1. 4. Староверы-странники

Среди различных толков в староверии особое положение занимают странники. В различных регионах России они могут также называться пустынниками, бегунами, скрытниками и голбешниками. Название «голбешники» произошло от термина «голбец».
Голбец – это:
; в деревянных домах – оформленный в виде шкафа вход в под-клет (нижний голбец);
; в крестьянских избах – загородка или чулан между печью и па-латями;
; надгробный памятник в виде столбика с иконой, накрытой сверху маленькой двускатной крышей.
Одним словом, они молились в голбцах. Странники относятся к беспоповскому  направлению в старообрядчестве. Приток в странни-ческий толк в значительной мере обеспечивали крепостные кресть-яне, бежавшие от помещиков.   
Возникновению странников способствовали жёсткие меры, применяемые к старообрядцам по инициативе царя Петра I. Законодательство при Петре I предложило очень тяжёлые условия легализации старообрядчества. Так, запрещалась проповедь старой веры в любой форме, в том числе, не разрешалось даже передавать основы веры в пределах одной семьи. Дети староверов должны были воспитываться в духе официального православия. С семилетнего возраста их надлежало приводить в православную церковь для причащения. Старообрядческий брак не признавался и преследовался. Также в 1716 году староверам было разрешено жить в селениях и городах при условии платежа двойного налога. Им запрещалось занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Основная часть староверов не приняла условий легализации, предложенных Петром I. Только по архивным данным в XVII–XVIII веках самосожжению подвергли себя более двадцати тысяч старообрядцев, особенно в годы правления Петра I. Василий Немчин, русско-белорусский пророк XV века, предрёк: начиная с «царя-кота поколеблется вера православная, в храмы войдёт бесовщина». В то время староверы с горькой усмешкой говорили, что православная молодёжь из новообрядцев посдирала золотые и серебряные оклады с икон и продала их на парики и цивильные тряпки.
В конце царствования Петра I была проведена первая перепись населения. Странники осуждали перепись и введение подушной подати вместо подворного обложения. Тем более, что переписи и ревизии действительно преследовали военные и фискальные цели и сопровождались жестокими преследованиями и злоупотреблениями чиновников. Вот как эти мероприятия описал старец Киприан: «На Руси переписи всемирной не было, а Пётр воцарился и сказал: «Дай перепишу!». Кто не записан, смертная казнь была, чтобы на всех сатанины книги завести. Он будет в неё всех записывать, записаны же на небесах которые. Вот и перепись настала всемирная, а то её не было. Дань платили с трубы домовой, с сохи, а он пришёл – Пётр – папы римского законы принёс, а он с души брал: «У тебя есть душа? Давай дань!». Иной схоронится, кто донесёт, тому всё отдавали, а этому –  виселица была. Убивали за то, что не записал, душу скрыл. Вот гонения-то нам были…» .
29 октября 1722 года Правительствующий Сенат растолковал Синоду, что высылаемые в Сибирь старообрядцы «селятся в сибирских городах. А тамо и без них раскольников много. Впредь раскольников в Сибирь не посылать. А чтоб их посылать на вечную работу (каторжную) в Рогерник (Ревель, позже Таллин), где делают новую гавань» . Данная мера правительства дала толчок к большему освоению староверами земель Прибалтики и Беларуси. 
По указанию императрицы Анны Иоанновны, в 1735 году за укрывательство в Ветке киевского монаха Епифания Яковлева, кото-рый тайно посвящал староверов в священники и дьяконы, русские войска под командованием полковника Сытина окружили Ветку, за-хватили сорок тысяч староверов и привели их с собой в Россию. Одна-ко вскоре в Ветку и в другие места проживания снова вернулись ста-рообрядцы. В 1754 году Екатерина II направила в Ветку генерала Маслова с войском. Он вывел оттуда двадцать тысяч староверов и определил их уже далеко в Сибирь. В 1772 году, несмотря на реальную опасность, старообрядцы Ветки предоставили тайное убежище своему единоверцу Емельяну Пугачёву на 15 недель.
Царские власти продолжали периодически выгонять и выселять старообрядцев из Ветки, а также Могилёвской и Витебской губерний. Часть из них осела на Алтае, на реке Бухтарме. Здесь следует заметить, что старопечатные книги из Беларуси имели широкое хождение на Алтае. География распространения книг показывает, что старообрядческие общины, даже находящиеся далеко друг от друга, имели хорошо налаженные контакты.
Других староверов отправляли ещё дальше: к монгольской границе, в Забайкалье. Их везли туда целыми семьями и родами. Поэтому их здесь называли семейскими или семейщиной. У забайкальских староверов есть ещё также толки темноверцев и калашников. У темноверцев каждый имеет свою отдельную икону, закрытую створками, и молится ей только один. Считается, что если кто другой помолится на неё, то она станет осквернённой. В Забайкалье семейские староверы упорно держали традицию мыть дома снаружи два раза в год: перед Пасхой и перед праздником Покрова Пресвятой Госпожи Богородицы (Прил., рис. 4).
Декабрист И.Д. Якушкин в 1830 году писал в своих «Записках де-кабриста», что за Байкалом проживает около 20 тысяч старообрядцев, которых туземцы называют поляками. По официальной переписи, в конце XIX века 375 бурят состояли в старообрядчестве. В столице Бурятии, в городе Улан-Удэ, создан этнографический музей народов Забайкалья. В его экспозицию входит старообрядческий комплекс, включающий в себя церковь святителя Николы (Никольскую), а также выстроенную типичную улицу односторонней застройки конца XIX – начала XX века. Улица состоит из двухэтажного дома богатого старообрядца Борисова, дома «связи» зажиточного крестьянина Зайцева и дома крестьянина-ремесленника Красикова, построенного в 1861 году в селе Барыкино-Ключи. В огороде расположена кузница, станки для подковывания лошадей и гнутья дуг и полозьев.
