краткая история арт-рынка

Очень краткая история арт-рынка с моей точки зрения.
Все то, что я читал и слышал об арт-рынке туфта и сказки, сказки и туфта. Все иллюзия. Я сам бы охотно во все это верил, если бы в течении многих лет не рисовал заказные портреты. Нарисовал я их более семи тысяч. Более семи тысяч рисунков обменял я на денежные знаки. А так же продал несколько картин (не только своих) и еще поддельную Пустоту Ива Кляйна.
В принципе описать арт-рынок довольно просто. Это обмен одних изображений на другие. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Хотя денежные купюры это всего лишь печатная графика, но сними тоже не все так просто.
Художники люди не очень хорошие, так себе люди. Но народ их любит, потому что они когда то создавали образы Божественного. А некоторые даже писали Богоматерь (я тоже писал). Церковь заказывала, мастера работали, а Власть данная Богом все это дело оплачивала. За одно, чтобы показать свою божественность, Власть заказывала художникам собственные изображения. Когда то придворные художники писали королей, принцев и принцесс.  Когда то портреты женихов и невест играли важную политическую роль при заключения династических браков. Короли заказывали портреты невест, богатые люди заказывали росписи своих сундуков. Заказывали, так же, Венер для спален, натюрморты для столовых и не было никакого арт-рынка. Он появился только благодаря кальвинизму и кальвинистским "как бы иконам".
1.
У кальвинистов (Пуритан, Гугенотов) нет богослужений, есть только проповедь искренней веры и труда, которые должны привести к счастливому процветанию. В кальвинизме нет икон. В Нидерландах роль икон для кальвинистов играли маленькие, тщательно проработанные картины сделанные при помощи камеры обскура (фотографии выполненные вручную). Сейчас эти картины называют "малыми голландцами". Кальвинисты Нидерландов украшали ими свои дома вместо икон. Акт покупки такой картины был для них, как бы, религиозным актом, способом выразить свое поклонение трудолюбию.
 С 15 века художники, скульпторы и печатники объединялись свои корпорации (гильдии святого Луки). С появлением арт-рынка в Нидерландах, гильдии святого Луки стали его регулировать таким образом, чтобы защитить своих членов.
Монархам для украшения собственных дворцов, нужно было много профессиональных декораторов, но им было невыгодно иметь дело с  гильдиями святого Луки. И они создавали собственные  придворные академии художеств. Сначала академии создавались художниками, а монархи просто оказывали им свое покровительство. Давали заказы. Эта система отношений хорошо себя зарекомендовала (покровительство в обмен на гарантию качества). И многие монархи обзавелись собственными академиями.
Академии устраивали  выставки - академические салоны. Но Великая французская революция допустила в салоны всех художников. А после реставрации монархии, академики должны были показать свое превосходство над простыми художниками. Каждый мог участвовать в салоне, но салон всегда должен был показывать превосходство академиков (превосходство монархии над республикой). Для потехи публики даже сделали салон отверженных, чтобы показать ничтожество отвергнутых художников. Монархи торжественно посещали выставки своих академий и делали там закупки. Вслед за монархами выставки посещали придворные. Выставки академий были элементом великосветской жизни, участие в которой мог принять каждый, покупая искусство на академической выставке. Каждый мог почувствовать себя князем (принцем Шукеном). Таким образом возник вид арт-рынка управляемый Салоном. Так же, как монархия управляла буржуазией.
2.
Люди, естественно, украшали свои дома изображениями, но это была, в основном, печатная графика, которую продавали торговцы книгами. Картинами же занимались торговцы редкостями. Чтобы картина имела ценность она должна была быть редкой и уникальной. Коллекционеры картин собирали их в собрания, которые продавались и перепродавались. На основе крупных собраний  в последствии были созданы музеи. Чтобы прославить свое имя в веках достаточно было создать музей. Музеи создавались монархами. С развитием промышленности появились промышленно-торговые короли, которые тоже стали создавать свои музеи. От Николая Второго остался Русский музей, от Павла Третьякова - Третьяковская галерея, хотя он даже торговым королем не был. От многих торговых королей не осталось ничего.
