясь, невозможно полностью  раскрыть  характер и душу человека.
Но мне известно, что  в каждом произведении автор отражает свое  личное отношение   описываемому,   и приводит факты  из своей жизни,  из жизни своих  близких и окружающих.
Для того чтобы лучше  узнать  о нем,  о моем герое, -  прочитала все то, что напечатано  им  на сайте Изба - читальня.
Я для себя выстроила его образ, а как  получилось  или  не получилось   раскрыть его,  судить  вам, дорогие   мои  читатели.
 
                |

Город Баку -   столица  Азербайджанской Республики, крупнейший промышленный  экономический  и научно- технический  центр Закавказья, а также  самый  крупнейший порт на Каспийском море и самый  большой город на Кавказе.
По  общеизвестной  версии  город Баку происходит  от разговорного  персидского « Бадкубе -  удар ветра», вероятно, по причине здешних сильных ветров, и послужило  рождению названия  « Баку - город ветров».
Вот в этом замечательном городе    19 мая  1957  года    родился   мальчик   в одной  рабочей   семье.   У него  две прекрасные    старшие  сестры.
Женская половина дома    любовью и вниманием окружила    хорошенького   и непоседливого  человечка.  Только хозяину – кормильцу    семьи,    мало удавалось заниматься воспитанием своего наследника. Тяжелый труд  не оставлял  сил на это,  главное  для него – зарабатывать деньги  и  содержать семью.  «Матриархат» неплохо справлялся своими обязанностями.
Чрезмерная опека  сестер  с  годами    надоедала  мальчишке,  и он  потихоньку  начал выходить  из-под контроля.
Седьмой класс – это подростковой  возраст, когда  мальчики  начинают дерзить, грубить,  плохо поддаются влиянию взрослых. 
Когда Альберту было четырнадцать лет, родители решили переехать  в Степанакерт  по причине  неблагоприятного климата    в Баку   для мамы.

                ||

Возле  живописного восточного склона Карабахского хребта, в долине, по которой протекает река Каркарчай, расположился  город  Степанакерт, являющийся столицей Нагорной Карабахской  Республики. История  Степанакерта началась еще в пятом веке, когда на этом месте было основано древнее поселение  Вараракн, входившее  в армянское  княжество Хачен.
С 8 – го  по 13-й век  здесь находилось армянское меликство   Варанда,   с восемнадцатого  века  поселение  вошло в состав  Карабахского  ханства.
 С 1847  года  селение  стало называться Ханкенды - « ханский поселок». В 1923 году Ханкенды был переименован  в Степанакерт в честь Степана Шаумяна.  Поселок получил   городской  статус, став центром автономной области Нагорный Карабах, входивший  в состав Азербайджанской Республики.
Визитной карточкой города является монумент, построенный на вершине холма при въезде в Степанакерт. Он называется – « Мы и наши горы», а в народе носит ласковое  прозвище – «Бабушка и дедушка». Монумент был спроектирован  скульптором  Саргисом  Багдасаряном  и  построен  в 1967 году.
Памятник построен  в честь долгожителей и символизирует  пожилую  супружескую пару. Скульптура  не имеет постамента, и из-за  этого создается впечатление, что  фигуры срослись с самой землей Нагорного Карабаха, который является «центром долгожителей» и по этому показателю одно из первых мест в мире.
Центральным местом города является  площадь Верацнунд, на которой  находятся многие административные  здания,  в  частности – Здание Правительства. От площади к городскому стадиону идет живописная зеленая Аллея влюбленных, являющаяся  излюбленным  местом прогулок для городских  жителей. В городе  есть пять гостиниц, театр, библиотеки.
В Степанакерте работает Арцахский государственный университет, в котором действует пять различных кафедр и даже функционирует собственная   обсерватория.  Несмотря на то, что город имеет древнюю историю, он выглядит достаточно  молодым  и только начинает свое формирование  и развитие.

                |||
.
               