Но несмотря на предпринимаемые меры, в Ветке вновь посели-лись люди старой веры. И уже в середине XIX века здесь активно про-водились ярмарки и базары, строились плоты. В 15 верстах от Гомеля в Макарьеве существовал старообрядческий мужской монастырь. Он был основан в середине XVIII века. В 1845 году усилиями архиепископа Антония монастырь принял единоверие и был признан штатным единоверческим монастырём. После упразднения Чонского и Лаврентьевского староверческих монастырей вся церковная утварь и иконы были переданы в Макарьевскую обитель. Только одна риза Тихвинской Богородицы из Чонского монастыря стоила 30000 рублей, а риза Владимирской Божьей Матери – 15000.
Первые проповедники «странничества», появились в Поморье в конце XVII века. Это были соловецкие мятежники-иноки, бежавшие в леса в период опалы Соловецкого монастыря. Затем предположительно появились тверские странники. Идеи и подвижничество странников развил Евфимий, уроженец Переславля–Залесского. В середине XVIII века  он самовольно покинул полк  и долго странствовал по России. Через некоторое время был пойман и пострижен в монахи в Преображенской общине в Москве. Здесь он сблизился со старообрядцами-филипповцами. Их первым духовным лидером  являлся стрелец Фотий Васильев, в монашестве Филипп. Филипповцы отличались от других староверов более радикальными религиозными и политическими взглядами. Они категорически отказывались молиться за царя, строже соблюдали аскетические правила. На северной угрюмой реке Умбе Филипп основал скит, который в 1743 году был окружён царскими войсками. И вместе с 70-ю своими единомышленниками Филипп принял мученическую смерть путём самосожжения. Иными словами, подвижники приняли, так называемое у староверов, «огненное крещение».
Позже филипповцы заняли более умеренную позицию. Из-за этого с ними стал спорить Евфимий. Он не мог принять того, что ещё сравнительно недавно радикально настроенное филипповское согла-сие, возвестившее, что после раскола в России стал царствовать Анти-христ, теперь стало более терпимым к официальной церкви. Многие из них стали проживать в городах. Евфимий сформулировал свои укоризны в тридцати девяти вопросах и направил их в форме послания старцам – филипповцам. Он напомнил им, что в мир пришёл антихрист и что невозможно сохранить «истинную церковь», поддерживая контакты с «антихристовым» миром.
Евфимий считал, что для древлеправославных христиан в нынешних условиях есть только один путь: «не имети ни града, ни сели, ни дома, «таиться и бегати». Для этого необходимо, по его мнению, полностью порвать связи с обществом в виде уклонения от гражданских повинностей, которые являются олицетворением знаков власти Антихриста: военная служба, платежи податей, записи в ревизии, паспорта.
В Пошехонских лесах к Евфимию примкнули первые его восемь учеников. Число сторонников странничества росло медленно. Потому что данный толк отличала самая строгая форма аскетизма, прежде всего, заключающаяся в отказе от собственности и уходе в вечное странствие. Постепенно в Галичских и Ярославских лесах стали воз-никать страннические скиты. Евфимий был большим любителем книг, занимался иконописанием, перепиской книг и сочинительством. Он написал несколько произведений. Наиболее известное из них – «Цветник десятисловный». В этом сочинении содержатся обличения вины и пороков староверов, поддерживающих отношения с царизмом. Представился Евфимий в 1792 году.
Его место заняла бывшая спутница: тверская крестьянка Ирина Фёдорова. Духовным центром странников стало село Сопелки на правобережье Волги недалеко от Ярославля. В своё время Вятко-Двинская дорога была проложена странниками-старообрядцами.
Ярославский крестьянин-старовер Пётр Крайнев разработал си-стему конспиративной сети. По его мнению, по всей стране необходи-мо создать явочные квартиры-пристани. Люди, которые содержали явочные конспиративные квартиры, назывались «жиловыми». Их также ещё называли «странноприимцами», «пристанодержателями» и «христолюбцами». В их домах создавались тайные места для странников: секретные комнаты в центре дома или под двойной крышей, тайные подвалы, двойные стены, чуланы. Некоторые дома соединялись подземными ходами. Для безопасности в дверях устраивалось кольцо, которое тонкой проволочкой соединяли с колокольчиком в подпольной келье или молельне. При опасности пустынники быстро исчезали через подземные лазы. Вместе с тем, «жиловые» давали обет, согласно которому они перед смертью перекрещивались и должны были «уйти в бега», то есть умереть смертью странника: в лесу или чистом поле, под открытым небом. Зачастую они просто оставались сидеть под деревом в лесу в ожидании своего преставления.
Те представители страннического толка, которые странствовали, назывались «истинно православными христианами странствующими» или «мироотреченцами». Свой образ жизни странники строили на основе заповеди: «… дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Послание Иакова 4.4). Вновь вступающий в ряды странников торжественно произносил проклятие царю-антихристу и его слугам. Уничтожал все свои документы и навсегда переходил на нелегальное положение. Странники должны были проповедовать учение о побеге среди мирских старообрядцев.
