Священномученик Серафим Звездинский

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
13/26.08 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик епископ Серафим (Звездинский Николай Иванович) родился 7 апреля 1883 года в Москве в семье единоверческого священника, настоятеля Троицкого храма. Мать умерла через два года после рождения сына. Рассказывая о своем детстве, Владыка вспоминал, что его, маленького, неопустительно будили в церковь к ночной службе под праздники. Утреня по единоверческой традиции совершалась ночью. И в холод, и в непогоду его вели в храм, где он часто засыпал, но присутствие на Богослужении считалось необходимым для воспитания.

В 1895 году он окончил церковное училище при единоверческой церкви и поступил в Заиконоспасское духовное училище, которое окончил 1899 году.
В 1899 году поступил в Московскую Духовную семинарию.
В храме Христа Спасителя в Москве епископом Парфением (Левицким), бывшим незадолго до этого ректором семинарии, совершено было посвящение Николая в чтеца и иподиакона.

В 1902 году Николай серьезно заболел воспалением лимфатических желез, так что врачи уже не ручались за его жизнь. Но был чудесно исцелен по молитвам святого старца Серафима Саровского, с верою и молитвою прикладываясь к его образку, присланному настоятелем Саровской пустыни игуменом Иерофеем. Образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал его почти всю его жизнь. После чудодейственного исцеления его родной отец иерей Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею; по предписанию Святейшего Синода составил благодарственный тропарь и кондак, посвященные преподобному Серафиму (тогда еще не канонизированному). Через год после этого Николай стал свидетелем и участником торжеств прославления преподобного Серафима Саровского.

В 1905 году он окончил семинарию и поступил в Московскую Духовную академию.
Среди студентов академии, куда в ту пору проникал дух бунтарства, юноши, избравшие монашеский путь, не пользовались расположением товарищей и профессоров, но лавра с ее уставом и тайными миру подвижниками приблизила Николая и двух его друзей к монашеству. Соединившись духом, они приступили к раке преподобного Сергия и дали обет принять монашество.
Будучи еще студентом и побывав в Чудовом монастыре в Московском Кремле, Николай посетил отца Герасима (Анциферова), имевшего послушание стоять у раки святителя Ионы в Успенском соборе Кремля, почитавшегося за прозорливого, к которому потом часто хаживал как к теплому молитвеннику и любвеобильному утешителю. Однажды отец Герасим взял его к своим духовным детям. "Я привез вам чудовского архимандрита... Это наш будущий архимандрит", – так отрекомендовал он Николая. Пророческие слова сбылись в точности; тогда же казались дивными.

Духовником его был известный старец-затворник иеромонах Алексий (Соловьев) Зосимовский.
В сентябре 1908 года Николай был в Зосимовой пустыни и просил благословения на постриг. Старец благословил не медлить.

26 сентября 1908 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре он был пострижен в монашество с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского. Небесным миром сияло его лицо, когда после пострига подходили к нему монахи, спрашивая: «Что ти есть имя, брате?»
Пять дней и пять ночей провел вместе с другими новопостриженными в Успенской церкви Гефсиманского скита. Клобук не полагалось снимать до семи дней. Он жал и резал уши своими краями, как терновый венец. "Пережил здесь я, – вспоминал позже Владыка, – и рай, и ад. Неожиданно вдруг в душе поднялся ужас, страх, ропот, отчаяние. Что я сделал? Зачем стал монахом? Заживо себя похоронил... Готов был об стену биться и... вдруг – грохот: все зашаталось. Иконостас с грохотом провалился вниз, и адский хохот сатанинский раздался под церковными сводами. То было дьявольское наваждение..., адское омрачение, но Христос пришел и рассеял его Своею Благодатью. Свет, мир, тишина, теплота, радость исполнили сердце. И все утихло. Боже, слава Тебе!.."
Инок Серафим оставался в монашестве без священного сана меньше месяца.