Когда семья  Восканянов   переехала  в   1972  году   в   Степанакерт, Альберту было  неполные   пятнадцать  лет.  Вначале ему  трудно было, конечно,  адаптироваться  на  новом месте, жалко было расставаться со старыми друзьями. А только он был мальчик общительный, поэтому легко влился в коллектив    своих  сверстников. Новые друзья уважали его, ценили, а только  подсмеивались над ним, когда сестры  звали  его домой   с уличных  игр.   И,  краснея перед  товарищами,  опустив голову, молча  уходил.
 Он   мечтал быстрее вырасти, стать взрослым,  самостоятельным и не подчиняться   воле  и  требованиям   сестер и матери. Но ослушаться  было невозможно.   У  каждого народа свои   обычаи  и методы  воспитания, которых нельзя было игнорировать.
Переезд в Нагорный Карабах  и  пребывание в новой среде,   наложило свои отпечатки  и трудности, что порой  подросток  чувствовал себя «белой вороной».
Однажды на его счастье попалась ему в руки книга  Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которая  в корне изменила его жизнь и мировоззрение.
Как мы знаем, подросткам свойственно  подражать своим кумирам.  Наш герой   стал  не исключением, стараясь  обвязывать шарфом  свою   шею.
Альберт учился, как все мальчишки его возраста средне.  У каждого человека бывают любимые   предметы в школе. Ему особенно  интересны были и легко давались гуманитарные  дисциплины. По литературе, истории и русскому языку  знания были  отличные.   Педагоги  были в восторге  от такого умного ученика. Зато точные науки у него хромали на обе ноги. Обычно парням  легко даются такие предметы, как   химия, физика,  математика, но только не Альберту.  Наверное, все помнят, как  «светилу русской поэзии»  Александру Пушкину  также не давалась математика.

В семидесятые годы писать сочинения приходилось  по  классическому  образцу, не отступая  от принципов  и придерживаясь  всех форм и правил.
Однако Альберту удалось отступить  и описать своего  кумира на двух  листах, за что был не понят и «растерзан»  на педсовете  школы.
Кое-кто  уже  догадался,   наверное,  что речь идет об Остапе Бендере.
А тема была такова: « Мой герой».
Возможно, не стоит  осуждать директора школы и учителей, ведь время тогда было совершенно другое. Поэтому взрослые,  пользуясь своим положением, целый час  воспитывали и вдалбливали в голову старшеклассника о настоящих героях, при этом,  не забывая  обзывать его самыми последними словами, как « оболтус» и «человек без будущего».
Если бы тогда   им  сказали, какое  будущее  ожидает нерадивого  ученика, думаю, никто бы не поверил  и   сомневался бы на все сто процентов.
После этого инцидента, Альберт  стал бунтовать по-настоящему.  В итоге, благодаря  такому воспитанию и обращению к его «персоне», старшеклассник начал прогуливать учебные занятия, на уроках баловался, нарушал дисциплину, не давал учителям   спокойно  вести  уроки. Сбегая с уроков,  мальчик купался   в речке  и загорал на травке.
Дело доходило до того, что  директор школы гнал ученика   и требовал  перейти   в другую  школу.  А только ученик  не хотел  покидать стены этого учебного заведения. За что поплатился  по полной программе. За недостойное поведение  и прогулы  решили его наказать. Директор  школы   настроил  учительский    коллектив  против  него, и три преподавателя  пошли навстречу, выставив  двойки по физике, математике и по автоделу.  Остальные  выставили те оценки, которые заслуживал  ученик.
В конце    первой четверти    родители узнали, что их  чадо  оставлено   на повторный курс  обучения   в девятом классе.
Всю   четверть    Альберт  таскал в портфеле  учебники и за девятый, и за десятый класс.    Надо заметить, что  тогда учебники  покупались, как и сейчас.   Хотя было  в истории нашей жизни    «золотое время», когда учебники совершенно бесплатно выдавались в библиотеке.
Когда  Альберта   посадили  в класс ниже  десятого, ему сначала было неуютно там. Однако своей  коммуникабельностью  и веселым нравом сразу снискал уважение  и любовь одноклассников.
Школа сильно надоедала  неугомонному пареньку,  и он частенько уезжал из дома без разрешения родителей к любимой бабушке в Баку.
Лишившись денег на поездку, он вынужден был пойти на хитрость и проявить смекалку. Любимый  литературный  герой давал подсказку из,     казалось бы,   без  выходного положения.
Думаю, не лишне будет упомянуть,   что выкинул  наш  «великий комбинатор».  Предложил  и договорился   с одноклассниками  встретить  новогодний праздничный вечер  в своей квартире. Собрав с каждого  по рублю, укатил   в очередной раз  на автобусе   к любимой бабушке в Баку.
Бабушка причитала   чуть  ли  не со слезами: « Кем же   ты  станешь,  мой миленький внучок? И куда только смотрит твой  отец?»
Родителям пришлось вернуть  нужную сумму его друзьям.
Во второй раз снова прокатило, а сам  опешил   и  задумался  о  доверчивости и наивности  сверстников.
К концу  выпускного  класса  Альберт  вместе с аттестатом  зрелости  получил отрицательную  школьную характеристику,  по причине которой  не был принят приемной комиссией   педагогического  института.


