2. 1. Ольгердова дорога

Первые переселения староверов на белорусские земли во второй половине XVII века совпали с очень тяжелым для Беларуси периодом, основными причинами этого были войны: казацко-крестьянская (1648–1654), русско-польская (1654–1667), польско-шведская война (1655–1660), Северная война (1700–1721). Людские потери в Беларуси были очень значительные: если в 1650 году численность населения составляла 2,9 млн. человек, то в 1667–
1773 годах – не более 1,4 млн. В Витебской губернии в ранний период староверы селились на пустынных местах помещичьих имений, на землях, принадлежащих униатским и латинским монастырям, предпочитая лесистые и болотистые места, уединённые пущи. В то время старообрядцы пользовались определёнными льготами, но постепенно попадали во всё большую зависимость от помещиков. Так, вначале аренда земли ограничивалась платой ягодами, грибами, орехами, мёдом. По мере улучшения обустройства пришельцев и обработки диких земель помещики и паны стали повышать цены на землю, заключать контракты, забирать вольных и беспаспортных людей в свои руки и даже записывать в крепостные. В.И. Волков в своей книге «Сведения
о начале, распространении и разделении раскола в Витебской губер-нии», изданной в 1866 году приводит пример, когда в Полоцком уезде
в д. Заборье около 300 семейств староверов были прикреплены к имению графа Хребтовича. Их записали в крепостные, так как у них не было паспортов, и они жили без контрактов. И только в 1818 году по решению Сената они были отпущены на волю. Адвокатом со стороны крепостных (закреплённых) обычно выступал старообрядец из беспоповцев витебский купец Акинф Алексеев Петров. По отзывам его современников, он был весьма честный, скромный и благонамеренный человек.
С середины XVIII века староверы-крестьяне стали чаще селиться не в глуши, а ближе к городам и местечкам, где развивалось промыш-ленное производство. В данном случае старообрядческие общины имели возможность вкладывать часть свободных денег в производ-ство, а также уходить от зависимости у помещиков. Это было харак-терно для городов Витебска, Полоцка, Браслава, Сенно, Глубокого, Го-родка, Невеля.
В этот же период с территории нынешней Беларуси осуществля-лось насильственное выселение десятков тысяч старообрядцев в Си-бирь, на Алтай, в Казахстан на реку Иргиз и другие места. Причём «выселки» проходили не только из Ветки, но и из северо-восточных земель Речи Посполитой. На одном из сеймов Литовского государства было отмечено, что русскими войсками было выселено более 60 тысяч федосеевцев. «Поскольку польская сторона неохотно отдавала старообрядцев, то для России единственным способом их возвращения оставалось использование военной силы» .
С середины XIX века значительно усиливается давление на старо-обрядцев со стороны властей. Стали массово закрываться церкви и молельни, устанавливаться дополнительные ограничения и затруд-нении. 9 апреля 1844 года Министерство внутренних дел дополни-тельно направило в Витебскую, Могилёвскую и Минскую губернии циркуляр с грифом «секретно» «О воспрещении именовать расколь-ников старообрядцами, а их молитвенные здания – церквями».
По инициативе императоров Александра I  и Николая I стали со-здаваться секретно-совещательные комитеты по вопросам «раскола». Такой комитет был создан в Витебске в 1844 году. В него входили начальник губернии, епархиальный архиерей, руководитель палаты государственного имущества и жандармский штаб-офицер. Возглав-лял комитет генерал-губернатор. Совещания проходили в доме прео-священного Полоцкого архиепископа. Комитет рассматривал вопросы закрытия храмов, преследовал браки православных со старообрядцами. С 1850 года дети в семьях беспоповцев, не признававших брак, считались незаконнорождёнными, а их матери не могли записываться жёнами старообрядцев-беспоповцев.
В 1853 году МВД распространило циркуляр для губернаторов: «… Дела о злодеяниях раскольников против православной веры, распространения ересей и раскола, склонения к расколу переводятся в разряд криминальных». Власть продолжала бояться старообрядцев.
В то же время староверы зачастую имели высоких покровителей во власти и всегда готовы были дать взятку чиновникам во благо староверам. О.Л. Шахназаров приводит реальный исторический пример: «В годы царствования Николая I многие староверческие молельни закрывались, иконы описывались и увозились. Полицмейстером в Москве был тогда Верещагин. Однажды Лужин – обер-полицмейстер Москвы поручил Верещагину закрыть Преображенское кладбище и увезти оттуда все древние иконы. Чтобы не дать прихожанам возможности спасти свои святыни, он решил нагрянуть спозаранку и потому лёг спать раньше обычного. Его, однако, подняли – пришли просители. Они сообщили, что знают о решении закрыть кладбище и попросили помедлить с прибытием, за что согласны были заплатить 50 тысяч рублей – за такие деньги можно было купить пароход и стать купцом второй гильдии. Верещагин отказался, но налёт всё равно пришлось отложить, так как рано утром неожиданно вызвали к обер-полицмейстеру. Долго продержали в приёмной. Когда он прибыл на место, икон там не оказалось…» . Чтобы было понятно, следует уточнить, что на территории Преображенского кладбища и вокруг него были построены в XVIII–XIX веках монастыри, Успенская церковь и мо-лельни. Преображенское кладбище являлось центром староверов-федосеевцев.         