В случае задержания они предъявляли самодельный паспорт в виде простой бумаги с надписями типа: «Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей» или «Господь защититель живота моего: кого устрашуся?», или «Дан сей паспорт из града Бога вышнего, из Сионской полиции, из голгофского квартала… дан сей паспорт на один век, а явлен в части святых и в книгу животну под номером будущего века записан».
Скрытники, являющиеся разновидностью странников, давали обет молиться и поститься до смерти. Их хоронили не на общем клад-бище «поганом», а в тайные ямы возле скитов или в сараях и погребах без гроба. На тело одевали саван или рогожу. Иногда на общее клад-бище несли пустой гроб с заколоченной крышкой для отвода глаз ми-рян. Места захоронения пустынников не отмечались.
Несмотря на огромные тяготы своего существования, странники сумели обеспечить преемственность поколений. В частности, для этого они покупали у матерей незаконнорожденных младенцев и воспитывали их в своей вере. 
Благодетелями пустынников выступали зажиточные крестьяне-староверы и мельники. Их называли «последователями». В странническом движении активно участвовали многие люди, живущие в миру, исполнявшие государственные повинности и даже состоявшие на государевой службе. Но, естественно, они тщательно скрывали свою принадлежность к староверию.
У странников в качестве духовной и религиозной литературы очень ценились сборники выписок, необходимые для споров по дог-матическим вопросам. В этих сборниках воспроизводилась вся догма-тико-богословская и нравственная основа согласия. Также такой ком-пактный сборник мог быть всегда при себе и без затруднений использован в дискуссии. Его можно было спрятать у себя при аресте. Среди пустынников большим авторитетом пользовалась книжица «Скитское покаяние». В XVI-XVII веках далеко не все древлеправославные христиане знали о её существовании. «Скитское покаяние» – это покаянная молитва к Богу, предназначенная для келейного употребления. Позже эта книга была издана специальным малым форматом. Странникам пришлись также по душе иконы-складни медного литья, которые отличались малым размером и большой прочностью. Практически складни позволяли иметь при себе компактный иконостас. Особо ценными из них считались поморского литья. Они были высокого качества и инкрустированы эмалью различных оттенков (Прил., рис. 6).
В 1809 году полиции и царским войскам удалось найти несколько скитов староверов-странников. Их стали выселять в Тюмень и на Алтай. В связи с этими событиями старообрядцы страннического толка перешли на полную конспирацию и стали почти недосягаемы для царских ищеек. В Сибири, на Алтае, некоторые кельи были выдолблены в высохших кедровых деревьях. Так, в 1836 году возле деревень Усть-Юба, Каличи и Тавда был в таком дупле найден схимонах Паисий. На нём были надеты железные вериги, власяница, погребальная схима. Здесь также хранился небольшой деревянный сосуд и причастие.
Впервые правительство стало систематически изучать странни-чество в 1848 году. Первыми исследователями явились чиновники Министерства внутренних дел: В. Алябьев, И. Липранди и И. Синицын. В частности, И. Липранди являлся председателем комиссии по делам раскольников и скопцов (1941–1853). В этот период жандармы в Ярославской губернии вышли на след шайки разбойников. Их главарь оказался родом из села Сопелки – духовного пристанища странников. В связи с этим здесь были проведены неожиданный обыск и облава.
В результате случайного стечения обстоятельств были обнаружены и тайные убежища странников. Вот что написал один из членов комиссии, присланной из Петербурга для расследования «Сопелковского дела»: «Дом пристанодержателя состоит из бесчисленного множества дверей, ходов, подполий, келий, сообщающихся в разных направлениях с другими кельями, с собственно домом, с огородом; есть подземные ходы к соседу или на вспаханное поле, и всё это имеет целью способствовать побегу скрывающегося; он неуловим для человека, не изучившего тща-тельно эту остроумно придуманную и ломаную архитектуру… В Сопелках я видел большой дом, построенный в виде лабиринта и состоящий из множества келий и ещё большего числа ходов и выходов; видел следующие тайники: в стене вделан шкап, которого полки заставлены большими горшками; подняв нижнюю полку, открываешь щель, ведущую в довольно обширную подземную комнату» . Комиссия по «сопелковскому делу» работала более двух лет. В результате несколько десятков странников были схвачены и сосланы в Сибирь и на Кавказ.   
В начале XIX века в среде странников возник новый уклон, запре-щающий принимать подаяние деньгами, так как на них изображён знак Антихриста, то есть герб государственной власти. Вдохновителем этого направления был Иван Петров – выходец из Костромской губернии. Данный толк староверов-странников стал называться безденежным.
В 20-е годы XIX века среди странников распространилась прокламация «Разглагольствования тюменского странника», написанная Василием Москвиным. Он напоминал о числе 666 и предсказывал скорую битву с царством Антихриста. После победы над ним на берегу Каспийского моря, писал Москвин, будет возведен град Новый Иерусалим. Эти пророчества были настолько убедительными, что вскоре многие странники устремились в обширные астраханские степи поближе к устью Волги. Здесь они могли успешно укрываться от царских войск и полиции.
В этих отдалённых местах странники сблизились с калмыками-буддистами и их ламами. Каждый год ламы совершали паломничество в столицу Тибета Лхасу. Они шли туда только им известными тропами через Памир, Гиндукуш и Гималаи к Шамбале и другим сакральным местам. Исследователи уточняют, что через земли калмыков шли две тайные тропы в Тибет. Одна вела через Юлдузы в область Кукунор и дальше. Вторая – через Монголию на Ургу и затем обычным путём в Тибет.      