                |V

Через несколько месяцев  по окончании  школы, юношу призвали в армию.
Молодому человеку хотелось   служить  в военно-морском флоте, несмотря на то, что  там срок службы составлял  три года. Когда его маме стало известно о желании     единственного и любимого   сыночка,  ей  стало  дурно,   и пришлось даже  прибегнуть к  « Скорой помощи». Родителям  не хотелось отпускать его далеко,  и старались  уговорить сына остаться на службе  у себя на родине, на Кавказе: либо в Грузии, либо в Армении, либо  в Азербайджане.  Однако  обе стороны   пошли на компромисс,  и пришли  к единому соглашению:  «Хоть куда, только не  в  Морфлот».
В итоге Альберт  прослужил  два  года в Группе Советских войск в Германии.
После демобилизации   из   рядов  Советской армии, Альберт устроился работать водителем в одной из  организаций, и немного поработав, для себя решил, что будет  поступать в  вуз.  В тот год   в их школу    приезжает  работать  молодой специалист  -  учительница  математики. Долго и красиво   ухаживал за ней молодой армеец. А только вмешательство  ее  коллеги,   положило конец  их доброй дружбе.
Нанесенная рана  на сердце    долгое время не заживала, поэтому  молодой человек не торопился  с женитьбой. И  только к  двадцати  восьми  годам, вняв  просьбе родителей  и друзей,  решился обзавестись семьей.
Свадьбу  справили в марте 1985 года.  Одна  за другой   родились дочери – погодки.


                V


В 1982 году Альберт  окончил  БССШМ  МВД СССР. А в 1988  году  - исторический  факультет  Степанакертского  пединститута.  В это время уже  подрастали   замечательные   две дочурки - погодки.
С  1975  по 1997 годы  Альберт проходил срочную службу  в Группе  Советских войск в  Германии, органах  внутренних  дел, национальной безопасности  НКР, после чего вышел на пенсию по выслуге лет.
Нельзя игнорировать  тот факт,  когда произошла авиакатастрофа  пассажирского  самолета в горах Франции.
1 августа  1990  года  по телевизору    репортеры  вещали,  что пассажирский самолет «Як-40», выполнявший рейс  Ереван - Степанакерт, с 46  человеками  на борту, пропал  и не приземлился  в Степанакертском  аэропорту.  Служба  аэропорта, отвечающая за безопасность  полета, говорила, что в последний раз летчики выходили на связь непосредственно перед посадкой.
В том самолете  должна была находиться и сестра Альберта. А Карабах в то время уже  был в блокаде,  а связь  армян Карабаха  шла только через Ереван  и  только по воздуху.
На  следующий день стало  известно, что военные вертолетчики (в Карабахе находились   приданные  силы  ВВ.  МВД  и СА СССР)  обнаружили   в  горах место  крушения самолета,  и нужны  были   люди для полета туда. Собралась  группа  из сотрудников  милиции, управления чрезвычайных  ситуаций Карабаха, которые   вылетели   на вертолете  на место происшествия.  Среди этих людей оказался и Альберт.   Второй борт был из военнослужащих СА, которые должны были обеспечивать    им  охрану.   Как  потом оказалось, охрана  необходима  была для  прибывших  за останками  пассажиров.  Мужчины-азербайджанцы, жители близлежащего села, на конях, вооруженные охотничьими ружьями, наблюдали  за происходящим.
Страшную картину, которая  представилась перед глазами спасателей,  увидите глазами Альберта.
Возможно,  кто-то  так же, как и я не предполагал  даже, что такое бывает…
«Прибывшие поднялись на самую  макушку  горы, бросив взор   вокруг, увидели, как по склону  вниз  было разбросано множество фрагментов  тел людей и вещей:  на земле, кустах висели, лежали куски «мяса». Это все было,  как из фильма ужасов.
Натянув  перчатки (когда пришли они в негодность, голыми руками) на руки, стали  собирать останки людей.   Им  попадались    руки  (куски рук), пальцы, кисти, стопы, печень, сердце, селезенки...
Наткнулся  Альберт    на  маленькую ручонку, думая, что  принадлежит  кукле  (эта ручонка  принадлежала     не рожденному   ребенку).
Падая, царапая руки, одежду   об колючие кустарники,   собирали все «ЭТО» в большие целлофановые мешки.  Мешки приходилось  тащить наверх, а добираться   туда почти сорок минут времени. Мозги у всех отупели, казалось им, что  все это в дурном сне происходит».
 Страшное  явление     ожидало Альберта  впереди.  Среди жертв оказалась  тетя Роза (прошедшая Великую Отечественную   войну  до Берлина), которая  приходилась двоюродной сестрой отцу Альберта. И еще один близкий друг,  Максим, которого окружающие принимали за   старшего  родного  брата.
Конечно, не  «ВСЕ»   успели подобрать, время поджимало,
 и погода. ..Наступал  холодный плотный туман.
Доставили все «ЭТО»  в морг больницы, где  сотни людей ожидали  забрать  тела своих родных и близких.
Два дня  шли  похороны. Карабах погрузился в траур…


