Словарь к Голосу Безмолвия1

                А
Абхиджн;я; (санскр. ;;;;;;;) Буд. От абхи, вперёд, и корня глагола джня , знать, осознавать.  Слово обозначает паранормальные способности (см .: Сиддхи), приобретенные с помощью четверичной дхьяны.  См. ТС  (Абхиджня).  В буддизме они являются пятью или шестью трансцендентными силами, способностями или «сверхсознаниями» при достижении состояния Буддхи.  Говорят, что Гаутама Буддха приобрел шесть абхиджна за одну ночь, когда он достиг просветления.  Во всех формах буддхизма эти силы или «сверх-знания» классифицируются по-разному, но обычно делятся на «мирские» (лаукика) и «надземные» (локоттара).  Первые пять обычно следующие:
1) Дивья-чакшус (божественный глаз, дэва-видение) мгновенное восприятие того, что хочешь увидеть;  2) Дивья-щротра (божественное ухо, дэва-слушание) мгновенное понимание всех звуков на каждом плане;  3) Р;;;;;;;;;;;;иддхисакшатрия, способность становиться видимым по желанию, интуитивное восприятие;  4) Пу;рванива;са джяна (способность знать прежние существования) также называется Пу;рванива;са;нусмрити джяна (воспоминание о бывших существованиях);  и 5) Парачитта джняна (знание мыслей других) - понимание их умов и сердец.  Среди этой первой серии, помимо тех, что упоминаются в «Голосе Безмолвия», такие как дэва-слушание, дэва-видение и способность свободно перемещаться по воздуху (как кхечара, то есть «небоход»), что является лишь одной из возможностей преодоления любых физических препятствий (от плотной материи до пылающего огня) и способность ходить по воде, рассматриваются более глубокие формы знания, как возможность проникнуть в мысли и чувства других людей, понять скрытый механизм кармы и получить полное  видение многих прошлых жизней.  Помимо этих пяти (относительно) низших риддхи (пали, иддхи), шестая или надземная абхиджня обозначает «исчезновение всех примесей и препятствий» (А;щрава;кшая абхиджня;), что обеспечивает окончательное освобождение архата. А;щрава;кшая (мастерство потока, разрушение боли) означает уничтожение любого невежества и вхождение в поток сверхновых знаний.  Хотя абхиджани можно приобрести в процессе духовного развития, Буддха выражал неодобрение относительно любой попытки развивать такие способности;  а если они проявляются спонтанно, их следует избегать. 
Адепт - T.  [I 32, 33, II 2, III 20, 28, 32, 34] На латинском языке алхимиков Adeptus: тот, кто получил или приобрел Magnum Opus (философский камень).  В оккультизме термин обозначает того, кто достиг стадии посвящения, магистр в области науки эзотерической философии.  (ТС). 
А;ди-Будда (Буддха) (санскр. ;;;;;;;;) Буд., T.  [ II сн.4] «Первозданный Будда» или Высший Будда.  Высшее существо над всеми другими Буддами, Единый Непознаваемый.  В теософских писаниях - высший аспект или под-сущность Высшего Чудесного Бытия нашей Вселенной, существующего в самом возвышенном состоянии дхармакайи.  Ади-Будда – это центр индивидуальной монады А;ди-будхи, изначальной космической мудрости или разума, вечный и безусловный, присутствие которой выражается в духовной цепи, начиная от Дхьяни-Будд вплоть до воплощенных духовных Учителей.  «Вечный свет» (ТС).  См. Ваджрадхара (см. ТД I, 571). 
А;ди-Будха (санскр. ;;;;;;) Буд., T.  [I сн.5] [образован от ади первый + будх мудрость] Изначальная мудрость;  первое или безымянное Божество (ТД, I, xix, 54 сн.; 2:48). Это эквивалент Авалокитешвары, Ади-Буддхи буддийских оккультистов,
Ахам;ка;ра (санскр. ;;;;;;) Инд. [III сн.19] Сознание «я» как индивидуальной идентичности, которая порождает чувство «я» (или низшего эго) в воплощенной личности (или низшем эго), осознающей себя как уникальное и продолжительное существо по сравнению с остальным миром.  Отсюда «чувство обособленности» (см. Свет на пути) [1] и иллюзорная вера в личность (Сакка;я-диттхи). 
Аджня;на (санскр. ;;;;;;) Инд. [I 33 и сн.26] Незнание, отсутствие мудрости в результате многих иллюзий, связанных с проявленным феноменальным миром и отсутствием осознания духовного мира. 
