2. 2. Новое время

Все наши знания – прошлые
настоящие и будущие – ничто
по сравнению с тем, что мы
никогда не будем знать.
К. Циолковский

Странники были правы: недолго мощам преподобной оставалось пребывать в покое. Уже в 1915 году в период Первой мировой войны мощи Евфросинии Полоцкой были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь. В 1919 году народный комиссариат юстиции СССР принял постановление по организованному вскрытию святых мощей по всей стране. «В общей сложности в 1918–1920 годах было вскрыто 65 рак с мощами святых в 14 губерниях России» . В 1920 году в Ростове гробница была вскрыта; в 1922 году гробница уже в Полоцке была вскрыта повторно. Затем останки были перевезены на атеистическую выставку в Москву, позже – в экспозицию Витебского краеведческого музея. В августе 1941 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой перенесли в Свято-Покровскую церковь в Витебске. В октябре 1943 года мощи были возвращены в Полоцк в Спасо-Преображенский Евфросиньевский монастырь, где находятся и поныне. 
После 1917 года старообрядчество как и другие религиозные конфессии и направления уходят в глубокое подполье в связи с небы-валым давлением со стороны новой власти. Исследователи советского периода обращают внимание на то, что странническое движение в ХХ веке приобретает более умеренный характер. Также наблюдается сближение интересов странноприимцев и лидеров странничества.
В семейных архивах староверов Гусаковых и Красиковых сохра-нились некоторые воспоминания о сотрудничестве со странническим движением.
Изредка прибывающие странники в имение Фёдоровка Городок-ского уезда и д. Жарцы Полоцкого уезда приносили известия о собы-тиях в уже новой стране, в городе Витебске и его окрестностях.    
К лету 1917 года в Витебске участились пожары. Власти считали, что они явились проявлением злой воли подпольной шайки преступ-ников и способствовали контрреволюционным стремлениям. В этой связи Витебский губернский комиссар Временного правительства из-дал обязательное постановление для жителей города Витебска. В нём, в частности, предписывалось всем домовладельцам держать на запоре ворота и калитки с 9 часов вечера до 6 часов утра. Лица, не выполняющие это требование, будут караться тюремным заключением до 6 месяцев или штрафом до 300 рублей.
Многие странники хорошо знали мещан старообрядцев Гусако-вых, которые проживали на севере Витебской губернии в имении в д. Фёдоровка Владимирской волости Городокского уезда (ныне – По-лоцкий район). Гусаковы выступали добросовестными страннопри-имцами и всегда были готовы оказать помощь и материальную под-держку странникам и просто гонимым людям. В своих относительно обширных владениях они предоставляли кров и даже тайные скиты. Их имение располагалось на стыке трёх нынешних районов: Полоцко-го, Городокского и Шумилинского. Географически это место можно описать как переходное от обширных обольских болот к песчаным хвойным лесам в сторону Псковской губернии.
В книге  «Список населённых мест Витебской губернии. Витебск, 1906» под редакцией А.П. Сапунова указывается, что мещанам Гусаковым во Владимирской волости Городокского уезда ещё в 1906 году принадлежало имение Фёдоровка, а также пос. Фёдоровка, пос. Свино, фольварк Заречье и фольварк Ляды. Также им принадлежало озеро Лососно и часть реки Свина. Гусаковы заложили большой сад, около
6 га. Более подробные сведения о роде Гусаковых изложены в книге А.А. Сухарева «Беларусь Северная» .
Летом 1917 года на подворье имения Фёдоровка появился исху-далый заросший человек. Навстречу ему вышел хозяин имения Гуса-ков Купрей Иванович. Оба сняли шапки и поклонились друг другу. Опытным взглядом Купрей Иванович определил, что пришлый будет из странников. На обоих из них были просторные домотканые рубахи косоворотки, подпоясанные узенькими поясами. Пояса у староверов имеют культовое значение. Пояс – это оберег. С ребёнка в три года его вообще не снимают. У мужчин пояса обычно уже, чем у женщин.
; Простите Христа ради за беспокойство.
; Бог простит, – ответил хозяин. Некоторое время они молчали, вглядываясь друг в друга.
; Издалека будешь? – Купрей Иванович привычным движением погладил окладистую бороду.         