                V|

Карабахский конфликт  имеет очень давние исторические  и этнокультурные корни.  Ситуация в  этом регионе значительно раньше  обострилась  в последние годы существования  советского режима.
В древности Карабах входил в состав Армянского царства, после его распада эти земли стали  частью  Персидской империи. В 1813 году Нагорный Карабах был присоединен к России.
Здесь не единожды происходили кровопролитные  межэтнические конфликты, наиболее серьезные  из  которых  происходили во время ослабления метрополии:  в 1905 и 1917 годы.
После революции в Закавказье появились три государства: Грузия, Армения и Азербайджан, в состав  которого и входил  Карабах. Однако  данный факт абсолютно не устраивал армян, которые в то время составляли  большинство населения: в Карабахе началась первая война.  Армяне  одержали тактическую победу, но понесли стратегическое  поражение: большевики  включили Нагорный Карабах в состав Азербайджана.
В советский период  в регионе поддерживался мир, вопрос о передаче  Карабаха Армении периодически поднимался, но не находил поддержки у руководства страны. Любые проявления  недовольства  жестко  подавлялись.
В 1987 году  на территории  Нагорного Карабаха   начинаются  первые столкновения  между армянами  и азербайджанцами,  которые приводят к человеческим жертвам. Депутаты Нагорно – Карабахской  автономной области (НКАО) обращаются  с просьбой присоединить их к Армении.
В 1991 году провозглашается  создание Нагорно- Карабахской республики  (НКР) и начинается  широкомасштабная  война  с Азербайджаном.  Боевые действия проходили  до 1994 года.  На фронте стороны использовали авиацию, бронетехнику, тяжелую артиллерию.
12 мая  1994 года в силу вступает соглашение  о прекращении огня, и карабахский конфликт переходит в стадию замороженного.
Результатом войны стало  фактическое получение НКР независимости, а также  оккупация нескольких районов Азербайджана, прилегающих  к границе Армении. По  факту, в этой войне Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, не добился  поставленных целей и потерял часть своих исконных территорий. Подобная ситуация абсолютно не устраивала Баку, который долгие годы строил свою внутреннюю политику на  желании реванша  и получении утраченных земель.