А;ка;ша (санскр. ;;;;) Инд., [I 81 и сн.41] пронизывающее всё пространство;  тонкая сущность (пятый элемент), которая наполняет всю вселенную (см. Бхагавад Гита XIII, 32).  Она часто идентифицируется с эфиром, но это лишь низшее проявление акаши.  Основой акаши является звук (санскр. шабда), относящийся к понятию Вербум, Слово или Логос, а также к божественному резонансу, который постоянно пронизывает и поддерживает жизнь всего космоса.  С точки зрения энергии или духовной вибрации акаша является незаменимым помощником для всех магических действий или опыта.  В каком-то смысле эта универсальная сила выражается как кундалини, «оккультное электричество, алхимический или универсальный растворитель» (ТС).  В индуизме акаша также используется, чтобы указать на сокровенное пространство сердца.
 Акшара (санскр. ;;;;;) Инд. [фрагмент 1 27] неразрушимый, неизменный.  Это имя дано Эго (или пуруше), не проявляемому и неизменному, который считается «Господом» (ишвара) вселенной и живет в сердце каждого существа (см. Бхагавад Гита XV, 17-18 и Мундака Упанишада II, 1,1,2).  Достижение акшары означает обретение всеведения (Бхагавад Гита XV, 19).  Это слово также относится к мистическому слогу ОМ. 
А;лайа (санстр. ;;;) Буд., T.  [III сн.8] Буквально: хранилище или убежище.  H.B.P.  использует его в смысле единой или вселенской Души, или сверх-Души.  Вечная и неизменная в своей высшей сущности эта «Великая Душа» становится «основой для каждой видимой и невидимой вещи» и «зеркально отражается в каждом объекте Вселенной», «как луна в чистой и спокойной воде» (см. ТД  I, 47 и далее).  Поскольку «Матерь Мира» или «Единая Матерь» алайа в своем мистическом значении приближается к акаше. Как основа или корень всех вещей, Алайа также похожа на коренную субстанцию пространства (мулапракрити) (ТС).  Для каждого человека алайа представляет собой духовный полюс внутренней жизни или Учителя в высшей степени, который окончательно и результативно сформирует «Эго высшего адепта» (ТД, I, 49). 
Амита;бха (санскр. ;;;;;;) Буд. [III сн.33] Буквально: бесконечный свет.  Это имя часто связано с амитайус («вечная жизнь», т. е. «без ограничений»), чтобы указать на Буддху, который очень популярен в северном буддизме и который царствует в легендарном рае, сукхавати (= счастливое место)  на санскрите или девачан на тибетском языке.  Очень милостивый Буддха Амитабха, чрезвычайно уважаемый народом, является антропоморфизмом «изначального понятия о совершенном безличном божественном свете» (ТС), а рай Амитабхи – это не место, а сфера состояния сознания, ср.  ТД,  I, 108, где Амитабха – это Дхьяни-Буддха, проявленный в Буддхе Гаутаме или своём внутреннем «Боге».
Амрита (санскр. ;;;;) Инд. [Фрагмент 2] Не-смерть или бессмертие.  В то же время это – эликсир жизни, дающий бессмертие. 
Ана;га;мин (санскр. ;;;;;;;;;) Буд. [III сн.6] «Тот, кто не вернется» в мир чувств и желаний.  Третий этап Четвертого Пути, ведущий к освобождению от всех уз. 
Ана;хата Шабда (санскр. ;;;;;;;;;) Инд. [I сн.41] «Звук (шабда)не издаётся каким-либо инструментом». О внутреннем опыте осознавания звука часто упоминается в мистических писаниях (см. Джянешвари VI, 274), но  он, вероятно, трансцендентален.  Этот термин (как и родственное выражение Ана;хата На;да) также относится к звуку АУМ.  Кроме того, слово ана;хата означает сердечную чакру (или оккультный источник), активизирующуюся через кундалини во время медитации. 
Антахка;рана (санскр. ;;;;;;;;;) Инд., T.  [III сн.11] В индуизме: «внутренний орган», центр человеческой психики с умственными качествами (Манас, Буддхи) или Ахамка;ры.  Для теософии это в некотором смысле мост, который во время жизни формируется между высшим Эго и воплощенной личностью.  Он служит средством общения между высшим и низшим Манасом (активным в земном человеке) и позволяет передавать голос интуиции человеческой душе и впитывать впечатления и мысли благородного и всеобщего характера областью неизменного высшего Эго, способного растворяться в бессмертной Сущности (ТС).  Поднимая свое сознание до божественной сущности, ученик пытается устранить расстояние между ними (таким образом, символически «разрушая» мост антахка;рани под воздействием этого союза).  Это не следует путать с трагическим разрывом этой жизненно важной связи между личностью и ее высшим Эго, которое происходит с совершенно развращенным человеком. 
Арахатта  (па;ли) Буд. Состояние или положение араханта.  Аррахаттамагга –  «путь Арахатты», ведущий к этой реализации.  См. Архат. 
А;раньяка (санскр. ;;;;;;) Инд. [II сн.16] от аранья, удаленное место, пустыня или лес (куда удаляются отшельники).  Араньяка означает а) лесного отшельника или б) сборник философских и религиозных комментариев (см. Брихадараньяка Упанишада). 