Несмотря на преследования, староверы  на белорусских землях смогли создать строгую централизацию и руководящие центры. Основными духовно-культурными центрами старообрядчества на Гомельщине была Ветка, на Минщине – Бобруйск и Борисов, на Витебщине – Витебск, Полоцк и Видзы. Следует отметить, что белорусы в целом благосклонно приняли староверов. Они ценили их за твёрдость в сохранении свое веры, готовность всегда принять беглых и оказывать им помощь и поддержку. Они прощали им их обычай, запрещающий иноверцам пользоваться своими колодцами и банями. Также староверам запрещалось здороваться с иноверцами за руку, пить и есть из общей посуды.
С конца XVIII века наблюдается рост числа православных белору-сов, перешедших в «раскол». Католичество и униатство сочувствовали староверам, а в православии они видели своего обидчика. Вместе с тем, точный пересчёт старообрядцев на белорусских землях был практически не возможен. Низовое православное духовенство, боясь недовольства со стороны властей, подавало заведомо заниженные данные о количестве староверов. Также староверы часто переселялись из уезда в уезд, или из губернии в губернию. Значительное число староверов, в том числе странников, находилось на нелегальном положении и проживали в тайных скитах и убежищах. Во многих семьях сыновья у староверов назывались одинаковыми именами, что позволяло уменьшить подушный двойной налог и вообще держать власти в определённом заблуждении.   
По официальным статистическим данным в 1862 году в Витеб-ской губернии было старообрядцев разных толков:
;

мужчин женщин
Витебск 94 113
Полоцк 41 39
Витебский уезд 752 864
Полоцкий уезд 1019 1102
Суражский уезд 188 208
Лепельский уезд 311 311
Дриссенский уезд 102 107

Всего в витебской губернии в 1862 году проживало 18874 старо-веров мужского пола и 19903 женского.
К 1890 году количество старообрядцев в Витебской губернии по данным «Полоцких епархиальных ведомостей» возросло до 70286 душ:

Режицкий уезд – 36000;
Динабургский – 16722;
Полоцкий – 4603;
Витебский – 4195;
Невельский – 3012;
Люцинский – 2153;
Себежский – 1883;
Городокский – 616;
Лепельский – 597;
Дриссенский – 267;
Велижский – 238 .

В доносах властям периодически сообщалось, что староверы ча-сто держат у себя людей без всяких видов. Среди таких людей были и старообрядцы-странники. Здесь следует сделать пояснение. Дело в том, что многие исследователи старообрядчества отмечали, что странники сохранились вплоть до конца ХХ века. Они скрывались во всевозможных тайниках. Их «пустыни» и кельи находились в глухих местах Сибири. Наряду с этим странники к началу ХХ века уловили дух времени, заметили резко изменяющиеся условия и формы бытия, почувствовали леденящее дыхание воинствующего атеизма, которое доносилось в самые отдалённые уголки. В этих условиях некоторая часть странников приняла решение держаться своих собратьев по старой вере на землях Беларуси. Действительно поморцы, федосеевцы и филипповцы с большим уважением относились к странникам за их непримиримую позицию по отношению к власти и официальной церкви. К тому же староверы-странники хорошо знали, что одним из национальных  символов Беларуси является восьмиконечная звезда. И это было очень им по душе. Дело в том, что на особо почитаемой ими иконе Пресвятой Госпожи Богородицы в старой иконописной традиции существует изображение трёх восьмиконечных звёзд на правом и левом плечах Богородицы, а также на Её челе.
Свою роль видимо сыграл и тот факт, что первым духовным наставником беспоповцев в Витебске был странник из Великороссии Ульянович . Время его наставничества приблизительно относится ко второй половине XVIII века. Ульянович запрещал законный брак, был врагом картофеля, чая и табака. Странники также были осведомлены о том, что в середине XVI века на территории Беларуси широко распространились взгляды мыслителя-вольнодумца Феодосия Косого. Он критиковал православное учение и церковь. Основным положением его «нового учения» была идея о «разуме духовном», что означало стремление к духовному раскрепощению человека. Он проповедовал «спасение» путём активного нравственного самосовершенствования. Феодосий Косой стремился восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Он учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни в соответствии с евангельскими заповедями. Феодосий критиковал церковь за тягу к стяжательству, а именно за монастырские землевладения. 
Староверы-странники начинают активно появляться на витеб-ских землях около середины XIX века. Первая половина XIX века в Ви-тебской губернии характеризуется весьма сложным экономическим положением. Это видно из отчёта Витебского губернатора за 1828 год: «жители Витебской губернии находятся в скудном положении и причиною того поставляет:
а) общий недостаток в капиталах;
б) низкие цены на все земные произведения;
в) упадок торговли и вообще промышленности;
г) невозможность помещикам улучшивать своё сельское хозяй-ство по причине неимению денег, долгов банкам, и исполнения ре-крутской повинности в последних наборах» .
В данном случае такое бедственное положение в экономике так-же было обусловлено недавней опустошительной войной 1812 года, последовавшими затем неурожайными годами и голодом в 1818, 1820, 1821, 1822 годах, уменьшением народонаселения. 