Н.К. Рерих тепло отзывался о калмыках. Он также отмечал их необычное широкое расселение: «Странна судьба калмыков. Народность рассеяна самым непонятным образом: в Китайском Синьцзяне олеты занимают Илийский Край, торгоуты – Карашар, хошуты – Джунгарию.  Ойраты –
в Монголии, дамсоки – в Тибете. Калмыцкие улусы рассыпаны также по Кавказу, Алтаю, Семиречью, Астрахани, по Дону, около Оренбурга» .
Калмыков, как и староверов, ценят за твёрдость слова. Со време-нем между староверами и калмыками сложилась определённая ду-ховная близость, которая в значительной мере была обусловлена их похожей судьбой. С начала XVII века калмыки, теснимые китайскими войсками, стали покидать Западную Монголию и перебираться на юг России: в низовья Волги и Яика. С этой целью многие калмыки (ойра-ты) с 1608 года по 1657 год получили соответствующее разрешение на переселение из Москвы. Калмыки надёжно стали охранять южные границы России. До 1771 года в Нижнем Поволжье существовало Калмыцкое ханство . Но постепенно продажные царские приставы стали притеснять и угнетать мирных калмыков. Гордый народ не стал пресмыкаться перед коррумпированными чиновниками. В 1771 году калмыки договорились с китайским правительством. Под предлогом перекочевывания они вплотную приблизились к берегу Яика, и неожиданно тридцать тысяч кибиток перешли на другую сторону и потянулись по киргизской степи.  Из 170 тысяч калмыков около 100 тысяч человек не дошли до родных мест, «пали жертвою меча или болезней и остались в пустынях Азии в пищу зверям или уведены в плен и распроданы по отдалённым странам в рабство» .
Со временем староверы-странники также стали участвовать в па-ломнических походах на Тибет. Следует отметить, что староверы первыми из русских проникли глубоко в Западный Китай и Тибет. Походы и путешествия старообрядцев были подтверждены первопроходцами-исследователями П.К. Козловым, Н.М. Пржевальским, М.В. Певцовым и др. В этой связи следует заметить, что на Алтае в некоторых староверских моленных находили на стенах изображение красной чаши, которое является одним из символов буддизма. Также у староверов стариковского согласия на Алтае и у буддийских священнослужителей в качестве индивидуальной посуды использовались деревянные чаши, вырезанные из берёзовой чаги или комля. В староверческих сёлах на Алтае встречаются рушники с красно-чёрными вышитыми изображениями сквозных субурганов, символизирующих контакты с буддизмом. 
Во время царствования Николая I (1825-1855) особенно жёстко преследовались староверы и евреи. В этой связи в страннической ру-кописи сохранилась запись: «Мы же видим яко от века такого татя и губителя душ человеческих не бывало: чрез что человек мыслит спа-стися, чрез то паче погибает ради лестных его коварствий» .
К 1850 году о существовании страннического движения узнало царское правительство. Сразу начались репрессии. Властям удалось разгромить основные пустыннические центры. Часть странников, предки которых в своё время были высланы на Алтай из Беларуси и Прибалтики, вернулась обратно. Приблизительно в это же время сре-ди староверов нашла широкое распространение идея о Беловодье. Бе-ловодье – это страна свободы, где нет гнёта и притеснений, и царит справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спа-сение всего будущего человечества.
Н.К. Рерих считает, что идею о Беловодье, где лежит центр учения жизни, сообщили староверам калмыки и монголы. Они крепко ценили в старообрядцах их стремление и волю твёрдо держаться благочестия и старой веры. Первые сведения о поисках староверами Беловодья относятся к 1825-1826 годам.
В первой четверти XIX века в различных регионах проживания староверов распространяются рукописные списки небольшого сочи-нения «Путешественник». В нём рассказывается о далёкой стране Бе-ловодье, а также описывается маршрут продвижения к ней: от Моск-вы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул и Бийск в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон.
В фольклорных пересказах Беловодье называют как долину реки Бухтармы. В период осенне-весенних дождей вода в Бухтарме стано-вится молочно-белого цвета из-за размыва известковых пород в её притоках: реках Берель и Белая (Аксу). Старовер В.Л. Сидоров из села Коробиха написал стихотворение на эту тему:

Меж высоких хребтов – Беловодье
У притоков реки Бухтармы
Расселились народы свободы
Староверы российской земли…

Староверы, искавшие Беловодье в 1840 году в количестве 130 человек, пришли на юг пустыни Гоби, на озеро Лобнор. Здесь они обосновались, построили посёлок. С местными общались с помощью казахского языка. Археологи считают этот район одним из самых важных в археологическом плане на земле. Считается, что озеро Лобнор меняет место своего положения. Вместе с тем, его окрестности были сильно засолены, небольшие тополевые леса сосредоточены лишь в оазисах. Эти места мало напоминали Беловодье.
В 1927 году были записаны сведения от Д.П. Зырянова, родствен-ники которого принимали участие в 1861 году в походе бухтармин-цев-староверов в Беловодье: «Но немного им и осталось дойти-то… Дальше идёт море глубокое, и на том берегу стоит крепость страшная, и живут в ней праведники, сохранившие веру истинную, бежавшие от бергальства, от солдатства. Попасть к ним можно, перейдя это море, а по морю вывешена дорога фертом , лошади по брюхо, на одни сутки пути. Слух идёт, что сейчас живут они там и хранят древнее благочестие» .
