ИсследованиеТД4БПВадья

IV. МИР ПРООБРАЗОВ
Мы неоднократно ссылались на абсолютность знания в отличие от относительности знания.  Абсолют как фундаментальная основа, как положительный принцип, до сих пор остается нерешенной загадкой в западной метафизике и философии.  В качестве префикса «абсолют» используется для обозначения того аспекта, который отличен от всех, охватываемых термином относительности; но даже в этом природа существующих отличий является более чем словесной. Наш век не является философским, и простые люди склонны использовать термины и выражения очень свободно, таким образом, путаница дебатов увеличивается. 
«Так выражение «абсолютное знание» неизбежно будет путать учащихся.  В «Тайной Доктрине» термин «абсолют» используется в качестве основного принципа, который выходит за рамки всех пар противоположностей и не относится к какой-либо одной паре.  Это – ни покой и ни движение, ни свет, ни тьма, ни дух, ни материя, ни бытие и ни не-бытие.  Следовательно, это – ни знание и ни невежество.  Как ясно процитировал комментарий: «АБСОЛЮТ не может быть определен, и ни один смертный или бессмертный никогда не видел и не постигал его на протяжении периодов Существования. Изменяемое не может знать Неизменяемое, так же как не может то, что живёт, постичь Абсолютную Жизнь». (II, 34).  Поэтому, когда мы говорим об Абсолютном Знании, мы не подразумеваем знание  Абсолюта или об Абсолюте; мы не подразумеваем знание, скрытое в Абсолюте, а также Знание, которое есть Абсолютное Единое Бытие.  Об этом Абсолюте-Едином-Бытии-Знании-Науке говорить бесполезно. От него «всякий язык от ума отворачивается, неспособный достичь его», как говорит Тайттирия Упанишада. Всё, что мы можем сказать об этом: «Наити, наити», «не то, не то».
«Кто спрашивает, тот ошибается,
Кто отвечает, тот ошибается. 
Ничего не говори!» 
«Тайная Доктрина» допускает относительность проявленной вселенной. 
«Всё относительно в этой Вселенной, всё есть Иллюзия. Но испытываемое ощущение на каждом плане является действительностью для познающего существа, сознание которого находится на данном плане, хотя указанные ощущения, рассматриваемые с чисто метафизической точки зрения, могут быть представлены, как не имеющие объективной реальности. Но Эзотерическое Учение должно бороться не против метафизиков, но против физиков и материалистов…» (I. 295-296).
Эта вселенная – вселенная явлений, иллюзий, майи, вселенная относительности.  Однако математики и метафизики полагают, что истинная вселенная отлична от вселенной относительности и находится вне её, и что она иногда ошибочно принимается изучающими теософию за Абсолют «Тайной Доктрины». Эта другая вселенная в противоположность или в отличие от вселенной относительности является Миром ноуменов, единства идей, вещей в себе, о которых мы говорили.  Абсолют не является ни вселенной ноуменов или ноумена; равно как не является вселенной феноменов или феномена, он выше и вне абсолютной или относительной значимости, знания, этики и всего остального.  Миры ноуменов и феноменов составляют пару, как дух-материя, свет-тьма, день-ночь, движение-покой, причина-следствие и всё остальное, и они являются аспектами или фазами проявления, которые позволяют нам постулировать Абсолют-Единое Бытие.  Знание-неведение также является одной из таких пар. 
