2. 4. К центру Европы

егодня 5 июля 2016 года. Мне предстоит путь к центру Европы в район озера Шо. Как мы знаем часть староверов-пустынников (странников) ещё в середине XIX века стремилась, преодолевая опасности, попасть в эту местность. Они считали, что здесь существует северный вход в Шамбалу и, что эти края связаны с сокровенным знанием. По данным Международной уфологической организации Беларусь входит в ТОП 100 аномальных зон мира. 
Действительно и сегодня существует повышенный интерес у учёных и краеведов к данному региону. Есть предположение, что ещё русско-белорусский пророк XV века Василий Немчин упоминал о нём. К сожалению, в настоящее время книга с его пророчествами в г. Полоцке исчезла. По словам современного астролога Павла Глобо копии пророчеств также хранились в городах: Новгороде, Костроме и Том-ске. Возможно пророчества сохранились в старообрядческих архивах, а также они могли быть включены в книгу «Пророческая книга старообрядцев XVII века». Как принято считать Василий Немчин родился в 1376 году под Полоцком.
Озеро Шо расположено приблизительно на середине пути между городами Полоцком и Глубокое. Озеро и прилегающая местность находятся на территории Полоцкой озёрно-ледниковой низины, которая простирается от Браславской до Невельско-Городокской возвышенности. Случайно или нет, с северо-запада к озеру Шо протянулось озеро Долгое. Оно самое глубокое в Беларуси – 53,7 метра. Также в непосредственной близости от озера Шо находятся озёра: Псуя, Молено, Кулек, Ивесь, Белое. Озеро Шо расположилось вблизи двух глубинных разломов майтиного заложения. С разломами связывают геопатогенные аномалии.
Ещё в древности люди знали, что в этих местах проходил Великий европейский водораздел. Для того времени это было сакральное место. В этой местности находятся истоки рек: Березины и Вилии. Также в 40 км от Шо находится Степ-камень (идол). Местные жители уверяют, что это самое святое место на земле.
Известно, что на центр Европы помимо Беларуси также претендуют украинское Закарпатье, словацкий Каменец и г. Вильнюс. В то же время следует признать, что белорусские и российские учёные подошли к решению данной проблемы более объективно. Они приняли Европу вместе с её морями и островами за единое целое, а образовавшийся контур континента разделили на равные части и получили в центре – озеро Шо.
Обращает на себя внимание странное название озера для наших широт. Существует несколько версий этого названия. Одна из них основывается на том, что «шо» это древнее скандинавское название во-ды. Другая версия придерживается того, что когда-то в озере водилась редкая рыба «шо». Также интересно, что до ХХ века на Тибете имела хождение единственная монета, которая называлась «Шо».
Длина береговой линии озера Шо 12,5 километров. Наибольшая глубина – 3,1 метра, средняя – 1,9 метра. В озеро впадает 9 ручьёв. Из озера вытекает река Шоша.
Непосредственно на берегах озера расположены две деревни: на западном – Надозерье, на восточном – Шо.
Считается, что на дне озера недалеко от южного берега находится древний некрополь с большим количеством могильных камней и каменных крестов. До войны местные жители говорили: «Паедзьма на крыжы рыбу лавіць».
Наличие подводного некрополя связывают с древней легендой. Когда-то на берегу жил каменотёс Скрабатун и была у него дочь – красавица Любава. Их предки изготавливали каменные топоры и наконечники для стрел и копий. С принятием христианства Скрабанун стал вытёсывать каменные кресты на могилы.
Со временем Любава полюбила статного парня Микулу, который считался лучшим воином в округе. Они собрались пожениться. Но неожиданно прискакал гонец из Полоцка и известил, что князь собирает дружину в поход на Киев. С войском пошёл и Микула, взяв с Любавы обещание дождаться его. Он обещал по возвращению из похода взять Любаву в жёны. Прошла осень. Дружина из похода не вернулась. Пришла весна, а за ней лето, но дружина не возвращалась. И только зимой вернулась какая-то часть дружины. Ратники рассказали, что Микула женился там на богатой княжне, которая имела большой земельный надел и имение.