Сибирский исследователь А.Н. Белослюдов в 1914 году опросил одного из участников похода алтайских бухтарминцев в Беловодье, предпринятого в 1861 году, Ассона Емельяновича Зырянова и сделал вывод: «В настоящее время на Бухтарме уже не верят в существование Беловодья, хотя ещё не редкость встретить старика, который, свято веря, расскажет вам, что на Беловодье, на море, на островах живут святые люди, что если попасть туда, можно живьём сделаться святым и взойти на небо; добавит даже, что святых людей видели ходившие на Беловодье; святые люди верхом на конях по водам подъезжали к ним и звали, но кони ходивших на Беловодье тонули, и святые люди уезжали обратно» . В этой связи у многих староверов было твёрдое убеждение, что далеко не каждому дано попасть в Беловодье: «надо, чтобы чиста была душа».
По мнению Н.К. Рериха, алтайские староверы также предполага-ли, что Беловодье находится в районе Гималаев. В этой связи они пы-тались искать Беловодье и в Афганистане, и в Индии. Когда Н.К. Рерих в 1926 году побывал на Алтае, то он узнал, что целая группа староверов отправилась на поиски священного места ещё шесть лет тому назад и обратно пока не вернулась.
Известно путешествие алтайских староверов под руководством братьев Бобровых: Семёна и Хрисанфа. Они выступили из Бухтармин-ской долины с семьями. Отряд ехал верхом и был вооружён. Бобровы смогли перейти горы Алтынтаг и пересечь Цайдам в Северном Тибете. Староверы ходили также и в Монголию. 
Странники имели при себе особые потаенные карты. Они были написаны сложным зашифрованным языком, и поэтому полиция не могла их прочитать. В этих картах реальные географические названия переплетались с мифическими и былинными. В своё время Николай Рерих в своей книге «Алтай – Гималаи» процитировал один страннический маршрут о дороге в Беловодье через Алтай:
«Через Кокуши горы. Через Богорше. Через Ергор по особому хо-ду. А кто пути не знает, тот пропадёт в озерах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят. На конях по особым ходам по Ергору. Или было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ро-стом высокая. Станом тонкая. Лицом темнее, чем наши. Одета в дол-гую рубаху, как бы в сарафан» .
Алтайские староверы также вспоминали: «Много народу шло в Беловодье. Наши деды тоже ходили. Пропадали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там и пришлось вернуться. Много чудес они говорили об этом месте. А ещё больше чудес не позволено им было сказать». 
В конце лета 1930 года в тех краях произошёл загадочный случай, описанный советскими чекистами. В безлюдных и глухих местах там, где сходятся границы Киргизии, Казахстана и китайской провинции Кашгар маневренный отряд красноармейцев преследовал остатки отряда Курбаши Джантая. Неожиданно они вышли через узкий проход между отвесными скалами в обширную долину. В ней «правее и ниже, стоял самый настоящий город. Не какой-то убогий кишлак, не райцентр – именно город, в длину и ширину не менее парочки вёрст» . Это был город, «не походивший ни на кашгарские, ни на китайские, ни на Бухару или Самарканд» .
Но город оказался безлюдным. Он был обнесен стенами, сложен-ными из длинных каменных блоков и башнями в виде высоких усе-чённых конусов с зубцами. Перед воротами, по обе стороны, стояло два огромных  каменных быка.
Но самое интересное заключалось в том, что по всем научным и географическим сведениям в этих местах не могло существовать та-кого большого населённого пункта. С отрядом был опытный провод-ник. Он пожал плечами: «Знать не знаю… В жизни не слышал ни про какой город… Если бы тут жили, про них обязательно бы знали старики или охотники. Старики и охотники всё знают. А про такое никто ничего не знает…» .
Чтобы опровергнуть предположение о мираже, командир отряда выстрелил три раза из карабина по каменному быку. Все видели, как три пули выбили крошку из быка. Всё было реально. Только вот больше известий или сведений об этом городе не поступало.      
Старообрядческий поэт Николай Клюев, рассуждая о русской Шамбале – Беловодье, говорил о некой «золотой тропиночке» с Со-ловков на Алтай и далее на Тибет. Он считал эту тайную дорогу осью жизни русского народа и, что проложили её староверы, сохранившие глубокие традиции истинного народного верования. В своей неокон-ченной поэме «Песнь о великой матери» Н. Клюев, убедительно опи-сывая тайное собрание староверов-пустынников в 20-30-е годы ХХ века, упоминает о «бабе с лестовкой буддийской»:

И вот под оловом луны,
В глухой бревенчатый тайник
Сошёлся непоседный лик:
Старик со шрамом, как просека,
И с бородой Максима Грека,
В веригах богатырь-мужик,
Детина – поводырь калик
По прозвищу Оленьи Ноги,
Что ходят в пуще без дороги,
И баба с лестовкой буддийской .

Данной строкой он подчёркивает близость старообрядчества к буддизму. Ведь в Древней Руси у старообрядцев в молитвах исполь-зуются лестовки. Лестовки – это тип чёток, означающий «лестницу» духовного восхождения от Земли на Небо. На лестовке располагаются ступени или бобочки. Они помогают молящимся считать количество прочитанных молитв и поклонов.
Лестовка у староверов беспоповцев делится на четыре неравных отрезка. Начинается она сначала тремя малыми ступеньками. Затем проходит гладкий промежуток без ступенек. Он символизирует Зем-лю. «От Земли до первой «великой» ступени насчитывается 17 про-стых ступенек, которые символизируют 17 пророков Ветхого Завета, чьи пророчества читаются на Рождество, Богоявление (Крещение) и в другие праздники. Далее между двумя «великими» ступенями идут 33 простые ступеньки, означающие 33 года земной жизни Христа. Между второй и третьей «великой» ступенью находится отрезок, насчитывающий 40 простых ступенек. Это число – сорокадневный пост Христа. Это также число недель, которые Богородица носила во чреве Христа . Ещё на лестовке добавляется 12 простых ступенек, которые означают 12 апостолов. Затем идёт гладкий промежуток и после добавляется ещё последние три ступеньки. Всего в сумме получается 108 ступеней.