В 1831 году в «Записках генерал-губернатора» снова отмечается, что, несмотря на выгодное географическое положение Витебской гу-бернии, наличие судоходной реки Двина с выходом в г. Рига и в Бал-тийское море, её положение остаётся в упадке по сравнению с преж-ними временами . Западная Двина в то время достигала глубины
4-х сажен (8 метров) и более.
В 1832 году в рапорте Витебского губернатора на имя царя сооб-щалось о волнениях крестьян д. Вышедки Суражского уезда против их помещика Антония Дышловского. Губернатор написал, что так как некоторые крестьяне из зачинщиков не поддались на увещевания и даже после строгих военных экзекуций отказались от послушания своему помещику, то решили крестьян Василия Сапронова, Емельяна Семёнова и Романа Кондратьева прогнать через строй в тысячу человек один раз, затем заклепав в кандалы сослать на работу в Сибирский край. Других некоторых крестьян прогнать через строй в 500 и 300 человек и отправить в Сибирь на поселение. Перед этим крестьяне просили губернатора, чтобы их передали в казну, или другому помещику. 
В 1840 году в отчёте Витебского губернатора указывалось, что немногие помещики отличаются прилежностью в обустройстве сель-ского хозяйства. Земледелие находится в худшем положении из-за нерадивости крестьян, недостатка удобрений по причине малого ко-личества скота. Овцеводство и пчеловодство совершенно незначи-тельные. Зато винокурение здесь повсеместно и в большом количе-стве .
В 1838 году в губернии наблюдается рост эксплуатации и грабе-жи крестьян со стороны помещиков. Усиливаются волнения крестьян. В 1842 году Витебский губернатор сообщал в департамент полиции о массовом бегстве крестьян от помещиков в Витебской губернии.
Участились случаи издевательства и насилия над крестьянами. Так, в 1846 году стало известно, что в Минской губернии в Мозырском уезде злобствовала помещица Стоцкая, которая только в одном эпизоде до смерти забила 13-го мальчика и тайно его похоронила ночью на местном кладбище. Она очень сильно издевалась и над другими подданными. За это её прозвали белорусской «салтычихой».
В Оршанском уезде наблюдался грабёж крестьян и насилование крестьянок помещиком Иваном Жуковским и его отцом Романом.
В 1855 году в докладе генерал-губернатора Смоленской, Витеб-ской и Могилёвской губерний Игнатьева – царю сообщается о массо-вом разорении крепостных крестьян: «Понятие о собственности, по-чти повсеместно утрачено, Зима, весна и лето проходят в безотчётных трудах и в голодном посте. Осенью крестьянин считает себя счастливым, ежели ему удастся украсть с собственного поля  несколько снопов хлеба» . Нередки случаи, когда отец и мать в семье в отчаянии, что не могут прокормить семью, шли на самоубийство. Из-за тяжёлого положения многие крестьяне спиваются. Женщину можно нанять на работу на год за 3 рубля серебром, а мужчину – за 8 рублей. Это мизер.
В 1847 году произошли волнения крестьян в Себежском и Дрис-сенском уездах. Причиной явился слух о том, что рабочим на строив-шейся Николаевской железной дороге даруются особые льготы и что крестьяне, проработавшие там три года, будут освобождены с семей-ствами от крепостной зависимости. Крестьяне стали быстро прода-вать своё имущество, вооружаться на всякий случай ружьями, пиками, косами, топорами или просто дубинками и шли на Опочку, а больше на Невель. На увещевания помещиков остаться, крестьяне отвечали: «Свобода нам дороже всего». Так уходили крестьяне от помещиков: Эртмана, Шадурского, Медунецкого, Штенгеровой, Бартошевской, Жебровского, Торгонского, Холостинского, Корницкого. Произошли многочисленные стычки с жандармами и войсками.
В 1861 году стала проводиться реформа по отмене крепостного права. Однако многие помещики стремились так повернуть реформу, чтобы крестьяне оказались в невыгодном положении. За крестьянами признавалось право на дореформенный надел. Отрезки допускались в случае, если размер крестьянского надела был больше установленного инвентарём. В этом случае землевладелец, который осуществлял отрезки, зачастую забирал у крестьян лучшие земли, выгоны, водопои. Также крестьяне за пользование землёй должны были до заключения выкупной сделки отбывать помещику повинность в виде панщины и оброка.
Через корчмы и шинки помещики забирали у своих крепостных их кровные деньги. Во второй половине XIX века каждая крестьянская семья тратила ежегодно на спиртное в среднем 25-26 рублей. До 1885 года ведро горелки (водки) стоило 50 копеек серебром. Для сравнения в 1897 году были цены на продукты:
мука ржаная куль в 9 пуд. – 7 руб. 20 коп.
мука пшеничная пуд. – 1 руб. 80 коп.
крупа гречневая четверть в 8 пуд. – 10 руб. 40 коп.
горох четверть в 9 пуд. – 10 руб. 80 коп. 
7 июня 1861 года крестьяне помещика Чебышева в имении Зай-кове Суражского уезда оказали неповиновение местным властям. Сю-да была отправлена военная команда. Об этом сообщал уездный стряпчий Сакович министру юстиции. В Витебской губернии кресть-яне отказывались отбывать панщину в пользу помещиков. Это осо-бенно проявилось на границе Городокского и Суражского уездов в имении Чурилово князя Щербатова, такие случаи уже были в Бешен-ковичах, в имении Прибыткове помещика Евневича Суражского, в имении Дубокрай помещика генерала Ракосовского, в имении Бри-гитполье помещика Богдановича, в имении Каспля помещика Нито-славского.