Любава стала совсем хмурой, осунулась. Но она по-прежнему надеялась, что её любимый вернётся. Она часто тихо шептала про се-бя: «У таго, хто кахае, надзея памірае апошняй; плачце цяпер, вочы, да веку на добрым чалавеку» .
К Любаве стали свататься достойные женихи, но она и слушать не хотела о замужестве. Через некоторое время она стала тяжело болеть. Однажды она пришла к отцу, прижалась к нему и попросила его изготовить ей крест из светлого камня. Из глаз каменотёса Скрабатуна закапали слёзы. Ослушаться дочь он не посмел и вытесал ей большой, хорошо отшлифованный светло-серый крест. Когда крест был полностью готов, Любава крепко его обняла и вскоре умерла.
Жизнь Микулы с княжной не сложилась. Княжна часто болела, и дети их рождались неживыми. После большого пожара поместье их сгорело. Позже умерла и сама княжна. После таких трагических событий Микула возвратился в своё родное селище. Дома он узнал правду о Любаве. Где-то ближе к обеду Микула собрался и пошёл на кладбище, которое располагалось на обрывистом берегу озера Шо. Он до-вольно быстро нашёл могилу Любавы, над которой стоял высокий светло-серый крест.
Но стоило только Микуле присесть возле могилы как случилось, казалось бы, невероятное: небо закрыла огромная чёрная туча, из ближайшего леска задул шквалистый ветер, затрещали, ломаясь, большие деревья. От ударов молний и грома земля  вздрагивала. Ми-кула отбежал назад, спрятался за деревом и шептал:
; Не умел любить, умей терпеть.
В это время на озере поднялся огромный чёрный вал воды, кото-рый накрыл и навсегда смыл кладбище. Возмущённый и неуспокоенный дух Любавы не позволил обидчику осквернить её память и могилу.
Микула покинул деревню и пошёл в Голубицкую пушчу. Там он срубил себе маленькую хатку и жил, промышляя охотой и сбором ягод и грибов. Со временем на этом месте возникла небольшая деревушка, которую назвали Микулавы Буськи.
Надо сказать, что в настоящее время сравнительно недалеко от озера Шо в восточном направлении существует деревня Скрабатуны (на некоторых картах Скрабуны).
В окрестностях озера Шо местные жители из уст в уста передавали новым поколениям множество легенд и преданий старины. Боль-шую работу по их сбору и сохранению проделал замечательный крае-вед Иван Иванович Волков. Он издал в 2000 году небольшую, но очень содержательную книгу на родном языке «Легенды, паданні азёрнага краю». И.И. Волков по специальности является учителем истории и долгие годы работал директором школы в д. Псуя. Кстати, легенда «Крыжы», связанная с озером Шо была записана им со слов старожила, потомственного рыбака Карандея Василия Осиповича из д. Надозерье.
Благодаря И. Волкову мы сегодня знаем, что в языческие времена в этих местах был жестокий обычай: в Купальскую ночь приносить жертву языческим богам. В разгар праздника, поздно вечером к купальскому костру неожиданно выходило несколько зрелых мужчин в длинных белых кафтанах. Под каким-то предлогом, например, избрание королевы этой ночи, они выбирали самую красивую девушку и незаметно уводили её. Затем жертву топили в озере или реке.
Позже этот обычай стал встречать всё большее сопротивление со стороны местных жителей. Особенно восстали против него юноши. Постепенно обряд исчез.
Ещё сравнительно недавно на кладбище в д. Шо лежал лечебный камень. Это был большой намогильный камень и в нём образовалось углубление. Когда шёл дождь, в лунке собиралась вода. Люди, у которых на руках были «дички» или экзема, опускали руки в эту воду и всё проходило.
В лесах в той местности существует особенно много древних захоронений и курганов. Например, возле д. Шо в лесном массиве есть около 30 древних курганных могильников высотой до 10 метров.