В состоянии пралайи «семи путей к блаженству не было» и «семь Превышних Владык и семь Истин перестали существовать» (ТД, т.  I, стр. 27); на заре Манвантары «Первозданные Семь, изначальные Семь Дыханий Дракона Мудрости» (ТД, т.  I, стр. 31) занимают своё место в проявлении.  Таким образом, знание признаётся «Тайной Доктриной» как фактор проявления манвантары или покоя пралайи.  Мы должны чётко представлять себе, что Абсолютность Знания не является познанием Абсолюта.  Абсолютность знания, о котором говорится в современной философии и метафизике (например, «Абсолютная этика» Герберта Спенсера в «Данных этики»), не является Абсолютом «Тайной Доктрины».  Абсолютность знания – это то, что описано в «Тайной Доктрине» как Джью, а ее «антитезой является Джью-ма, что имеет дело только с иллюзиями и ложными проявлениями» (ТД т.1, 108), это мы и называем относительным знанием.  Рассматривая двойной аспект знания, мы ссылались на мир Единства Пифагора, на идеал Платона, на то, что связано с вещью в себе Канта.  В самой природе вещей относительность знания подразумевает множественность миров, два из которых современная философия принимает, если не в целях практического применения, то, по крайней мере, для предположений и дебатов.  Это – мир (1) чувств и чувственных впечатлений, и мир (2) разума и понимания.  Взаимосвязь этих двух миров (из которых один породил другой, имеющий большее значение для продвижения знаний, процесса опыта, роста в обучении и т. д.) является предметом, представляющим жизненно важный интерес. Но пока эти проблемы обсуждаются и миры феноменов чувств и разума исследуются, мир ноуменов перестает существовать как для ученого, так и для философа, поскольку это касается практического применения.  Мы должны предоставить им самим урегулировать свои разногласия по поводу относительных значений чувств и разума.  В своей точной мудрости они даже не приблизились к той точке, которую достигли стоики, когда Карнеад напал на них с резкой критикой.  При установлении критериев знания стоики и их оппоненты иногда забывали о мире ноуменов или чаще всего неправильно понимали его.  То, что было двадцать четыре века тому назад, наблюдается снова, но глубина понимания ещё больше. Таково таинственное повторение идей в цивилизациях, особенно в нашей Кали юге.  Когда люди возвращаются на землю, их сопровождают их мысли и аргументы.  Они всегда двигаются от мира относительности к миру относительности. 
Обратим наши мысли к абсолютности знания и миру ноуменов.  Пифагор понимал единство, лежащее в основе разнообразия, и познание этого Единства было целью тех, кто руководствовался его мудростью.  Следуя за ним, Платон описал мир идей, из которого исходят все формы.  Эти два человека, как нам говорят, были посвящены в «глубокие тайны», и хотя влияние первого из них на европейскую цивилизацию не так хорошо известно, как влияние Платона, мы не должны упускать из виду тот факт, что Пифагор был отцом европейского эзотеризма. Глубокомысленная метафизика, философия чисел, наука о музыке и формах, символизм добродетелей, сил и богов, которые Пифагор преподавал в тишине святилища, естественно, ускользнули от внимания рационального ума расы, к которой мы  принадлежим.  Платон, к счастью для Запада, не разделил такой же участи, и его влияние на европейскую цивилизацию было не только огромным и длительным, но и прослеживаемым и узнаваемым.  «От Платона исходит всё, о чём до сих пор пишут и что обсуждают мыслящие люди», - писал Эмерсон, интуитивный провидец, на которого большое влияние оказали азиатские и особенно индийские мысли.  Кантовские миры вещей в себе, абсолютная этика Спенсера в отличие от относительной этики, являются результатом влияния идей Платона, продолжающие до сих пор оказывать влияние на современную мысль.
«У древнегреческого мудреца [Платона] была одна цель: РЕАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.  Он считал только тех истинными философами или искателями истины, кто обладал знанием реально существующего в противовес простым объектам восприятия; вечно существующего в противоположность преходящему; и того, что существует постоянно, в противовес тому, что приходит, ослабевает, и поочередно развивается и разрушается».
[H.P.B.  «Люцифер», июль 1892 года;  См. «Теософия», т. V, стр. 105, январь 1917 года.]