На неблагополучном экономическом фоне белорусских крестьян в середине XIX века старообрядцы выглядели значительно лучше. Они часто выступали в качестве скупщиков мёда и воска, белых грибов, полотен и ниток, основателями кафельных и кирпичных заводов, лесопромышленниками, арендаторами садов, торговцами скотом и лошадьми. Скот обычно покупали на южных базарах и ярмарках. Откормленный скот перегоняли скотопрогонным трактом в Петербург, а с постройкой железной дороги его перевозили в вагонах.
В городах и местечках староверы помимо своих огородов брали в аренду под огороды землю вблизи населённых пунктов. Выращенные овощи пользовались большим спросом и приносили хороший доход до 300 рублей в сезон.
Из зерновых на Витебщине староверы больше сеяли рожь, овёс и ячмень. Большая часть ячменя сдавалась на винокуренные и пивова-ренные заводы в Прибалтику. Также выращивали товарный лён, в частности, в Сенненском и Браславском уездах. В среднем старооб-рядцы свои поля удобряли хорошо и получали более высокий урожай, чем крестьяне-белорусы.
Хороший доход витебским старообрядцам приносила торговля гусями крупной длинношеей породы. Также гуси успешно продава-лись в Германии по 5-6 марок за штуку. На Браславщине староверы активно занимались рыболовным промыслом. Особенно много рыбы ловили на озёрах Дрисвятском и Дривятском. Много ловилось судака и щуки: в один заход вытягивали до 500 пудов рыбы. Рыбу реализо-вывали в Варшаве, Вильне, Двинске. Также за границу отправляли огромные партии раков.
Староверы занимались отхожим промыслом: вырубка, вывоз и сплав леса; строительство на пристанях речных судов; каменщицкие и печные работы; плотничество; извозный промысел.
Известно, что староверы являлись носителями сокровенных зна-ний. Значительная часть их была записана в древних рукописях и книгах, которые хранились в Выгорецкой киновии и Соловецком мо-настыре. Из-за известных трагических событий они были сожжены или бесследно пропали. В то же время странники из уст в уста передавали сохранившиеся сокровенные знания, среди которых встречалось название озера Шо, которое находится в Витебской губернии, на середине пути от г. Полоцка до местечка Глубокое.
На Тибете говорили, что там, где встречаются много религий мо-жет быть вход в Шамбалу. Район озера Шо в принципе соответствует этому требованию. Он находится практически на бывшей границе между восточной и западной Беларусью. Здесь встречаются две мощ-ные конфессии: православная и католическая. Здесь действовали раз-личные общины монахов и католические ордена: протестанты, иезуи-ты, униаты, базилиане, кальвинисты, лютеране, доминиканцы, орден пиаров, арианские общины, глубокские кармелиты. Течение времени намотало на этом перекрёстке миров огромное число гуманитарных катастроф. Это негативно сказалось на передаче достоверной инфор-мации о сокровенных знаниях в белорусской Шамбале из поколения в поколение, из уст в уста. В целом в многострадальной Беларуси, осо-бенно в Витебской области, наблюдается очень слабая локальная оседлость, что также отрицательно отражается на сохранении этноса. В данном случае определённое сокровенное знание сохранили странники.
Существовало несколько «связных» городов между староверами в Беларуси и России. Для староверов Ветки «связным» городом явля-лась Калуга, для староверов Витебской губернии – Тверь и Великие Луки. В этой связи следует отметить, что некоторые исследователи называют предшественниками лидера странников Евфимия и его по-следователей – «тверских» странников.
В Беларусь на Витебские земли странники попадали разными маршрутами, но однозначно старались обходить Москву. Там легко можно было попасть в лапы властей. Костромские и Ярославские странники обычно шли на Тверь, а оттуда по старой дороге через Старицу, Нелидово, Кунью к Великим Лукам.
От Великих Лук к Витебску странники предпочитали идти ста-рыми маршрутами, а не новыми дорогами. На проверенных направлениях странники получали приют. Причём не только у «жиловых», но и у других странникоприимцев. Одним их путём было дорога ещё времён ВКЛ: Великие Луки – Узкое – Зайково – Ольгово – Дуброво – речка у озера Тиосто – Стырики – Сущёво – Верховье – Барвин (перевоз) – Великолукский тракт – Витебск. В Барвине находился дом лодочника-странникоприимца.    
Для странников был ещё один проверенный маршрут: Великие Луки – Сеньково – Серуты (ныне Урицкое) – Чурилово – Усвяты – Шершнёво (ныне Шершни) – Низкий Бор (ныне Низкоборье) – Сураж – Гапоновщина (ныне Гапоново) – улица Суражская (ныне Гагарина) – Витебск.
Для прохода в Полоцкий регион существовал маршрут: Великие Луки – Невель – Пустки – Харинец – Косцы – Большое Ситно – Полоцк, а также старинная Ольгердова дорога.