Интересно, что количество ступеней в лестовках совпадает с количеством зёрен в буддийских чётках – 108. В буддизме это число святое: наставления Будды (буддийский канон) состоит из 108 томов, при больших службах в буддийских храмах зажигают 108 лампад, для Будды составляли гороскоп 108 индийских браминов-астрологов (Прил., рис. 5).
Участие староверов в паломнических походах на Тибет сначала вместе с калмыками, а затем и самостоятельно, повышало их интерес к буддизму. Следует заметить, что буддисты Тибета в отличие от аф-ганцев и кашмирцев никогда не убивали путешественников.
В 1922 году знаменитый русский художник-гуманист и исследо-ватель Николай Константинович Рерих в Нью-Йорке организовал тайное общество «Всемирный Союз Западных Буддистов» (ВСЗБ).
Он также возглавил материнскую ложу «Орден Будды Всепобеждаю-щего». Данное общество установило связь со схожими организациями: в Советской России – «Единое Трудовое Братство» (ЕТБ) и в Красной Монголии – «Великое Братство Азии». «Великое Братство Азии» – самая влиятельная организация из существовавших на Востоке. Кроме Монголии, она охватывала Непал, Западный Китай, Афганистан, Ладакху и Сикким. Представители этого братства входили в ближайшее окружение Далай-ламы и Таши-ламы.
Староверы-странники и голбешники, особенно проживающие в Западном Китае, находились в самом тесном контакте с «Великим Братством Азии» (ВБА). Многие из них непосредственно входили в состав Братства. В свою очередь, эти староверы через своих посредников старообрядцев-странников тайными тропами поставляли важную информацию о сокровенном знании в Россию, а оттуда и на земли Беларуси. Староверы вместе со своими духовными братьями-буддистами были уверены, что в будущей битве с Антихристом важно овладеть сокровенным знанием.
В Советской России тайное общество «Единое Трудовое Братство» создал А.В. Барченко. Он работал научным сотрудником в Институте мозга. Координировал деятельность общества Г.И. Бокий – начальник спецотдела ОГПУ. Под его личным контролем в ОГПУ работала специальная парапсихологическая лаборатория. По линии общества (ЕТБ) стала готовиться экспедиция в Гималаи на поиски Шамбалы. Она  должна была побывать в Афганистане, Индии, Синьцзяне и Тибете. На расходы экспедиции, по личному распоряжению Ф. Дзержинского, было выделено около 100 тысяч рублей (по тогдашнему курсу –
600 тысяч долларов). Однако в 1925 году по инициативе наркома Чичерина экспедиция была отменена. Позже, в 1937 году, все члены «Единого Трудового Братства» были расстреляны, в том числе и Г.И. Бокий.
В это же время (и также на поиски Шамбалы) другую экспедицию на Тибет готовил Н.К. Рерих, предполагавший, что учение Шамбалы позволяет овладеть высшими силами, скрытыми в человеке, и соединить их с космическими энергиями. На щеке у Николая Константиновича родинки образовали в точности созвездие Малой Медведицы. Такой знак в буддизме означал принадлежность к высшей иерархии.
Н.К. Рерих считал, что буддизм Тибета играет роль объединяю-щего начала для всех главных религий и культур нашей планеты. Он писал, что: «Навершия буддийских знамен составлены из крестовид-ного копья, диска, полумесяца и лепестков лотоса…». А «на иконах и священных украшениях Тибета часто горит драгоценными камнями изображение рыбы – священный знак, такой же, как на стенках рим-ских катакомб» . В буддистских культах часто можно увидеть изображение чаши с пламенем. Такая же чаша с огнём отчеканена на древнееврейских шекелях времён Соломона.
В тибетских монастырях странники получали секретные знания. Они записывали их на деревянных дощечках острым ножом. Секрет-ное учение называлось Дюнхор-Калачакра. Деревянные дощечки с учением странники доставляли в леса Алтая, в глухие места Костром-ской, Ярославской губерний, а также и в Поморье. Странникам при-шлось по душе учение буддизма, и они приняли его доктрину. Наибо-лее активно проповедовал буддизм в костромских лесах старец Ники-тин. Староверы-странники приняли буддизм тибетцев, так как им было очень близко их бессеребренничество, их секретные знания о будущей очистительной войне, их учение о Солнце, его ритмах и системе развития человека. Тибетцы также, как и староверы, не приемлют никакого притеснения и угнетения. У буддистов и староверов – низкое горловое пение в религиозных обрядах. И те, и другие любят в храмах благовоние. Их объединяют также аскетизм и суровая простота жизни духовных лидеров старообрядчества и тибетских лам. Иноки в скитах на русском Севере и тибетские пещерники спасали свои души в молитвах, в безмолвии и созерцании.
Будда понимал ничтожество власти и отрицал собственность. Он говорил: «Идите, нищие, несите спасение и благо народам» . На Тибете утвердился благородный принцип: там, где нет богатства, там нет и бедности; просто живут люди. Зато на Тибете много поют и улыбаются. И там удивительно чувствуют собеседника. Вы только подумали, а тибетец уже обозначил вашу мысль соответствующим жестом или другой реакцией.