Ардхама;тра; (санскр.) Инд. [I сн.12] Половина (ардха) просодической меры (матра), особенно короткого слога.  В статье (Теос., ноябрь 1889 г., стр. 121) ардхаматра отождествляется со «звуком, заканчивающим произношение слога АУМ».
Архан См. Архат
Архат (санскр. ;;;;;;) Буд. [[II сн. 10, 12, III 6, 38] па;ли арахант, сингалез. рахат, кит. лохан, буквально: «достойный» (не путать с ария, «благородный»).  В буддизме Хинаяны: тот, кто достиг четвертого состояния четверичного пути, освобожденный от желаний, достигший нирваны.  Это имя часто дается высокопоставленным лицам буддизма.  Архат (Хинаяны) иногда противоположен бодхисаттве (Махаяны), который отказывается от плодов Нирваны, но Е.П.Б.  не делает этого различия.  Она иногда ссылается на архата как на «посвящённого в эзотерические тайны» (TС).  Во всяком случае, архат обладает огромными сверхъестественными способностями. 
А;рья (санскр. ;;;;) Инд., Буд. [III 6 *] Прилагательное, которое имеет значение благородный, честный и неофициально означает «арийца» Индии.  В буддизме палийский термин Ария (также: Айира и Айя) часто употребляется, чтобы выразить превосходство вещи или человека, например.  арияпуггала переводится «благородное существо», внимательное к «четырем благородным истинам» (Ариясакка), который идет по четверичному «благородному пути» (Ариямагга).
 [*How little one can rely upon the Orientalists for the exact words and meaning, is instanced in the case of three "alleged" authorities. Thus the four names just explained are given by R. Spence Hardy as: 1. Sow;n; 2. Sakrad;g;mi; 3. An;g;mi, and 4. Arya. By the Rev. J. Edkins they are given as: 1. Sr;t;panna; 2. Sagardagam; 3. Anagamin, and 4. Arhan. Schlagintweit again spells them differently, each, moreover, giving another and a new variation in the meaning of the terms.]
[* Как мало можно полагаться на востоковедов в отношении точности слова и его значения, подтверждается существованием трех «сомнительных» авторитетов.  Так, четыре только что объяснённых термина даются Р. Спенсом Харди как: 1. Сован;  2. Сакрадагами;  3. Анагами и 4. Арья.  Преп. Дж. Эдкинс даёт их как: 1. Сротапанна  2. Сагардагам;  3. Анагамин и 4. Архан.  Шлагинтвейт пишет их по-другому,  кроме того,  придавая каждому  новой отличный от прежнего вариант значения.]
А;рья;сан;гха (санскр. ;;;;;;;;) Буд. па;ли: А;риясангха.  Слово означает: а) сообщество «Благородных», все члены Сангхи или б) основателя школы Йогачара.  В теософском словаре H.P.B.  описывает А;рья;сангху как «архата, непосредственного ученика Гаутамы Буддха», который был задолго до христианства.  Его труды никогда не публиковались или то, что было распространено позднее, перемешалось в большей или меньшей степени с шиваизмом и тантризмом.  Поэтому не следует путать «этого дохристианского адепта, основателя эзотерической школы чистого буддизма (см. ТД, I, 49 сн. *), с другой фигурой под тем же именем (см. «Востоковеды этого времени» HPB)  который, казалось, жил намного позже.  Сегодня общепризнанным основателем школы Йога;ча;ра является Асан;га (также известный как Ариясан;га).  Он был братом Васубандху, еще одного буддийского учителя (4-го века н.э.). 
Асат (санскр. ;;;;) Инд. [Фрагмент 1] Небытие, несуществующее, указывает на  a) то, что не является Сат («бытие по существу», «бытийность»), являясь таким образом внешним видом, иллюзией, заблуждением (основа низшего материального мира) и б) в сложном слове Сат-Асат, непостижимом ничто, которое тоже является сущностью бытия (относящейся к Абсолюту), два термина образуют «альфа-омегу восточного эзотеризма»» (ТД, II, 449).  Слово Асат также может указывать на Мулапракити, недифференцированную субстанцию (ТД, II, 597 сн. *). 
Аскетический [II сн.23] от греческого слова «аскео»  упражняться, как спортсмены делают физические упражнения).  Человек, полностью посвятивший себя практике духовных учений. 