Традиционно центром искусства считалась Италия. Состоятельные люди после путешествий в Италию привозили картины (итальянские виды). Другим центром искусства и МОДЫ был Париж. В Париже проходили всемирные выставки, которые пропагандировали все модное и передовое (авант-гардное). После посещения Парижа туристы тоже привозили виды. Но самые передовые везли из Парижа авангардную живопись. Авангард покупали американцы, покупали русские: Морозов и Щукин (выдававший себя за принца Шукэна). Некоторые английские коллекционеры тоже покупали. А Роджер Фрай даже придумал постимпрессионизм, которого, как бы не было. Постимпрессионизм - это то что входило в коллекцию Фрая.
У буржуазии были деньги, чтобы покупать. И она покупала. Покупала старых мастеров для престижа у Вильденштейна. Покупала барбизонцев, которые писали обратную сторону леса Фонтенбло (королевской резиденции). Покупала салонных художников.
Те же кто не попал в Салон, влачили жалкое существование. Но не все они были бедны. Многие импрессионисты и постимпрессионисты были людьми с деньгами. Некоторые были богаты, а Кайбот и Сезан - очень богаты. Им не нравилось то, что выставляют в Салоне Они всерьез занимались живописью. И делали то, что нравится молодым буржуа. То есть им. Им нравились новые технологии: фотография, краски в тюбиках, новые теории цвета... Им нравился технический прогресс...
Вместо того чтобы покупать чужие картины за свои деньги они писали свои. И сами их выставляли. Но всех превзошел итальянский миллионер Маринетти. Он писал футуристичесие картины чужими руками. Он покупал не картины, он покупал таланты. Немцы Уде и Канвейлер вели себя скромнее и примитивнее. Они занимались кубизмом и примитивом. Во время первой мировой войны их коллекции были конфискованы. После войны их распродали за гроши. Французы авангард не покупали, им он был не нужен. Многое поочти даром купил Андре Бретон, основатель сюрреализма. Потом спекулировал авангардам. Сам сюрреализм - это тоже спекуляции на тему авангарда. Трюк Бретона повторила Пегги Гугенхайм в 1940 году, перед оккупацией Парижа она скупила по дешевке все что можно и вывезла это все в Америку, прихватив в качестве мужа Макса Эрнста (будущего вдохновителя американского абстрактного экспрессионизма).
3.
Между двумя мировыми войнами изобразительное искусство развивалось там, где была государственная поддержка. искусство развивалось в Советском Союзе, а Италии, в Мексике. Когда в США тоже решили развивать искусство в общественных пространствах, своих художников там не нашлось. Художников завезли из Мексики, потом пришлось отскабливать Ленина со стены в Рокфеллер-центре. В последствии художественный критик Гринберг так запугал сотрудников ЦРУ советско-мексиканским соцреализмом, что они решили поддержать отечественный американский абстракционизм.  До Гринберга абстракционизм не был популярен в Америке. Стэнтон Макдональд-Райт, например, не мог себе позволить жить в Нью Йорке. Только художники пин-апа были там популярны.
Клемент Гринберг сделал абстракционизм идеологическим оружием и все изменилось.  Не случайно, что самой дорогой  картиной  стала абстрактная картина  Джаспера Джонса.  Художника, рисовавшего картины с изображением американского флага. Пиши нечто похожее на американский флаг и ты будешь успешным и гениальным. Изображай убогий советский коммунальный быт, как Илья Кабаков, и ты будешь гениальным и успешным. А что касается красивых картинок в духе соцреализма, то они не имеют никакой финансовой и художественной ценности. (Пытался их продвигать один галерист, галерист Миши Брусиловского, но как то он вдруг неожиданно умер).
Возможно, никакого соцреализм вообще не было, просто советский режим насильно заставлял художников портить холсты. Да еще был муж великой художницы Фриды Кало, который тоже чего-то там  малевал на стенах. Но это неважно, ибо настенная роспись должна быть абстрактной. Абстракция организует дизайн пространств новой архитектуры. Об этом еще Кандинский говорил, когда преподавал настенную роспись в Баухаузе. Пейзажи, ню, натюрморты, портреты организовывали дизайн пространств старой архитектуры, абстракция - новой. В некоторых странах есть даже закон, что при возведении новых зданий, на дизайн их пространств нужно тратить определенный процент.
