История русской роговой музыки часть третья

          1880-е годы. Второе рождение

Прошло два, три, четыре десятилетия, и о роговой музыке вдруг вспомнили. Да не просто вспомнили, а взялись за возрождение старинного искусства. Инициатором этого дела стал не музыкальный деятель, не музыкальный историк, а российский император.

В 1882 году вступивший на престол император Александр III одним из первых указов учредил Придворный музыкантский хор (то есть медный духовой оркестр). Это был первый штатный концертный коллектив в России. Все предыдущие российские оркестры, в том числе придворные оперные оркестры, (которые, кстати, отдельных концертов почти не давали), в том числе оркестры, выступавшие в рамках Филармонического общества, Русского музыкального общества и других концертных организаций – все они составлялись из приглашенных музыкантов. Теперь же в оркестре были постоянные штатные музыканты, а работа с постоянным коллективом во много раз эффективнее.
Одновременно при Музыкантском хоре был организован симфонический оркестр и… оркестр роговой.

Вот как рассказывает о новом явлении роговой музыки при дворе начальник Придворного музыкантского хора (впоследствии – Придворного оркестра) упоминаемый уже барон Штакельберг.

«…Затея была принца [Александра Петровича Ольденбургского, одного из организаторов Музыкантского хора. – Ю.К.], который бредил и мечтал воскресить этого рода музыку…[Этой идеей еще ранее, будучи цесаревичем, был охвачен, судя по воспоминаниям современников, и Александр III. – Ю.К.] Замечательно, что несмотря на широкое распространение и такой успех роговой музыки в России, я не мог, как ни старался, найти хотя бы страницу нот, по которым роговая музыка исполняла свои номера, не мог найти эти инструменты. Только в музее Преображенского полка оказалось два небольших рожка (то есть рога), а у А. П. Ольденбургского – краткий очерк об образовании этой музыки с описанием и рисунком этих инструментов и нотными приложениями. Автор его некто Генрих [имеется в виду Гинрихс, его книгу мы упоминали выше. – Ю.К.], современник Мареша. Очерк издан на немецком и русском языках в 1796 году в Петербурге, в типографии Академии наук. Эту книжку принц тогда же подарил хору, и она, как библиографическая рекость, хранилась в библиотеке мною устроенного Музея при Придворном оркестре. По этому очерку и по двум рожкам (рогам) Преображенского полка был изготовлен Фёдоровым в Москве полный комплект рогов».

Вообще Штакельберг заказал в Москве 54 рога, однако прибыло 65, поскольку рога высоких нот, слабых по звучанию, необходимо было при исполнении продублировать. Выдвижная часть рогов, настраивавшая инструмент, находилась не возле раструба, а возле мундштука, что позволяло точнее настраивать инструмент и повышать или понижать его перед игрой на полутон. Мундштук был изготовлен из бычьего рога, а не из металла, это придавало мягкость звуку и не раздражало губ музыканта во время игры. Играть на рогах предстояло военным музыкантам Придворного хора. Им срочно пришлось обучаться искусству ансамблевой игры на рогах. Одеты участники рогового оркестра были в ту же форму, что и музыканты Хора.
 
Штакельберг вспоминает:

«К тому приблизительно времени [сентябрь 1882 года. – Ю.К.] прибыли из Москвы заказанные у мастера Федорова 65 рогов… По получении их мы принялись за разучение исполнения на них нескольких номеров. Работа была нелёгкая, но продвигалась ввиду состава более образованных музыкантов, нежели люди, которыми комплектовались роговые хоры в прежние времена. Были переложены и разучены номера медленного темпа, например, “Коль славен” Бортнянского, гимн “Боже, царя храни!”, хор “Славься!” из “Жизнь за царя”, несколько песен Мендельсона, хор “Был у Христа-младенца сад” Чайковского и пр.
 
Во время коронования императора Александра III, а равно императора Николая II, во время торжественного шествия их Величеств из дворца в собор и обратно, Придворным хором на этих рогах был исполнен гимн, а во время парадных спектаклей в Большом московском императорском театре, во время последней картины “Жизнь за царя” на сцене, в костюмах, одновременно с оперною труппою и оркестром, хором исполнено “Славься!”. Картина величественная.

По возвращении с коронации при императоре Александре III в Гатчине, а при Николае II в Царском Селе были демонстрированы эти инструменты исполнением нескольких номеров. Для императрицы Александры Фёдоровны мною был составлен “Краткий исторический очерк о роговой музыке в России” с приложением альбома разных к нему фотографий. Брошюра была напечатана в то время в ограниченном числе экземпляров и представляет теперь библиографическую редкость…»

Барон упоминает два сохранившихся рога, хранившихся в музее Преображенского полка. А между тем по тому времени уже много лет шли поиски комплекта рогов, подаренных в 1815 году вел. князем Константиновм Павловичем герцогу Кобург-Готскому Эрнсту I. Следы этого комплекта за много лет затерялись. Что касается второго комплекта, подаренного Александром I Дмитрию Нарышкину, он был «распылен», то есть разошелся по частным владельцам, и собрать его уже не представляло возможности. Но вот по прошествии многих лет рога герцога Эрнста нашлись! Штакельберг имел к этой истории некоторое отношение. Вот как он рассказывает об этой находке в своих «Воспоминаниях».