4 ноября 1908 года в академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Евдокимом (Мещерским), ректором академии, отец Серафим был рукоположен в иеродиакона.
В диаконском сане был от осеннего праздника Казанской Божией Матери до летнего.
21 июля 1909 года был рукоположен во иеромонаха.

В учебе за помощью он обращался к преподобному Сергию и святителю Николаю, умоляя их о ниспослании дара проповедования. И сполна получил этот дар. Сочинения его печатались в академических журналах, отзывы профессоров были самыми высокими. Его проповеди пользовались успехом.
В 1909 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата-магистранта Богословия.

В 1909-11 годах иеромонах Серафим – преподаватель церковной истории в Вифанской Духовной семинарии в городе Сергиев Посад Московской губернии.
Назначение было получено вскоре после окончания академического курса. Здесь он ранним утром шел совершать Божественную литургию в Вифанский храм, затем – в семинарию. Воспитанники видели его светлым, тихим, благодатным, вспоминая потом, уже будучи священниками, какое глубокое впечатление он на них производил. "Я молился за каждого своего ученика, – говорил позже Владыка. – Вынимал за каждого частицу на проскомидии и это, видимо, чувствовали они своими душами".
Подвиги его духовные были здесь очень сильны, так как враг не раз покушался устрашить Христова воина. Жил он строго, много молился и постился: супа восемь ложек, по числу слов молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Маленькие порции обеда делил пополам. Живя в Вифании, Иеромонах уединялся от всех и всего. Два года пробыл здесь, укрепляя себя молитвой и бдением, пощением и смирением.

С 21 сентября 1912 года отец Серафим – преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Московской Духовной семинарии.
Господь послал ему здесь еще более сильные искушения. Требования здесь были выше, пристрастие к житейскому – крепче. Приходилось все время находиться на людях, в миру с его суетой, шумом и нищетой. Дивные проповеди отца Серафима, благоговейное служение, постничество и подвижническая жизнь стали привлекать молодежь. Но на место ректора пришел человек вольных взглядов, которому все было не по душе в отце Серафиме, особенно привязанность к нему молодежи. Утешением и прибежищем его стал Чудов монастырь, где настоятельствовал кроткий и молитвенный архимандрит Арсений (Жадановский), ставший отцу Серафиму другом и наставником.

В 1914 году отец Серафим был возведен в сан архимандрита.
С 27 мая 1914 года до 4 августа 1919 года он – помощник наместника Чудова монастыря.
В Чудовом монастыре горел он и светил смирением. "Свете тихий", – говорил о нем отец Арсений. Он никуда не выезжал без своего друга, а отец Серафим ничего не делал без его согласия и совета.
Когда архимандрит Арсений был хиротонисан во епископа Серпуховского, отец Серафим стал настоятелем монастыря. «Миряне несут тяготу на фабриках, заводах, в трудах, – говорил он братии, – поэтому монахам должно со смирением являться на молитвенное бдение в урочный час». Все вопросы управления монастырем отец Серафим согласовывал с епископом Арсением: «Как Владыка, так и я». Это был путь смирения. Начальствуя в монастыре, он как бы в то же время отрекся от себя, как бы не имея своей паствы и даже не распоряжаясь свободно самим собой. Старец Алексий Зосимовский благословил архимандрита Серафима никого не брать на исповедь, самому крепить в себе дух, чем готовил его, как видно, для будущего.
Но враг оружием смуты избрал себе одну женщину, которая его везде поджидала. Стояла у амвона, передавала записки, звонила по телефону, даже через владыку Арсения пыталась добиться внимания. Когда этого не удалось, она попыталась оклеветать перед высшей церковной властью епископа Арсения и архимандрита Серафима, обвинив их в сектантстве и хлыстовстве, но эти доносы были оставлены без последствий. Враг борол лестью и злобой – подвижник побеждал смирением.