Астральный - T.  [I сн.22] Буквально: состоящий из эфирной, самосветящейся природы звезд.  Но в теософии термин «астрал» используется для обозначения светящегося вещества, которое на одну градацию менее грубо, чем физическое вещество.  Астральное вещество соответствует состоянию дифференциации и уплотнения исходной субстанции (Мулапракити), предшествующей грубой, физической материи.  Астральный мир - это невидимый план, ближайший к нашему плану, где все формы живых существ имеют свое происхождение и эволюцию.  Астральное тело или астральный двойник – это эфирный аналог человеческого тела (и всех других существ); оно является основой сцепления и жизненного динамизма физического организма.  Но в то же время именно в этом астральном поле - обязательном посреднике между физическим и духовным - разворачиваются все энергии и картины психической жизни человека (как и планеты).  Нужно быть осторожным, чтобы не путать астральный двойник с астральной душой  (астральным или личным эго), имея в виду психическую личность человека, которая считается живой астральной сущностью, полной земных мыслей, питаемых страстями  и желания (санскр. кама).  Астральная сфера (которая находится на нескольких планах) является главным образом лунным миром, фильтрующим до некоторой степени солнечный свет Духа, но также отражающим земной миазм.  Активной субстанцией, проникающей в эту сферу, является астральный свет.  Его верхняя часть (связанная с акащей) почти божественна, но его нижние части, загрязненные психическими эманациями земли, опасны и даже демоничны.  Элифас Леви назвал его великим астральным змеем.  Отсюда предупреждение ученику о том, никогда нельзя безопасно проникнуть в него.  Астральный свет также является местом великой живой памяти Природы. 
Асура (санскр. ;;;;) Инд. [I сноска на Мару 1:34*] теперь используется как «Не-Бог» (тиб. лхамаин); демон, враг богов вследствие искажения термина асура.  (Первоначальное значение было «дыхание Бога» и указывало на высокие духовные существа или Высший Дух Вселенной).
* M;ra is in exoteric religions a demon, an Asura, but in esoteric philosophy it is personified temptation through men's vices, and translated literally means "that which kills" the Soul. It is represented as a King (of the M;ras) with a crown in which shines a jewel of such lustre that it blinds those who look at it, this lustre referring of course to the fascination exercised by vice upon certain natures.
Мара в экзотерических религиях является демоном, Асуром, но в эзотерической философии это олицетворенный искуситель посредством людских пороков, и в буквальном переводе означает "то, что убивает" душу. Она изображается в виде царя (Мараса) в короне, в которой сверкает драгоценный камень такого блеска, что ослепляет тех, кто смотрит на него, этот блеск означает, конечно, ослепление, которое пороки производят на определенную природу.
А;тма (н) (санскр. ;;;;;;) Инд. [I 5, 11, III 10]. Это слово означает эго (в его различных значениях), но прежде всего Высшего Эго, которое  в сущности, едино с Брахманом, Безличным Абсолютом.  В человеке это божественный и постоянный полюс в высшем понимании, Высшее Эго, которое на самом деле излучает свой свет на всех существ.  Чувство «эго» (атма) или существенной идентичности также может передаться земной личности, но в экзотерическом буддизме, заявляющим о несуществовании такого Я, (учение Анатман), это – морально извращенная иллюзия.  «Бхагавад-гита» (VI, 5) учит, что низшее «я» должно быть возвышено Высшим Я через дисциплину йоги и медитации.  Для теософии Высшее Эго является индивидуализированным центром единого сознания, которое купается в свете Атмы. 
А;тмаджн;я;нин (санскр. ;;;;;;;;;;;;) Инд. [I сн.11] Тот, кто знает самого себя.  В Веданте тот, у кого есть знание о божественном и едином Атмане. 
Аттава;да (па;ли) Буд. [I сн.10] Учение, в котором говорится, что существует постоянное личное «я» или «эго».
AУМ (санскр. ;;) Инд., Буд. [I сн.12, 14]. Прежде всего, священный слог, образованный  тремя буквами, которые напоминают о троице, слившейся в единстве (см. Мандукья Упанишада и статьи У. К. Джаджа, опубликованные в «Теософских статьях», том 1, Theosophy Company, Los Angles, 1980, стр. 559)   
Авалокитещвара (санскр. ;;;;;;;;;;;;) Буд., T.  [I сн.5] Слово интерпретируется по-разному: «Господь, который смотрит сверху», «Тот, кто слышит звуки (или крики) мира» и т. д. Он является самым популярным божеством северного буддизма (святой покровитель Тибета, Ченрези).  Как живой образ сострадания и духовной мудрости Амита;бха, этот великий Дхьяни-бодхисаттва изображается держащим голубой лотос, отсюда его имя Падмапа;ни.  Для теософии все, что сказано о нем, относится к Логосу в связи с Космосом и человеком (TС).  Буквально Авалокитещвара означает: «Господь, которого видят»; в определенном смысле «Высшее Эго, видимое (человеческим) эго», «Атман» или седьмой принцип, слившийся со всеобщим принципом, воспринимаемым божественной душой  человека (Буддхи, шестым принципом).  На более высоком уровне Авалокитещвара относится к седьмому Единому Принципу или Логосу, воспринимаемому через Буддхи или Единую Душу, как синтез семи Дхьяни-Будд (ТД, I, 180-110, 470-3).  В общем, это – единый или всеобщий Дух, вездесущий, проявленный в храмах макрокосма и микрокосма.  H.P.B.  также идентифицирует Падмапа;ни с Эго или Высшим Манасом в человеке (TС).  Мистическая формула «Ом мани падме хум» (которая называется «драгоценность в лотосе») имеет прямое указание на божественное присутствие Логоса в святилище сердца (ТС). 
