Положение о первенстве по народной игре лапта

см. также http://proza.ru/2018/06/04/1479

Валентин Берестов
Лапта

О радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случилось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?
В неё ж мячом всех раньше попадут.
Кидать кидали, да не попадали.
И к ужину обоих долго ждали.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕРВЕНСТВЕ ПО НАРОДНОЙ ИГРЕ ЛАПТА.

см. https://krylat2.livejournal.com/17617.html
https://krylatj2.livejournal.com/6853.html
и http://www.proza.ru/2017/02/11/1788


ПОЛОЖЕНИЕ

О ПЕРВЕНСТВЕ ПО НАРОДНОЙ ИГРЕ

ЛАПТА.

1. Организаторами первенства по народной игре лапта (далее первенство по лапте или просто первенство) являются:

Клуб Друзей Игры - Клуб Народных Традиций (КДИ-КНТ) Управление Муниципального Округа 'Крылатское'; другие заинтересованные юридические и физические лица.

2. В первенстве могут принять участие все желающие команды организованные в детских школьных и внешкольных учреждениях или жителями МО 'Крылатское'.

3. Основные цели и задачи первенства по лапте: -сохранение и приумножение духовного и культурного наследия народов России;

-восстановление и развитие спортивных игр наших далеких предков;

-расширение географии распространения лапты как спортивной игры;

-укрепление связей между коллективами , культивирующими русскую лапту;

-выявление сильнейшей команды в каждой возрастной группе.

4. Руководство соревнованиями:

-соревнования проводятся на территории МО 'Крылатское';

-непосредственное руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляется судейской коллегией представленной коллективами участвующими в первенстве и согласованная в МО 'Крылатское'.

5. Команды и участники:

Состав команд:10 человек (7 основных и 3 запасных).

Форма команды может быть как единой так и произвольной.

В соревновании принимают участие команды школ, внешкольных учреждений , составленные из добровольно объединенных жителей крылатского, а также любые другие команды.

Все участники разделены на три возрастные категории:

1-я категория - учащиеся 7-8 классов;

2-я категория - учащиеся 8-9 классов;

3-я категория - учащиеся 10-11 классов;

В третей категории возможно участие молодежи.

Команда может быть смешенной из девочек и мальчиков.

6. Заявки:

-предварительные заявки на участие в первенстве принимаются в МО 'Крылатское' и по адресу krylat@mail.ru

7. Регламент проведения игр:

Предварительно все команды распределяются по подгруппам (по 2-3 команды), где игры пройдут по круговой системе, затем победители образуют финальную группу с выбыванием после Каждая встреча состоит из двух таймов для 1-ой и 2-ой категорий-20 минут каждый с пяти

минутным перерывом, для 3-ой категории-25 минут каждый с пяти минутным перерывом,

Размеры поля для 1-ой и 2-ой категорий - 40м на 20м, Размеры поля для 3-ой категории - 50м на 25м,

8. Награждение команд - победителей осуществляется организаторами игр по решению судейской колегии призами за первое второе и третье место , а также поощрительными призами.

9. Финансирование первенства проводится из внебюджетных средств МО 'Крылатское' и средств других заинтересованных юридических и физических лиц.

Описание игры "лапта".

На двух сторонах площадки - "поля" - на расстоянии 40 - 50 м. чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию "кона " и линию "города". Выбирают двух капитанов ("маток") и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится на линии “города" , другая размещается в "поле". Капитан "полевой команды" посылает одного игрока в "город" для подачи мяча.

По очереди первый метальщик - игрок "города" - берет биту (лапту) и становится у линии "города" , напротив него находится подающий , который подбрасывает мяч , а метальщик отбивает его лаптой в " поле" как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в "город" , за что зарабатывает 1 очко. Игроки "поля" , схватив мяч с земли , пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят , сами бегут в "город”, а игроки из "города" бегут в "поле" и стремятся попасть мячом в игрока , не успевшего убежать в "город" (т.е. стремятся "отсалится"). Команда , успевшая в полном составе занять "город" , остается там и начинает отбивать мяч в поле.

Если полевой игрок поймает с воздуха "свечу" , вся его команда переходит в "город" , а бывшие в "городе" идут в поле. И так идет борьба за овладение "городом". Каждый сумевший перебежать на кон и обратно зарабатывает очко.





ЛАПТА.