Считается, что в этом краю часто наблюдаются различные аномальные явления. Так, сравнительно недавно на Троицу недалеко от д. Шо, возле карьера сын сфотографировал родителей, когда те пошли в поле за травой чистотелом. А позже на фото между ними проявился какой-то человек: белый и немного скорченный. Этот случай был записан со слов А.И. Анашкевич. Рассказ назывался «Случай на Волотовках». В этой связи вспоминается информация о предлагаемом входе в Северную Шамбалу на Кольском полуострове. Здесь возле озёр Ловозеро и Сейдозеро часто говорят о белом старике, напоминающего энергетический фантом. Его там опасаются.
Итак, сегодня утром моё сердце бьётся с волнением и ожиданием чего-то необычного. Я выезжаю на машине в небольшую экспедицию на озеро Шо. Сначала я еду в г. Новополоцк к своему другу Василию Жукову. Василий Петрович лучший врач-уролог городов Полоцка и Новополоцка. Я попросил его через своих бывших пациентов найти подходящих людей в том регионе, которые смогут дать необходимые сведения. Заезжаю в Новополоцк на улицу Блохина. А вот и знакомая пятиэтажка «хрущёвка». Пьём чай, разговариваем. Пора в путь, нас ждут. Руки привычно перекладывают руль. А что там впереди?
Держим путь на д. Псуя. Проезжаем бывшую границу между Со-ветской и Западной Беларусью. Граница отмечена хорошо сохранив-шимися мощными дзотами. Въезжаем в д. Псуя. Красивая деревня западно-белорусского толка с тенистыми деревьями вдоль дорог. Деревня вытянулась возле одноимённого озера. На улице с нами здороваются все прохожие, совершенно незнакомые люди.
Забираем в машину мужа пациентки Романа. Едем на другой конец деревни. Во дворе дома встречаем колоритного общительного мужчину Юруть Петра Павловича. Это подарок судьбы. Человек любознательный, знающий и толковый. Знакомимся. Пётр Павлович без лишних слов пересаживает нас в свою машину и мы едем к озеру Шо.
Оказывается, Пётр Павлович с 2002 по 2009 год работал председателем Псуевского сельсовета. Чувствуется, человек хорошо знал своё дело.
Пётр Павлович крутит руль и всё время рассказывает.
- До этих мест дошли татаро-монголы. На берегах озёр есть захоронения XII-XIV веков. В одном из них нашли скелет женщины со стрелой в костях.
Пётр Павлович утверждает, что когда-то давно сюда приходили норманы.
С горечью говорит, что наступают дачники, особенно именитые. Забираются правдами и неправдами прямо к воде, к берегам озёр. При этом некоторые из них, застраиваясь, разрушают захоронения.
- В д. Надозерье на озере Шо, куда мы сейчас держим путь, один дачник застроился на костях, то есть на захоронении. Его я предупреждал, но он не послушал и вскоре заболел раком. Другой человек в этой местности раскопал захоронение и через некоторое время повесился.
Подъезжаем к д. Надозерье. Она расположилась на высоте и отсюда открывается красивый вид на круглое по форме озеро Шо. Пётр Павлович подтверждает, что на дне озера находятся намогильные камни и кресты. Их можно увидеть с лодки в безветренную погоду, когда ветер не поднимает придонную муть. Наш гид также говорит, что в народе считается, что вода озера обладает некими особыми свойствами. Например, за всё время, которое он проживает здесь, не припоминает случая, чтобы кто-то утонул. К слову наш герой не местный. Он уроженец Брестской области, но давно осел здесь и очень этим доволен.
С нетерпением жду момента, когда рассказчик затронет тему аномальных явлений. Но сам не форсирую. Наконец Пётр Павлович говорит, что в этих местах существует портал, то есть переход в другой мир, в другую реальность.
Вспоминает. Как-то ночью ловили на озере Шо рыбу на резинку.
- Смотрю в небе одна яркая точка, другая, – перемещаются. Это точно были НЛО.
- Другой раз еду на машине ночью, возвращаюсь домой. Снова вижу в небе над моим домом два больших белых шара. Забежал в дом, взял подзорную трубу и позвал сына. Через краткое время один шар стал удаляться с огромной неземной скоростью и исчез.