На Тибете были уверены, что Исус здесь бывал. Ламы и просто буддисты благоговейно и трепетно относятся к Исусу Христу. Н.К. Рерих вспоминал: «В Лехе мы опять встретились с легендой о пребывании Христа. Индус почтмейстер Леха и некоторые Ладакцы буддисты говорили нам, что в Лехе находился недалеко от базара пруд, и теперь существующий, около которого росло старое дерево, под которым Христос говорил проповеди перед своим уходом в Палестину» . На Тибете Исуса Христа называют – Исса. В старообрядческих книгах среди имён святых встречается царевич Иософат. Так в древности на Руси называли Будду .
В 20–30-х годах ХХ века и ранее много говорили о существовании древней науки Агарты, которая считалась универсальной. Говоря о месте нахождения центра этой науки, обычно указывали стык границ Китая, Северно-Западной Индии и Афганистана. Здесь, видимо, речь идёт о высшем мистическом центре «Шамбала». По историческим сведениям, некоторые староверы-странники хорошо знали тайную тропу в это место.
Считается, что изучить древнюю науку Агарты – Шамбалы могут не все. К таким людям, прежде всего, относятся личности, свободные от эгоизма, зависимости от частной собственности, политических, классовых и религиозных принципов и воззрений. Их деятельность, как правило, направлена на нравственное самосовершенствование с пониманием ими общего единения со Вселенной.
Будда говорил: «Корень зла есть незнание истины». Истинное знание может быть достигнуто только личным совершенствованием. Улучшение каждого человека будет способствовать улучшению мира в целом. В этой связи Ян Амос Коменский, чешский мыслитель
XVII века, выдвинул свои пансофические идеи о всеобщей мудрости. Мудрый человек, подчёркивал Коменский, всегда предпочтёт лучшее худшему. Поэтому главное, чему нужно учить детей в школе, – муд-рость. Он также говорил, что можно быть мудрым уже и в 20 лет и со-вершенно не мудрым в пожилом возрасте. Всё зависит от степени личного самосовершенствования и, в частности, от следования запо-веди: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Староверы-странники первыми из русских получили знание о реинкарнации. В принципе, они приняли, что именно с этим знанием жизнь приобретает смысл и гармонию. Движение человека к счастью – есть стремление к Высшим Знаниям устройства Вселенной. Именно Высшие Знания открывают путь к Бессмертию.
Староверы принесли из Тибета в Россию (прежде всего, в Ко-стромскую губернию) деревянные стелы-столбики и дощечки с мон-голо-тибетскими идеограммами. Идеограмма – письменный знак, со-ответствующий не звуку речи, а целому слову. Они говорили, что зна-ки на дереве содержат сокровенное знание, необходимое всему чело-вечеству, а также призывают учёный мир к научному собору. Эти зна-ки староверы-пустынники тщательно скрывали от властей в секрет-ных скитах, расположенных в дремучих пошехонских лесах .
С середины XIX века на странников начались широкомасштабные гонения, в том числе, в их главных центрах-общинах в Поморье и на Алтае. Будда однажды сказал: «Лампада, перед тем как погаснуть, начинает чадить». Это очень содержательное высказывание можно вполне отнести к ситуации сильнейшего давления власти на старове-ров в преддверии её краха в 1917 году.
Странники получали поддержку и понимание у староверов-кержаков, проживающих в районе столицы Западного Китая – Урумчи, на Монгольском Алтае. Кержаки в своих деревнях проживали закрыто и тихо. В одном селе, как правило, было 50-60 дворов. Они полностью сохраняли свои обычаи. Старались сторониться от «мирских». У них существовал полный отказ от водки и табака. Кержаки занимались пчеловодством, скотоводством, рыболовством и пушниной.
На Урале, Алтае и в Восточной Сибири странники тесно сотрудничали со старообрядцами часовенного согласия. В период царствования Николая I группа старообрядцев-беглопоповцев, живших в районе
Витебска, отказалась от иереев и заменила их наставниками или уставщиками (из мирян). Богослужения они стали проводить не в моленных, а в часовнях. Отсюда и название согласия – «часовенные» или «стариковские». Практически часовенные трансформировались из поповцев в беспоповское согласие. В 1903 году на территории Екатеринбургской епархии проживало около 33 000 часовенных, а в 1912-м – уже более 50 000. Во второй половине XIX века, с усилением репрессий, часовенные перемещаются на восток от Урала, в том числе, и на Енисей.
После революции 1917 года многие из них бежали в Китай: в провинции Синьцзян и Маньчжурию. После провозглашения КНР и позже, после культурной революции, большинство часовенных эмигрировало в Австралию, Новую Зеландию и Южную Америку. В 1960-е годы некоторые из них переехали из Бразилии в США, а в 1970-е годы часть таких старообрядцев переселилась в Канаду.
На Енисее часовенные проживали в относительном спокойствии до 1951 года, пока не началась хрущёвская атака на религиозность. Войска МВД с применением авиации и миномётов уничтожили большинство скитов часовенных в этом регионе. Над ними и странниками стали массово проводиться показательные суды, как над «сектантами».
Ко времени революции сохранились такие основные беспопов-ские толки, как поморский, федосеевский, филипповский, спасовский, страннический и часовенное согласие. По данным официальной ста-тистики, до революции число беспоповцев составляло 1211246 чело-век. В реальности их было намного больше. Наиболее крупными тол-ками были поморский и федосеевский.
Поморская старообрядческая церковь объявила, что добровольно приходящих в церковь не изменяет, а принимает. Под влиянием различных обстоятельств в поморство переходят и некоторые странники.