; Зовут меня Феоктист Петров сын. Шёл я долго из под Костро-мы, обходя стороной Ярославль, Тверь. Вышел к Великим Лукам, за-тем в Невель, а тут уж и до Вас добрался.
Купрей Иванович огляделся.
; Пойдём в дом от посторонних глаз.
Навстречу вышла хозяйка Пелагея и с поклоном пригласила гостя в горницу. Переступив порог, пришелец сразу стал истово креститься на многочисленные иконы, стоящие на полке на восточную сторону. Быстрым взором странник определил, что вода для питья хранится в доме правильно, по староверски. Староверы дома всегда закрывают воду, так как считают, что в ней могут черти купаться. И в жизни они больше ценят проточную воду.
; Мне о тебе сообщали, – сказал Купрей Иванович.
; Пока поживёшь у нас. Пойдём покажу келью. Трапезничать бу-дешь там же, чтобы не мозолить глаза посторонним.
; Купрей Иванович многозначительно глянул на пришельца и прошёл в меньшую комнату.
Вдоль одной стены стояли изящные полки с посудой. Хозяин слегка нажал на одну из них и стена отъехала в сторону. Вниз вели деревянные ступени. Они спустились и оказались в небольшой келье. Она была обставлена по аскетически просто: стол, потемневший от времени, узкие полати, одна полка с иконами и другая со старинными книгами в кожаных переплётах. К деревянной полке с иконами прилеплены длинные старообрядческие свечи из натурального воска.
; Располагайся, Петрович, здесь будешь предаваться разговорам с Богом. Да! На случай опасности, видишь под потолком есть тревожный колокольчик. Если он зазвенит, то ты должен быть готов быстро выбраться отсюда через подземный лаз. Вот, откроешь эту маленькую двёрку и на четвереньках выберешься наружу в сторону леса.
Помолчав, Купрей Иванович добавил:
; Сейчас тебе Пелагея принесёт обед. А после отдыхай. Завтра, даст Бог, потолкуем. Работать будешь на моей мельнице. Там мельник надёжный человек, из наших староверов. – С этими словами Купрей Иванович покинул келью.
Через короткое время хозяйка принесла скромную трапезу. Она была постной, как и положено во время поста. Пища была подана в деревянной посуде с изящной хохломской росписью. Такой же была и ложка. Староверы долгое время не признавали вилок: « Грех дар Бо-жий – пищу колоть». На первое были щи из свежей капусты, на второе – две плотвицы, поджаренные на постном масле.
Феоктист Петрович достал из своей котомки небольшой медный складень поморского литья, три раза перекрестился и столько же по-целовал складень. Затем поставил его на полку с хозяйскими дере-вянными иконами и стал усердно молиться перед обедом. После дол-гих молитв он неспешно приступил к трапезе. Отобедав, странник снова долго молился, благодарил Господа Бога за хлеб насущный.
На следующий день странник уже вовсю работал на мельнице, которая стояла на реке Свина. В реке тогда было много рыбы. И ребя-тишки без труда руками вылавливали увесистых рыбин. Изрядно устав в конце дня Феоктист Петрович вернулся в свою келью. Вечером к нему зашёл Купрей Иванович:
; Христос среди нас!
; И есть и будет – был ответ.
Оба помолились на иконы. Сначала поговорили о погоде, о пред-полагаемом урожае. Затем традиционно перешли к обсуждению ду-ховных тем. Купрей Иванович уже знал от других странников, что староверы искали на Тибете истинное священство. Поэтому он с интересом спросил гостя:
; Пришлось ли побывать на Тибете?
; К сожалению не пришлось. А вот батюшка мой бывал.
; А скажи ты мне, кто такой Будда?
; Это был реальный человек. Он родился на шесть веков раньше нашего Исуса Христа. Христос был простым плотником. Будда же вышел из царской семьи на Тибете. В детстве он был очень чувствительным и наблюдательным. Позже Будда решился на отречение от земных наслаждений, отказался от царства, порвал все связи и встал на путь бездомия. В древних писаниях говорится о его большой человечности.
Как и нашего Христа Будду не раз предавали некоторые его уче-ники и даже родственники. Но он не отчаивался, не сдавался и не помнил зла. Нашего Христа всё хотели поучать, а то и очернять фари-сеи, а у Будды было много врагов и завистников из числа аскетов ор-тодоксов и браминов.