Вокруг Витебска располагались староверческие деревни, в кото-рых были свои «странникоприимцы» или «христолюбцы». Так,
в 12 верстах от Витебска по Смоленской дороге в д. Вороны (после 1840 года) проживал странникоприимец Хлубников Никон Фёдорович. Также старообрядческие деревни со странникоприимцами располагались: на Суражской дороге – д. Андроновичи; на Старо-Полоцкой дороге –
д.д. Земцы, Юрово, Плиговки; на Полоцкой дороге – д.д. Гришаны, Шерсни, Подлазники; на Городокской дороге – д.д. Давыдовка, Шилы; на Бешенковичской дороге – д. Добрейка; на Оршанском направлении – д. Погребёнка. Движение по Бешенковичскому тракту затруднялось отсутствием долгое время моста через р. Лучосу. Сначала здесь была лодочная переправа, а затем в 20-е годы ХХ века – паромная.
Возле местечка Чашники в д. Должица существовала самая за-крытая старообрядческая община в Беларуси типа «изолят». Здесь приют и поддержку странникам оказывали староверы Красавины. В этой местности староверы-крестьяне помимо традиционного сель-ского хозяйства успешно занимались пчеловодством и садоводством. До наших дней сохранились редкие элитные сорта белых слив и огромных сладких яблоков. Такие яблоки нарезали дольками в миску, затем заливали свежим молоком и в таком виде употреблялись.   
В ранний период на белорусских землях в сельской местности у старообрядцев преобладал замкнутый (круглый) тип двора. Позже у них появились дворы крытого типа, то есть дом и хозяйственные по-стройки имели общую крышу. В таких постройках было легче прятать беглых и странников. Также делался скрытый проход, по которому можно было пройти в соседний двор или скрыться в лесу.
Среди староверов-крестьян, как правило, не было нищих и бедных. Может быть поэтому они всегда придерживались обычая «тайной милостыни». Милостыня обычно клалась вечером на подоконник со стороны улицы или на специальную полочку в установленном месте.
Состоятельные староверы беспоповцы укрывали от властей бег-лых единоверцев и последователей официальной церкви. Они стре-мились перевести беглых в мещанское сословие по другим паспортам, переслать их в свои дальние филиалы. 
Зажиточные староверы также организовывали для беглых и странников тайные приюты, скиты. Всё это привлекало людей в ста-рообрядчество.
Первым странникам в Витебске поддержку и помощь до 1836 го-да оказывал купец Иван Иванович Собольщиков. Он был весьма со-стоятелен и имел в городе три каменных дома. Его моленная помеща-лась в доме, где позже была аптека Рейдемейстера. В моленной были дорогие иконы в золотых и серебряных ризах, древние рукописные книги. И. Собольщиков сам лично переписал много богословских книг и несколько Евангелий. Его отличала скромность и воздержанность.
Из частных старообрядческих архивов известно, что на Витебские земли периодически прибывали некоторые лидеры странников из центральной России для согласования организационных вопросов. В отличие от простых странников их лидеры обладали значительными финансовыми возможностями. Поэтому они перемещались не только пешью, но и на доступном транспорте того времени. При себе они, как правило, имели надёжные паспорта и другие необходимые документы. Один из лидеров, вспоминая о своих дорожных впечатлениях, рассказывал, что за Вязьмой ямщики просят у проезжих «на чай», под Смоленском – «на водку», возле Витебской губернии – «на кавалак хлеба».
К концу XIX века через Витебскую губернию пролегало несколько шоссейных дорог: Киевское шоссе (через Витебск, Городок, Невель), Смоленское шоссе, шоссе от Витебска до Могилёва. Также к этому времени были проложены две железные дороги: С.Петербургско-Варшавская и Орловско-Рижская.
Прибывавшие пешью в Витебск и его окрестности странники бы-ли хорошо осведомлены о негласных правилах перемещения и разме-щения у странникоприимцев. Вообще по городу они перемещались только в исключительных случаях. Особенно осторожными следовало быть при переходе через мосты, так как возле них часто дежурили полицейские. В Витебске до 1860-х годов через Двину был только деревянный свайный мост, который перестраивали каждый год после его разрушения ледоходом и паводком. Он был построен только в конце XVIII века на месте бывшей старинной лодочной переправы в створе современных улиц Толстого (до 1910 года ул. Подвинская) и Энгельса (ранее ул. Богоявленская). В 1866 году к городу была подведена железная дорога. В этой связи понадобился надёжный мост для связи с вокзалом в Задвинье. В 1867 году был открыт новый Двинский мост. В начале Великой Отечественной войны мост был частично разрушен при отходе советских войск. Затем он был восстановлен в годы немецкой оккупации. Окончательно Двинский мост разрушили в 1944 году. В 1955 году на этом месте построили нынешний Кировский мост.
Во второй половине XIX века наряду с Двинским мостом некото-рое время продолжал функционировать старый деревянный свайный мост. Вот его-то и предпочитали странники и другие беглые люди, как более для них безопасный.
Позже недалеко от Двинского моста была организована спаса-тельная станция на Двине. На станции обычно дежурило два вольно-наёмных сторожа. На время весеннего половодья и сплава количество сторожей увеличивалось вдвое. Только в 1897 году спасателями-сторожами было снято с разбитых плотов о быки Двинского моста
33 человека. Причём некоторые из них были затиснуты между брёвнами, разошедшимися от сильного удара. Среди сторожей-спасателей у староверов были свои надёжные люди, которые через систему тайных сигналов могли предупреждать об опасности. Также при необходимости они оказывали поддержку странникам, особенно в ночное время.