Ави;чи (санскр. ;;;;;) Буд. [III сн.35] Тиб. Мьялба.  Буквально без волн, без перерыва.  Состояние ада.  В экзотерике Авичи-нирая (пали) – один из величайших миров, описанных в реалистичных красках в каноне Пали. 
Авидья; (санскр. ;;;;;;;) Инд., Буд. [Фрагмент 1] Невежество в смысле незнания, не осознающее истинный характер вещей.  Отсюда в Веданте иллюзия (олицетворяемая как майя);  в буддизме это заблуждение, отсутствие различения, которое составляет основу причинной цепочки страданий, цикла реинкарнаций или Самса;ра.

               
                Б
Бхагавад Ги;та; [1] (санскр. ;;;;;-;;;;) Инд. Основная работа индуизма и один из величайших духовных трудов человечества.  В нем изображен человек (с характером героического воина, Арджуна), столкнувшийся с огромными проблемами, которые обусловливают его человеческую и божественную судьбу в циклической точке истории человечества.  Кришна, в первую очередь Учитель-Инициатор, а также внутренний источник всей мудрости, в беседе с ним открывает Путь Царственной Йоги, который соединяет действия и знания, отречение и активное участие в служении великому космическому порядку.  Будучи книгой посвящения и неисчерпаемого богатства, Бхагавад Гита неотделима от Голоса Безмолвия при любом поиске духовной жизни. 
Бхавачакра (санскр. ;;;;;;) Буд. [Колесо жизни, фрагмент 2] «Колесо бытия», часто представленное в тибетской иконографии.  Между спицами колеса изображены различные миры трансмиграции (самсара) под властью демона скоротечности и смерти;  во втулке колеса круг из трех животных (змей, петух, свинья), кусающих хвосты друг друга, иллюстрируя фатальную последовательность, желание - гнев - невежество, тогда как обод, разделенный на двенадцать секций с помощью изображений, означает двенадцать нидан  или факторов, связанный с непрерывным чередованием жизни-смерти.  Голос Безмолвия предлагает не оставаться слепо привязанными к этому колесу, но взять обязательство и отработать кармические причины прошлого, выполнив долг в течение жизни. 
Бодхгая; или Буддхагая (санскр. ;;;;;;) Буд. Одно из основных святых мест буддизма, недалеко от Гайи в Бихаре (Северная Индия).  Там, после медитации в течение 49 дней под сенью знаменитого дерева Бодхи, Гаутама достиг великого света полного пробуждения (Бодхи).  В настоящее время большое святилище возвышается позади дерева, которое считается отростком первоначального дерева; в Бодхгае есть множество буддийских храмов разных народов. 
Бодхи (санскр. ;;;;) Буд. [II сн.2, Фрагмент 3] Пробуждение в единой и всеобщей Истине, совершенной мудрости или божественном знании, делающее человека Просветленным Существом (слово Буддха, которое, как и слова Бодхи и Буддхи, происходит от корня глагола «будх», быть пробужденным или осознанным, следовательно, осознавать, понимать и т.д.).  Это слово может иметь разные значения в зависимости от школ и существ, к которым оно применяется, потому что любая степень духовного развития отмечена «пробуждением», свойственным относительным истинам, характерным для неё. 
Бодхидхарма (санскр. ;;;;;;;;) Буд. [II сн.1, 2, 6]. Г-жа Блаватская предлагает два значения: а) Бодхидхарма или Мудрость (Бодхи) - Религия (Дхарма), которая присутствует в Китае;  б) Знаменитый патриарх с этим именем (460-534 гг. н.э.) и ученик Праджня;дха;ры, который основал школу Чань Маха;я;ны в Китае в шестом веке н.э. 
Бодхисаттва (санскр. ;;;;;;;;;;) Буд. [I сн.38, II 38, III 26, 33, 39] Существо, чьей сущностной природой (саттва) является просветление или мудрость (Бодхи), «Просветлённое существо». В буддизме Хинаяны это – тот, кому  суждено воплотиться в будущем совершенным Буддой;  но в буддизме Махаяны Бодхисаттва знакомил своим последователям как идеал альтруистической Жизни; как существо сострадания Бодхисаттва прилагает все усилия, чтобы достичь полного просветления с целью спасти всех существ; он отказывается от нирваны в отличие от архата из Хинаяны или пратьекабуддхи.  Даже когда он достиг цели своих усилий, он останется с человечеством благодаря особому телу (Нирманакайа), которое он развил во время аскетической практики.  Для буддистов путь Бодхисаттвы (состоящий из десяти этапов) требует клятвы и дисциплины особого характера для развития особых «совершенств» или парамит.  Иногда этот термин применяется без различия к любому, кто сознательно ищет просветление, даже если ради его собственной выгоды.  См. также: Дхьяни-Бодхисаттва. 