; Брамины, – Купрей Иванович, – это жрецы из высшего сосло-вия. Они считались хранителями священного знания и религиозных традиций. Многие из них часто вставали во время бесед Будды и ухо-дили. Но Будда их прощал и не терял самообладания.
; Так выходит, что у христиан и буддистов много общего?
; И да, и нет. Существуют и большие отличия. У них духовными наставниками являются ламы, что означает учитель. Будда боролся против притеснения и засилья каст и классов, выступал против соб-ственности. Наш Христос тоже дал завет в отношении неравенства:
; Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою.
Будда как и староверы почитал безмолвие и созерцание. Он говорил:
; Правильное слово трудно находимо, но ещё труднее красота молчания.
Буддисты мечтают о Нирване, а мы, староверы, о Беловодье, где нет страданий человечества. Будда говорил, что человек, достигший просветления, может погрузиться в Нирвану. А мы достигаем про-светления в своих глухих скитах и тесных кельях. Правда, Будда упо-минал, что немногие из его учеников достигали цели.   
Будда даже заступался за нас северян и порицал браминов за то, что они считали юг светом, а север – тьмою. Он говорил, что даже птицы стремятся на север, чтобы дать миру птенцов. Он также говорил:
; Если уйду на север, то оттуда и вернусь.
Многие подбивали Будду установить в общине запрет на упо-требление в пищу мяса и рыбы, но он отказал, сказав, что каждый лично может применять эти ограничения к себе, но не к другим. Он говорил аскетам ортодоксам:
; Если бы можно было достичь совершенства и освобождения от уз, привязывающих человека к земле, только отказом от мясной пищи и человеческих условий, то слон и корова давно достигли бы его.
Короче говоря, учитель был противником установления в общине большого количества правил и ограничений. И что интересно у них при выборе старшего в общине возраст не имел значения. Главным было наличие мудрости.
Будда, как и мы, плохо относился к обидам. Он видел в обиде скрытный нарыв, пересекающее обстоятельство. Если он замечал какие-то обиды у ученика, то сразу же его отсылал выкупаться в холодном горном источнике. Будда, как и мы, верил в большую силу раскаяния, которое может свести на нет силу наказания за плохие мысли и поступки. Но в отличие от нас он никогда не проповедовал, он – разъяснял.
Феоктист Петрович вздохнул и с видимым сожалением сказал:
; Одним из главных отличий между нашими религиями является то, что Будда отрицал существование вечной и неизменной души. Буддизм представляет индивидуальное существование человека как состоящее из многих жизней, которые начинаются и заканчиваются и снова повторяются как двенадцать месяцев в году, как колесо с двенадцатью спицами. В то же время вращение Колеса Жизни имеет цель – достижение Нирваны. Нирвана предполагает полное развитие и реализацию всех потенциальных возможностей человека.
Купрей Иванович переспросил:
; А вот откуда вы странники добываете такие знания о буддизме, если ты сам даже не был на Тибете?
; Мы странники, батюшка, получаем в наследство берестяные свитки и дощечки, на которых наши сведущие предки записали ост-рыми палочками сокровенные знания. Да и память наша крепка и не засорена как у вас суетной и бесцельной шелухой.
; Ты говоришь о познании, – Купрей Иванович перебил собесед-ника, – а я читал у протопопа Аввакума в его книге «О внешней мудрости», что он выступал против познания Бога внешней хитростью. Подожди. Я сейчас принесу книгу и прочитаю тебе.
С этими словами он шустро поднялся по лестнице и вскоре спу-стился, держа в руках рукописную книжицу в простенькой обложке, малого формата. 
; Вот слушай, как писал Аввакум, утверждая, что не нужно втор-гаться в сферу божественного смысла и знания и не следует постигать «разумом своим небесных твердей, и звёздное течение … и движение смотрях небесного круга, гадающе к людской жизни века сего … и того мудростию своею уподобляхуся Богу, мнящеся вся знати» .
; Согласен, так действительно говорил наш страдалец Авваку-мушка, – подтвердил Феоктист Петрович. – В этом тоже заключается большая разница между буддистами и староверами. Но мы странники уже несколько по-другому смотрим на эти вещи. И допускаем познание или хотя бы отдалённое приближение к вечной истине.   