                V||

По роду своей профессии, да и как истинный гражданин  своей родины, Альберт  сразу с первых дней  начала   конфликта,   оказался  в пекле  военных событий. 
Его участие в доставке  останков  жертв  с авиакатастрофы  в  1990  году,   как бы  стало  репетицией,   и закалило   в защите   границ  своей родины.
С первых и до последних дней  принимал активное участие в боевых  действиях по защите  территориальной целостности  НКР.
С 1998  по 2000  гг.  служил в  Армии Обороны Нагорного Карабаха, после чего повторно  вышел на пенсию. С июня 1993 года  по июль 1997   год Альберт Завенович  является  заместителем председателя  Госкомиссии  Нагорного Карабаха  по вопросам  военнопленных, заложников и без вести пропавших.  С 1993 года по настоящее время  лично им  были  обменены   десятки  и  десятки  людей,   трупы   и  останки.   А  при  его участии  были обменены  и возвращены на родину сотни заложников  и военнопленных  армянской, азербайджанской и других   национальностей. 
В 2000 году  он был приглашен  на работу  в Международную  рабочую группу   по поиску  без вести  пропавших, заложников и освобождению пленных в зоне Карабахского конфликта  (Германия), где поныне   является  координатором  группы в Нагорном Карабахе. В октябре 2002 года  Альберт Завенович  принял участие в создании карабахской правозащитной  неправительственной организации « Центр Гражданских Инициатив», директором  которой  является по настоящее время.  В 2008  году окончил Мобильную Академию Мира.  Он  ведет собственный сайт « Кавказский узел».  Альберт Восканян – член Союза  журналистов Нагорно-Карабахской республики.  Член Союза писателей Нагорного Карабаха. Член Международной ассоциации  блогеров.
На сайте «Кавказский узел» регулярно  публикует фотографии,  занимается макросъемкой.
Кстати,  увлечение фотоделом  началось еще в третьем классе, когда родители подарили  сыну  фотоаппарат «Смена». Вначале снимал «недвижимость» - леса, горы, памятники. Затем начал снимать лица людей. Конечно, они сами не могли об этом знать, и не позировали, а фотограф  просто высвечивал   интересные  моменты:  лица  детей, женщин, стариков во время грусти или  печали.  Также Альберт очень любит фотографировать   живые цветы. 
В блоге   Альберт  начинает   печатать  юморески. Как впервые пришла ему мысль писать?
На презентации своей первой книги « О себе  и не только   в шутку и всерьез» Восканян   поделился своими  секретами:
« Человеческая  душа та же макросъемка, ее надо увидеть, почувствовать, осознать; все окружающее  надо пропускать через себя, давать  всему свое видение и понимание. – Я стал более наблюдательным, стал ценить каждый момент своей жизни и решил поделиться  со своими  читателями  всем увиденным   мной, всеми чувствами, которые я испытал на своем  нелегком пути».
В книге поднято  много важных, актуальных тем, идет осмысление жизни, переоценка человеческих  ценностей, затрагиваются исторические  и философские темы. 
Герои произведений -  реальные люди, с которыми автору приходилось по воле судьбы встречаться на своем жизненном пути.
Жизненную позицию автора можно узнать, прочитав  его эссе, мемуары, публицистику,  очерки  и рассказы.
Писать Альберт Завенович начал недавно, в 2009 году.  Имея   богатый  жизненный  опыт,   составными которого являются  служба в правоохранительных  органах, госкомиссии    НКР по вопросам  военнопленных, заложников  и без вести пропавших, участие в боевых действиях  по защите НКР, правозащитная деятельность, и, наконец, блогерство,  он просто  не мог  умолчать о тех   страшных  фактах   военной   жизни,  и решился взяться за перо.   Альберта  поддерживал   и поддерживает  его близкий друг-писатель Ашот Бегларян.
В своих  рассказах  и очерках  Альберт касался  чаще темы войны.