«Тайная Доктрина» учит, что все явления коренятся в ноуменах.  У каждого явления есть свой ноуменальный аналог.  Весь феноменальный мир является отражением ноуменального мира.  Мир ноуменов – это мир пифагорейского единства, который лежит в основе всего многообразия мира феноменов, скорее, делает его возможным.  Это – мир платоновских идей, из которого происходят все формы в мире феноменов.  Это – мир вещи в себе Канта, что делает возможным мир вещей, как они кажутся, то есть явлений.  Знание мира ноуменов есть абсолютное знание, о котором говорилось выше, - о котором говорится, как о Джью в «Тайной Доктрине».  Знание мира явлений относительно, и о нём говорят, как о Джью-ма в «Тайной Доктрине».  Мы стремимся понять мир реального или мир Джью.  Теософские учения о планах, мирах, глобусах и сферах часто были неправильно поняты.  Тенденции, порожденные теологическими верованиями и убеждениями, присущи большинству из нас, и они бессознательно сами по себе окрашивают наше воображение, нашу образовательную способность, которая помогает нам понять теософские истины о мирах - физических, психических и духовных.  Мы очень склонны изображать ад под нашими ногами, а небеса по другую сторону голубого неба, хотя мы называем их кама-локой и девачаном.  Наша богословская и теософская географии смешиваются.  Затем наше научное образование делает нам прививку материализма, и, хотя мы этого не осознаём, у нас существует огромная тенденция к материализации теософского учения, чтобы мы «ощутить смысл всего этого», как люди часто выражаются.  Метафизические концепции нельзя воспринять, их нельзя увидеть ни под телескопом, ни под микроскопом. Они должны быть зачаты в чреве разума, и то, что зачато, должно быть обдумано. Зачатие истины, за которым следует размышление над ней, являются двумя определенными шагами в процессе понимания теософского учения.  Размышление о том, что зачато, является трудной практикой. Зачатие – это процесс, который включает в себя мыслителя и его инструмент мысли, человека и его разум, и это создает определенные отношения между ними.  Зачатие происходит в утробе ума, а размышления –  это энергия самого человека, которая питает, насыщает и поддерживает то, что было зачато. 
Мы посчитали необходимым немного отвлечься и обратиться к этой теме, потому что мы знаем о трудностях на пути серьезного исследователя «Тайной Доктрины».  Её учение нельзя охватить умом, то есть, та часть нашего полушария, которая учится на впечатлениях извне, и через способность координировать впечатления находит смысл во всём этом, при постижении истин Тайной Доктрины вынуждена материализоваться и, таким образом, искажать их.  Многие так называемые теософские учения являются такими искаженными материализациями.  В случае разных миров и планов, глобусов и цепей земных глобусов такие материализации, окрашенные теологическими составляющими, порождают географические местности, измеренные и нанесенные на карты, а также подробно описанные, чьи обитатели классифицируются в соответствии с цветом их астральных оболочек (называемых аурами), и которые живут в чистилище или раю.  Метафизические понятия о состоянии сознания и субъективных процессов, происходящих в нём, не понимают и неправильно объясняют. Давайте не забывать, что Путь Мудрости не ведет нас от физической материи к материи сверхфизической, но он ведёт нас от материи к духу, от формы к жизни, от сознания к самосознанию, от самосознания  к Единому сознанию. 
Сделав необходимое предупреждение, продолжим наше исследование. 
Есть два мира – мир ноуменов и мир феноменов. Теологи, ученые и философы с незапамятных времен классифицировали и объясняли их по-разному, иногда правильно, чаще неправильно.  Мистики, оккультисты и теософы всех веков и народов разгадывали тайны и учили искренних сердцем и умом в притчах, знаках и символах.  Принцип, лежащий в основе этого учения, ясно изложен в следующем:
«Две противоположные Силы…переводят Космос из плана Вечного Идеала в план конечного проявления или же из нуменального плана в феноменальный. Всё, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ, даже бесчисленные Формы, которые конечны и разрушаемы лишь в их объективной, но не в их идеальной форме. Они существуют, как идеи, в Вечности и когда они прейдут, исчезнут, они будут существовать, как отражения» (I. 282).
В сноске к вышесказанному говорится:
«Оккультизм учит, что никакая форма не может быть дана чему бы то ни было, Природою, или человеком, идеальный тип которой не существовал бы уже на субъективном плане; более того, ни одна форма или образ не могут войти в человеческое сознание или возникнуть в его воображении, которая уже не существовала, хотя бы как приблизительный прототип».
Итак, теософия или Религия Мудрости разделила мир явлений на семь отделов, каждый из которых является противоположным отражением мира ноуменов.  Эти семь отделов далее подразделяются на семь других почти до бесконечности.  Пусть исследователя не беспокоит, что «Тайная Доктрина» даёт классификации, которые отличаются от семеричной.  Подчеркивая и придерживаясь семеричной схемы проявления и эволюции, книга рассматривает другие схемы и системы, указывает на их ошибки или их достоинства, раскрывая истину, полуправду или ложь.  Мир ноуменов можно охарактеризовать как субъективный аспект мира явлений, который объективен.  Главной характеристикой первого является его основное и фундаментальное единство, так как разнообразие является характеристикой последнего.  Многие схожие вещи являются отражениями одного и того же существа, как и многие мысли проистекают из одного представления.  Эти два мира не являются географическими областями, один лежит внутри другого или над другим.  Незначительная, но важная сноска гласит:
«Мир, когда он назван «Миром Высшим», является высшим не в силу своего местоположения, но потому, что он выше по качеству или естеством. Тем не менее, такой мир, обычно понимается несведущими как Небеса и помещается ими над нашими головами» (I. 221).