Например, послушай, Купрей Иванович, какие основные истины открыл Будда:
; жизнь человека – есть страдание;
; страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальному существованию, что неистово жаждет жизни;
; избавление от страданий возможно только с помощью избав-ления от желаний. Это достигается в Нирване, а у нас в Беловодье. Нирвана – это состояние осознания своей души.
Будда указывал, что для прекращения страданий необходимо до-стижение состояния просветления и приближения к великой Истине. А Истина – это сокровенное знание. Путь к Истине состоит из восьми ступеней: правильное распознавание (законы причинности), пра-вильное мышление, правильная речь, правильное действие, правиль-ная жизнь, правильный труд, правильная бдительность и самодисци-плина, правильное сосредоточение.
; Сейчас, – сказал Феоктист Петрович, – человечество вступает в новую эру – эру Водолея. В этой связи Творец считает, что главной проблемой на Земле является разобщение. Разобщённость порождает равнодушие, ложное превосходство. Сейчас многие люди не способны воспринимать страдания другого человека как свои собственные. Поэтому страдания на Земле не прекращаются. Единство создаётся состраданием и настоящим равенством. Есть мнение, что одна душа создаётся девять космических лет. Один космический год равен приблизительно миллиарду земных лет. 
Когда-то Будда сказал, что мир делится на зримый и незримый. Но, чтобы увидеть невидимое, то есть другие миры, нам необходимо много работать над просветлением своего сознания. Незримая реальность, говорил Будда, является очень тонкой и она не доступна обычным грубым органам чувств. Познание её возможно только высшему знанию.
; А какое оно высшее знание, – нетерпеливо спросил Купрей Иванович.
; Оно многогранно и непросто, но есть главный ключ. Надо улучшать качество мышления и это может полностью изменить человека.
; А зачем мне меняться? Я считаю, что у меня и так хорошее мышление, наше христианское.
; Понимаешь, батюшка, буддизм предупреждает, что творить благо и добро человек должен просто в жизни, а не ради какой-то цели, например, спасения души или даже достижения Нирваны или Беловодья. Нам надо учиться помогать нашей Вселенной. Жизнь без ожидания вознаграждений и достижений и есть наивеличайшая жизнь. Буддизм лучше других воспринял космические законы и сущность вселенной.
; А можешь назвать какие-либо космические законы? – спросил хозяин.
; Пожалуйста, батюшка. Вот, например, закон причины и след-ствия. Он означает, что посеешь, то и пожнёшь. Или вот другой: всё, что я делаю, возвращается ко мне вдвойне. Ещё: всё в этом мире суть Энергия. Энергия обладает сознанием, поэтому с ней можно общаться. Есть и такой закон: существует вечное Сейчас, то есть то, что я сейчас делаю, останется навечно и окажет воздействие на будущее. Имеются ещё и другие законы, например, во вселенной нет «правильного» и «неправильного»; во вселенной не существует категорий времени и пространства.
По преданию на Тибете в скрытой стране Шамбале реально суще-ствует метеорит под названием «Чинтамани». Осколки этого метео-рита могут осуществлять энергетическую связь со вселенной и вы-полнять особую духовную миссию «Завет».
В старых рукописях есть записи о том, что наши предки для путе-шествий между мирами использовали карту мира – святой Алатырь. Звезда Алатырь имеет восемь лепестков. Это карта миров и схематическое изображение самого Рода Всевышнего, его физического тела. Если восемь умножить на восемь, то получится священное число 64. Оно означает и количество предков в седьмом поколении и 64 понятия творения мира. Мы, странники, считаем, что наиболее из нас подготовленные, как бы избранные, могут попасть в другой мир или как мы говорим в Беловодье через особые места. Их зовут порталами. Предполагается, что порталы могут быть односторонними и двусторонними. Односторонний ведёт только в одну сторону и возвращение через него не возможно. Двусторонний позволяет перемещение туда и обратно. Порталы могут выглядеть совершенно по-разному: горы, река, озеро, дольмены. Здесь в Беларуси возможно и есть один из них – озеро Шо.
; Дивно это всё для меня, – сказал задумчиво Купрей Иванович, – но я знаю, что на середине дороги Витебск-Полоцк протекает река Будовица и стоит деревня Будоболь. Может это не случайно.
Неожиданно Купрей Иванович спросил:
; Какие условия существовали для того, чтобы попасть в его об-щину?