Если спросить любого 40-50-летнего человека, знает ли он, такое лапта, то ответ будет скорее всего утвердительный. наиболее вероятный ответ такой - а как же, помню, подбрасывали мяч, били битой, а потом бежали, Игра живет и сейчас в ряде населенных пунктов, наряду о популярными спортивными играми волейболом, футболом... Но уже размах не тот. Однако игра не умерла, она просто отошла на второй план. Сейчас нам возвращают ее под названием бейсбол - но лучшее ли возвращается к нам с этой заморской игрой... Сравнивая бейсбол и лапту, убеждаемся, что во многом наша лапта лучше.

Чем характерен бейсбол? Его преимущества - это четкость правил. .Эта игра носит чисто спортивный характер. Бейсбольное поле представляет собой сектор в 90 градусов с вписанным в него квадратом /поле/, к углу его пристроен треугольник, возле которого обозначено место подачи мяча. Две команды - одна располагается в поле, другая выставляет игрока, который должен ударить по мячу битой. Мяч резиновый, слоеный, годится мяч для хоккея на траве ; бита - деревянная точеная, длина - около. 1м. Если удар удачный, игрок последовательно обегает четыре" базы" , расположенные по периметру поля. Команда, играющая в поле, старается поймать мяч и попасть мячом в базу раньше, чем туда прибежит игрок. Здесь всё расписано до мельчайших подробностей:. Каждый игрок имеет название и соответствующие функции. Мяч должен пролетать на определенной высоте - не выше локтя, не .ниже колена. Для бейсбола необходима защитная форма /шлемы, щитки, перчатки-ловушки, иногда - маски/.

Но что сразу бросается в глаза? Команда игроков, бьющих по :мячу, разобщена. Игрок вынужден один играть против команды противника. Если базу займут раньше, или игрок промахнется по мячу, он выходит из игры. Подробнее см. "Юный техник", 1988,^4.

В лапте правила намного проще и демократичнее. Существует много вариантов лапты.

В лапту сейчас играют редко. Старики же с удовольствием вспоминают годы молодости, когда на игру в лапту выходили и взрослые мужчины. В лапту играли с ранней весны - “как только снег сойдет” - до поздней осени. Лапта была любимой игрой К.Э.Циолковского и остается очень популярной среди его земляков - школьников с.Ижевское Спасского района. Для игры необходима ровная площадка размером примерно 30х6О м (в половину футбольного поля). На площадке проводятся две линии “города” и “кона” (см. рис. 8. ). Играющие разделяются “на матках” на две команды (по 5-10 человек). Сначала выбирают двоих “маток” - капитанов команд. Это должны быть самые лучшие игроки, поскольку в некоторых вариантах игры им принадлежит право последнего (трех последних) ударов. Затем “матки” отходят в сторону, а остальные играющие сговариваются парами, т.е. загадывают себе имена или названия предметов. Пара должна состоять из двух игроков, примерно равных по силе, т.к. они в дальнейшем разойдутся в противоположные команды. Пример загаданных предметов - “дуб” и “береза” или “мяч” и “бита”. Сговорившаяся пара подходит к маткам и говорит: “Матки, матки, чьи заплатки?”. Один из маток говорит: “Мои” Это значит, что из подошедшей пары именно он будет выбирать себе игрока. Тогда сговорившиеся спрашивают: “Дуб” или береза?” (“Мяч или бита ?”). При этом, разумеется, нельзя говорить или показывать, кто есть кто. Матка отвечает: “Дуб”. Играющий, принявший при сговаривании это название, идет в его команду, а его товарищ - в другую. Из следующей пары будет выбирать уже другая матка. Когда команды сформированы, матки определяют, какая из них займет место ”в поле”, а какая “в городе”. Способ определения очередности в игре под названием “канаться на палке” используется в многих играх и, в частности, в лапте. Один из игроков подбрасывает вверх биту, а какой-либо из маток ловит ее одной рукой. Второй матка захватывает биту также одной рукой выше впритык к кулаку первого. Затем так же перехватывает опять первый, опять второй и так до тех пор, пока одному из маток не будет возможности ухватить биту. Команда того, кто последний ухватил рукой биту, занимает “город”, а другая команда идет “в поле”.

После того, как команды расходятся по своим местам, от команды “в поле” к линии “города” выходит игрок, который будет подавать (“накидывать”) мяч тому игроку, который будет бить по мячу битой.

Обратимся теперь к предметам, необходимым для игры - бите и мячу. Сейчас играют резиновым теннисным мячом, раньше играли или резиновым (“арабским”), тряпичным или мячом, скатанным из коровьей шерсти, а в некоторых местностях даже деревянным. Бита (“отжига”, “отжигалка”, “жага”) может быть круглой в сечении, плоской. Может быть использован в этом качестве просто кол, выдернутый из забора. Каждый выбирает себе биту сообразно силе и умению - “по руке”.

