Стоит ли верить снам

И не слушайте снов ваших, которые вам снятся (Иер. 29:8).

Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям (Сир. 34:2)...




Что же это за явление такое сон?

С точки зрения науки:

сон

периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Различают нормальный (физиологический) сон и несколько видов патологического сна (наркотический, летаргический и др.). Энциклопедический словарь. 2009.


Почему я заинтересовался этой темой? Помню, один православный брат советовал мне различные сонники - толкователи снов. Причем, делал он это на полном серьезе. С точки зрения православия верить снам - это, зачастую (не всегда, ибо бывали и бывают сны от Бога), следствие языческого миропонимания (суеверия). Приведу примеры из творений святых отцов, предупреждающих о тщетности и даже опасности веры в сны.


Лествица преп. Иоанна Лествичника

Из Слова 19-го

1. Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном.

2. Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык.

Из Слова 3-его

О сновидениях, бывающих новоначальным.

24. Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения; потому что гортань различает снеди, слух распознает мысли; при взгляде на солнце оказывается немощь очей; а неразумие души обнаруживают слова. Но закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы. И так я думаю (впрочем не утверждаю), что после слова о странничестве, и даже в самом этом слове, должно сказать несколько о сновидениях, чтобы нам знать и о сем коварстве злохитрых наших врагов.

25. Сновидение есть движение ума при недвижности тела. Мечтание есть обман очей в усыплении мысли. Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет.

26. Причина, по которой мы после предшествовавшего слова решились говорить о сновидениях, очевидна. Когда мы, ради Господа, оставив свои дома и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу: тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее.

27. Бесы тщеславия — пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслью. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, перед теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случившееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть.

28. Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов.


Преподобный Паисий Афонский.


Сны лживы

— Геронда, а может ли человек понять из своих снов, что некие события произойдут в действительности?

— Нет, снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения. Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но, для того чтобы истолковать даже такие сны, нужно иметь чистоту и другие необходимые предпосылки — подобно праведному Иосифу (Быт. 37:5-11) и пророку Даниилу, которые имели Благодать от Бога. «Я, — сказал Даниил Навуходоносору, — расскажу тебе и о том, какой сон ты видел, и о том, что он значит» (Дан.2:25-46). Но какого состояния достиг пророк Даниил! Он сидел вместе со львами во рву, и львы, несмотря на то что были голодны, не трогали его (Дан. 6:16 и ниже). Когда Аввакум привез Даниилу пищу, тот сказал: «Неужели Бог вспомнил обо мне?» (Дан. 14:30-42) Да уж если бы Бог не помнил о пророке Данииле, о ком бы Он тогда помнил?

— Геронда, а некоторые люди не видят снов.

— И хорошо, что не видят! Не тратят денег ни на билеты, ни на бензин! Во сне за одну минуту можно увидеть события, которые в действительности продолжались бы несколько часов или несколько дней. Потому что во время сна время упраздняется. Вот отсюда-то человек и может понять слова псалма: «…ты;сяща ле;т пре;д очи;ма Твои;ма, Го;споди, я;ко де;нь вчера;шний, и;же ми;мо и;де..» (Пс.89:5).

;— Геронда, меня мучают грязные сны…

;— Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву. Чем большее значение ты будешь придавать снам, тем чаще будет приходить враг и тебя искушать. Диавол показывает свои сны не только взрослым людям, но и детям. Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит.

;;— Геронда, а если во время сна ты чувствуешь непонятную душевную тяжесть, что это?

;;— Иногда причиной такой тяжести может быть тревожное состояние, в котором человек живет днем, или испытываемые им различные страхи, подозрения и тому подобное. И конечно, все это может использовать тангалашка. Он способен перетасовать эти страхи, тревоги и подозрения в любой комбинации, только бы ввести человека в смятение. А часто человек спит настолько чутко, что думает, что он не спит и молится о том, чтобы эта тяжесть, которая сдавливает даже его дыхание, ушла.

; ;;А иногда бывает и такое: диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне. Однажды он явился одному больному во сне в виде Святого Арсения Каппадокийского и сказал ему: «Я — Святой Арсений. Я пришел сказать тебе, что ты умрешь. Ты меня слышишь? Ты умрешь!» Человек пришел в ужас. Но Святой никогда не говорит подобным образом. И даже если больному действительно предстоит умереть и ему является Святой, чтобы предупредить его о смерти, то он скажет об этом по-доброму: «Бог увидел, как ты мучаешься, и поэтому Он заберет тебя из этого мира. Постарайся приготовиться». Святой никогда не скажет больному: «Ты меня слышишь? Ты умрешь!»