; Было два самых главных условия: отказ от личной собственно-сти и нравственная чистота. При этом Учитель говорил: «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником. Духовные наставники у наших славян также считали, что чем больше имеешь вещей, тем больше на себе их нужно тащить. А это отвлекает от самосовершенствования.
; Ты представляешь, Купрей Иванович, им также не нужна соб-ственность как и нам странникам. Ты тоже подумай. Ведь их предска-зания сбываются: идёт большая схватка между белыми и красными. Мало никому не покажется. А у тебя вон целое имение. Может пора от него избавиться.
В начале октября 1918 года Купрей Иванович Гусаков возвращался из деловой поездки в Велиж на пароходе. На витебской пристани пассажиры поймали совсем молодого воришку, который успел своровать кошелёк. Разъярённая толпа вмиг окружила неудачника и в принципе была готова его убить. Воришка весь избитый в судорогах от страха просил только записать адрес его родителей. Такая агрессивность толпы видимо была обусловлена в последнее время большим количеством воровства и грабежей. На днях 1 октября был задержан главарь шайки витебских карманных воров, орудовавших в трамваях Израиль Ицкович Вольштейн.
Купрей Иванович не спеша взял в руки свой небольшой кожаный саквояж немецкой работы и отправился на улицу Вокзальная (ныне – Кирова). Там он зашёл в книжный магазин Гольдина, посмотрел новинки литературы и заодно купил несколько свежих газет. Новое время требовало быть осведомлённым в стремительно развивающихся событиях. Затем он направился в кафе «Чашка кофе», расположенном на этой же улице, где традиционно встречались староверы-купцы и просто люди их круга. Впрочем, в этот раз в кафе было пусто, и Купрей Иванович заказал себе небольшой перекус и почитал газетные новости.
Газета «Известия» Витебского губернского Совета Крестьянских, Рабочих, Красноармейских и Батрацких Депутатов опубликовало со-общение:
«Товарищи крестьяне и батраки! Организуйтесь в Комитеты де-ревенской бедноты и изгоняйте из Волостных Советов кулаков и ми-роедов. Вводите на местах твёрдую власть пролетариата и деревен-ской бедноты. Не давайте кулакам наживаться на голоде рабочих и крестьянской бедноты. Реквизируйте у них запасы продовольствия и распределяйте их между неимущими тружениками. Передавайте все излишки городскому пролетариату. Не верьте провокационным слу-хам, что Рабоче-крестьянская власть приказывает уничтожать на по-лях не созревший хлеб. Это ложь и клевета, распространяемые контр-революционерами, чтобы породить смуту и свергнуть власть рабочих и беднейшего крестьянства. Арестовывайте клеветников и передавайте их в руки правосудия» .
Данная газета продавалась по цене 25 копеек, а на вокзале –
по 30 копеек.
В другой газете Купрей Иванович прочитал, что все мельницы, в том числе и в культурных имениях, передаются в ведение Совета Народного Хозяйства. Купрей Иванович вздохнул и подумал: «Надо срочно или закрыть свою мельницу на реке Свина или добровольно передать её в руки властей».
В окно он увидел подъезжающий возок из Фёдоровки. Купрей Иванович не спеша расплатился и вышел на улицу. Подошёл к возни-це и поздоровался с рослым парнем Никитой из Фёдоровки. Затем расспросил его о новостях в имении и, сказав, чтобы подождал, пошёл сфотографироваться в «Фотографию» Шуссера, расположенную здесь же на Вокзальной улице. Потом он подумал, что было бы неплохо заехать в парфюмерный магазин Б. Бейлинсона и купить подарочек для своей супруги Пелагеи. По дороге в фотографию он остановился у большой круглой тумбы с объявлениями.
Его взгляд остановился на красочном плакате, сочетающий текст-объявление: «Всем лицам и учреждениям, имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной Комиссии по украшению г. Витебска к октябрьским празднествам». Оно было подписано Губернским Уполномоченным по делам искусства Марком Шагалом. Недалеко на закруглении тумбы было размещено ещё одно объявление, подписанное также будущей знаменитостью Шагалом под заголовком «К художникам г. Витебска и Витебской губернии»:
; Всем художникам, декораторам и рисовальщикам, вдохновенным идеей великой октябрьской революции предлагается ко дню 25 октября – годовщине революции – подготовить ряд больших выразительных и ярких плакатов. Лучшие из них будут оплачены, а более оригинальные премированы и сохранены для Витебского Городского Музея.