Староверы-странники декларировали идею о том, истинная вера будет находиться на земле до тех пор, пока жив хотя бы один стран-ник. В этой связи они неустанно заботились об обеспечении преем-ственности поколений в своём движении. С этой целью странники проводили духовную работу среди православных и даже некоторых представителей католической конфессии. Переходящих в их движе-ние они перекрещивали. Перекрещивание обычно осуществлялось в определённых озёрах. Сохранились сведения о том, что возле Витеб-ска таким озером являлось Суйковское, расположенное у д. Суйково в северо-западном предместье города; возле Городка – озеро Кошо; в бывшей Владимирской волости Городокского уезда – озеро Лососно у д. Быховцы; в Полоцком уезде – озеро Яковское; недалеко от местечка Чашники – озеро Турицкое у д. Зазерица.
Как уже отмечалось ранее, для поддержания необходимого людского ресурса в своём движении странники покупали у матерей незаконнорождённых младенцев. Среди таких женщин были и те, которые занимались проституцией. В этом плане Витебская губерния в конце XIX века обладала достаточной базой. Так, в 1897 году в губернии состояло под врачебно-полицейским надзором 26 домов терпимости: в Витебске – 9; Двинске – 11; Дриссе – 1; Полоцке – 2; Режице – 3. Домов свиданий
было – 31: Витебск – 7; Двинск – 22; Дрисса – 2. Одиночных проституток состояло под надзором – 193. Задержано женщин по подозрению в тайной проституции – 84.  Несмотря на принимаемые властями меры сифилисом в 1897 году заразилось 8075 человек . Всего до конца XIX века странники выкупили около 50 незаконнорождённых детей.
Странники сообщали староверам на Витебской и Полоцкой землях сокровенные знания. Многие из них имели при себе деревянные дощечки и бересту с непонятными для обывателя символами и монголо-тибетскими идеограммами. Для того времени это были секретные знания. Поэтому странники, пойманные полицией, не называли своё имя и не рассказывали о своей жизни даже под угрозой розг и 11 лет исправительных арестантских рот. Странники и староверы в целом перед посторонним лицом никогда не называли своего духовного наставника, лидера общины, так как это влекло за собой опасность расправы над ним со стороны властей, а значит и распад общины.
Странники разъясняли традиционным староверам, что овладение сокровенным знанием приближает к великой Истине. Они говорили, что причиной величайших бедствий человечества является невежество и омрачённость. Вся жизнь человека представляет собой беспрерывную цепь страданий. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальному существованию, что неистово жаждет жизни. К избавлению от желаний может привести лестница из восьми ступеней:
; правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
; правильные намерения – следует стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, основой которых является человече-ский эгоизм;
; правильная речь – она должна нести добро, поэтому надо сле-дить за своими словами, чтобы исключить зло;
; правильные поступки – следует совершать добрые дела;
; правильный образ жизни – образ жизни, не вредящий всему живому;
; правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя всё злое, тщательно следить за своими мыслями;
; правильные помыслы – самое больше зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно изба-виться и от страданий;
; правильная сосредоточенность.
Восемь ступеней на пути к Истине позволяют достичь шести со-вершенных качеств: сострадания, нравственности, терпения, муже-ства, сосредоточения, мудрости.
Странники толковали, что буддисты мечтают о Нирване, а старо-веры о Беловодье. Восьмеричный путь ведёт, в конечном итоге, к просветлению и даёт возможность достичь избранным страны полной справедливости, вход в которую находится на границе земного и потустороннего мира. В эту страну есть несколько входов: на Тибете, на Кольском полуострове и за Полоцком возле озера Шо. Чтобы попасть в тот мир нужно научиться видеть и понимать незримую тонкую реальность. А для этого нужно овладеть высшим знанием и очистить душу.
Пустынники особо подчёркивали, что они и буддисты категори-чески отрицают употребление спиртных напитков, а также спаивание других, так как алкоголь разрушает личность и препятствует достижению совершенной чистоты мыслей для полного духовного развития и в итоге просветления. Также странники пропагандировали идеи буддизма об очищении замутнённых состояний ума, которые искажают реальность таких, как злость, страх, эгоизм, невежество, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение.
Они предупреждали, что на пути к достижению высшего знания существуют десять великих препятствий или оков: иллюзия лично-сти, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, сильная привя-занность в Земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, са-модовольство, невежество. При этом некоторые странники загадочно подчёркивали, что на пути к Высшему знанию существует ещё одно, пожалуй, самое трудное препятствие, преодолеть которое дано далеко не каждому.
Под невежеством странники понимали отстранение от истины. Они пытались объяснять заключение Будды о том, что люди очень сильно привязаны к мирским благам и чрезмерно зависят от мнения других людей. От этого страдает душа: она не только не развивается, но даже деградирует. Пристрастие к мирским наслаждениям сильно привязывает человека к земле, к земной жизни. Они трактовали главную цель земного прохождения жизни как помощь Вселенной.
Странников не очень смущал тот факт, что их толкования, свя-занные с сокровенным знанием, далеко не всегда встречали понима-ние и согласие слушателей. Многие не воспринимали, другие вставали и уходили. Но странники знали, что и у Исуса Христа и у Будды всегда было много завистников и недоброжелателей, что их не раз предавали, но они не сдавались.