Мир ноуменов, единства, идей, вещей в себе и мир феноменов, разнообразия, форм и вещей подобен материи-духу. Последнее не существует без первого. Даже короткое размышление над следующим отрывком показывает истинное отношение, существующее между ними:
«Жизненный Принцип или Жизненная Энергия, которая вездесуща, вечна, нерушима, есть Сила и Принцип, как нуменон, но когда она проявлена в Атомах, она есть феномен. Это одно и то же и – не может рассматриваться, как отдельные понятия, разве только в материализме». (II 672-673, а также сравните с I, 177).
В любой точке пространства каждую секунду времени во всех проявлениях есть два условия или состояния, и они обозначаются мирами.  Термин «план» часто используется неправильно, и многие считают, что план – это материальная местность, но правильно – это состояние сознания.  Если мы обдумаем это объяснение, то станет ясным истинный смысл двух миров ноуменов и феноменов.  Поэтому развитие или жизнь в мире ноуменов является состоянием сознания, а не движением в материи.  Два состояния - ноуменальное и феноменальное - присутствуют везде и постоянно.  Так же, как Абсолют иногда упоминается в целях объяснения, как Мир Абсолюта, так и мир первичной субъективной дифференциации описывается как мир прообразов, в котором и из которого все существа и все вещи задуманы и созданы.  Некоторая путаница существует в умах многих исследователей, потому что мир ноуменов иногда называют миром прообразов.  Это выражение использовалось в более чем одном смысле, и в ходе нашего исследования необходимо очистить наш разум от этой путаницы.  Мир прообразов является выражением философии Платона, т. е. мира, как он существует в разуме Божества. (Ср. ТД.т.1, стр. 200) Мир, разум и Божество – это разные аспекты одного и того же Принципа-Субстанции.  Божество задумывает в своем разуме мир, отражая себя в нем.  Божество – творец. Его разум является удерживающим и обеспечивающим сохранение идей или прообразов, которые являются объективными (или миром) по отношению к их создателю.  Этот разум Божества, держащий в своих объятиях идеи, является первой Матерью или изначальным лоном, в котором Отец зарождает Сына или мир.  У сына есть запечатлённые отец-мать; у матери есть в чреве отец-сын;  у отца есть в мыслеоснове мать-сын.  Мир содержит в себе Божество и его разум; разум имеет в своём чреве Божество и мир;  Божество имеет в Своей мыслеоснове разум и мир.  Мир прообразов – это мир, в котором проявляются три состояния или условия или планы, оставаясь едиными. 
Сноска предупреждает и объясняет слово «разум» в выражении «мир, как он существовал в разуме Божества». В другом месте, например, в одном из наиболее важных мест т.  I, стр. 328 используется другая терминология.  Попутно мы можем указать, что такое Космическая Мыслеоснова, Космическая Энергия и Космическая Субстанция соответствуют Божеству, разуму и миру, данные в одинаково важной сноске на стр. 200 тома I.
Этот мир в сознании Божества или космической субстанции, которая заряжается космическими идеями, является миром ноуменов, в котором находится и живёт мир феноменов в своих абстрактных и архетипических аспектах.  В метафизической системе мышления Шанкары Ишвара, Шакти и Майя – это Божество-Отец, Разум-Мать и Сын-Мир.  Поскольку наши теософские ученики более знакомы с Гитой, давайте обратим их внимание на седьмую беседу, где Шри Кришна (Божество-Патер-Ишвара) говорит о Своей двойственной низшей и высшей природе, и описывает высшую природу, как «чрево», в котором есть «источник творения» (Разум-Мать-Шакти), а низшую, как источник материи (Мир-Сын-Майя).  Последняя является Мулапракрити, поскольку высшая (Разум-Шакти) является «Дайвипракрити или Светом Логоса», о котором «Тайная Доктрина» всё время говорит. (Ср. ТД, т. I, стр.  200) Это также Фохат и проявление женского начала или Девы, которая становится Матерью и, тем не менее, остаётся Девой.  Это – София, обручённая с Теосом, Бодхи, обручённая с Бодха, чье потомство – Христос и Будда, Помазанный и Просветленный. Такое отступление было необходимо, чтобы показать, что мир нуменов или прообразов является миром Абсолютного Знания и позволяет нам сделать логический вывод о том, что мир феноменов даёт знание, которое является относительным. 