Приближалась первая годовщина Октябрьской революции.
; Смотри ты, подумал Купрей Иванович, уже год живём при но-вой власти.
Угол его зрения захватил другое объявление, совершенно проти-воположного характера:
; Сбежала на базаре сучка рыжая «Лялька», кто найдёт, прошу доставить за плату.  Порода маленькая «Фокстерьер». Адрес: Мало-Мещанская №4, 3-й район. Пашкевич.
В более грустном объявлении сообщалось, что похищен кошелёк с векселем на 500 рублей, который выдан Осипом Якубовским. А так-же обручальное кольцо с выгравированным именем и золотое кольцо с сиреневым камнем. Просьба за большое вознаграждение вернуть. Духовской пер., д. №23.
Его заинтересовало объявление от Губотдела Труда, в котором сообщался список обязательных праздников, не влекущих вычет из зарплаты.
Для христиан: Пасха – 2 дня, Рождество – 2, Крещение – 1, Духов – 1, Вознесение – 1, Успение – 1, Благовещение – 1, Преображение – 1.
Для евреев: Рош-га Шоно – 2 дня, Йом-Киппур – 1, Сукес – 2,
Пасха – 3, Швуэс – 2.
Этот же Губотдел также сообщал, что ввиду недостатка для ре-монта жести все вывески частных мастерских объявляются конфис-кованными и передаются в распоряжение Отдела Городского Хозяй-ства для распределения между нуждающимся населением.
Купрей Иванович негромко крякнул и направился в фотографию. Время поджимало, так как не хотелось возвращаться домой в позднее время. На дорогах было неспокойно. Вскоре они уже выезжали из города по Старо-Полоцкой дороге на Сиротино – Мишневичи – Глушица – Ставица – Стадольница – Фёдоровка. У Никиты в возке был припасен заряжённый обрез и пистолет для хозяина на всякий опасный случай. Дорогой Купрей Иванович непрестанно молился.
Действительно во многих уездах Витебской губернии в то время активно действовали многочисленные банды и преступные группи-ровки. Особенно тревожно и опасно было в районе Суража и Велижа. Здесь традиционно ещё с давних царских времён активно действова-ли банды. Этому способствовал большой лесной массив Щелбовский лес, а также трудно проходимые Велижские леса. Практически труд-ности для путников уже могли начаться на правобережье Двины от д. Курино и выше по течению Двины.
Так, в этих местах в 20-х годах действовала банда Бороноля чис-ленностью около 300 человек. Они были вооружены русскими вин-товками с боекомплектом по 50 патронов. Также у них были автома-тические пулемёты, наганы и бомбы. Недалеко от тех мест действова-ла банда Ермока.
По информации властей банды в районе Суража были распреде-лены на несколько отрядов. Вокруг Суража расположились их штабы. Газета «Известия Витебского губернского Совета Крестьянских, Рабо-чих, Красноармейских и Батрацких Депутатов» сообщала 5 октября 1919 года, что в деятельности этих банд активное участие принимают местные жители. Они помогают бандам сигналами и шпионажем.
В случае необходимости банда может собраться в течение двух часов. «При появлении красных все семьи кулаков и бандитов забирают всё и скрываются неизвестно куда».
В Октябрьской волости Полоцкого уезда стали часто происходить ночные грабежи и кражи. Крестьяне вынуждены держать лошадей в ночное время в сенях и даже в хатах. Коров и овец тоже часто загоняют в избу. Особенно дурной славой пользуется д. Заратенье. Здесь лютуют шайки во главе с Антоном Первененком и Сазоном Первененком. Они наводят страх и на другие окрестные деревни.   
В Дриссенском уезде действует банда Нила Буреца. Она убивает и грабит. Местные крестьяне боялись его выдать. Но всё-таки местная милиция под руководством начальника Дриссенской милиции Слав-щиком выследила главаря в д. Жегуди. Он дневал в сарае на сене и был вооружён револьвером системы «Маузер» и карабином. При по-пытке к бегству он был застрелен. При нём было обнаружено много подложных документов и бланков с печатями. По официальным со-общениям он имел связь с белыми и зелёными.