;;;
— Геронда, а когда человек кричит во сне, почему это происходит?
;;
;
— Когда кричит — лучше, ведь в этом случае он просыпается… Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, — кричу, — тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков.


Внимание к видениям


;;;— Геронда, что отвечать людям, которые рассказывают нам о бывших им видениях, о том, что они видели такого-то святого, или о чем-то подобном?
;; ;— Лучше советуйте таким людям быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надежное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола. Но даже если видение от Бога — с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание — человек — не принимает видения [не огорчается, но наоборот], некоторым образом, приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение. Если явившийся человеку Святой действительно был Святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести ее туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что [вместо Святого] может прийти тангалашка, который включит [бесовский] «телевизор» и начнет свою передачу…

; ;;Помню одну женщину, которая не получила от людей никакой помощи и поэтому имела право на помощь Божественную. Бог, желая помочь этой женщине, дал ей некое видение. Однако после этого видения диавол внушил ей следующий помысл: «Кто знает, может быть, Бог удостоил тебя такого видения, потому что Он предназначает тебя для какой-то высшей миссии!» С того момента как она стала верить подобным диавольским внушениям, диавол начал свою работу и она попала под его власть. Однако в конце концов Бог вновь над ней умилосердился. Ей было видение, и она услышала голос, говоривший ей: «Напиши письмо отцу Паисию и опиши все видения, которые тебе были». Она написала мне письмо и рассказала обо всех бывших ей видениях. Лукавый истрепал ее как следует. Да, все ее видения были настоящими, однако почти все они были от искусителя. Изо всех бывших ей видений только первое и последнее были от Бога. Желая привести ее в чувство и помочь ей освободиться от прелести, Бог позволил произойти этому последнему видению. В конечном итоге несчастная послушалась моих советов и сумела выпутаться [из сети] тех диавольских видений, которые ей были.


Отличительные черты прельщенного человека

;;;- Геронда, а как можно понять, что человек находится в прелести?
;; ;— Это можно понять даже по его внешнему виду. Человек прельщенный внешне облачен в некое ложное «бесстрастие». Он выглядит смиренным и кротким, однако в нем кроется великое самомнение — великая идея, которую он имеет о себе. Взглянув в глаза прельщенного человека, вы увидите, что на всех остальных он глядит как на несчастных, как на муравьев. Однако прельщенного можно раскусить и по тем словам, которые он произносит. Помню одного прельщенного, которого многие люди считали за святого. Он рассказывал, что Христос якобы явился ему, сидя верхом на коне. В руках Христос якобы держал фляжку с вином, из которой дал отпить этому человеку, после чего тот якобы получил дар прозорливости! Как-то раз, когда этот «прозорливец» беседовал с людьми, один человек спросил его: «А почему я тоже не могу совершать чудеса?» — «Потому, что ты совершил такой-то и такой-то грех…» — ответил прельщенный и стал перечислять ему грехи, которые тот действительно совершил. Несчастный человек стал паниковать и приехал ко мне, чтобы все это мне рассказать. «Послушай-ка, — сказал я ему, — неужели ты думаешь, что Святые выставляют людей на посмешище? Людей выставляет на посмешище только диавол. Неужели ты не понимаешь, что [устами этого прельщенного] говорит диавол? И если то, что он говорит, — истина, то эту истину все равно говорит диавол». А еще одна женщина рассказывала мне о том, как она повела одну бесноватую к человеку, о котором ходили слухи, что он изгоняет бесов и совершает тому подобные чудеса. Этот «чудотворец» отвел обеих женщин в одну заброшенную часовню. Как только они вошли в храм, он взял епитрахиль и надел ее на себя. Женщина очень удивилась! Мирской человек и надевает на себя епитрахиль! «Ты что — батюшка?» — спросила его она. «Да что значат все эти батюшки!» — ответил он и принялся осуждать священников. Таким образом несчастные женщины поняли, что он находится в прелести, вскочили и убежали.


Прелесть и сумасшествие

;;;— Геронда, человек, находящийся в прелести, болен и какой-то душевной болезнью?

