Исследование ТД 5

V. ЗНАНИЕ ПРООБРАЗОВ
В предыдущих исследованиях мы пытались представить некоторые определенные идеи. Во-первых, показать, что Абсолютное Знание является условием или состоянием, которое фактически существует и обозначается как мир ноуменов, в отличие от относительного знания, являющегося миром феноменов. Поэтому Абсолютное Знание существует повсюду, как скрытая душа любого явления.  Затем мы попытались показать тройной аспект этого Абсолютного Знания или мира Ноумена.  Мир в разуме Божества;  Майя создаётся через Шакти Ишварой;  Сын порождается в первородном чреве Материнской Мудрости Отцом. Были использованы другие выражения в попытке показать тройной аспект Абсолютного Знания. 
Чтобы понять немного точнее и более полно этот тройственный аспект, давайте укажем на троичные отношения Софии, как дочери, жены и матери (ТД т. 1, 136)  - «единый инструмент, которым работает Логос» (ТД т. 1, 137). София  подобно Еве является дочерью Адама и была создана из его ребра.  Не удовлетворившись этим, она становится его женой и матерью его потомства.  София – дочь Единого Знающего или Ишвары. Как Его супруга, она является силой Шакти, Дайвипракрити, Светом Знания. Знающий и Знание порождают Слово, которое будет познано.  Таким образом, Знающий, Знание и Познаваемое, Учитель, Учение и Изучаемое, три в одном.  В брахманской традиции нам говорят, что Гаятри – это мать Вед, а в Гите Шри Кришна говорит, что он – Пранава (священное слово Аум) во всех Ведах. Один слог Аум становится мантрой Гаятри, и ее потомство – это Четыре Евангелия, которые называются Ведами в брахманическом знании. 
В Авесте Ахуна-вайрья, молитва из двадцати одного слова, такая же, как Гаятри, которую пророк Заратустра использует для свержения Ахримана или Ангра-майнью, и она, как говорят, является Словом, провозглашенным Маздой. 
В-третьих, мы говорили в нашем последнем исследовании о двух мирах ноуменов и прообразов, намекали на естественный вывод о существовании двух типов Абсолютного Знания - ноуменов и прообразов.  Другими словами, Абсолютное Знание имеет двойной аспект.  Так же, как в ноуменальном мире идеи существуют в разуме Божества, которые на более поздней стадии процесса проявления встраиваются в мир моделей-прообразов, так и София, которая всегда и повсюду существует, трансформируется в теософию или религию Мудрости, или гносис.  В своём аспекте ноуменального знания это знание присутствует везде; во всех точках пространства и в каждый момент времени оно существует, как душа каждого тела, энергия каждой силы, жизнь каждой формы.  Его проявление как синтетической системы обучения является воплощением ноуменального знания, которое можно назвать знанием прообразов. Это последнее есть теософия или религия Мудрости, или гносис. 
Павел в своем первом Послании к Коринфянам проводит различие между «убедительными словами человеческой мудрости» и «мудростью между совершенными», которая называется «тайной мудростью, которую предназначил Бог прежде веков» (1Кор.2:4-7). Здесь мы видим различие между Абсолютным и Относительным Знанием.  В ранней христианской церкви было много споров о мужском и женском аспектах Мудрости.  София и гносис составляют пару, и их ошибочно иногда принимают за синонимы, а другие за антонимы. Приверженцы соперничающих сект Женского Логоса или Софии и Мужского Логоса или Христа воевали как их братья из Индии, которые поссорились из-за высшей природы мужского Шивы и женской Шакти.  Так, в Притчах (9: 4-5) древнееврейская София сказала «скудоумному»: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое», которое в Новом Завете даровано Христом его  апостолам-ученикам.  H.P.B.  определяет Софию как «вселенский разум» и «мудрость» (Теософский словарь), а гносис, как «духовное и священное знание, гупта видья индусов» (там же). Таким образом, у нас есть «убедительные слова» или относительное знание;  ноуменальное знание Софии и гносис, т. е. знание прообразов. 
