2. 5. Ещё можно спастись

Во все времена люди мечтали о счастье. В последнее время даже появилась новая отрасль знаний – счастьеведение. Сегодня на Западе вывели порог дохода, который даёт ощущение счастья: 75 тысяч долларов в год. При этом считается, что дальнейшее повышение дохода на счастье уже заметно не влияет.
В принципе антология развития обществ Западных стран, читай цивилизованных, свидетельствует, что одной из главных характерологических черт является погоня за золотым тельцом, то есть неуклонное устремление за повышением материального потребления. Существует определение: золотой телец – это материальные богатства, это то состояние, когда человек живёт исключительно ради материальной выгоды, не думая о духовном. Понятие «золотой телец» пришло из ветхозаветных преданий. В них описывается золотой идол быка, которому преклонялись как божеству.
Данная тенденция сохраняется и сегодня. В то же время стало очевидным, что доминирование психологии накопительства и потребления в сознании людей поставило под угрозу существование самой человеческой цивилизации. Дело в том, что крупнейшие транснациональные корпорации сейчас особенно беспощадно эксплуатируют природные ресурсы. Это приводит к их истощению и глобальному изменению климата. В данном случае они помимо накопления капитала стремятся хотя бы внешне сгладить огромные противоречия между уровнем жизни простых людей и их сверхприбылью. Не отстают и правительства многих стран: жёсткой эксплуатацией природных ресурсов они пытаются создать у народных масс впечатление, что власть о них заботится.
Повсеместно вырубаются девственные леса, например, в Бразилии; загрязняется окружающая среда; так в Швеции из-за кислотных дождей в озёрах исчезла рыба. В океанах и морях бесчисленные траулеры добивают последнюю рыбу. Дикая рыба становится редкостью. Учёные предсказывают, что в связи с загрязнением окружающей среды изменится структура воды мирового океана. В такой воде не смогут выжить буквально все нынешние обитатели, они скорее всего погибнут. Уже сегодня огромные акватории океанов покрыты плавающим мусором. Например, в северной части Тихого океана образовался «мусорный остров», площадь которого в 8 раз превышает площадь Беларуси.   
По заказам западных и китайских картелей и синдикатов браконьеры в Африке ежегодно убивают до 35 тысяч слонов из-за большого спроса на бивни. Слоны находятся под угрозой полного истребления.
В странах Африки и не только возникли большие трудности с продовольствием и питьевой водой. В этой связи эксперты ООН при-зывают жителей Земли есть больше насекомых, чтобы справится с проблемой недоедания. Данный фактор в сочетании с погоней миро-вого бизнеса за сверхприбылью привели к массовому производству фальсифицированных продуктов с большим объёмом антибиотиков, стимуляторов роста, синтетических консервантов и усилителей вкуса. В этой связи известный российский журналист, общественный и политический деятель Максим Калашников подчёркивает, что в современное время люди больше умирают не от курения, а от фальсифицированной пищи. Он также указывает на тот факт, что сейчас в моргах у невостребованных тел волосы и ногти растут после смерти не несколько дней, а неделями и месяцами.
Зато исследования, проведённые международными экспертами в 2017 году, показали, что в мире существенно выросло число миллиардеров. 
Пример поданный цивилизованным Западом подхватили и многие другие государства, в том числе, с только ещё формирующейся рыночной экономикой. Они также стали связывать понятие «счастье» с уровнем дохода и материальным потреблением. В настоящее время в мире оказалось забыта давно известная истина, выработанная многими поколениями: «Глубина жизни лежит в её простоте. Чем проще твоя жизнь, тем больше радости ты получаешь от неё». Этому вторит и знаменитый французский просветитель Жан Жак Руссо: «Пристрастие к роскоши никогда не уживается с честностью, и совершенно не-возможно, чтобы умы, обременённые множеством праздных забот, возвысились до чего-нибудь великого…» .
В своё время английский социолог Д. Милль сказал: «Люди не хотят быть богатыми; люди хотят быть богаче других». В США появилась народная пословица: «Чем больше автомобиль, тем мельче личность, сидящая в нём».
Знаменитый английский социалист-утопист Роберт Оуэн в первой половине XIX века провёл реальный масштабный социальный эксперимент (один из немногих в мировой истории), в результате которого убедительно доказал, что общество может строиться на принципах отсутствия частной собственности, классовой дискриминации и эксплуатации.
