Язык, понятный народам мира

           ЯЗЫК, ПОНЯТНЫЙ  НАРОДАМ  МИРА 

     В 60 годы прошлого столетия в мире обострилась борьба между Советским Союзом  и  США  за  души и сердца народов Земного шара. Советский Союз интересовали вопросы дружбы, взаимопонимания, гарантирующие мир и спокойствие. Монстров капитализма  (США, Англию, Францию, ФРГ) интересовали  вопросы выгоды и обогащения.  Советский Союз, в ущерб себе, помогал многим странам поднять экономику, культуру, науку, технический уровень, стать независимыми государствами. США и другие капиталистические  станы такая постановка вопроса не устраивала, им нужен был, тогда и сейчас, мировой хаос, как гласит русская народная поговорка: «В мутной воде легче ловить рыбу!».
     В ВУЗах больших городов СССР появилось много иностранных студентов из социалистических стран и стран, освободившихся от колониального рабства Америки, Англии, Франции. Советское правительство стремилось показать всему миру преимущества Социалистической системы развития. С этой целью был проведен Московский Международный Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В 1960 году в Москве был открыт Университет Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы, из стен которого вышло много специалистов в различных областях человеческой деятельности. Но подготовка иностранных специалистов возлагалась и на другие ВУЗы страны.
     В один из ВУЗов Харькова  в 60-тые годы были направлены молодые люди из Афганистана, Вьетнама и Китая. Они год изучали только русский язык и могли как-то на нем общаться между собой и с русскими людьми. Руководство учебного заведения, стремясь, чтобы иностранцы более качественно познали быт и культуру советских людей, чтобы быстрее научились думать на русском языке,  могли на нем общаться друг с другом, в обществе, понимать лекционный материал, терминологию технических предметов, селило в общежития иностранных ребят обязательно с русскими, или украинскими студентами. 
     Так в общежитие, в одну из комнат на третьем этаже, были поселены два Афганца, один Вьетнамец и один Украинец: – Сияр, Саид, Ван и Митя.  Биографии иностранцев не были известны окружению, но были хорошо известны особым отделам. А вот биография Мити была доступна его однокурсникам. Митя – парень 22-х лет, физически крепкий, выносливый, добряк по натуре, отслужил армию. Служба прошла в конвойных войсках МВД СССР, он легко поступил в институт, учился на стипендию, был идейно подкованным и на хорошем счету у партийного и институтского руководства. Между двумя Афганцами и Вьетнамцем он оказался хорошим связующим звеном, как говорят: «Палочкой – выручалочкой!». С Митей иностранцы очень подружились и всегда старались быть рядом с ним, и всегда могли получить действенную защиту и помощь от него.
     Митя быстро приучил ребят к простой русской пище, в рацион которой  входил борщ, супы, сало, куриные яйца, крупы, овощи и картофель. По праздникам ребята не гнушались пропустить по стопке «Московской», тем самым показать окружающим, что они стали настоящими российскими мужиками. После таких трапез их тянуло  побродить по городу, посетить парки, зоопарк, кинотеатры, познакомиться с русскими девушками, бывать в гостях у Митиных родственников, живущих в пригороде. Ван при этом говорил: «Руски – осень колошо!».
     Но при всех положительных качествах, у Мити был серьезный недостаток: не мог парень разговаривать без употребления матерных слов. Видно в период армейской службы, общением с заключенными они пропитали  его память и мозг, как соль пропитывает вяленую рыбу. Без этих слов ему было трудно разговаривать, писать, - они были у него, как знаки препинания, как особые штрихи, увязывающие мысль.
     Иногда он терял контроль за  речью и мог ляпнуть в присутствии девушек, преподавателей и преподавательниц, такие связки, которые не только написать, но и подумать о них стыдно.
     Некоторые преподаватели недоумевали, когда на практических занятиях они не могли выудить из этого студента простую мысль по какому-либо простому вопросу. Но по его поведению преподаватели видели, что парень усвоил вопрос, молча, и руками может выполнить любой практический прием, а пояснить это словами, пересказать, у него не всегда получалось.
     Этой болезнью Митя  быстро заразил иностранцев и те, не понимая смысла матерных слов, бросались ими в разговоре с кем-либо и могли такое-е-е! ляпнуть, что у окружения красками наливались лица и пухли уши. Никто не пытался разъяснить ребятам о пошлости произнесенного слова, а им казалось, что, произнесенная фраза, достигла цели, пронзила собеседника от головы до пяток.
     С применением матерных слов Афганцы и Вьетнамец стали быстро понимать друг друга, здесь не надо было думать о грамматике русского языка, о правильном построении того, или иного предложения. Фразы: «Не болтай!..», «Уйди!..», и другие, с применением матерных слов им казались проще и значительнее. Применив в разговоре какое-либо слово из словаря пошлых слов, ребятам казалось, что они, произнеся его, достигали цели, как одним ударом надежно забив гвоздь, в дубовую доску.
      Иногда с ними случались казусы на практических занятиях – это вызывало у преподавателей вопросы и недоумения: «Кто научил ребят такой пошлости и непристойности?..». Но, и иностранцы недоумевали, почему аудитория дружно смеётся, а преподаватель краснеет. У них, как у малых детей, округлялись глазки, а гримаса на лице вызывала вопрос: «Что я сказал не так!..», «В чем моя вина?..».