;; ;— Не всегда. Прелесть — это одно; душевное заболевание — другое. Некоторые люди просто впадают в прелесть. Другие впадают в прелесть и душевно заболевают. Я был знаком с одним монахом на Святой Афонской Горе, который никого не слушал. Он ушел из своего монастыря и шатался по Афону. Четыре или пять раз он приходил ко мне для того, чтобы взять благословение проводить якобы аскетическую жизнь, и каждый раз я советовал ему вернуться в тот монастырь, где он принял постриг. В конце концов он купил каливу и жил в ней один. После семи месяцев такого пустынного жития он пришел ко мне в келью. «Возвращайся в свой монастырь», — уговаривал я его. «Сейчас, — отвечал он, — я взял от монастыря отпускную грамоту и меня уже не примут обратно». — «Будь внимателен, — увещевал его я, — будь очень внимателен. По крайней мере, постарайся привязаться к какому-нибудь старцу, чтобы жить по послушанию, а не по своей воле». — «А вот послушание, — ответил он мне на это, — я буду оказывать воле Божией». — «Давай, давай, — пытался убедить его я, — попросись в какой-нибудь монастырь». — «Я, — отвечал он мне на это, — став пустынником, буду возвращаться вспять? Это ты иди и просись в монастырь». — «Что же я буду проситься один, — говорю я, желая ему помочь. — Если хочешь, чтобы я попросился в монастырь вместе с тобой, то я сделаю это от всего сердца». — «Вот что, — ответил он мне на это, — послушай-ка меня внимательно. Если тебе опостылела жизнь в безмолвии и ты хочешь попроситься в монастырь, то иди и просись!» Увидев, что он ведет себя таким образом — с бесстыдством — я тоже оставил его в покое. Прошло немного времени, и я узнал, что в этого монаха вселился нечистый дух и, кроме этого, он сошел с ума. Ему явился диавол в образе Пресвятой Богородицы и сказал: «Чадо мое, если ты поклонишься мне в ноги, то я дам тебе семь дарований Святаго Духа…» Несчастный подумал: «Сейчас я получу семь дарований Святаго Духа и всем утру нос!» И, пав до земли, поклонился диаволу. Как только он поклонился, диавол потряс его и в него вошел нечистый дух. Однако от этого диавольского потрясения потряслось и его душевное состояние. Он захотел стать протэпистатом, пришел в Священный Кинот, закрыл на ключ находившихся в здании монахов, взял посох протэпистата и, любуясь собой, стал спускаться по лестнице. Монахи в Кариесе удивились, видя, как по лестнице Священного Кинота спускается вниз новый «протэпистат»! Некоторые из монахов потихоньку поехали за больным на джипе и чуть подальше от Кариеса посадили его в машину и отвезли в лечебницу для душевнобольных. Сейчас в отношении беснования его состояние улучшилось, однако психическая болезнь остается при нем.

;;;— Геронда, а человек, находящийся в прелести, не является ли, некоторым образом, бесноватым?

;; ;— Ну а кем же он является? Он не просто бесноватый — находящийся в прелести может иметь в себе больше бесов, чем имеет в себе бесноватый. Однако прельщенный — дело одно, а бесноватый — другое.


Надо быть внимательным с прельщенными

; ;;[В миру] есть два-три духовника, у которых небольшое благоговение сочетается с непорядком в голове. Эти духовники морочат людям голову. И всем-то они ставят диагноз беснования. Они никого не слушают. «Я, — говорят они, — священник и поэтому обладаю властью!» Если вам рассказывают о таких случаях, то объясняйте людям, что происходит, заставляйте их задуматься, потому что такие духовники делают Церкви зло. Говорите людям, которые попали под влияние таких духовников: «Найдите правильного [непрельщенного] духовника и окормляйтесь у него, чтобы получить помощь». Эти «старцы» доходят до того, что используют мое имя и даже мою фотографию — чтобы у людей сложилось впечатление, будто бы они поддерживают со мной отношения.

; ;;Понятно, что эти духовники — люди невеликого ума, и поэтому у них есть смягчающие вину обстоятельства. Однако есть и такие бессовестные, которые сознательно выдают уксус за вино. Один из таких — бывший бухгалтер — сейчас ездит по всей Северной Греции и выдает себя за моего послушника. Он говорит, что я дал ему дар прозорливости и еще «штук пять дарований». Таким образом он прельщает людей и собирает деньги.

;;;— Геронда, этот человек — священнослужитель?

;; ;— Нет, мирянин. Однажды он встретил меня в Дафни, но успел скрыться, чтобы я его не увидел. «Истинное чадо»! Хорошо хоть то, что он любит выпить. От него пахнет перегаром. Некоторые люди видят, как он покачивается, и начинают в нем сомневаться.