                V |||

               
Давайте посмотрим,   как проходил  день мирных жителей в Степанакерте.
Каждое утро,  в начале девятого  часа, начинался обстрел  города  из дальнобойного орудия. В народе его называли  « морской пушкой»  или «гаубицей с удлиненным стволом».
Среди населения особой паники не наблюдалось. Война научила  людей  хладнокровной самозащите.   Почти  все семьи  жили в подвалах  своих домов.  Из квартир первыми выбегали пожилые люди и добросовестно  спускались в подвалы. Вслед за ними выходили подростки  и женщины   с детьми, давно отвыкшими от игр  и практически  без ошибок определявшими  по звуку  летящего снаряда  его тип  и вид орудия, из которого  был произведен  выстрел.
Очень редко  ночь  в городе проходила спокойно. Сон людей был короток и тревожен. Частым явлением  для города стал артобстрел из реактивной установки  «Град».  Люди обычно уже спали, когда страшный грохот  разрывал  ночную   тишину.  Самолеты бомбили  город по ночам  и  метили в такие  места, где больше всего находилось людей: больницы, госпитали, общежития.  Животным также приходилось нелегко.
Вскоре Степанакерт стал напоминать большую заваленную мусором деревню.
Но жизнь продолжалась. В подвалах  под  тусклым светом свечи рождались дети. Роды принимались в сырых, неотапливаемых  помещениях. Эти дети, появившиеся  в таких условиях на Божий свет, символизировали  собою  веру в будущее.
У автора  есть  рассказ  под названием «Дети войны».  Написан  он   на реальных фактах, только имена вымышленные.
Главный герой рассказа,  Руслан,  отпрашивается у начальства  на побывку домой  на три дня. Его больше всего поразило то,  что « на земляном полу  сидели  четыре  девчонки,    лет трех-четырех, вместе с его дочерями  и играли   в  войну. У каждой в руках  были гильзы,  осколки от снарядов, спичечные  коробки, которые   играли   роль  танков,   и… ни  одной  куклы…»
Вот еще воспоминания  автора о войне.
«Война. Помню первый труп после бомбежки  в Степанакерте… Научился пить зеленый коньячный  спирт, не закусывая. Пить воду из водоема, делать самокрутки в окопах…  Привык  к свисту  пуль, привык к … смерти. Говорят, что к смерти нельзя  привыкнуть. Но с этим я не согласен: человек ко всему  привыкает».


                | X


2 апреля 2016 года  пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли  в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.
Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон  встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя после этой даты перемирие  неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка  на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские  вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.
Есть ли жертвы? « Согласно официальным  источникам в Армении и Азербайджана, по меньшей мере, 30 солдат и 3 мирных жителя  погибли в результате  боевых действий. Число раненых, как гражданских, так и военных, еще официально не подтверждено. Согласно  неофициальным источникам, пострадали свыше 200  человек.
Российский МИД поддерживает  постоянный контакт с руководством внешнеполитических  ведомств  Азербайджана и Армении.
Путин призвал немедленно прекратить огонь  в Нагорном Карабахе.
Нужно отметить, что обстановка  в зоне конфликта  остается  максимально напряженной».


                X

 С большой долей  вероятности  можно сказать, что война не закончится. Азербайджан требует  освободить  районы,  окружающие Карабах,  но руководство  Армении не может пойти на это. Для нее   это будет  политическим убийством. Идеальным решением для Москвы было бы введение в зону конфликта собственных миротворцев, это еще более усилило бы   российской влияние в регионе. Ереван согласится на это, но, что можно предложить  Баку для поддержки такого шага?
Худшим развитием событий для Кремля станет   начало полномасштабной войны в регионе. Имея в пассиве Донбасс и Сирию. Россия может просто не потянуть еще один вооруженный конфликт на своей периферии.
Конфликт не  закончился, он продолжается  и сейчас, спустя 25 лет.
Вот поэтому и была создана  неправительственная организация « Центр Гражданских Инициатив». Альберт Восканян также принимал участие в создании этой организации, директором которой  и является.
Эта организация  объединяет  9 человек: директор, юрист, психолог, социолог, журналист, экономист и др.
Среди основных направлений  работы Центра – развитие  гражданского общества, соблюдение прав человека, повышение гражданской активности населения, содействие интеграции неправительственного  сектора республики в международные структуры и процессу мирного разрешения  азербайджано - карабахского конфликта.
Деятельность « Центра Гражданских  Инициатив» охватывает:
- защиту прав бывших военнопленных, заложников и членов их семей, проведение мероприятий по их социально  - психологической реабилитации, интеграции в общество, оказание юридической и адвокатской помощи, трудоустройство и др.
- поиск и выяснение судеб без вести пропавших;
-   защиту прав  религиозных и других меньшинств;
- защиту прав бывших заключенных и осужденных;
- осуществление программ  гендерного характера  и др.
Члены ЦГИ регулярно приглашаются на различные международные и региональные конференции и семинары в странах как Ближнего,  так и Дальнего зарубежья (государства Южного Кавказа, Украина, Россия, Франция, Турция, Польша, Великобритания,  Германия и др.)
Сам лично Альберт Восканян побывал в 14 государствах, почти во всех по несколько раз: только в Лондоне – 15 раз, в Германии – 8 раз, в Стамбуле – 37 раз.