Известный и всемирно признанный японский писатель Кодзиро Сэридзава, рассуждая о счастье и духовности, в своём произведении «Книга о Боге» написал: «В настоящее время Япония считается одной из самых богатых стран мира, многие полагают японцев счастливыми людьми, поскольку они не испытывают никаких материальных затруднений. Но при этом сами японцы утратили душевную широту и способность любить, они мечтают только о богатстве и власти, они оскудели духовно, и многие из них хуже животных. Они не задумываются о том, сколь благословенным, редкостным даром является жизнь. Дети таких людей духовно обездолены и достойны жалости не менее, чем их сверстники, жившие семьдесят или восемьдесят лет тому назад, причём очень часто этого не замечают даже сами родители. Наверное, поэтому среди современных детей так много самоубийц…» .
В этом ключе можно привести высказывание великого французского артиста Алена Дэлона, которое он сделал в интервью журналу Paris Match: «Я ненавижу эту эпоху, меня от неё тошнит. Я ненавижу этих людей. Всё фальшиво, всё – подделка. Уважения больше не существует, никто не выполняет своих обещаний. Только деньги имеют значение… Я знаю, что покину этот мир без сожаления».
Наряду с этим в мире происходят и другие общественные движения и процессы с противоположными целями, в которые вовлечены более продвинутые и осведомлённые люди, которые пытаются избе-жать мирской суеты и заглянуть в будущее. Так, в развитых странах зародилось движение «дауншифтинг». Его последователи стали со-вершенно неожиданно для западного образа жизни добровольно отказываться от карьерного роста, сознательно стали снижать своё социальный статус и материальное потребление. Многие из них начали переезжать в тихие уголки земного шара и вести скромную жизнь, наполненную духовным содержанием.
Несмотря на безудержную и безумную мировую погоню за ростом доходов находятся общества, которые сохраняют равновесие и находят в себе силы не поддаться соблазну участия во всеобщем хаосе. Например, государство Бутан на Тибете успешно продолжает буддийские традиции. В правительстве существует министерство счастья, которое тщательно следит за индексом счастья населения. В этой стране почти нет промышленных предприятий. Зато культивируется очень бережное отношение к природе. Здесь запрещена охота. Население главным образом занято выращиванием натуральных сельхозпродуктов. Люди живут не богато, но все приветливо улыбаются. Они просто счастливы. Они понимают, что погоня за золотым тельцом вскоре может привести к тому, что чистая питьевая вода станет дороже золота.
Сказанным выше мы подводим читателя к мысли, что назрело время кардинально менять отношение населения Земли и сильных мира сего к потреблению материальных благ во имя спасения. Необходимо постепенно менять моду на жизнь, поощряя культивирование духовного компонента в обществе и приветствуя сокращение материального. Определённые ценности в современном преломлении можно позаимствовать из традиций буддизма, древлеправославия и других религиозных конфессий.
Многие учёные философы, политологи отмечают, что в середине прошлого века у человечества была возможность пойти по пути раз-вития, творчества, мудрости, но мировые транснациональные кампа-нии навязали путь культивирования в человеке чувства безмерного потребления, формирования некритической «всеядной» личности.
За последние десятилетия изменилась психология людей. Они стали в среднем менее открытыми, больше стали носить маски на лице, ушла в значительной степени доверительность и простота общения. В межличностных отношениях стала преобладать некая завуалированность. Сейчас утвердился тезис «люди должны уметь играть различные социальные роли». Вот они и играют. Многие руководители на различных уровнях стали разыгрывать образ загадочного вол-шебника Гудвина из известной сказки.
Изменился цвет лица: из румяного он стал бледно-серым или бледно-белым.
Наши люди массово начали жить в плену собственных убеждений: я так считаю. Никого не переубедить: от дворника до министра. Никто не сомневается. А ведь ещё Аристотель говорил: «Сомнение есть начало мудрости». Пришло время говорунов – все любят рассказывать, но мало кто умеет слушать. Эту тенденцию подтверждает старовер отец Иоанн Миролюбов, который является председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. Он, в частности, сказал: «Говорить с людьми о покаянии стало труднейшим делом. Всякий норовит себя оправдать, сослаться на обстоятельства. Эти обстоятельства известны всем, известны и Господу».