Власти настойчиво продолжали непримиримую борьбу с бандами и это приносило результаты. На Витебщине был задержан известный бандит и грабитель Иван Марчёнок. В посёлке Богушевск Витебского уезда милиция задержала опасных бандитов Демьяна Хлыща и Ивана Козлова.
В Витебске тоже было неспокойно. Преступники грабили всё, что представляло для них интерес: прохожих на улицах, банки, частные дома. Одной из крупных банд руководил Пакнис. С большим трудом его удалось арестовать в доме по Полевой-Улановской улице. Одним из дерзких налётчиков был некто Сафонов. Он был задержан только
1 декабря 1924 года. В 30-х годах весьма известным вором был Пётр Королёв по кличке Петька – чёрный глаз. Он был задержан на чердаке дома на Базарной улице.
Купрей Иванович вспомнил, что совсем недавно знакомые старо-веры из местечка Шумилино рассказывали, что ночью 15 сентября 1918 года было совершено разбойное нападение на их соседку Стыко-ву Прасковью Семёновну. Преступники в квартире у спящей хозяйки отняли 5000 рублей, книжку сберегательной кассы и паспорт.
На этот раз путники благополучно достигли своих мест. Уже дома Купрей Иванович узнал, что в Невель прибыл из Москвы представитель Главрыбы для организации рыбной ловли и рыболовных артелей.  Действительно, вскоре после его приезда были созданы рыболовные артели, которые стали ловить рыбу, в том числе, и непосредственно на озёрах вблизи д. Фёдоровка.
В 1919 году обострилась ситуация с продовольствием. Газета «Известия Витебского губернского Совета Крестьянских, Рабочих, Красноармейских и Батрацких Депутатов» 20 мая 1919 года опубли-ковала письмо граждан под названием «Конфеты и хлеб». В нём воз-мущённые граждане пишут о том, что в то время, когда цена хлеба достигла уже 18 рублей (в вольной продаже), сахара до 100–110 рублей и т.д., а при этом во многих фруктовых и гастрономических магазинах по Смоленской улице и других продаются совершенно открыто настоящие деликатесы – фрукты, кондитерские изделия по бешеным ценам, как бы в насмешку над голодным пролетариатом.
Власти принимает меры по упорядочению снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. Так, по умеренным ценам даются обеды по адресу: Селезнёв переулок, № 9, дом Рапопорта, квартира Абрамского, во дворе, верхний этаж. Орга-низовано питание в 1-й Советской столовой по Вокзальной улице, но здесь наблюдаются большие очереди. В столовой Борохова уста-новили особые очереди для лиц, обедающих в столовой и для лиц, получающих обеды на дом.
В этот период (1919) принято решение о прикреплении населе-ния к продовольственным лавкам. Устанавливаются жёсткие квоты на товары потребления: выдача ниток по 1 катушке и галош по одной паре на каждые пять человек. Губпродком разослал распоряжение о воспрещении отпуска керосина впредь до особого распоряжения. Чулки и носки выдаются гражданам 1-й категории по две пары на карточку в лавках по улицам Суворовской, Рыночной, Вокзальной. Папиросы выдаются населению по 16-18 штук на одну карточку.
На этом фоне газеты отмечают, что в последнее время на улицах Витебска много нищих. Они надоедают прохожим своим назойливым попрошайничеством.
Ведётся беспощадная борьба со спекуляцией:
; Милиция 4-го участка составила протокол на гр. Ивана Ефре-мова, прож. в Новгородской губ., Медведской вол., дер. Михалкино, за вывоз 1 пуда сахара.
; Произведённым обыском у Боруха Шнедра, прож. по Мало-Полевой ул., д.14 и у Гирши Бляхмана, прож. по ул. Полоцкой, 49, обнаружен сахар и мука.
; Милиция 4-го участка при обыске у гр. Рохли Меклер, прож. по ул. Шоссейной, 1, обнаружила 1 ящик стеариновых свечей, 1 ящик с чаем, 2 мешка и полную корзину монпансье и 1 ящик с конфетами.
; Милиция 2-го участка составила протокол на Фёдора Ковалев-ского, прож. по Вокзальной ул., 44, занимающегося скупкой яиц и спе-куляцией на этих продуктах.