«До революции одних только «истинно православных христиан странствующих» (то есть, принявших постриг) было 4385 человек. Число «странноприимцев» и «христолюбцев», живущих в «миру» было ещё больше» . Скорее всего, эти цифры – весьма условны и не соответствуют истинному числу странников, которых невозможно было переписать в силу глубокой конспирации. Только в странничестве руководители и лидеры пользовались непререкаемой властью и авторитетом.    
В 1905 году писатель М.М. Пришвин написал следующие строки, путешествуя по Поморью: «В глухих ещё не тронутых топором лесах Архангельской губернии, в этих «пустынях» живут поодиночке в маленьких избушках или же небольшими группами пустынники, которые называются здесь скрытниками, или странниками. Полесник (местный житель, охотник) иногда наткнётся на такую избушку в лесу у озерка, постучится, войдёт. Живёт старичок или старушка, висят тёмные образа, старинные книги лежат на полочке, у стены – кровать. Бывает и несколько избушек, иногда маленький огородик, где растёт картофель. Полесник летом отдохнёт у избушки, зимой обогреется. Он хорошо знает, что у этих людей нельзя спрашивать, кто они и откуда. Но по здешним местам это даже и не удивит никого. Живут себе люди, скрываются, спасаются» .
Староверы-странники в своё время проявили резко отрицатель-ное отношение к самодержавно-крепостническому строю, а позже они оказались яростными противниками социалистического государства. Уже в период революции 1905 года старообрядческие общины решительно заняли монархические и контрреволюционные позиции. Наиболее принципиальную и радикальную сторону приняли староверы страннического толка. На своих сборах в Ярославле и Вичуге странники решили «относиться с уважением к царю», а всяких «крамольников» (то есть, революционеров и забастовщиков) считать своими врагами. С 1906 года стала издаваться старообрядческая «Народная газета» с приложением «Голос старообрядца».
В 1922 году в связи с изменившейся военной и социально-экономической ситуацией руководство старообрядчества заявило о своём отказе от прежних антиреволюционных действий. Однако это не относилось к странникам. В 20-е годы ХХ века один из лидеров странников Александр Васильев (отец Арсений) организовал в городе Данилове Ярославской области тайную школу-интернат для подготовки начётчиков. В этой школе был создан рукописный сборник «Универс», предназначавшийся как пособие для ведения споров с атеистами.
В 1943-1947 годах были обнаружены подпольные группы стран-ников в Оренбургской, Ярославской, Челябинской, Пермской, Воло-годской, Свердловской и Томской областях, в Краснодарском крае, Ка-захской и Узбекской ССР. В 1964 году была раскрыта организация странников в Казахстане и Узбекистане во главе с «верховным пре-имущим» Варлаамом Перевышиным.
Миграционные процессы были свойственны странническому толку и после революции и после второй мировой войны. Их проявление наблюдали на территориях всех союзных республик ССР, за исключением Армении, Азербайджана и Таджикистана.    
В 1965 году экспедиция Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС провела исследование скитов странников в районе Томско-Чулымской тайги.  Здесь они имеют огороды, но главным источником доходов является сбор ягод, грибов и кедровых орехов. Экспедиция установила, что среди странников укрывались некоторые лица, «имевшие для того достаточно веские причины». Также были обнаружены следы тайного ночлега (без костра) и тайные склады со старопечатными книгами, компасами, часами, одеждой и запасом продуктов.
После войны наблюдается активность старообрядчества в Бела-руси в связи с притоком верующих из Прибалтики, Молдавии и Буко-вины. Однако к 60-м годам XX века наблюдается общий спад религи-озности. Сказались действия огромной пропагандистской машины и преследования со стороны государства. За годы советской власти по сравнению с дореволюционным периодом количество согласий и толков старообрядцев сократилось более, чем в три раза. 
Лишившись основных центров поддержки в середине ХIX – нача-ле ХХ века в Поморье и в Сибири, странники обратили своё внимание на Беларусь, особенно на её северную часть, откуда, по сути, и про-изошли часовенные. Им также было известно, что по старинным пре-даниям среди староверов недалеко от Полоцка существует место «очищения души». Говорят, что сокровенные сведения и знания о нём хранились в рукописях в Выгорецкой киновии и Соловецком мона-стыре, но из-за известных трагических событий они были сожжены и бесследно исчезли. К этому времени на Витебских землях уже суще-ствовала мощная старообрядческая община староверов поморского согласия, перенявшая лучшие традиции Поморья и Соловецкого мо-настыря. Она всегда была готова оказать помощь и приют своим ду-ховным братьям-странникам. Пустынники и скитники особенно по-читались старообрядцами за их бессеребренничество, строгость и ас-кетизм в соблюдении веры. В этой связи можно привести реальный пример, иллюстрирующий бренность власти, знатности и богатства перед временем и вселенной, приведённый К.Н. Рябининым: «неза-долго перед европейской войной в Островках под Петербургом было вскрыто неизвестное кладбище, причём обнаружено погребение, судя по вышитым на камзоле звёздам, вельможи высшего класса екатерининского времени. Но вся видимая знатность вельможи не защитила его от абсолютного забвения – так никто и не мог установить, кому принадлежала эта могила . С позиции известного мыслителя Августа Аврелия этому случаю можно дать временную оценку: настоящее прошедшего. Аврелий утверждал, что правильнее не называть времена – прошедшее, будущее, настоящее, а говорить так: «настоящее прошедшего», «настоящее настоящего» и «настоящее будущего».   


Рецензии