В брахманическом эзотеризме используются четыре термина: авидья, апара видья, пара видья и гупта видья. При переводе их эквивалентами являются незнание, низшее знание, высшее знание и тайное знание.  Говорят о других видьях или видах знаний, но всех их можно классифицировать по этим четырем основным понятиям.  Авидья была камнем преткновения для изучающих индийскую философию. Авидья – это знание несуществующего не-эго и, таким образом, понимаемое как синоним майя, становится скорее «агностицизмом и неведением, чем невежеством» (ТД, т. 1, 7). Агностик не является невеждой, но его знание не является гносисом и, следовательно, иллюзорно.  Смерть – это потеря знания о нашем единстве с вселенским сознанием, и порождается она знанием авидьи о несуществующем не-эго.  Все материалисты в этом смысле мертвы, как H.P.B.  указывает на то.  Их можно описать как делящих (или завершающих этот процесс) свою духовную единицу самосознания на многочисленные единицы не самосознания.  Отвергая существование души, они утверждают существование разнообразных материальных организмов как Эго.  Ишавасья-упанишада говорит о преодолении смерти авидьей, при условии, что видья используется в то же время (Ишавасья-упанишада II). Это подтверждает одно из самых таинственных учений «Тайной доктрины» и «Голоса Безмолвия», а именно: связь духовного человека с физическим человеком при прохождении Пути, рекомендованном во второй части «Голоса Безмолвия».  Обратим внимание на эту пару, пара и апара видья, о которых говорит Мундака-упанишада (1, 4-5).  Апара видья или низшее знание содержит «четыре Веды, науку фонетики, ритуала, грамматики, философии, метрики и астрологии». «Высшее знание» является знанием, благодаря чему реализуется «непреходящая акшара». Акшара – это слог Аум -  Пранава - Священное Слово. «Найдя в нём прибежище, боги стали бессмертными и бесстрашными» (Чхандогья-упанишада, 1, 4)
Из этого ясно, что пара видья или высшее знание является ноуменальной стороной абсолютного знания, о котором мы писали.  Апара видья или низшее знание является относительным знанием.  Остается гупта видья, тайное или эзотерическое Знание, которое является архетипическим аспектом абсолютного знания или религии Мудрости, которую мы называем теософией.  Таким образом, видно, что София и гносис, пара видья и гупта видья часто неправильно понимаются.  Они тесно связаны между собой, и все же они различны. Следовательно, одни и те же имена и названия были взаимозаменяемо использованы для них обоих.  Помня об этом, пусть исследователь продолжит свой поиск.  София или Мать-Мудрость имеет семь сыновей или семеричное отражение в проявлении.  Она - «мать семи планетарных сил» («Тайная Доктрина» Том. I, стр. 72. Ср. «Семь сыновей божественной Софии» там же, стр. 430). В древней и оккультной астрологии она является (иногда называется Ума-Канья, Дева Света или лучше Дева-Свет) Матерью Каньи или Богородицы, чьё потомство составляет шесть Сил шести Иерархий, «синтезированных их Изначальною Седьмою, олицетворяющей Пятый Принцип Космической Природы или же «Матерь» в её мистическом смысле» (ТД, т.1, стр.293).  Шесть школ индийской философии (Шат-Даршанани) и шесть систем индийской науки (Шад-Анганани) являются феноменальными проявлениями абсолютного знания.  Шесть – это потомство Невидимой Матери.  Тройное проявление каждого из этих шести проявлений Софии составляет предмет восемнадцати бесед Бхагавад Гиты.  Великая война на Курукшетре длилась восемнадцать дней, и соперничающие армии разделились на восемнадцать армейских корпусов.  Её описание в Махабхарате занимает восемнадцать парв или книг. 