Дерево Бодхи Буд. Ficus religiosa, дерево Бодхи (или Бо) - очень распространенное дерево в Индии, и славится тем, что Гаутама Будда достиг просветления под таким деревом.  Говорят, что отросток этого оригинального дерева был привезён в Анурадхапуру на Шри-Ланке в 249 году до нашей эры. Оно является предметом поклонения многих паломников, и, как говорят, из-за того, что настоящее дерево Бодхи в Бодхгайе было взято прямо от него.  См. Бодхи и Бодхгай.
Бон (Бён) (тиб. ;;;) Буд. [III сн.13] Старое религиозное движение шаманского типа распространённое в Тибете до буддизма.  Согласно H.P.B.  это, по-видимому, «дегенерировавший рудимент ранних халдейских мистерий», который теперь стал «религией, основанной на некромантии, колдовстве и гадании». Сторонники религии бон или бонпо, в основном, разделены на белых (кто  имеет сложную систему с сильным влиянием буддизма) и черных, из которых большинство являются колдунами и черными магами.  Во время своего создания в Тибете примитивный ламаизм, похоже, адаптировал ряд типичных элементов религии Бон. 
Брахм
См. Брахма;. 
Брахма (н) (санскр. ;;;;;;) Инд. [I сн.28] Слово среднего рода, означающее Абсолют, первую и конечную Реальность, «Бытийность», далеко за пределами всякой дуальности;  Брахман находится вне всякого ментального понимания, не ограничен никаким существованием, но присутствует во всем.  Веданта подчеркивает фундаментальное единство Атмана (высшей сущности Я в каждом существе) с этим трансцендентальным Единством. 
Брахма; (санскр. ;;;;;;;) Инд. [I сн.19] Слово мужского рода, обозначающее первое божество индусской троицы, которое действует как «создатель» мужчины или, скорее, как пробуждающая сила и устроитель проявленного мира.  Он связан с вселенной форм и поэтому «умирает» вместе с ней, как это делают все другие боги.  Не путать с Брахма (н). 
Брахмапура (санскр. ;;;;;;;;;) Инд. [I сн.28] (Также: Брахмапури) «Город Брахмана», который попеременно расположен то на небе, то на земле (город Бенарес или Варанаси).  Мундака Упанишада (II, 2, 7) считает, что «Я» остается в своем эфирном пространстве, в божественном городе Брахман», который обычно размещается «в области сердца».  См. статью: «Места паломничества в Индии» («Теософ», VII, стр. 1 и след.). 
Брамин (санскр. ;;;;;;;;;) Инд. [I сн.5] (также: Бра;хмана).  Член касты священников, высшей из четырех каст индуизма, который традиционно изучает веды и совершает ритуалы.  Брамины в конечном итоге заставили буддизм исчезнуть с индийской земли.  См. также: Тиртика. 
Будда или Буддха (санскр. ;;;;;) Буд. [I 38, II 4, 7, 8, 9, 17, 18, III 38, 39] санскритский термин Буддха, означающий «пробужденный» или «просветленный», относится к пробужденным из разных иерархий, таких как человеческие (манушья) Будды и божественные (Дхьяни) Будды.  Это название было дано как титул известной исторической личности, которая была принцем Капилавасту и сыном царя шакьев и чье имя, данное ему семьей при рождении, было Гаутама, а после того, как он достиг просветления Бодхи.  Ему были даны и другие имена: Шакьямуни (мудрый из шакьев), Сиддхартха (тот, кто достиг своей цели);  также Татха;гата (так он пришёл [на другой берег по следам других] и Джина (завоеватель). Будда как пример совершенного существа является архетипом великих и святых Архатов или Адептов, которые следуют по его стопам, но это слово также означает высшие метафизические реалии, высшее духовное Существо (Ади-Будда) или иерархии духовных и божественных существ (Дхьяни-Будда).
Буддхи (санскр. ;;;;;;) Инд., Т. [I сн.29] В индуизме  (Бхагавад-Гита), Буддхи – это активный элемент разума или способность различения, которая в антахкаране фокусирует все высшие качества человека, исходящие от Атма, среди которых есть интуиция или духовное понимание. В теософии Буддхи в своем космическом значении (Маха-Буддхи) относится к «Душе» или высшему ментальному аспекту Вселенной, в человеке Буддхи является носителем Атма или духовной Души, укорененной в единой Душе, он предназначен активизироваться через Манас, человеческий разум личности.  См. Кундалини.

                Ч

Чертог [I сн.23] тайный чертог Сердца означает «мистическое пространство» (санскр. Акаща или вьоман), где «пребывает Эго», Ана;хата чакра (чакра или лотос сердца).  См. Брахмапура. 