Стало слишком много юмора. Он везде. Даже кажется под кроватью. Но стали ли жить веселее? Многие люди специально подготавливают анекдоты, чтобы утром обязательно рассказать их своим сослуживцам. Это похоже на «юмористическое насилие», так как на каждый анекдот, даже если он неудачный, из приличия надо улыбаться. Развелось огромное количество профессиональных юмористов, особенно в России. Они сбиваются в целые стаи, косяки, артели и даже театры. Они занимают целые телепрограммы, радиопередачи. Многие люди готовы на их концертах часами слушать только юмор. Это напоминает зомбирование.
В то же время многим людям, особенно бывшим «советским», стала свойственна ностальгия по душевной красоте, многие из них хотели бы вскрикнуть: «А где, чтоб просто люди?» В этой связи всё чаще стали вспоминать греческого философа Диогена, который жил более двух тысяч лет назад. Своим образом жизни он проповедовал личное представление о стиле жизни, которую видел в простоте и избавлении от условностей и материальных благ. Диоген жил посреди афинской площади в большой глиняной бочке из-под вина или зерна. Днём он часто бегал с зажжённым фонарём или факелом, озабоченно что-то разыскивая. Когда у него спрашивали, что ты ищешь, он отвечал: «Ищу человека, а не негодяя». Сомневающимся Диоген говорил: «Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой как у вас». У Диогена было много учеников, но немало и врагов. С горожанами он часто вёл беседы о несовершенстве жизни и возможности её упорядочивания.   
Известно, что когда однажды к его бочке подошёл царь Алек-сандр Македонский и сказал ему, что исполнит всё, что он захочет, Диоген ответил: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце». Сам же Александр Македонский говорил: «Если бы я не был царём, я хотел бы быть Диогеном». Диоген прожил 89 лет. Есть мнение, что он умер, ко-гда съел сырого осьминога.
В наше время в Гомеле возле железнодорожного вокзала живёт под открытым небом самобытный художник, потомок странников Валерий Ляшкевич. Своё бельё он моет в душе в местной бане, а сушит его недалеко от рельс под стук колёс поездов. Гомельчане его называют «Наш Диоген» или «Гомельский Ван Гог».
Серьёзным испытаниям подверглись гендерные отношения. Из них всё больше уходит естественная гармония, заложенная природой человека. Кризисные явления затронули семью и брак. Семейные узы становятся как никогда хрупкими и неустойчивыми. Никто не хочет уступать. Во всём мире резко возросло число разводов. Страдают дети.
Ежегодно в мире около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, свыше 50 тысяч из них уходят из дома, около 25 тысяч находятся в розыске как без вести пропавшие. Группа американских психиатров, работающая по программе «Дети и подростки, подвергающиеся жестокому обращению со стороны родителей» обследовала 76 подобных родителей и установила, что только 7% из них оказались психически здоровыми, остальные были алкоголиками (25%), неустойчивыми и антисоциальными личностями.
На этом фоне существует множество примеров, когда люди доб-ровольно уходят в простую естественную жизнь и достигают гармо-нии, равновесия и счастья. Так, первый легальный долларовый мил-лионер России Герман Стерлигов после банкротства съехал с Рублёв-ки вместе в семьёй в лес. Обзавёлся хозяйством и начал вести простую естественную жизнь. У него крепкая семья – дочь и четверо сыновей. Его супруга Алёна Стерлигова в интервью журналу «Однако, жизнь» (№14/2015) сказала: «Смирение и послушание для женщины – это не унижение, а достоинство». Похожие подходы к организации простой и духовной жизни мы наблюдаем в семьях староверов. Кстати, в них запрещалось женщинам наказывать мальчиков.
Мы часто говорим: «Вот уравновешенный человек, а тот неурав-новешенный» и т.п. Человеку хорошо, когда он находится в равнове-сии и плохо, когда его нет. Известный чешский философ XVII века Ян Амос Коменский считал, что природа находится в равновесии. Она едина, в природе всё происходит целесообразно; в ней царят гармония и порядок; она не любит скачков, всё проистекает постепенно; природа не терпит ничего бесполезного, в процессе каждого своего действия исходит из самой себя. Так как человек является частью природы, – рассуждал Я. Коменский, – то и он должен находиться в равновесии.