В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году.
Мощи святителя Алексия, главную Чудовскую святыню, с начала обстрела 27 октября/9 ноября 1917 года перенесли в деревянном гробе в пещерную церковь, в подземелье, где триста лет назад томился в заключении священномученик патриарх Ермоген. Здесь, под нескончаемый грохот орудий, денно и нощно молились о России архимандрит Серафим со всей братией и гостями Чудова монастыря, делегатами Поместного Собора – будущим священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким), епископом Белостокским Владимиром (Тихоницким) и с Зосимовским старцем иеросхимонахом Алексием (Соловьевым).
Вскоре новые власти велели монахам покинуть Чудов монастырь.

В августе-декабре 1919 года отец Серафим вместе с владыкой Арсением пребывал в Смоленской Зосимовой пустыни (станция Арсаки Александровского уезда Владимирской губернии), а затем в Серафимо-Знаменском скиту у схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери Владыки. Матушка окружила изгнанников заботой. Имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания. Ежедневно он сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.
Ежедневное совершение Божественной литургии навсегда сроднило их. Всю жизнь они считали потерянными дни, в которые не служили литургию без какой-либо основательной причины (тяжелая болезнь, путешествие или заключение).
Однажды, когда отец архимандрит рубил сучья, приехал посланный от патриарха Тихона – Святейший желал поставить отца Серафима во епископа. Благословил его на архиерейский подвиг и старец Алексий.

3 января 1920 года, в день святителя Петра, митрополита Московского, в храме Троицкого подворья в Москве Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Дмитровского, викария Московской епархии в сослужении митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), архиепископа Харьковского и Ахтырского Нафанаила (Троицкого), епископа Вятского Никандра (Феноменова) и епископа Аляскинского Филиппа (Ставицкого).
"Иди путем апостольским... – Напутствовал его патриарх Тихон, – где придется пешком – пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды по трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной".

25 января 1920 года, в день святой мученицы Татианы, владыка Серафим прибыл в Богом данный ему удел. Еще в 1915 году, будучи Чудовским архимандритом, он проезжал Дмитров, когда вместе с епископом Арсением возвращался в Москву из Пешношского монастыря. Возле собора лошади стали и отказывались двигаться с места. Владыка и архимандрит пошли в собор и приложились к главной святыне города – Животворящему Кресту. Епископ Арсений сказал тогда, что событие это, видимо, не случайное, есть в нем указание на какое-то Божие изволение. И теперь владыка Серафим, в сане епископа прибыв в Дмитров, прежде всего совершил благодарственный молебен.
Три года, когда епископ Серафим подвизался в Дмитрове, были годами торжества и праздника. Молитва огненная, приобщение отпадших, воспитание и утешение паствы, утверждение обителей. Народ толпился у его дома. Паству свою Владыка окормлял усердно, знал каждый дом.

В один из приездов в Зосимову пустынь, 17 июля 1922 года, накануне праздника преподобного Сергия, исповедавшись у отца Алексия и побеседовав с ним, Владыка вышел из келии. Здесь приступили к нему старшие из братии с поклоном и просьбою: «Владыка святый, отец настоятель наш, старец схиигумен Герман, ослаб, управлять почти не может, просим заменить его. Желаем отца Феодорита настоятелем. Хороший хозяин, растит овощи на сельскохозяйственную выставку». – «Забыли, – ответил Архипастырь, – что отец Герман пришел в дремучий лес, воздвиг обитель, в которой вы живете. Все создано его трудами и заботами: собор, колокольня, вся обитель. Он великий за вас молитвенник, его молитвами все живете здесь. Но скажу вам: как только охладеет рука схиигумена Германа и не будет перебирать с молитвою четки, все вы рассыпетесь и никого здесь не останется. Господу ваша капуста не нужна». Так и было.

Однажды, когда епископ Серафим приехал к своему старцу Алексию, тот благословил его прозрачным темно-красным, как кровь, крестом и прочитал тропарь священномученический: "И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове".