Эти поездки за счет тех, кто приглашает. Это или конкретный фонд, или МИД. Поездки эти  для директора  « ЦГИ» - работа,  когда приходится выкладываться  в полную  силу,   не бездельничать и не сачковать.
Альберт Завенович хорошо знает азербайджанский язык. А это помогает понимать  и   общаться  с кумыками, туркменами, крымскими татарами, балкарцами,  турками. А вот с казахами и  киргизами  труднее.
По своей натуре Альберт Восканян – большой оптимист. Он считает, что   Карабахский  конфликт может решиться мирным путем. Для этого  сколько сил   и   времени    тратится.

В 2017 году  Указом президента  НКР за активную общественную деятельность  и в связи  60-летием был награжден медалью « Мхитар Гош».

  Альберт Завенович   девять лет назад  взялся    за перо.
В одном из произведений он заявил: « Для себя я давно сделал выбор- надо  помогать тем, кто нуждается, поднять того, кто упал, поделиться с теми, кто голоден…   Если не так, зачем  тогда называться человеком»…
               
               
Зовут  героя моего   Альберт.
И попытаюсь дать его портрет.
А среднего он роста, коренаст.
Глаза большие. Да и   кареглаз,
Собою излучают свет, тепло.
От  взгляда вам становится светло.
Наружности приятной   и красив.
Он  верный   слову, что ни попроси.
Таких  людей,   наверно,  единицы.
Покой и отдых лишь во сне им   снится!
 Скамьи со школьной был   он   энергичен.
Как  раз- то   этим от других отличен.
Бунтарский дух со временем сказался.
И лидером  с рождения   оказался.

У Альберта  позже родилась еще одна дочь. Частые командировки, служба, война, а сейчас и общественная деятельность, занимали и занимают львиную долю времени.  Семья практически не видит отца и мужа дома.
Жена его – Жанна, по профессии – врач – кардиолог.  В данное время заведует городской поликлиникой.  Семейная чета Восканянов прожила вместе тридцать три года. Как говорится, возраст Христа.
Дочерей воспитывала в основном мама Жанна. Все три дочери получили высшее образование. По профессии – психологи и экономисты.
Средняя дочь осчастливила родителей, подарив чудесную внучку –
Карину.
Молодая семья проживает в Ереване, поэтому встречи очень редки.
Удается общаться чаще по скайпу. Современная жизнь не стоит на месте, и изобретение интернета  дает свое преимущество.
Два года тому назад, когда внучке было чуть более годика, дедушке Або ( так называет Альберта внучка)  пришла в голову идея – написать рассказ о ней.
Все мы родом из детства, поэтому Альберту вдруг захотелось войти в образ малышки и попытаться изложить  все  ее мысли. « Язык детства»,  -  так назвал автор свою миниатюру.  Он с такой любовью описывает мысли любимицы, что при чтении чувствуешь нежность, доброту, умиление маленьким человечком. Думаю, что ему удалось угадать и выразить детский язык Карусика. Так ласково  называет ее вся семья. У нее две бабушки, два дедушки. Кого- то из них она видит часто и сразу узнает, а некоторых – редко. Но, тем не менее,  маленькая девочка всех любит и обожает.
Общественная деятельность требует уйма времени, поэтому приходится часто работать допоздна.
И еще надо успевать заниматься творческой работой. Поездки до сих пор занимают наиглавнейшее место в его жизни. Налаженный напряженный ритм рабочего дня  вошел давно в норму, поэтому бездействие могло только лишить его получать удовольствие от жизни.
Хочу завершить свой рассказ словами Конфуция:
« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством».


Рецензии