4.
Абстракционизм организует дизайн пространств новой архитектуры. В некоторых странах есть даже закон, что при возведении новых знаний на дизайн их пространств нужно тратить определенный процент. Это стимулирует продажи абстркционизма. В общем, люди хотят Кандинского, люди хотят Ротко, хотя любят они совсем другое. Они любят, то что продается на арт-базарах, они любят китч.
Арт-базары это периферийные атавизмы, рудименты арт-рынка, который существовал в XVII веке, в Голландии, когда она была ведущей морской державой. Потом ее место заняла Англия, центр арт-рынка переместился туда и англичане стали тащить в свои кладовки ценности со всего мира и раскладывать их по полочкам. В начале они коллекционировали голландскую и итальянскую живопись. После французской революции стали покупать живопись у бежавших аристократов. Холсты было легко свернуть в трубку и вывезти. В скупке французского авангарда они приняли участие оригинальным образом, придумав постимпрессионизм (коллекция Фрая). Коллекции предметов искусства были хорошим вложением денег, занимали мало места, при денежных затруднениях их было можно продать через аукционы. Пока Британия была мировой державой коллекции циркулировали внутри страны, но когда появились американские деньги, искусство стало уплывать в Америку. В "ревущие двадцатые"  Джозеф Дювин очень успешно перепродавал в США  коллекции разорившихся английских аристократов. Дювин умудрялся продавать и во время Великой депрессии. Те кто покупал в это время в последствии выиграли невероятно. Послевоенный бум привел на арт-рынок деньги финансовых спекулянтов. Они хотели застраховаться "вечными ценностями" и вкладывали.... Арт-рынок стал подобен бирже, которая постоянно играет на повышение. Аукционы разгоняли цены, цены росли. Они росли постоянно. От краха эту схему спасло появление корпоративных коллекций. Первую корпоративную коллекцию 1959 году создал Девид Рокфеллер (брат Нельсона, который прожил более 100 лет) . После него корпоративные коллекции стали создавать все, и арт рынок получил огромную финансовую базу.  Соперничество аукционов Park Bernet (США) с Sotheby’s (Англия) закончилось их слиянием  в 1964 году. Жесткое соперничество Англии и США (о котором наши пропагандисты предпочитают молчать) закончилось победой Америки. Англия присоединилась к победителю. (Важную роль в этом деле сыграл Уинстон Черчиль, который был наполовину американцем).
 В Британии появились Поп-арт и концептуализм , которые буйным цветом расцвели  в Америке (на финансовом гумусе). Люди хотят Кандинского, люди хотят Ротко, хотя любят они совсем другое. Но пипл хавает не то что любит, а то что навязано рекламой. Современный художник должен создать своего потребителя при помощи пиара. Вернее, этим занимаются специальные арт-менеджеры, которые могут сделать культ из всего: хоть из СУПА КЭМПБЕЛЛ, хоть из стрит-арта.
5.
Современный рынок требует инфраструктуры. Главная движущая сила арт-ранка - крупнейшие аукционы они своими запредельными ценами подтверждают ценность искусства. Ярмарки стимулируют продажи. Арт-ярмарки делятся на центральные и периферийные. На периферийных своим искусством торгуют сами художники. На центральных - торгуют галереи. Музеи, как это не странно, тоже являются частью инфраструктуры арт-рынка. Музеи играют роль резервной финансовой системы. Музеи гарантируют ценность произведений. В музеях хранятся эталоны, оригиналы постеров.
Торговля постерами приносит хороший доход.  Успешно торговал постерами " Больших глаз" торговец обувью  Уолтер Кин. Еще до поп-арта американские художники пин-апа делали себе состояние на постерах. Можно сказать, что Энди Уорхол тоже производил своеобразные постеры на своей фабрике.