«…Но как на ловца зверь бежит, так мне удалось лет через 15-17 [то есть в конце 1890-х годов. – Ю.К.] все-таки найти эти инструменты и ноты, совершенно случайно, и там, где этого всего менее можно было ожидать. Вот как это случилось. Это было уже в царствование Николая II. О том, как я разыскивал эти инструменты, знал в Петербурге, между прочими композитор и профессор Петербургской консерватории Н. Ф. Соловьев…»

Далее Штакельберг рассказывает, как Соловьев поехал принимать наследство от своего умершего брата, который был личным секретарем вел. герцогини Кобург-Готской, урождённой вел. княжны Марии Александровны, единственной дочери императора Александра II. Соловьев посетил родовой герцогский замок, в котором находился в то время музей. И там ему показали хранящийся в подвалах полный комплект медных рогов (более 60 предметов) и при них целую пачку нотных книжек с партитурами и партиями. От управляющего замком Соловьев узнал, что рога с нотами были подарены в 1815 году вел. князем Константином Павловичем великому герцогу Кобург-Готскому, на дочери которого он был первым браком женат. Управляющий сообщил при этом, что эти инструменты ценности для герцога не представляют, и он готов продать этот комплект в Россию. Кстати, герцог собирался вскоре посетить Петербург, и этот вопрос можно было бы там решить. Герцог прибыл в Петербург в январе 1897 (?) года. Ситуацию с продажей рогов он изложил во время завтрака государю, императору Николаю II. «…Отлично, – ответил государь. – Я знаю, что Штакельберг давно эти инструменты разыскивает. Я их покупаю…»

Инструменты были куплены за 30 тысяч рублей. Затем рога были переданы в музыкальный Музей имени Александра III, устроенный Штакельбергом при Придворном оркестре. Там они хранились долгие годы. В концертах они не использовались по причине испорченности от времени. Ныне этот комплект – часть коллекции «Музея театрального и музыкального искусства», располагающегося в Петербурге, в Шереметевском дворце на Фонтанке. В Музей Придворного оркестра была передана и «пачка нотных книжек», бывшая при рогах. Но увы, ноты со временем, как уже говорилось, затерялись, судьба их неизвестна. Других партитур не сохранилось, и на сегодня единственный сохранившийся образец роговой партитуры – это иллюстрация из книги Гинрихса.
Но мы забежали несколько вперед.

В 1883 Штакельберг в помещении Хора на Екатерининском канале демонстрировал роговой оркестр представителям музыкального мира Петербурга. Концерт вызвал всеобщий восторг. Среди особо заинтересовавшихся рогами был дирижер Мариинского театра Э. Ф. Направник.
 
Спустя полгода роговой хор исполнил большую отдельную программу в гатчинском дворце «в Высочайшем присутствии». Исполнялись пьесы Бетховена,  Мендельсона, Чайковского и других классиков. Александр III очень любил звучание рогов, и «роговой хор» неоднократно играл для него в Гатчине, сопровождал императора в поездках его в Дудергоф, Петергоф, Павловск.

Роговой хор сопровождал придворные церемонии и при императоре Николае II. Со звучания рогов император Николай II, образно выражаясь, начинал свое царствование: рога звучали во время церемонии его и императрицы коронования в Москве. 

Для предстоящей в 1896 году коронации Николая II и Александры Федоровны были заказаны у того же мастера Федорова еще 37 рогов. Коронационная программа с участием рогов была повторена в Москве, с прибавлением фанфар из увертюры «Гамлет» Чайковского. Руководил оркестром придворный капельмейстер Гуго Варлих. Вечером роговой хор также участвовал в парадном спектакле «Жизнь за царя» в Большом театре. На следующий день Варлихом с роговым оркестром была дан концерт («серенада») под окнами Петровского дворца, где остановилась императорская чета. По приезде в Петербург роговой оркестр играл для Николая в Царском Селе и далее несколько раз был вызываем в Царское Село или в Павловск.

Что касается концертов для широкой публики, то их придворный роговой оркестр в царствование Александра III и Николая II почти не давал, обслуживал дворцовые мероприятия. Изредка оркестр играл в парках Петергофа или Ораниенбаума. Известно о публичном выступлении рогового оркестра весной 1904-го, в Народном доме Николая II, где оркестр исполнил в переложении для рогов хор «Славься!».

В апреле 1915 роговой оркестр, как говорилось, вместе с хором и Придворным оркестром под управлением Варлиха участвовал в благотворительном концерте при исполнении гимна Сарти «Тебе Бога хвалим!» также в Народном доме императора Николая II. С этого момента деятельность рогового оркестра вновь замерла…
Замерла – но не умерла. Она словно впала в долгий летаргический сон – почти сто лет молчания. Были редкие попытки снова создать роговые ансамбли и возродить искусство игры на них. Но все неудачно. 

И все же роговая возродилась в третий раз. В новых условиях, с новым отношением к ней. И возродилась надолго. Произошло это в Петербурге в 2000 году…

Но прежде чем вести далее рассказ о роговой музыке, прежде чем рассказывать о возрождении ее и о существовании в веке XXI-м, расскажем еще об одном явлении, которое связано с роговой музыкой. Оно родилось благодаря ей и также было явлением сугубо петербургским.

(продолжение следует)


Рецензии