Знание феноменальной вселенной относительно её происхождения, эволюции и распада есть низшее знание (апара видья) (Мундака-упанишада 1:4-5). Реализация Я, как единственного знающего, есть высшая мудрость (пара видья). Путь от первой к последней есть гупта видья или тайный путь.  Индийские Упанишады имеют дело с высшей мудростью (пара видьей), и говорят, что «невежество побеждается через откровение тайного, духовного знания». Следует понимать, что гупта видья или тайное и священное знание  Духа отсутствует на страницах «бесценного тезауруса», которые «требует теперь добавочного обладания основным ключом, чтобы дать возможность ученику проникнуть в их полное значение». (ТД, т.1, стр.269)  «Тайная Доктрина» добавляет: «они СОДЕРЖАТ начало и конец всего человеческого знания, но они перестали РАСКРЫВАТЬ его со времён Будды» (I. 270). Хотя тайное и духовное знание не «раскрывается», но оно не прекратило существовать.  Гупта видья или тайное знание, которое ведёт к пара видье, подобно восхождению на Эверест. Эта вершина во всей своей красоте, величии и достоинстве вызывает благоговение и почтение в смертных умах и вдохновляет некоторые искренние сердца на рискованное приключение, поднимаясь по его крутым склонам, необходимые знания о которых утеряны.  Так, пара видья или знание Эго охраняет все искусства, науки, философии и религии, и на опасное путешествие к самореализации отваживается только смелая душа, которая хочет отыскать скрытый свет и, найдя, узнать  тайное искусство.  Предполагается, что Шива, святой покровитель йогов и санньяси, сидит в молчаливом тапасе вместе со своей супругой Шакти-Парвати, на горе Кайлас (Небеса). Дети смертности созерцают картину этой пары в ужасном страхе, поскольку для них Шива – разрушитель, и они поклоняются Ему с далекого расстояния, которое отделяет их землю от Его высоких небес.  Бессмертные сыновья йоги, однако, уверенные в своей душевной силе и стремящиеся достичь дома, где родители пребывают в вечном блаженстве, спешат и поднимаются по крутым склонам. 
Таким образом, следует понимать, что подобно абсолютному знанию относительное знание также является двояким. Ноумены и прообразы являются аспектами первого. Феномены, являющиеся отражением ноуменов, а также определенные виды знаний, которые исходят от прообразов, являются первым аспектом относительного знания, а авидья или агностицизм вторым.  Возможно, некоторые могут подойти к этому вопросу с точки зрения нашей человеческой конституции. 
Знание ноуменов есть атма или пара видья. 
Знание мира прообразов – это буддхи или гупта видья.
Знание образов есть манас или апара видья. 
Неведение или не-знание – это нижняя четверица или авидья. 
Здесь «ум есть убийца Реального». Это есть падение апары видьи в пропасть разделения, вместо того, чтобы оставаться верным своему родительскому источнику абсолютного знания.  Четыре Веды и шесть Веданг (члены Вед) составляют совершенное число десять, и они есть апара видья или низшее знание, о чём свидетельствует приведенная выше цитата из Мундака-упанишад.  Эти десять – органические отверстия в теле Акшары или непреходящее Аум. Вещество, составляющее это тело, является манасическим или махатическим.  Брахманическая система Тиха дополнительно устанавливает шесть дополнительных членов (шад-упагани) Вед, которые обозначают шесть точек зрения (шат-даршанани), обычно известные как шесть школ индийской философии.  Апара видья связывается с гупта видьей своими дополнительными внутренними членами.  Её шесть первичных членов (приведённых выше) соответствуют пяти чувствам, нижний ум является шестым, и все они обращены к «этому» миру или миру вовне.  Её шесть дополнительных или внутренних членов есть шесть воззрений высшего разума или восток, запад, юг, север, надир и зенит по направлению к «Тому» или Бесконечной Акшаре.  Последний из этих шести внутренних членов – это веданта или конец знания.  Всемирно известные Упанишады принадлежат к этим внутренним членам Вед.  Таким образом, эти шесть школ представляют собой мост между апара видьей (частью которой они являются) и гупта видьей или между манасом (одним из аспектов которого является манас тайджаси) и буддхи.  Эти шесть внутренних членов могут быть выгодно сопоставлены с «духовным расцветом манаса», о котором говорится в «Тайной Доктрине», объединяющей буддхи с духовным манасом. (ТД, т.2, стр.230)
Но читатель вполне может спросить, какое всё это имеет отношение к нашему подходу к теософии?  Ему следует заметить, что брахманическая эзотерическая традиция, хотя и урезанная, искаженная по форме и даже искаженная в значительной мере, оставила достаточно материала для нас, чтобы понять универсальные факты, известные всему древнему миру.  Учение о четырех видьях преобладало повсюду в древние времена, и если мы использовали брахманический аспект, то мы это сделали из-за принятия его «Тайной Доктриной» (ТД, т. 1, стр. 269-272). 