Чела Инд. [I сн.5, 44] Это слово на хинди связано с санскритским  словом «чета» или «чеда» (= слуга, раб).  Это – ученик на службе у духовного учителя.  В классическом санскрите: Щишья (см .: Бхагавад-Гита I, 3 - II, 7).  Чи [джи] (кит.) Буд. Вторая из Четырех Благородных Истин.  См. Самудая. 
Цзяо мэнь (кит.) Буд. (II сн.1) (В «Голосе Безмолвия» произносится цзяо-мэнь согласно Дж. Эдкинсу, К. Б., стр. 158). Принятая религия (экзотерическая). См. Также Цзун-мэнь. 

                Д
Дад-Дугпа (тиб. ;;;;;;;;;;;) Буд. [III 13] См. Дугпа. Ср. Шлагинвайт, Б.T., стр. 47.
Да;на (санскр. ;;;) Буд. [Фрагмент 3] Акт дарения или жертвоприношения во всех формах.  Первое из совершенств или трансцендентных добродетелей (Парамита) Бодхисаттвы. Вместе с добротой (Майтри) и состраданием (Каруна) Дана является важным фактором, способствующим просветлению существ.
Даршана (санскр. ;;;;;) Инд. [III  1] Видение, осознание, точка зрения, лицезрение (статуи) божества, школа: особенно каждая из шести доктринальных школ индуистской философии (Ньяйа, Вайешика, Сакхья, Йога, Пурва-Мимаша и Уттара-Мимаша или Веданта).
Дэва (санскр. ;;;) Инд., Буд. (I 30, III 17, Фрагмент 2]] Сияющий, небесный, божественный. Как существительное – это божество и относится ко всем богам и существам невидимых миров, их существование ограничено продолжительностью существования вселенной (см.  Брахма), что делает их не такими совершенными, как Буддха.  Они выступают против сил преисподней и разрушения (см. также Асура).  H.P.B.  использует слово в обобщённом смысле «божественный» (санскр. Дивья и пали Дибба), например: «Дэва-зрение» (санскр. Дивья чакшу). 
Девачан [bDe-ba-chan] (тиб. ;;;;;;;;;) Буд. От «де», счастье, радость.  Слово аналогично санскритскому сукхавати (ср. T.С.) и (экзотерически) обозначает западный рай Будды Амитабхи.  В теософии он является областью блаженства субъективного опыта после смерти, где Высшее Эго ассимилирует духовный плод своего последнего воплощения перед новым земным возрождением.  (Это тибетское слово иногда ошибочно связывают с санскритским термином Дева)
Дэва-слух - Б. [Фрагмент 2] Санскр. Дивьящротра.  Способность яснослышания, вторая абхиджня.  См. Сиддхи. 
Дэва-зрение - Б. [Фрагмент 2] Санскр. Дивьячакшу.  Способность ясновидения, одна из шести сил (абхиджня), которая достигается посредством интенсивного применения Дхьяны.  Благодаря этой силе (четвертой из списка) можно (среди прочего) увидеть судьбу существ в их кармическом курсе.  См. Сиддхи. 
Дха;рана; (санскр. ;;;;;) Инд. (I 3, 43, 47) Сосредоточение ума на избранном предмете медитации. Например, йога-сутра Патанджали, где дхарана (шестая степень йоги) ведет вместе с дхьяной и самадхи к сатьяме, состоянию совершенной медитации. В «Голосе Безмолвия» дхарана соответствует полному абстрагированию от воздействия чувств и молчаливой игре памяти, что делает возможным сосредоточение перцептивных способностей  сознания на одном единственном духовном объекте.
Дхарма (санскр. ;;;;) Инд., Буд. [Фрагмент II, III] Слово со многими значениями, особенно в буддизме. Корень Dh; «дхр», поддерживать, сохранять, удерживать.  Правило или Закон, который поддерживает Вселенную. Для человека дхарма означает универсальную основу этики или поведения, которую он должен соблюдать, чтобы обеспечить себе божественную судьбу. В индуизме и теософии слово иногда переводится как «долг» и означает внутреннюю обязанность, которую нужно выполнить в жизни согласно своей природе.  Например, сказано, что (природная) «дхарма» огня заключается в горении.  В буддизме дхарма – это «закон» или учение Будды в двух формах, экзотерической и эзотерической.
Дхармака;я (санскр. ;;;;;;;) Буд. [II 38, III 20, 34] Самое возвышенное славное тело (ка;я), одеяние высшего блаженства, «сотканное» каждым Посвященным во время развития, которое привело его к концу Четвертого  Пути (идеальный Архат) или (эзотерически) до прохождения Шестых Врат перед входом в Седьмые Врата (ТС).  Уровень сознания достиг самого порога Нирваны. 