Нам не нужно здесь пытаться излагать и обсуждать, описывать и объяснять происхождение этого мира или состояния; а также сравнивать и различать первый мир или Мир Абсолюта и второй мир или Мир прообразов.  Мы должны предоставить ученику самому изучать принципы, используя диаграмму и описание на стр.  200 тома I. Достаточно указать, что мир прообразов, упомянутый на диаграмме не является миром нуменов или прообразов, о которых мы говорили.  Этот мир является вторым из «трёх высших планов семеричного Космоса». Это подводит нас ко второму значению выражения «Мир прообразов».  Строители строят модели по образцам, созданным в сознании Божества.  Мир моделей также является образцовым миром. Он составлен из моделей и сам по себе является образцом для последующих миров, по которому создаются формы.  Мир моделей называется миром прообразов, и все модели на нём или в нём называются прообразами.  В той же приведенной выше сноске говорится о «мире, созданном, как первый образец для воспроизведения и улучшения его физически следующими за ним Мирами – хотя при этом ухудшаясь в чистоте». Диаграмма на той же странице указывает на положение этого мира прообразов. 
Отношение, существующее между этими двумя мирами, первый из которых мы будем называть миром ноуменов, а второй миром прообразов, станет понятным для вдумчивого ученика из следующих отрывков:
«Ибо, как только Тьма или, вернее, то, что для невежества есть «Тьма», исчезает в своем собственном царстве Вечного Света, оставляя за собою лишь свое Божественное Проявленное Представление, понимание Созидающих Логосов открывается и они видят в Идеальном Мире, до того скрытого в Божественной Мысли, прообразы форм всего, и приступают к воспроизведению и построению или ваянию по этим образцам преходящих и трансцендентальных форм. В этой стадии Действия Демиург еще не Зодчий. Рожденный в Сумерках Действия, он должен сначала осознать План, постичь идеальные формы, лежащие сокрытыми в Лоне Вечного Представления, именно, подобно тому как будущие листья Лотоса, непорочные лепестки, скрыты внутри семени этого растения». (I. 380, ср. также II, 36).
Многие, вероятно, прочитают всё, что здесь говорится, с точки зрения абстракции, и расценят ноумены и пробразы холодными и отдаленными понятиями, а также заумными метафизическими концепции за пределами их смертных разумов.  Давайте попробуем их оживить или сделать их живыми.  Как говорится, что вверху, то и внизу, и применение этой аксиомы было бы полезно при изучении нашего предмета.  Идеи в области прообразов порождают идолов в реальных мирах. Стол видим нами, и им пользуются на земле, потому что он существует в своём аналоге в мире прообразов.  Проявление на этом плане является отражением прообразов на более тонком плане.  Самоубийства или убийства на физическом плане являются символами таких случаев на более высоких планах, с которыми связаны «потерянные души».  Материнская любовь олицетворяет сострадательную любовь Великих к человечеству. Супружеская любовь представляет собой союз низшего и высшего Я.  День и ночь означают манвантару и пралайю. Рождение и смерть указывают на проявление и распад атомов и систем. Земной человек означает небесного человека. Закрытые общества и тайные братства олицетворяют священное и малоизвестное Братство, так как при вступлении первые копируют Великие Посвящения в последнем. Мошенники и шарлатаны оккультизма молчаливо указывают на существование Белых Магов.  И так во всех отделах и областях Природы в бесконечном диапазоне преемственности, пока мы не почувствуем себя ошеломленными и сбитыми с толку беспредельной глубиной, непреодолимой высотой и чудесным распространением во все стороны.


Рецензии