Ещё в недалёком прошлом мы привыкли делить людей на хороших и плохих, на белых и красных и т.д. Но с приходом «новых знаний», которые стали всё больше вытеснять так называемые «школьные» знания стало меняться мировоззрение людей. В качестве примера можно привести учение о душевном равновесии эстонского врача-практика Луулы Виилмы. Она убедительно доказала, что в каждом человеке есть плохое и хорошее, которые взаимно уравновешивают друг друга. Причём, по её мнению, в среднем то и другое по объёму приблизительно одинаково.
В настоящее время из-за безудержного научно-технического прогресса на человека действует множество негативных факторов: изменение химико-биологического состава  окружающей среды, использование новых видов энергии и веществ. Всеобщая компьютеризация вызвала эффект «сжатия времени», что привело к значительному усилению психофизиологических нагрузок, увеличению количества конфликтных ситуаций. Возросло число людей, имеющих различные психические аномалии. В таких условиях среднестатистическому человеку всё труднее сохранять своё равновесие. Возникло понятие – аддиктивное поведение. Это поведение неуравновешенного человека, обусловленное неудовлетворяющим его собственным психофизиологическим состоянием. В принципе, это зависимое поведение. Чтобы придти в равновесие, хотя бы на некоторое время, аддикты вынуждены употреблять различные жидкости и вещества (алкоголь, наркотики, технические и фармацевтические жидкости и др.), а также использовать различные виды отклоняющегося поведения (участие в де-структивных религиозных сектах, азартных играх; компьютерная и интернет зависимость, сексуальные перверсии (извращения) и др.).
Если ещё в середине прошлого века считалось, что душевные недуги присущи для 1–2% населения планеты, то в настоящее время, говорят эксперты, это свойственно каждому восьмому жителю. В частности, по оценкам ВОЗ депрессией страдает не менее 350 млн. человек. Вероятность заболеть ею в течение жизни – 20%. Каждый шестой с депрессией доходит до суицида. Существует прогноз, что к 2020 году депрессия займёт второе место в общемировом рейтинге заболеваний после сердечнососудистых.
Известен исторический факт, когда жители древнегреческих го-родов-государств (Спарта, Афины, Македония) приглашали врача философа Гиппократа для оценки психического состояния граждан, совершающих не только нелепые поступки, но и проявляющих повы-шенную агрессивность, чрезмерную жестокость и др.
Всё сказанное выше показывает, что так дальше продолжаться не может. Необходимо кардинально менять моду на жизнь. И здесь возможно более весомо для мирового восприятия в качестве примера могут выступить не развитые западные страны, по-прежнему пока ещё озабоченные обогащением, а страны менее богатые, но сохранившие массовое адекватное мышление типа Беларуси.
Сегодня можно утверждать, что Беларусь в глобальном мире является уникальной нацией. Наша уникальность заключается в том, что мы являемся живыми свидетелями перехода из социалистической формации в новую. Беларусь строит социальное государство с сильным государственным элементом. Белорусы вышли из бывшего СССР в большинстве своём не поражённые вирусом наживы, со спокойным отношением к материальной собственности, без фанатичного преклонения перед богатством в отличие от западных стран, где частная собственность, капитал всегда окружались священным ореолом и почитанием богатых людей.
В то же время население Беларуси как и другие народы бывшей империи после её распада попали под контрастное влияние капиталистического образа жизни, рыночной экономики. И в нашем обществе появились понятия: «успешный человек», «неуспешный». Причём главным в основе успешности подразумевается материальный достаток. Тогда, исходя из реальных доходов, следует утверждать, что если Вы просто рабочий, колхозник, инженер, учитель, врач, то Вы неуспешный человек. В речи на церемонии награждения 9 января 2018 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сказал: «В погоне за материальными благами и внешней мишурой люди теряют истинную красоту – внутренний свет добрых чувств и благородных поступков, которыми так славился и славится наш народ, всё наше славянство».