В 80 годы основой арт-рынка окончательно стали корпоративные коллекции.  Очередной кризис 87 года (год смерти Уорхола) ограничил финансовые ресурсы корпораций. Но механизм повышения цен на арт-рынке продолжал работать. Механизм стал надувать финансовый пузырь. Пузырь лопнул в 90-м (за год да краха Советского Союза). Оказалось, что вечные ценности не так уж вечны. И инвестиции в искусство не дают стопроцентной гарантии. Особенно упали в цене гении нео-эспрессионизма. И все эти "Мери Буны", "Гагасяны", "Бишоубергеры" и все прочие последователи Лео Кастелли стали придумывать новые хитрости и уловки.
Некоторые нео-экспрессионисты занимались стрит-артом и арт-бизнес стал популяризировать стрит-арт. И это не важно, что стрит-арт создает визуальную среду для скрытой рекламы наркотиков. Это даже хорошо, потому что у наркобизнеса есть деньги и он может их вложить в полезное для него искусство. В данном случае арт не важен, в данном случае важен бизнес. Цены на Жан-Мишеля Баскию удалось взвинтить. 16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.
Анализируя нео-экспрессионизм, трансавангард, YBA и "Монохром", я пришел к удивительному выводу: арт-рынок не так прост и понятен, как кажется. В нем есть скрытые дверцы в которые могли бы войти например русские художники. А могли бы украинские, турецкие или казахские и даже отдельно взятые уральские художники, или художники Владивостока или Калининграда. Те кто догадается и те кто захочет...
6.
Распад Советского Союза совпал с крахом арт-рынка. В СССР арт-рынка не было, были не рыночные отношения, которые тоже потерпели крах. Художники работали на худ-комбинаты, преподавали соц-реализм, или занимались народным творчеством. Были те кому повезло, они продавались на Западе за валюту. После краха советской системы на Западе захотели продаваться все, но их там не очень покупали. ( Были такие, кто найдя какую нибудь одну безумную поклонницу, в какой нибудь зарубежной глуши, становился гением и знаменитостью местного российского разлива). Некоторым художникам удалось устроится на арт-базаре и производить "малых голландцев а ля рюс". Еще можно было заработать заработать рисуя портреты, до тех пор пока не появились сотовые телефоны с фотокамерами. Технический прогресс убил уличное рисование туристов.
Когда в новой России появились свои корпоративные коллекции, то они стали покупать Вечные ценности: Айвазовского, Шишкина, Начало 20 века, иконопись. Пришлось бывшим соц реалистам и бывшим комсомольцам ударится в религию. Ибо Церковь заказывает, бывшие соц-реалисты исполняют, а Власть, которая как бы от Бога, оплачивает все это дело. Но чтобы не было впечатления, будь то бы, Россия средневековая, мракобесная страна, Власть поддерживает, так же, институции современного искусства, которые проводят выставки и бьеннале. Есть в России и перформансы, и инсталляции с видео-артом. Есть так же галереи, арт-ярмарки (центральные и периферийные), "специалисты" по арт-рынку, которые зомбируют публику умными терминами и цифрами безумных цен.
Искусство, на самом деле, всегда являлось частью какого нибудь религиозного культа. Культа Духов, Богов, Героев, Царей, Диктаторов, культа Денег, культа Знания и Прогресса... С буржуазным искусством с его арт-рынком  все ясно это часть культа Денег. Арт-рынок это часть культа денег. Картины это деньги, которые висят на стене. Центрами эмиссии этих денег являются некоторые галереи. А музеи играют роль резервной денежной системы. Специалисты по арт-рынку это не специалисты по искусству, а финансовые аналитики и консультанты (если повезет).
"Специалисты" по арт-рынку поэтому, публику, как бы, просвящают, ибо арт-рынок дело темное, мутное это дело. Даже прокуратура Нью-Йорка не смогла в этом деле разобратся. Да, живопись это такие хитро окрашеные поверхности от которых свет отражается таким образом, что создает иллюзию не того, что НЕТ на самом деле.
Я это знаю хорошо, потому что закрашиваю листы бумаги таким образом, что у людей создается иллюзия будь-то бы эти листы ни них похожи.


Рецензии