Просветления странники достигали в своих тесных келиях в до-мах странникоприимцев, в секретных скитах с маленькими оконцами, чтобы не нарушать символическую значимость сакрального про-странства. Они проводили время в непрестанных молитвах и раз-мышлениях, в простом физическом труде на полях и огородах и ку-старных производствах старообрядцев, которые обеспечивали им приют и безопасность.
Весной пустынники часто говорили: «Желна  пропела плыть, плыть». Это был сигнал к началу движения и перемещения. Многие из них следовали завету о сакральном месте у озера Шо. Поэтому они двигались в западном направлении, разными дорогами к Полоцкому уезду. При этом странники знали, что самый прямой путь к озеру Шо – Ольгердова дорога. Именно по этой дороге из Вильно, через Полоцк и Витебск ходил в XIV веке в военные походы Великий князь Литовский и Витебский Ольгерд. Странники шли и видели в бассейне Западной Двины развалины старых замков и древние городища, которых в XIX веке оставалось ещё много. В засушливое лето они наблюдали на болотах огромные столбы пламени, поднимающиеся до самого неба. Они истово крестились, но шли вперёд. По ночам им вселяла надежду восьмиконечная звезда на белорусском небосклоне.
Вблизи Полоцка в селе Струнье пустынники видели мрачное ка-менное 2-х этажное здание тюрьмы для долгосрочных преступников. Странники старались здесь не задерживаться. По официальным дан-ным в Витебской губернии в 1897 году всего было осуждено 728 человек. По вероисповеданиям они распределились следующим образом:
православных – 378 чел.;
христианских исповеданий, кроме православных – 197 чел.;
иудеев – 63 чел.;
раскольников – 90 чел.
Некоторые староверы использовали возможность водного пути. В то время на Двине работала баржа «Веранда», вмещавшая 250 чело-век, возившая пассажиров по маршруту Витебск – Полоцк, а ещё раньше до Суража и Велижа. Билеты на баржу неимущим странникам помогали приобрести зажиточные староверы.
Странникам полюбилась Полотчина. Здесь им было комфортно. Не зря в старину (XI-XII века) наши предки говорили, что воздух По-лоцка делает людей свободными, а земля Полоцка, едва ступишь на неё, даёт силу и радость. Они также знали, что Полоцк был первой столицей Беларуси. В Полоцке в 1912 году существовала одна старо-обрядческая церковь с монастырём на 10 человек. В Полоцком уезде по официальным данным 5308 старообрядцев были объединены в восемь общин: Шматковскую, Сидоровщинскую, Заборскую, Желудовскую, Латковскую, Жарецкую, Полоцкую, Яковлевскую. Эти общины имели одну церковь и пять молельней. 
В Полоцком уезде мощной и надёжной опорой у странников яв-лялись староверы деревни Жарцы Полоцкого уезда, а также защитники старой веры из близлежащих деревень Смоляги, Городище, Зимники, Лонница.
Так как молельни в Полоцке до середины XIX века были закрыты, то прихожане прибывали на службы в дома купцов Красиковых и Гу-ковых в д. Жарцы, в д. Смоляны в дом Семёна Кононова, в д. Бецк в дом Гавриила Попова, в д. Дубовое в дом Ермагена Дубровина.
В д. Жарцы богослужения вели духовные наставники полоцкий мещанин Андрей Карашов и Семён Чикунов житель д. Давыдово Се-бежского уезда. Им помогал купец Клим Сильвестров Гуков, который также являлся старостой старообрядческой общины. В доме Гукова хранились иконы, книги и различные культовые предметы. Активную роль в организации богослужений играл Фёдор Карпов Красиков.
В Жарцах странников вначале принимал купец Евстафий Краси-ков. Он продумывал и осуществлял их размещение в деревнях Смоля-ги, Городище, которые расположились рядом с Жарцами, приблизи-тельно в 2,5 км. В Смолягах и Городище между некоторыми домами и усадьбами были прорыты подземные ходы, а также обустроены неза-метные выходы в лес.
Небольшую д. Городище основали в 1901-1907 гг. трое братьев староверы Гуковы, которые переселились из д. Жарцы в период аг-рарной реформы Столыпина и взяли свои «отруба». Братьев звали Мина, Фома и Егор. Все они построили три усадьбы. Фома позже уехал в Полоцк и построил дом в Задвинье. Перед Великой Отечественной войной Егор тоже куда-то уехал вместе со своим сыном Климом.
В этот период сын Мины Дмитрий отделился от отца и построил в Городище новый дом. В октябре 1941 года некоторые староверы деревень Городище и Смоляги оказали неповиновение немцам и убили нескольких из них. Городище и Смоляги фашисты сожгли. Теперь эти деревни не существуют.
В наше время сын Дмитрия Минаевича Гукова Фотий восстановил план д. Городище на период – лето 1941 года (Прил., рис. 7).
В марте и мае 1943 года во время карательных операций Жарцы были полностью уничтожены в количестве 55 дворов. Из 226 жителей убиты 198. В их числе гитлеровцы расстреляли и затем сожгли слепого 80-летнего староверского священника Кириллова Астафия Семёновича. Сожгли каратели и староверскую церковь. Ныне д. Жарцы существует, но с весьма небольшим количеством жителей.