29 ноября 1922 года он был вызван повесткой на Лубянку, откуда не вернулся – был арестован и заключен в московскую Бутырскую тюрьму.
Владыка Серафим делился со своими соузниками всем, что получал, утешал молитвой и любовью. Тело Владыки, изъеденное вшами, покрылось струпьями, и врач не мог приложить трубку, приходилось подкладывать бумагу. Начались сердечные приступы. Владыку перевели в «околоток», где был полубольничный режим, больше воздуха, прогулки. Здесь он совершал Божественную литургию, исповедовал, старчествовал, ободрял. На стене камеры хлебом прикрепил образ Божией Матери Скоропослушницы, к Которой особенно взывал в своем узничестве. Но приехавший прокурор, заметив у кровати епископа Серафима образы Скоропослушницы, преподобного Серафима и других святых, прилепленные хлебом к стене, приказал перевести Владыку в общую камеру. Владыка сложил в уме и сердце своем акафист Страждущему Христу Спасителю: "В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня вконец изнемогающего".
12 марта 1923 года он был осужден.
Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край на вольное поселение.
В апреле, перед отправкой в ссылку, был переведен в Таганскую тюрьму.

1 мая 1923 года был отправлен в первое свое изгнание. Епископ так обносился, что даже заключенные смеялись: "Владыка, Ваш подрясник вороне на гнездо не годится". А в Бутырках у него было все: и белье, и три подрясника, но он их раздал.
В Котласе арестантов расконвоировали. Была Троицкая суббота – и духовенство решило пойти в церковь. Три епископа – Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров) и Николай (Ярушевич) – вошли в храм, но оказалось, что храм обновленческий. Ссыльные архиереи вышли.
На этапе владыку Серафима сопровождали несколько духовных чад. От Котласа до Усть-Сысольска он путешествовал вместе с епископом Николаем (Ярушевичем). В Усть-Сысольске повидались с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым). Здесь же находилась и семья Фуделя: Сережа и сестра его Маруся.

С 27 мая 1923-го до 26 апреля 1925 года Владыка проживал в селе Визинга Зырянского края.
Сюда же был сослан чудовский игумен Филарет (Волчан) и отец Иоанн Муравьев (благочинный города Дмитрова), осужденный вместе с Епископом. Жизнь протекала мирно. Утром – Божественная литургия, днем Владыка ходил на молитву в лес, где у него была и пустынька – круглый холмик вроде кафедры, на котором духовные чада выложили из белых камушков бордюр с надписью: "Ис полла эти деспота", что в переводе с древнегреческого языка означает «На многая лета, Владыко».
19 июля 1923 года Владыка писал своим чадам: «Мир вам и благословение, дорогие мои, верные во Христе возлюбленные дмитровцы. Спаси вас Господи за гостинцы, которые привезла мне Таня. Цветите для Царствия Божия, завяньте совсем для ада. Будьте Божии, а не вражьи. Друг друга любите, друг друга прощайте, не укоряйте, не судите, гнилых слов не говорите. В мире со страхом Божиим живите, смертный страшный час воспоминайте и суд Христов нелицеприятный никогда не забывайте, храм Божий усердно посещайте, в грехах кайтесь. Св. Христовых Таин причащайтесь. Милость Божия и Покров Царицы Небесной да будет со всеми вами отныне и до века. Аминь. Е.С.» И еще: «Умоляю вас, яко детей своих родных: бойтесь волков в овечьей шкуре, живцов. Они полны дьявольской гордыни, самочиния, бесчиния, они сладко говорят, но горько их слушать, на языке у них мед, а на сердце лед. Яд аспидов под устами их, гроб отверст – гортань их, и, когда они говорят, говорят ложь, яко чада отца лжи – диавола. Блюдитесь от них, не молитесь с ними. Они лишают души спасения. Храни вас Господь в вере Православной тверды и незыблемы – о сем ежедневно молитвы мои к Пастыреначальнику Христу воссылаю».
В ссылке Божественную литургию Владыка совершал ежедневно, весь круг Богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него была пустынька и круглый холмик-кафедра. В праздники – соборное Богослужение: епископ, четыре сослужащих протоирея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали орлец, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы зырян.
В пасхальную ночь молились вместе, для торжественности сын хозяев стрелял в 12 часов. Даже соседи приходили, но власти скоро запретили посещать Богослужения ссыльных.
Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро пришла телеграмма о кончине патриарха Тихона.