     Обо всех этих казусах я не смею писать и оставляю право самому читателю пофантазировать и представить, в каком неловком положении оказывался преподаватель и, особенно, преподавательница.
     Эти «хохмочки»,  случавшиеся с иностранными студентами, долго гуляли среди студенчества, как очень забавные анекдоты и передавались из поколения в поколение.
     Но один случай был не забываемый и ему я посвящаю несколько строк.
     После Первомайской демонстрации ребята уставшие пришли в общежитие и, немного отдохнув, организовали в своей комнате праздничный обед. Саид и Сияр приготовили плов, Ван выставил на стол жареную селедку, приготовлением которой он поднял такой смрад и зловоние не только на кухне, но и по всему общежитию, а Митя выставил на стол тарелку со шматками, нарезанного, сала и две бутылки «Московской».
     Обед прошел с праздничными поздравлениями, добрыми пожеланиями. Насытившись и немного захмелев, друзей потянуло к духовной пище, они  включили магнитофон,  эфир заполнился Афганскими и Вьетнамскими песнями и мелодиями, друзья подпевали. Мите Афганские и Вьетнамские песни и мелодии были непонятны, и он, набрав, в свою мощную грудь воздуха,  затянул строевую: «…Маруся, раз, два, три калына – чернявая дывчина – в саду яблоки рвала!..», иностранцы, видно ранее уже слышали эту строевую,  дружно ему подпевали. Ван вышел из-за стола и в такт этой строевой стал маршировать на маленьком пятачке комнаты. Ему тут же составил компанию Саид. Вдоволь намаршировавшись в комнате, друзья  покинули её и  строевым вышли в коридор. Они шли в обнимку, продолжали петь и выкрикивать проклятья в адрес Америки, Англии, Франции, капитализму, украшая свои пожелания матерными словами: «Америка – х…о!», «Капитализм – х…о!» и т.д.
     Из соседних комнат выглядывали студенты и, убедившись, что ничего страшного не стряслось, закрывали двери со словами: «Ничего страшного! – это Афганец и Вьетнамец продолжают праздничное шествие».
     Покачиваясь, ребята вошли в расширитель и плюхнулись на диван.
     - Дружба – осень холосо!  Мира!.. Труд!.. Май!.. – осень холосо! – выкрикивал Ван, как лозунги, услышанные им с трибуны на демонстрации, несколько часов назад.
     Отдышавшись, ребята стали вести разговор между собой. Им было трудно понять друг друга, а Мити не было рядом, он оставался в комнате, продолжал петь, но уже народные Украинские песни. Вход пошли жесты руками, мимика, ну и, конечно, матерные слова. Хмель в головах, потянул друзей померятся силой. Вьетнамец был щупленький молодой человек, и когда появлялся на людях по пояс раздетым, студенты шутили: «Ван тебе бы учиться в медицинском институте, там бы ты мастерски исполнил роль скелета!». Саид был в меру упитанный  и физически крепкий парень.
      Когда же Ван решил показать Саиду какой-то борцовский прием, тот ловко вывернулся, крутнул Вана вниз головой и каким–то  образом своим коленом сильно надавил последнему на солнечное сплетение. Ван потерял сознание. Несколько минут – Ван не приходит в себя. Легкие похлопывания по щекам не возымели никакого положительного действия. Саид испугался, с криком о помощи вбежал в комнату: «Митя! Вану осень х…о!». Митя   сообразил, что что-то произошло,  и вмиг оказался у бездыханного Вана. На крик в расширитель вбежали студенты из других комнат. Искусственные манипуляции конечностями, искусственное дыхание, которым Митя был обучен в армии, не дали положительного результата.
     - Быстро воды! – скомандовал Митя.
     В считанные минуты в расширитель вбежал Саид с ведром  воды и, не раздумывая, вылил его содержимое на Вана, окунув последнего с головы до ног в холодную воду. Ван открыл глаза, что-то пролепетал на своем родном языке. Друзья бережно его подняли и усадили на диван. Саид стоял перед ним на коленях, и было понятно, просил у последнего прощения на афганском  языке и  помощи у Аллаха.
     Когда же Ван окончательно пришел в себя, почувствовав на себе до нитки промокшую одежду и вспомнив причину этого события,   пролепетал, глядя Саиду в глаза, какие-то упреки и возмущения на Вьетнамском языке. Тот не понимал глубину этих фраз, продолжал молиться, отбивая поклоны Аллаху. 
     И вот тут из памяти Вана на язык выплеснулись все русские слова международного общения. Ван кричал и посылал в адрес Саида непристойности, которые ему тут же стали понятны, задели, как говорят: «за живое». Саид поднялся с колен и на каждое матерное слово Вана, посылал в его адрес, ответные, хлесткие слова, из того же словаря.  Перепалка продолжалась несколько минут, вызывая неудержимый хохот присутствующих.
    


     PS. Этот инцидент не омрачил дружественных чувств иностранцев.  Через два года ребята окончили институт,  разъехались в свои страны, увозя с собой хорошие технические знания и знания богатого, красочного РУССКОГО ЯЗЫКА и добрую память о Советских людях!


05.05.2018 г.













 
   


Рецензии
А некто В. В. Путин сказал с пренебрежением об социализме: "Мы это проходили". Да, мы и капитализм проходили, до 1917 года, а они его вернули, причём со звериным оскалом. Кто был ничем достал совсем.

Николай Павлов Юрьевский   17.08.2019 22:43     Заявить о нарушении
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ, Спасибо за отзыв! Извините за столь поздний ответ!
Владимир.

Владимир Пастер   31.01.2022 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.