В шести километрах от Жарцев находилась надёжная явка
в д. Зимники, расположенной на самом берегу озера Яковское. Здесь размещение пустынников обеспечивал вольный крестьянин Проко-фий Кондратьев и его родственники.
Наиболее глухим и надёжным местом укрывания прибывающих странников была д. Лонница, находящаяся в лесу на краю большого болота. Здесь странников принимали староверы Красиковы.
Недалеко от деревень Зимники и Лонница для пустынников были организованы секретные скиты, которые в случае опасности можно было легко покинуть и затеряться в лесу или болоте. Например, в большом болоте в урочище Лонно, в прилегающем к одноимённому озеру существовали тайные тропы, которые укладывались деревянными лагами для прохода через топи, а затем снова убирались. Также существовало строгое правило: тропинок к скитам не натаптывать, а пробираться к ним по специально поваленным деревьям.
Промежуточным приёмным пунктом странников в направлении озера Шо в Полоцком уезде была д. Заборье. Здесь духовным настав-ником был Кирилл Исаев Рубинов, мещанин из Суража. Ему помогали Феклист Халстипиков, Кир Петров и Нифонт Кириллов.
Странников особо интересовала сфера границы земного и поту-стороннего мира. Они в отличие от обычных мирских людей не боя-лись смерти, наоборот они ждали её с большой радостью, как осво-бождение, как переход в лучший свет, как уход в «вечный пост». Пу-стынники всегда помнили о своей конечной цели. Они отреклись от собственности, у них никогда не было своего крова, они, как и будди-сты презирали власть и деньги. Всю свою жизнь они посвящали очи-щению и просветлению. В конечном итоге они целенаправленно готовили себя к достойному представлению.
Процесс представления у странников происходил неоднозначно в зависимости от объективных обстоятельств и от вида толка. Так, в странническом согласии выделяют толк статейников, противоста-тейническое направление, странники-безденежные, странники-брачники, скрытники. Некоторая часть пустынников по традиции умирала в лесах или в чистом поле, под открытым небом. Другая часть заканчивала земной цикл жизни в келиях и скитах.
Некоторых хоронили в лесу, в поле по их завещанию без обозначения могил. Других без огласки хоронили на старообрядческих кладбищах. Им, как правило, ставили в ногах усопшего восьмиконечный крест без опознавательных табличек. Такое расположение креста объяснялось староверами тем, чтобы покойник мог молиться на крест и, чтобы ему было удобнее вставать из могилы в день Страшного Суда.
В более ранний период старообрядцы держались древней тради-ции в устройстве могил: на саму могилу сооружали небольшой сруб с двускатной крышей; также ещё устанавливался «голубец» или «ча-совщик» в виде столбика с иконой сверху накрытой маленькой дву-скатной крышей.    
Предположительно странников хоронили на старообрядческих кладбищах в Витебском уезде: в д. Фокино Вымнянской волости; воз-ле д. Гришаны (ныне – Гришано-Золотогорское), скрытое кладбище Журжевское по Великолукскому тракту; возле д. Подлазники; в г. Ви-тебске: на северной части Юрьевой Горки, улица 1-я Пригородная, площадь 0,3 га; кладбище по улице 3-я Азина, площадь 1,6 га (открыто в начале XX века); кладбище между Полоцким шоссе и Старо-Полоцкой дорогой в районе д. Чирино, на левом берегу речки Зароновка; кладбище по Бешенковичскому шоссе вблизи озера Городно;
в Полоцком уезде: кладбище «Громы», лесное кладбище недалеко от
д. Жарцы; в Городокском уезде: в д. Глушица (ныне Шумилинский район) (Прил., рис. 8).
Наиболее «подготовленные» и целеустремлённые странники шли дальше по Ольгердовой дороге на Запад к озеру Шо. Во второй половине XIX века местечко Глубокое и прилегающие территории входили в Дисненский уезд Виленской губернии. Недалеко от Глубокого
в д. Ластовичи образовалась большая Ластовичская старообрядческая община беспоповцев. Следует отметить, что с 1958 года наставником этой общины являлся Фёдоров Савелий Дмитриевич. Также многие поселения староверов были расположены в непосредственной близости на территориях нынешних Браславского и Миорского районов.
По преданиям озеро Шо и близлежащий участок местности на северо-западе от озера служили переходом в потусторонний мир. Переход был односторонний, то есть он вёл только в одну сторону и возвращение через него не возможно. Как уже отмечалось, воспользоваться порталом могли только самые искушённые, самые «подготовленные».
В мае 1910 года в Витебской губернии произошло знаковое событие – в Полоцк были возвращены мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. Её встречали в двух верстах от Полоцка у так называемой «Витебской заставы», у железнодорожного виадука. Полочане встречали её возгласом: «Она вернулась!».
Немного в стороне стояло несколько странников. Как всегда не-приметных, со спокойными и уверенными лицами. Один из них наклонился и произнёс:
; Хорошо, что вернулась матушка-заступница. – Затем вздохнув, добавил:
; Однако впереди грядут тяжкие испытания. Видать не избежать Тибетского пророчества о скорой битве белых и красных монахов.
Приближался 1917-й…


Рецензии