Пётр Павлович продолжает всё время что-то увлечённо рассказывать. Похоже, он не любит, чтобы его переспрашивали.
Беру с собой несколько камней с берега озера Шо.
Выезжаем из д. Надозерье и вскоре сворачиваем на дорогу д. Слобода – д. Горани (на некоторых картах Горяни). Проехав от перекрёстка немного, останавливаемся. Выходим из машины. Пётр Павлович возбуждённо говорит:
- Вот здесь, немного северо-западнее существует портал. Практически он ограничен тремя озёрами: Долгое, Псуя и Шо. Именно в этом треугольнике стабильно наблюдаются белые шары. На месте портала раньше была церковь, кладбище и на старых картах были обозначены здесь старые подземные сооружения.
Да, наверно не случайно сюда к сравнительно небольшой территории между тремя озёрами пролегли тайные дорожки староверов-странников и не только. Здесь многие из них растворялись в небытии, здесь терялся их земной след. Да, сюда шли староверы, не отягощённые имуществом и собственностью, не имеющие паспортов и других официальных документов. Сюда прибывали люди с уже достаточно очищенной душой и высоким уровнем внутренней свободы. Они были открыты и понятны для Бога. Эти обстоятельства способствовали быстрому и незаметному для окружающих исчезновению – переходу «подготовленных».
Сопровождающий нас Роман также подтвердил, что и он лично именно в этой части местности наблюдал НЛО и другие аномальные явления.
Садимся в машину и проезжаем вперёд. Останавливаемся. На этом месте когда-то была деревня Ново-Псуя. Теперь она не существует и только на старых картах имеет обозначение. Юруть замечает:
- Деревня была полноценная. – Наш гид на минуту призадумывается и продолжает, акцентируя внимание на следующих событиях:
- Недалеко проходила граница между Западной и Восточной Беларусью. И в этих местах были сильные бои Красной Армии с белополяками. Кстати, здесь советский маршал А.М. Василевский получил свой первый орден. Позже из-за боёв в этом месте возникли большие кладбища белополяков и красноармейцев. Но со временем время и неблагоприятные события стёрли кладбища. Однако по сути захоронения остались. – Пётр Павлович повернул голову вправо и кивком указал нам:
- А вот здесь дачник проложил себе дорогу прямо через захоронение красноармейцев. Мне подумалось:
- Возможно, и по этой причине Пётр Павлович оказался не угодным местным чиновникам.
Недалеко от НовоПсуи находится коренец, то есть окончание озера Долгое. Пётр Павлович подворачивает к этому месту. Рассказывает, что когда-то здесь на берегу озера было большое поместье, которое принадлежало пану Чаховичу. Поднимаемся на плато и осматриваем останки фундамента дома 24м;32м. Всюду осколки старинного добротного кирпича.
Спускаемся вниз к озеру. Юруть П.П. показывает фундамент большой бани. Рядом растёт высокий черештатый дуб: диаметр ствола 108 см, высота 27 м. Ему более 350 лет. Видим последствия действий современных варваров: огромный прожог (дыра) в комле дерева. Костёр варвары жгли прямо в дереве. Вот тебе и дуб у Лукоморья.
Сам пан Чахович жил во Франции, а имением управлял еврей. На противоположной стороне неширокого коренца озера жил дед. Сейчас уже умер. При жизни он рассказывал, что в детстве переплывёт озеро на лодке и нарвёт отборной клубники, пока управляющий где-то занимается хозяйственными делами.
   В те времена в этих местах проживал ризник Голуб. Он собирал старину и возил её на продажу в антикварные магазины в Вильнюс. Его коммерческая деятельность была успешной. Но как у нас говорят в народе: «И на старуху бывает проруха». Однажды Голуб купил в Вильнюсе через «надёжных» людей машинку для печатания денег. Заплатил он за неё внушительную сумму. Машинка действительно вначале выдала некоторое количество купюр. Но на этом интрига за-кончилась. Больше машинка ничего не выдавала.
Позже Голуб выкупил имение у Чаховича за стоимость 24 коров. За четыре коровы он уплатил сразу, остальные – по одной в год. Через некоторое время пришли большевики и Голуб лишился всего. Теперь здесь гидрологический заказник «Долгое».