Подающий берет мяч, первый игрок из “города” - биту. Каждый из них должен стоять на территории своей команды, особенно это касается первого игрока. Стоит ему хотя бы едва заступить на поле, подающий имеет право салить его мячом. То же самое относится и любому игроку из “города”. Первый игрок, взяв биту, говорит подающему, как именно он должен подбросить мяч, чтобы ему было удобно ударить. Подающий подкидывает мяч. Первый игрок либо бьет по мячу, либо просит подкинуть еще раз. Если подающий плохо подкидывает, его могут заменить. При удачном ударе мяч улетал далеко в поле, и первый игрок должен был бросить биту, перебежать поле до линии кона и обратно. Тем самым он зарабатывает себе право на новый удар. Если игроки команды “в поле” быстро поймали или подобрали мяч и возвращающийся с кона игрок рискует быть осаленным, он может остаться на линии кона до очередного удачного удара одного из игроков своей команды. В с.Ижевском Спасского района игроку при угрозе быть осаленным разрешается не бежать до конца поля, а возвращаться назад, на линию “города” (или “кона”) и перебегать при следующем ударе. Но право на новый удар игрок получает только в том случае, если он перебежит от “города” до “кона” и обратно.

Главная задача игроков команды “в поле” состоит в том, чтобы осалить пойманным мячом перебегающего (или просто заступившего за линию города) игрока. Если игрок осален, команды меняются местами. Причем та команда, которая была в “городе”, получает право салить команду противника немедленно, как только был осален перебегающий. Поэтому игроки бывшей команды “в поле” разбегаются за линию города или за линию кона. Так что может создаться ситуация, когда игра будет продолжена не при полном составе команды (“в городе”, бывшей - “в поле”), т,к. некоторые убежали за линию кона. Если же они не убежали и их осалили, это положение называется “пересалки”, и команды еще раз меняются местами, т.е. всё остается по-прежнему. Смена команд происходит и в том случае, если игроки команды “в поле” поймали “свечку” - мяч, не коснувшийся земли.

Во время игры возможна ситуация, когда в “городе” остался всего один игрок. Тогда он получает право на три удара и пытается таким образом вернуть свою команду с линии кона. Игроки, стоящие на линии “кона”, ждут хорошего удара и стремятся в “город”. Если кто-нибудь из них перебежит в “город”, то право на три удара у предыдущего игрока утрачивается и переходит к игроку, который стоит последним в очереди бить битой по мячу. Если из трех возможных ударов у последнего игрока остался один (два раза промазал), то игроки, стоящие на линии кона, начинают двигаться по полю к линии “города” - “нарываться”. Фактически их уже можно салить, и мяч еще в руках у подающего. Но, с другой стороны, эти игроки обязаны бежать в “город” при любом ударе. В этой ситуации подающий обманным броском может заставить последнего игрока, ждущего с битой в руке, сделать замах, что не запрещается. Тогда подающий имеет право салить либо его, либо передавать мяч своим товарищам, а игроки с линии “кона” обязаны бежать, и первый игрок тоже. Подающий может также в случае промаха бьющего игрока поймать мяч у земли, и это будет считаться “свечкой”, т.е. за этим последует “чистая”, без пересаливания смена команд, но это связано с некоторым риском. По словам информатора из пос.Кирицы, бывало так: “Подающий подкинул мяч, последний игрок замахнулся, еще не ударил, а подающий - хвать мяч рукой. Перебегать всем обязательно, кого-нибудь теперь точно осалят. Бывало, подающему за это попадало битой по руке”.

Поймать “свечку” в любом случае было большой удачей. Поймавший “свечку” получал право бить первым. Игра продолжалась или оговоренное в начале игры время, или пока не “отводится” команда в “поле”. Информатор вспоминает: “Бывало, команду в “поле” во полдня держат, и уйти нельзя, если другая команда не согласна”.

Отличия в правилах встречаются довольно часто. Так, в с.Октябрьское Пронского района каждому игроку дается право трех ударов, но в случае попадания по мячу бежать надо в любом случае. Биту специально выстругивали по руке, и на бите вырезали изображение мяча. В с.Ижевском Спасского района и в с.Свинчус Шиловского района в лапту играли деревянным шаром. В п.Красный Чучковского района деревянный мяч для лапты вырезали в форме яйца и раскрашивали.

Игра распространена в Рязанской области повсеместно и очень любима жителями. Играла со времени “как только снег сойдет” и до поздней осени.


Рецензии