В Москве поселился Владыка в Свято-Данииловом монастыре, среди родной по духу даниловской братии. Он принадлежал братству Даниловскому.
С августа по ноябрь 1925 года епископ Серафим – помощник Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).
11 ноября митрополита Петра отстранили от обязанностей Местоблюстителя Патриарха Российского. Он оставил бумагу, указав, что управление Московской епархией передается викариям во главе с владыкой Серафимом.

В ноябре 1925 года временно владыка Серафим выехал в Аносину пустынь (Московская губерния) и жил то там, то на хуторе в Кубинке. Позже, по требованию властей, уехал в Дивеево.

В 1926-27 годах пребывал в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре, село Дивеево, Нижегородская губерния. Там он каждый день вставал в 4 часа, совершал литургию в подвальном храме под Тихвинской церковью, потом шел на «канавку», обходя ее по завету преподобного Серафима, проходил с четками, читая полтораста раз «Богородице Дево, радуйся»; молился в келье преподобного Серафима. Отдохнув, читал Новый Завет. Летом уходил в лес совершать молитвенное правило.

Зиму 1926-27 годов епископ Серафим жил в комнатах Елены Ивановны Мотовиловой, в корпусе за «канавкой».
14 февраля 1927 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, он вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями: «Пречистая Дева Богородица идет по канавке. Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!»

8 августа 1927 года был арестован вместе с владыкой Зиновием, игуменией Александрой, всем духовенством и старшими сестрами обители и увезен в тюрьму в Арзамасе, затем – по этапу в Нижний Новгород.
Вскоре (до октября 1927 года) владыки Серафим и Зиновий были освобождены. В октябре обоим святителям велели отправиться в Москву.

В Москве в ОГПУ предложили: «Кого будем вам посылать для посвящения – посвящайте. Вот Вы, епископ Зиновий, и Вы, епископ Серафим, поезжайте, управляйте епархиями. Побывайте у митрополита Сергия, приходите, договоримся и поедете». – «Я морально не могу, – отвечал владыка Зиновий». – «Я монах, при посвящении во епископы давал обет управлять по каноническим правилам», – сказал епископ Серафим. – «Тогда в 24 часа выезжайте из Москвы подальше».
Владыки Серафим и Зиновий подали прошения митрополиту Сергию об увольнении за штат.
И владыка Зиновий уехал в Муром, а владыка Серафим – в город Меленки Владимирской области, где проживал до апреля 1932 года.
С 1927 года он состоял в скрытой оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому), тщившемуся угодить безбожной власти. Не принимая назначений и не выступая на общественных Богослужениях, епископ Серафим примыкал всецело к единомысленному ему епископу Арсению (Жадановскому).

В Меленки к нему приезжали духовные чада, дмитровцы и москвичи, монашествующие и миряне.
На первой неделе поста он просил никого не приезжать. Уединялся в келии, с домашними до пятницы не говорил, ничего не вкушал, даже Святые Таины не запивал теплотой. Ночью ежедневно в два часа служил полунощницу. Иногда случалось так: среди ночи, когда он читал правило, дверь келии отворялась от ветра. Послушницы подходили, полагая, что он отворил дверь сам, приглашая войти. Заглянув в нее, видели Владыку, в молитве лежащим ниц на полу, повергшегося перед иконами, крестообразно раскинув руки...
В старчестве и молитве прошло почти пять лет. Все пять лет Владыка за ворота не выходил. А потом снова начались скитания – ссылки, этапы, тюрьмы.