Поворачиваем на юг. Проезжаем д. Колечьполье. Вскоре останавливаемся, встретив встречную машину. В ней односельчанин Петра Павловича. Разговариваем. Человек доброжелательно смеётся и говорит, что он по происхождению тоже не местный, как и Юруть. Но по всему видно, что ему здесь нравится жить. Мужчина с удовлетворением сообщает, что за полдня собрал 30 литров черники. Ровно через год я снова был в этой местности и спросил П.П. Юрутя об этом позитивном человеке. Пётр Павлович нахмурился и поведал, что ещё в прошлом году этот человек вместе с супругой занялся сбором черники на продажу. Дело шло очень успешно. Они набирали за день до десяти вёдер. Но судьба распорядилась по-своему. В один из дней дул сильный ветер и супругов в черничном болоте накрыло упавшим деревом. Они оба погибли. Дальше едем лесом. Везде много курганов. А вот и река Шоша. Здесь Юруть показывает нам курганы XII-XIV веков. Многие из них тронуты не очень чистыми руками чёрных копателей.
У дороги Ушачи-Подсвилье немного в стороне в лесу видим крест с табличкой немецкому солдату. Здесь летом 1944 года отступали немецкие войска. И где-то шесть воинов вермахта накрыло то ли снарядом, то ли миной. Со временем местные вырыли яму, сбросили туда трупы и накрыли её сорванным капотом с автомобиля. Прошло много времени, и Пётр Павлович вместе с сыном облагородили это неухоженное захоронение и только по одному сохранившемуся немецкому медальону, точнее его половинке, установил личность одного погибшего. Они установили памятный крест.
У д. Шо в лесу на берегу озера Ивесь древнее языческое кладбище. С лесной дороги его почти не видно.
- Зарастает подлеском. – Сокрушается Пётр Павлович:
- Во времена, когда я был председателем сельсовета, лесничество  периодически очищало поросль. Теперь запустили.
На кладбище огромное количество намогильных камней. Вдруг Юруть хватается за голову:
- Здесь же всё порушено. Камни кто-то сместил со своих мест. По свежему песку видно, что велись раскопки неведомыми чёрными ко-пателями. Ещё пропал большой каменный крест. Я его сам был прислонил к дереву. Кто это мог сделать?
С этими словами он быстро пошёл к машине, по пути срывая с деревьев оставленные кем-то заметки в виде красных флажков.
- Сейчас съездим в сельсовет. Может там знают что-нибудь об этом происшествии.
Въезжаем в д. Ивесь. Пётр Павлович предлагает нам осмотреть достопримечательности, а сам отправляется в сельсовет. На живописном холме у дороги Ивесь-Горани рядом с озером Ивесь установлен географический знак Центра Европы. Рядом воздвигнута большая памятная групповая скульптура древних славян: трое взрослых и трое детей (Прил., рис. 13).
Возвращается Пётр Павлович. В сельсовете никого не было и он ничего не узнал. Берём курс на д. Псуя. Там благодарим нашего замечательного проводника. Тепло прощаемся. Я верю, что ещё встретимся.
Уже дома вспоминаю, что в д. Шо когда-то жила пани Жаба. Это её фамилия. По некоторым сведениям она принимала у себя часть староверов-странников перед их отправкой к месту портала. Времена тогда были неспокойные и нужно было пересекать границу. В 1939 году перед приходом Советов пани Жаба, как и многие другие поляки, удрала в Польшу. К ней в дом заселился бедняк по фамилии Кулак. Он был сапожником. У него было четверо детей и корова.
21 июня 1941 года на сапожника поступил какой-то типовой до-нос и он был арестован органами. Больше о нём никто ничего не слышал. Видимо он был расстрелян в условиях быстрого отступления Красной Армии, чтобы не попал к немцам.
P.S. Спустя год минский завод «Кристалл» выпустил фирменную водку «Озеро Шо». Видимо, это связано с возрастанием у общественности интереса к этому сакральному месту.


Рецензии