; ;;Ох, как много таких обманщиков, которые наживаются на боли людей и превращают эту боль в коммерцию! Один из таких проходимцев сказал некой вдове: «Одна рука твоего умершего мужа не разложилась в могиле, потому что его душа нуждается в молитве». — «Ну что мне теперь делать? — подумала несчастная. — Дам-ка я ему денег, чтобы он помолился о душе моего мужа». Взяв у нее довольно много денег, он спустя недолгое время сказал ей: «Ну что ж, первой опасности мы избежали. Сейчас состояние твоего мужа немножко улучшилось…» Несчастная продолжала давать обманщику деньги, он завладел половиной ее состояния якобы для того, чтобы душа ее мужа обрела покой!

; ;;А есть такие прельщенные, которые, шепча себе под нос какие-то слова, осеняют больных крестным знамением и якобы исцеляют их. И люди обманываются, не идут на исповедь, не приглашают к себе в дом священника чтобы он совершил над ними Таинство Елеосвящения или прочитал соответствующую молитву, однако идут к этим обманщикам. И, между прочим, они оставляют у этих обманщиков целую кучу денег. Мне рассказывали, что в одной деревне два прельщенных устроили очень выгодное дело — настоящий кооператив!.. Диавол наводил на кого-то из их односельчан, к примеру, сильную головную боль, или по наваждению диавола у кого-то из жителей этого села схватывало поясницу. Потом диавол шел к одному из этих прельщенных и сообщал ему: «У такого-то человека сильная головная боль по такой-то причине». Найдя удобный случай, этот прельщенный говорил больному односельчанину: «Я знаю, почему у тебя болит голова» — и тут же рассказывал о «причине» его болезни. «И правда! — поражался больной. — Ты погляди, какое откровение! И что же мне сейчас нужно делать, чтобы голова прошла?» — «Иди к такому-то, и он тебе поможет», — говорил прельщенный и посылал его к другому прельщенному. Видите, какую хитрость измыслил диавол, чтобы удерживать людей в прелести? Объединил двух прельщенных в «медицинский кооператив»! Один ставил диагноз, а второй якобы исцелял! Диавол сделал это, чтобы удерживать людей подальше от Церкви.




«Совершенно не верь никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы». Блаженный Диадох Фотикийский

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним». Святитель Игнатий Брянчанинов

«Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию». Преподобный Макарий Оптинский

«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения». Преподобный Амвросий Оптинский


"Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи". Преподобный Иоанн Кассиан

«Желающий достигнуть бесстрастия, должен… не бояться также сновидений злых или как бы хороших, ни мысли лукавой или благой, ни печали или как бы радости». Преподобный Петр Дамаскин

«Не верь обманчивым снам, возлюбленный; “сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтоб видать нам видения ангелов?». Преподобный Ефрем Сирин

 
В заключении, мне бы хотелось отметить еще и тот факт, что многие православные сегодня весьма увлекаются психологией и психотерапией, вместо того, чтобы изучать святых отцов. А ведь это, как раз одно из любимых занятий психотерапии -  толкование снов и даже на основе этого постановка диагноза нервного заболевания! Но святые отцы нас предупреждают, что многие сны приносят людям бесы. Воистину, психологи и психотерапевты здесь гоняются за дьявольской тенью!


PS

Кстати, чуть совсем не забыл, есть и советы святых как готовиться ко сну.

«Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и Промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих». Преподобный Антоний Великий


«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает». преподобный Нил Сорский




Список литературы


 Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

 Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.

 Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

 Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.

 Григорий Богослов, святитель. Слово 37.

 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.

 Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.

 Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.

 Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.

 Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.

 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3

 Там же. 20.12–13.

 Там же. 20. 3–5, 9, 11

 Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.

 Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

 Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.

 Нил Сорский, преподобный. О спасении души.

 Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.

 Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.

 Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.

 Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.

 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.

 Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

 Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

 Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

 Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

 Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.

 Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.

Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.

 Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.

 Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

 Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.

 Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.

 Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.

 Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

 Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.

 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.

 Там же. 3. 26.

 Там же. 3. 27.

 Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.

 Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.

 Там же. 37.

 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.

 Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.

 Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.

 Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

 Там же.

 Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.

 Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.

 Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.

 Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.

 Там же. 562.

Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.

Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.

Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.

Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.

Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.


Рецензии
Фундаментальненько Вы подходите к вопросу. Как Вам это:
[Быт.20:3] И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа.
[Быт.28:10] Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
[Быт.28:11] и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
[Быт.28:12] И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
[Чис.12:6] И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;

Епифан Борецкий   14.07.2018 08:34     Заявить о нарушении