Запрещалось употребление спиртного в общественных местах. Например, составлен протокол на содержателя гостиницы «Савой» по ул. Замковой за допущение распития в гостинице спиртных напитков гражданами Андреевым и Богушевским.   
Среди служащих немало было растратчиков. В отделе городского хозяйства описан и конфискован кирпичный завод, принадлежащий бывшему бухгалтеру городского банка Шейнину за долги банку в 100 000 рублей. Шейнин, будучи бухгалтером городского банка, растратил около 200 000 рублей из банковских сумм.
Несмотря на сложную политическую и экономическую обстанов-ку власти пытаются развивать социальную сферу. Так, в июне (1919) открылся летний Сад имени Свердлова (бывший Елаги), начал рабо-тать театр «Рекорд». Открыты детские санатории в Мазурино и в Сос-новке. В имении Лужесно при сельскохозяйственном училище откры-ты 3-х месячные курсы для учителей.
В 20-30-е годы ХХ века произошло событие, которое не могло остаться незамеченным для старообрядцев, в том числе и для старо-веров странников. Это событие было связано с деятельностью епи-скопа Андрея (Ухтомского). Удивительным было то, что епископ Ан-дрей принял решение перейти в старообрядчество. Он происходил из древнего княжеского рода Рюриковичей. Епископ один из немногих иерархов Русской Православной Церкви, кто открыто в печати высту-пил против знаменитого хироманта Григория Распутина, предупре-ждая царя, что тот ввергнет Россию в беду. В 1911 году его перевели из Казани в Сухуми и он стал епископом Сухумским. Февральскую ре-волюцию 1917 года епископ принял с одобрением, надеясь на воз-можность освобождения церкви от государственной опеки. В 1918-1919 годах руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака. В этот период он переходит в единоверческое старообрядчество, объясняя свой поступок тем, что официальная церковь нарушает церковные каноны. Он многократно подвергался арестам и ссылкам.
28 августа 1925 года в молитвенном доме ашхабадской старооб-рядческой общины епископ принял миропомазание от старообрядцев.
С осуждением от официальной церкви выступил митрополит Сергий (Страгородский). Оно было опубликовано в единственном христианском журнале, разрешённом И.В. Сталиным «Журнал Московской патриархии». В осуждении говорилось: «Классическим примером попытки друг друга перехитрить при переносе благодати священства из Православной Церкви в раскол является «чин», устроенный в сентябре 1925 года в Ашхабаде епископом Андреем Ухтомским и убежавшим из церкви архимандритом Климентом. По поручению старообрядцев Климент приехал к епископу Андрею приглашать его перейти к ним… Епископ Андрей стал старообрядческим архиереем, а Климент получил хиротонию» .
Принято считать, что Андрей (Ухтомский) являлся одним из основателей катакомбного движения, которое не признало Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти. Катакомбное движение было хорошо законспирировано и продержалось до 1990-х годов, то есть до его легализации. Его представители скрывались под землёй, особенно в бывших шахтах.
Епископ Андрей написал произведение «История моего старооб-рядчества». В 2007 году оно было опубликовано в журнале «Наш со-временник». В работе он выдвигал свой центральный тезис: «Раскол должен быть изжит и уничтожен, а старообрядчество, святая древле-русская община должно быть образцом для устройства общин право-славных» .
В 1937 году епископ был расстрелян в тюрьме Ярославля. 
В конце 1923 года Купрей Иванович в возрасте 62 года и его су-пруга Пелагея (59 лет) умерли в один день и были похоронены на старообрядческом кладбище в д. Глушица Шумилинского уезда. У них осталось два сына. Их обоих назвали Василиями. Одинаковое имя сыновьям было дано по давней старообрядческой традиции, чтобы держать ещё царские власти в определённом неведении. Впоследствии этот факт сыграл положительную роль в судьбе одного из Василиев. Таким образом, один из них (1891 г.р.) имел официальные документы, другой находился на нелегальном положении.
21 июля 1932 года легальный Василий был арестован и выслан с семьёй в Казахстан. Реабилитирован в 1989 году. Другой Василий, бу-дучи подготовленным странником Феоктистом Петровичем, в день ареста брата незаметно вместе с семьёй ушёл в побег, то есть стран-ничество (Прил., рис. 9–12).


Рецензии