11 апреля 1932 года он был арестован и отправлен в Москву.
25 апреля Владыку отконвоировали на Лубянку и поместили во внутреннем изоляторе, где уже находился епископ Арсений (Жадановский), которого вскоре освободили, а его самого перевели в Бутырки.
7 июля Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР он был обвинен по групповому "делу Звездинского и др. Москва, 1932 год" в том, что он "член церковно-монархической к-р организации "ИПЦ".
Осужден к трем годам ссылки в Казахстан.

В 1932 году владыка Серафим – на поселении в городе Алма-Ате Семипалатинской области.
Зимой 1932-33 года жил в Гурьеве, в скудости и нищете.
В 1933-35 годах – на вольном поселении в Уральске.
Зима. Рамы в доме были одинарные, на окнах – лед, кругом снег и темнота. Листья деревьев и хворост из государственного сада запасали на дрова, а верблюжий навоз – для самовара. Голодно, цены высокие, не было ни хлеба, ни картофеля. Собирали в полях зеленый капустный лист и рубили в маленькую кадочку. В дни получения посылок был праздник, чувствовали помощь Божию и любовь духовных чад.

Зимой 1935 года прибыл в Омск, но провел там всего пять дней: по приказу НКВД немедленно выехал в Ишим. Этот небольшой сибирский город стал последним приютом владыки Серафима. Несмотря на частые болезни, сердечные приступы, он служил в домашней церкви, окормлял съехавшихся к нему духовных чад.
Весной 1935 года болел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, хина не помогала. Он терял сознание и приходил в себя лишь через несколько часов. Врач каждый раз предупреждал о возможности смертельного исхода в ближайшую ночь. Исцеление пришло неожиданно в день празднования памяти святителя Иоанна Тобольского. С 23 июня, после двух месяцев болезни, приступы прекратились.
В апреле 1935 года окончился срок ссылки, и Владыка решил остаться в Ишиме.

С Рождества 1937 года в Москве начались массовые аресты духовенства. Всю зиму владыка Серафим каждое воскресенье, произнося отпуст, добавлял: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш... помилует и спасет нас. Слышите: не только помилует, но и спасет, непременно помилует, непременно спасет».

24 июня 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму.
В ту страшную, скорбную ночь с 23 на 24 июня в Ишиме арестовали всех лиц, носивших духовный сан, всего 75 человек. Тут были и «сергиане», и обновленцы, и расстриженные. Вскоре из тюрьмы дошли скорбные вести, что Владыка еле жив. К приступам сердца и печени прибавилось тяжелое кишечное заболевание, температура 40°. Но тюремные стражи лишь злорадствовали, говоря, что температура не избавляет от этапа. Духовным чадам разрешили свидание, но сказали при этом: "Прощайтесь навсегда. Больше вы никогда его не увидите".
23 августа 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Омской области епископ Серафим (Звездинский) был осужден по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: "10 лет без права переписки" – означал расстрел.

До конца дней владыку Серафима во всех его скитаниях сопровождали его духовные чада, которые как могли оберегали его и благодаря записям которых стало известно его житие.
Владыка Серафим обладал непоколебимостью младенческой веры, силой духа, бескомпромиссностью. Непримирим был к обновленческому расколу, к служителям так называемой "живой церкви". Но и к политическому курсу митрополита Сергия относился строго. Не учиняя раскола, владыка Серафим принадлежал, как и его собрат епископ Арсений (Жадановский), как и все Даниловское братство, к непоминающим митрополита Сергия за литургией и воздерживался от совместного участия в молитве с "сергианами".
"Се путь архиерейский, Архиереем Великим указанный и проложенный!" – Говаривал Владыка, шествуя путем крестным.

26 августа 1937 года он был расстрелян в тюрьме в городе Омске.

Священномученик епископ Серафим (Звездинский) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 890.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 46-49.
4. Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С. 30.
5. Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.). Сергиев Посад, 1914. С. 144.
6. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
7. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С. 93.
8. http://pstbi.ru
9. http://fond.centro.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.8409. Д.16. Том_Лист Л.56.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-39811. Том_Лист Т.3.


Рецензии