Теософия не является ни Ведантой индуистов, ни учениями Упанишад и другими трудами шести школ индийской философии.  Теософские взгляды, учения и идеи можно найти в них, как и в Ведах, и в их шести внешних или первичных членах, так же, как их можно найти в египетских Пуранах, известных как Книга Мёртвых, в греческих Итихасах Илиады и Одиссеи или в еврейской Смрити Моисея.  Но все они, распространённые повсюду, как апара видья, изобилуют низшими знаниями с искажениями и изменениями.
Не только авидья-агностицизм совершил набег на апара видью, но священники напали на неё, сделав её хуже бесполезной, т. е. вредной.  Поэтому в современный мир теософия приходит как тело учения, которое находится за пределами апары видьи и является первыми главами гупты видьи, которые невозможно найти нигде больше.  Послание Е. П. Блаватской составляет эту первую главу. «Каким бы неполным и слабым, как изложение» оно могло быть; какой бы необычной была эта смелая попытка написать его на человеческом языке, это послание является первой из семи глав эзотерической науки или гупта видьи, о которой её податель говорит следующее: 
«В своей цельности ни предыдущее, ни то, что последует, нигде не может быть найдено полностью. Учение это не преподается ни в одной из шести школ философии Индии, ибо оно принадлежит к их синтезу, седьмой, которая есть Оккультная Доктрина. Она не начертана на рассыпающихся папирусах Египта, также, не вырезана и на ассирийских табличках или гранитных стенах. Книги Веданты – «последнее слово человеческого знания» – выдают лишь метафизический аспект этой мировой космогонии, и их бесценное сокровище Упанишады – Упа-ни-шад, составное слово, выражающее победу над невежеством посредством откровения тайного, духовного знания – требует теперь добавочного обладания основным ключом, чтобы дать возможность ученику проникнуть в их полное значение. Причину этого я отваживаюсь изложить здесь, как я узнала ее от одного из Махатм». (I. 269).
Скептицизм и суеверие похожи на гнилые плоды апара видьи или низшего знания, чья нить жизни или гудта видья связывала это знание со своим Духом или пара видьей в древние времена.  Вечные враги Мудрости – человеческая доверчивость и её порождение, духовенство, постоянно сокращали эту нить жизни, ведя к смерти, и чтобы увековечить себя, оживили труп и назвали его ангелом или Богом. «Тайная Доктрина» говорит:
«... все экзотерические религии являются искаженными копиями Эзотерического Учения. Именно на Духовенство следует возложить ответственность за современную реакцию в наше время в пользу материализма, именно, в силу поклонения внешним оболочкам языческих идеалов – олицетворенных для целей аллегорий – и навязывания его массам, самая последняя экзотерическая религия сделала из западных стран Пандемониум, в котором высшие классы поклоняются золотому тельцу, а низшие и невежественные массы принуждены поклоняться идолу на глиняных ногах» (I. 578).
И снова она говорит о том, что лучи гупта видьи
«…неизбежно ослабевали, поскольку они были рассеялись или упали на несвойственную им почву, ибо она была слишком материальна. Среди народных масс Тайны или Мистерии эти выродились в колдовство, и впоследствии вылились в экзотерические религии, идолопоклонство, полное суеверий, и в культ человека или героя». (II, 281),
а также ссылается на «систематическое преследование Пророков Правой тропы пророками Левой» и добавляет:
«…последние, положив начало рождению и эволюции священнических каст, в конечном результате привели мир ко всем этим экзотерическим религиям, которые были изобретены для удовлетворения развращенного вкуса «hoi polloi» [греч. простонародья] или невежественных масс к ритуальной пышности и материализации вечно-нематериального Непознаваемого Принципа» (503).
Ни в одной из экзотерических религиозных философий, а тем более в вероучениях и еще менее в священнических местах поклонения, нет первозданного света Мудрости, который мог бы осветить ум человека, превратив его в манас-тайджаси. На Востоке и Западе преобладает загнивание, выражающееся в научном скептицизме, религиозных суевериях и странной смеси слепой веры и ложного учения, которое порождает психизм с головой гидры. Поэтому теософский подход сегодня и в этом поколении должен представлять ясное послание нашей эпохе.  Как только её великие принципы будут поняты, религии, науки, искусства и философии продемонстрируют величие того, что действительно хорошо и красиво во всех них.  Теософия даёт общую основу, которая объединяет их всех и координирует то, что кажется противоречивым в каждой области.


Рецензии