Страна Негодяев

  Тут как то, одно юное дарование, филологического плана, спросило меня, на тему какого произведения Есенина, лучше написать реферат. И я право растерялся, ибо как каждый россиянин, первым делом вспомнил «Не жалею, не зову, не плачу» и «Дай лапу Джим на счастье мне». Стихи конечно хорошие, но не для реферата. И тут я вспомнил самое загадочное стихотворение Есенина – «Страна негодяев».
Эта драматическая поэма была впервые издана в1924 году, и после этого ее периодически цензурировали или просто выкидывали из собраний сочинений Есенина. Уж больно на была своеобразна и даже где то цинична…

«Стой!
Кто идет?
Отвечай!..
А не то
Мой наган размозжит твой череп!
Стой, холера тебе в живот!»

Согласитесь, какой драйв однако. И идеологически вещица была не совсем выдержана…
Главный герой бандит-анархист Номах (явный намек на Махно), явно вызывает симпатии у автора, а вот комиссары - Чекистов, Замарашкин, Лобок - абсолютно нелицеприятные субъекты. И в центре сюжета, успешное ограбление золотого эшелона, после которого банда собирается обменять золото на валюту, махнуть в Польшу и начать оттуда бороться против советской власти.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЯМ

Надо помнить, что в те времена, только-только закончилась Гражданскя война, и буквально намедни, большевики расправились со своими союзниками по Октябрьскому перевороту. Да, да, имени перевороту. Революция была в феврале, а дальше, абсолютно по законам диалектики шли переделы власти… якобинцы, жирондисты, термидорианцы и.т.д. Пока не пришел Бонапарт, ой, ДядюшкаДжо.
Кто не знает, но самой массовой партией в октябре 1917 года были Социалисты-Революционеры (Эсэры) их было порядка миллиона, у них било 436 организаций в 62 губерниях, а также на фронтах и флотах. Были левые эсэры, правые эсэры и просто эсэры (центристы), и они имея большинство в местных советах занялись грызней между собой и упустили власть.

Большевиков, после того как они объединились с меньшевиками, стало 250 тысяч (согласитесь, жидковато на фоне эсэровского миллиона). Кстати что забавно, одной из причин раздрая РСДРП на меньшевиков и большевиков, был вопрос о членских взносах. Мартов считал их не обязательными, а вот Ленин наоборот (ему что мало было денег от Чудесных грузинов Камо и Кобы, вкупе с Германским и Японским золотом ?). Но большевики смогли создать жесткую организационную структуру, что и помогло им взять власть.
Были еще и анархисты. Их были десятки тысяч, но они были разбиты на сотни групп и организаций. Только Махно смог создать нечто вроде своего государства.
И всех этих союзников, большевики отодвинули в сторону и просто уничтожили.

А вот теперь мы подходим к главным (на мой взгляд) строфам в этом стихотворении…

«У меня созревает мысль
О российском перевороте,
Лишь бы только мы крепко сошлись,
Как до этого в нашей работе.
Я не целюсь играть короля
И в правители тоже не лезу,
Но мне хочется погулять
И под порохом, и под железом.
Мне хочется вызвать тех,
Что на Марксе жиреют, как янки.
Мы посмотрим их храбрость и смех,
Когда двинутся наши танки».

Вот такой вот вызов власти. Вот такой вот крик души поэта, разочарованного плодами Революции.


Рецензии