Дхья;на (санскр. ;;;;;) Инд., Буд. [I 47, III 4]. В системе Патанджали Дхья;на – это сосредоточенная концентрация на выбранном предмете медитации, следует за Дхараной.  В буддизме Дхьяна Парамита является пятым из совершенств, достигаемым учеником Бодхисаттвы;  в «Голосе Безмолвия» она также является ключом к Шестым Вратам, предшествующим доступу к совершенной мудрости.  В состоянии глубокого духовного созерцания кандидат все еще сохраняет чувство личности, которое он больше не будет испытывать в полном единстве Самадхи.  В более распространенном употреблении слово дхьяна (пали: джха;на) относится к упражнению медитации, состоящему из четырех шагов (см. Четверичная Дхьяна), начиная с подготовительной концентрации до состояний абстрагирования высшего сознания.  Этот длительный курс сопровождается разворачиванием различных психических и духовных сил (санскр. абхиджна), таких как «дэва-слух» и «дэва-зрение».
Дхья;ни (н) (санскр. ;;;;;;) T.  [Фрагмент 1, 3] «Существо созерцания», слово со многими значениями, с одной стороны, относящееся к очень высоким иерархиям (связанным с Логосом), а с другой - к иерархам, связанным с космогонией и жизнью мира форм, но всегда в четкой связи с семью принципами микрокосмического человека;  особенно в «Тайной Доктрине» упоминаются высшие Дхьяни, воплощенные в «избранной расе» на заре человечества, и вместе они также сформировали «питомник» будущих адептов.  Они представляют собой божественных пробудителей человечества.  См. также Планетарные духи. 
Дхья;ни-Бодхисаттва (санскр. ;;;;;;-;;;;;;;;;;) Буд. В экзотерическом буддизме они являются пятью сыновьями Дхьяни-Будд (см. ТД, Т. I, 109, 57 и II, 116).  Эзотерически они являются «духовными отражениями» или проекциями семи Дхьяни-Будд в (ментальном) мире форм (Рупа-Лока) (см. также «Три мира»). 
Дхья;ни-Будда (санскр. ;;;;;;;;;;;) Буд. [III 25] «Будда созерцания». В совокупности семь иерархий Дхьяни-Будд проявляют божественный свет Ади-Будды в своих различных аспектах, формируя возвышенную сущность человеческих душ,  несмотря на то, что они сами не имеют родителей (Анупападака), они являются мистическими отцами Дхьяни-Бодхисаттв.  Ср. ТД, Т. I, 571, с Авалокитешварой как синтез семи. 
Алмазная душа - T.  Буд. [II 4, III 25] См. Ваджрасаттва. 
Дордже [rDo-rje] (тиб. ;;;;;;;;) Б. [III 17] санскр. Ваджра.  Господь (рдже) камней (до) или алмаз. 
Дагше [Drag-gshed](транслитерация Вайли драгшед читается дагше) (тиб. ;;;;;;;;;) Б. [III 17] Группа страшных и гневных богов, которые должны защищать людей от плохих духов. 
Дугпа [‘agrug-pa] (тиб. ;;;;;;;;) Б. [III 13, 17] Несколько тибетских слов могут (более или менее) произноситься как дугпа с разными значениями, отсюда путаница, но ни одно из них не имеет значения «красная шапка». 1) Слова, связанные со словом дуг (;;;;;), означающим гром или крылатый дракон: а) школа Дугпа, связанная с монастырем Дуг, который, как говорят, был основан Линг Репой Падма Дордже в Бутане в 12 веке в день грозы;  школа Дугпа является признанным отделением Карма-Кагью;  она была основана в Ладаке и Бутане, отсюда б) Дугпа – это имя, данное уроженцам Бутана, «земля грома» или Дуг-юл.  Они находятся под влиянием традиции Дугпа, которая имеет три различных деления (высшее, среднее и низкое).  Шлагинтвайт (БT, стр. 47) упоминает её под именем дугпа или дад-дугпа, как секту, «для которой дордже является очень важным и мощным инструментом». 2) Различные глаголы и прилагательные такие, как дугпа (sDugpa ;;;;;;; приятный), другпа (Drugpa ;;;;;;; шестой) и т. д. Особенно следует помнить, что  дугпа (gDugpa ;;;;;;;), извращенный, плохой, порочный, вредный (от слова дуг, что означает яд),  H.P.B.  действительно упоминала в этом значении, говоря о дугпах как о «озорниках», злых колдунах;  см. статью «Реинкарнация в Тибете» (Теос., III, стр. 146-8), где она связывает их с примитивной сектой Ньингмапы, отличной от поздней Кармы-Кагью (которые также носят красные шапки).  Отсюда следует, что слово дугпа, как оно используется в «Голосе Безмолвия», не относится к известным в настоящее время тантрическим школам (ещё не менее к какой-либо из нереформированных школ), а к довольно тайной маргинальной группе, которая активно сопротивлялась реформации  Цонкапа.  Среди них были настоящие колдуны и черные маги, обладающие сильными и злыми силами и которые, естественно, очень тесно связаны с последователями черной религии Бон.


Рецензии