В географическом плане Беларусь находится в самом центре Европы. Это расположение очень выгодно в логистическом смысле, но одновременно оно обуславливает и огромную сложность в геополитическом измерении. Практически Беларусь расположена на самом важном европейском перекрёстке, где сходятся Запад и Восток. При этом не следует недооценивать ось север-юг. Перекрёсток часто продувается суровыми ветрами и от этого здесь бывает далеко не всегда уютно и комфортно. Через наш перекрёсток перекатилось множество разрушительных войн. В то же время сейчас Беларусь выгодно выделяется от многих стран СНГ тем, что к ней нет территориальных притязаний от своих соседей, как и у Беларуси к ним. Хотя, следует отметить, что по инициативе И. Сталина часть белорусских территорий необоснованно были переданы другим странам. Сегодня Беларусь активно нащупывает пути уравновешивающих взаимоотношений с Западом и Востоком. На данном этапе весьма существенно продолжить политику конфессионального равенства на нашей территории и одновременно взаимодействия со всеми ведущими мировыми конфессиями.
Пришло время учиться поступаться своими принципами. Об этом пишет и новая литература, которая в отличие от «школьных» знаний рекомендует для пользы Вселенной отказываться от излишней принципиальности. В настоящее время мировые эксперты бьют тревогу по поводу того, что ведущие мировые державы Россия, США и Китай накопили слишком много ядерного оружия. Лидерам этих стран необходимо в ближайшее время сесть за стол переговоров и решить вопрос в пользу сохранения жизни на Земле. Здесь можно привести слова известного русского рок-музыканта, участника группы «Звуки Му», исполнителя главной роли в фильме Лунгина «Остров» Петра Мамонова: «Любое, любое дело мимо Любви – это мимо Бога. А мимо Бога – это мимо вообще».
Возможно настало время и для Беларуси, народ который имеет 3,5 тысячную историю на европейском континенте, дать пример миру в новых подходах к организации политического и экономического устройства общества во имя спасения человечества.
С чего необходимо начинать? Нужно в массовом сознании людей менять их отношение к потребностям, устанавливать более естественные стандарты потребления ими материальных благ.
В своём знаменитом романе «Дон Кихот» Сервантес описал пита-ние небогатого испанского дворянина в средние века: «Три четверти его доходов уходили на похлёбку из овощей с говядиной да винегрет, который ему подавали на ужин; по пятницам он постился, довольствуясь тарелкой вареной на воде чечевицы, зато по воскресеньям лакомился жареным голубем. В праздничные дни дон Кихот надевал кафтан из тонкого сукна, бархатные штаны и сафьяновые туфли, а в будни носил костюм из грубого сукна домашней работы» . 
Итак, что может Беларусь предложить мировому сообществу в определении глобального подхода к утверждению новой парадигмы, новой концепции развития человечества для спасения Земли:
- формирование устойчивого представления в сознании людей об эталоне современного человека, который не только придерживается здорового образа жизни, но и который освободился от множества ненужных желаний и обладает сбалансированными рациональными потребностями относительно потребления материальных благ;
- постоянный мониторинг со стороны государства производства качественных продуктов питания и медикаментов;
- принятие мер, исключающих лоббирование интересов крупных транснациональных компаний  и их влияние на установление стандартов образа жизни;
- приоритетное решение задач по охране окружающей среды, установление жёстких ограничительных квот на вырубку лесов, от-стрел диких животных и рыболовство;
- не допущение частного капитала к эксплуатации природных ресурсов;
- привлечение общественности к воспроизводству лесов, зелёных насаждений и т.п.;
- мирный, оборонительный характер военной доктрины;
- развитие концепции сотрудничества со всеми религиозными конфессиями.
Сегодня, как никогда важен пример, а не слова. Правители и чиновники, особенно самых высоких рангов должны показывать пример скромности и воздержания, умеренной жизни.
В последнее время всё больше людей интересуются вопросами выживания в условиях всеобщей глобализации, экологически чистых способов хозяйствования, умения жить в гармонии с природой, спасения своей души, своей индивидуальности среди мирской суеты и погони за «золотым тельцом». В этой связи многие люди обращаются к опыту старообрядцев, иноков, сумевших выжить в непростых политических и природных условиях. Поморское иночество указывает, что для инока обязательно исполнение определённого круга богослужений (молитв), необходим дополнительный пост в понедельник. Также необходимо отказаться от имущества, мирских попечений, бытовых удобств, празднословия, частая исповедь помыслов, особая иноческая одежда.
В последние десятилетия течение иночества, подвижничества упало до маленького ручейка, хотя и в самом обществе и во многих людях существует острая потребность в спасении своей души.
;


Рецензии